МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постановка задачи

Психологическое тестирование все шире и шире используется в различных сферах общественной практики. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности человека определяют его успех или неуспех в конкретных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученная таким способом информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Прием на работу и распределение персонала внутри предприятия - тоже одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие некоторыми видами деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить эти ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможны будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тесты выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.

Стремительный рост технического и программного обеспечения компьютеров, развитие новых информационных технологий открывает широкую перспективу для проведения исследований в области психологической диагностики. Разрабатываются компьютерные версии психодиагностических методик, чтобы облегчить специалистам процесс сбора, хранения и обработки информации.

Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

В целом, опыт работы с компьютерными версиями психодиагностических методик позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом, благодаря использованию автоматизированных тестов:

- повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

- предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций;

- повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателей;

- возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;

- возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

- возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы "утраты" психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью "ручных" тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

В ходе дипломного проектирования, группой математической обработки и моделирования, была поставлена задача по разработке и внедрению программного модуля для обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона. Разрабатываемый модуль предполагает наличие процедуры проверки психологического благополучия и мотивационной сферы личности.

Функции, возлагаемые на проектируемый модуль:

- автоматизация процессов тестирования, обработки и хранения полученных результатов;

- обеспечение достоверного результата, т.е. по мере прохождения тестируемым психологического теста, автоматически формируется результат;

- исключение ошибок, которые возникают при ручном методе обработки результатов;

- возможность специалистам, используя выдаваемые программой результаты, самостоятельно выдавать психодиагностическое заключение с учетом индивидуального психологического состояния тестируемого;

- осуществление возможности отслеживать изменение психологического состояния обследуемых и пополнение базы данных;

- проведение сравнительного анализа при повторных тестированиях.

2.2 Актуальность обследования работников предприятий региона

Институт занимается обследованием работников предприятий с вредными и специфическими условиями труда. Установлено, что при стаже 10 лет работы на этих предприятиях, доля лиц с симптомом тревоги и депрессии увеличивалась в 3,6 раза, с симптомами редукции профессиональных обязанностей и расширения сферы экономии эмоций - в 2 раза. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) приводящий к утрате психического и соматического здоровья, угрожает качеству трудового потенциала промышленных предприятий. СЭВ различной степени выраженности, формируется под влиянием напряженного высокоинтеллектуального труда в условиях дефицита времени и высокой ответственности за результаты работы (Рисунок 1).

Рисунок 1. Фазы синдрома эмоционального выгорания у работников

Между уровнями личной тревожности и риска нарушений здоровья установлена прямая корреляционная зависимость. Состояние тревоги можно рассматривать как функцию стресса, которому подвергается индивид, поэтому было проведено изучение уровней тревожности у работающих и учащейся молодежи. Установлено, что большинство обследованных лиц (78% потенциальных работников и 82% работающих) имеют низкий и умеренный уровни личной тревожности. При этом доля практически здоровых среди них достоверно выше (60 против 18% у студентов, 60 против 34% у работников) (Рисунок 2) [4]. Лица, отличающиеся высоким уровнем личной тревожности, имеют более высокие уровни риска по целому ряду нарушений, которые можно считать психосоматическим.

Рисунок 2. Уровень личной тревожности потенциальных работников и работающих

Анализ результатов медицинских осмотров будущих рабочих и специалистов показал, что практически здоровыми являются 58 % учащихся ПУ и 60% студентов. Высокий риск утраты здоровья имеют 27 и 22 % соответствено [5]. У 15% обследованных учащихся и 18% студентов наблюдается риск патологии (Рисунок 3). В структуре рисков преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, эндокринные и в том числе неврологические нарушения.

Рисунок 3. Результат медицинских осмотров будущих рабочих

Изучение активности жизненной позиции работающих и учащейся молодежи в сфере труда и отношения их к работе как таковой демонстрирует более благоприятную ситуацию у потенциальных работников. Так, только 50% работни­ков занимают активную жизненную позицию, считая, что добиться чего-либо в жизни, можно только упорно работая. В то же время такая позиция характерна для большинства потенциальных работников (83% студентов и 65 % учащихся). Пассивные настроения в сфере трудовых отношений характерны для 41% работников и наиболее распространены в среде рабочих [4]. Обследованные связывают достижения успехов в жизни с тем, насколько предприятие будет улучшать их жизнь и в связи с этим намерены требовать реализации своих прав. Доля «боязливых» работников, живущих пол страхом потерять работу, сосредоточенных на самосохранении составляет 9% . Доля таких лиц среди учащейся молодежи так же мала (3 и 7% среди студентов и учащихся ПУ). Следует отметить, что «боязливые» молодые люди достоверно чаще имеют высокий риск нарушений здоровья (35%) (Рисунок 4).

Рисунок 4. Результат изучение жизненной позиции потенциальных работников и работающих

Американская исследовательница, доктор психологии К. Рифф создала собственную теорию, базисом которой послужили основные концепции, связанные с понятием «психологическое благополучие» и относящиеся к проблеме позитивного психологического функционирования. Подобный подход позволил ей обобщить и выделить шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. К. Рифф считает, что выделенные ею компоненты интегрируют в себе различные структурные элементы различных психологических теорий. Например, такой компонент, как самопринятие, включает в себя не только самоуважение и позитивное самоотношение, но и признание своих достоинств и недостатков, включенное в концепцию индивидуации.

Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, следует отметить, что оно также предполагает сравнение с нормой, эталоном, идеалом, но эти нормы присутствуют в сознании самого переживающего человека. Таким образом, психологическое благополучие - это некий вариант самооценки, самоотношения.

Описанная теория послужила базисом, на основании которого был создан оригинальный метод психотерапии (well-being therapy), a оригинальный опросник «The scales of psychological well-being» (Шкалы психологического благополучия) получил широкое признание и активно применяется в научных исследованиях, связанных с изучением различных сфер психологического благополучия. В настоящий момент достаточно изучены зависимости психологического благополучия от пола, возраста, культурной принадлежности.

Психологическое благополучие как целостное субъективное переживание имеет огромное значение для самого переживающего человека, поскольку связано с базовыми человеческими ценностями, а также с такими обыденными понятиями, как «счастье», «счастливая жизнь». Согласно Э.Динер, психологическое благополучие не может быть оценено из позиции внешнего наблюдателя, поскольку напрямую зависит от системы внутренних координат самого носителя данного переживания.

Учитывая, что личность в гуманистической психологии характеризуется как одновременно и актуальное, и потенциальное, как «открытая система», как «проект», как некоторая возможность, которая бывает не всегда реализована, опираясь на теорию К. Рифф, психологическое благополучие личности следует понимать как достаточно сложное переживание удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Учитывая, что существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он может и хочет быть, выделяют актуальное психологическое благополучие и идеальное психологическое благополучие.

Актуальное психологическое благополучие понимается как переживание, характеризующее отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, отражающее степень реализованности в индивидуальном бытии основных компонентов позитивного функционирования личности, степень удовлетворенности своим становлением [5]. В таком случае идеальное психологическое благополучие характеризует потенциальные аспекты функционирования личности, степень направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования.

Идеальное психологическое благополучие следует рассматривать как «планку», по отношению к которой может наблюдаться динамика (ситуативная, возрастная и т.д.) степени выраженности каждого из компонентов актуального психологического благополучия. Кроме того, выраженность компонентов иде­ального психологического благополучия рассматривается как свидетельствующая об ответственности человека за свою собственную судьбу о его стремлении к реализации различных позитивных аспектов собственно функционирования как личности. Расхождение же между компонентами актуального и идеального психологического благополучия также может свидетельствовать о том, насколько человек считает желательным и возможным реализовать себя в жизни.

В данном исследовании также используется понятие «уровень актуального психологического благополучия». Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий - преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья). В то же время можно предположить, что каждый из уровней актуального психологического благополучия характеризуется особой конфигурацией компонентов (структурой), степенью их выраженности и степенью разрыва между актуальным и идеальным психологическим благопо­лучием.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается [3]. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.

Плодотворным является изучение мотивов в связи с исследованиями структуры человеческой деятельности и созна­ния. Мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. Последние не только определяют собой мотив, но изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. С другой стороны, одновременно происходит развитие способов удовлетворения потребностей. Особенно отчетливо роль мотивов в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, которые не встречаются у животных и впервые появляются лишь в сообществе людей.

Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их относительную независимость от «глубинных» инстинктивных влечений. Удовлетворение любого влечения всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоциональные переживания определяют сферу мотивации, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции.

Материальная мотивация к труду является определяющей у трети обследованных работников и значительно меньшей части потенциальных работников (18 и 13% студентов и учащихся). Следует отметить, что большинство потенциальных работников имеют социально-статусную мотивацию к труду (44 и 53% учащихся и студентов), в то время как для работающих она важна только в 15% случаях (Рисунок 5) [6]. Полученные результаты свидетельствуют об утрате мотивационного потенциала личности по мере взросления и вступления в трудовую жизнь.

Рисунок 5. Распределение обследованных лиц по типам мотивации

Если под мотивом понимается потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мотивов будут вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. В процессе развития мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознавательных целей («мотивы-цели») [3].

Деятельность человека побуждает обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие - подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный личностный смысл.

Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действия. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотивов - в выделении главных жизненных мотивов личности. Последние придают смысл различным частым проявлениям человеческой активности, они определяют основное направление «потока» жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека – направленность личности через понятие мотива.

Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззре­ние человека [3].

Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направленности можно выделить два основных образования:

1) потребности и их модификации - мотивы, установки, идеалы, мечты;

2) отношение личности и их модификации - внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания. [3]

Сложность структуры направленности личности определяет многообразие форм и способов диагностики этого важнейшего образования человеческой психики. Используя разные методы, важно помнить, что далеко не все потребности и их модификации входят в структуру направленности личности, а лишь те, которые обрели в процессе становления личности характер самодвижения, саморазвития. Именно они побуждают и поддерживают инициативность, избирательность человеческого поведения, не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее направленность, а лишь отношения, связанные с наиболее обобщенными мотивами деятельности индивида.

Совершенно верно подчеркивают авторы руководства по психодиагностике [3], что в содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповторимое, определенное конкретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую.

Мотивы с обобщением, относительно устойчивым содержанием можно назвать «обобщенными мотивами» в отличие от «конкретных мотивов», предметное содержание которых узко специфично. «Обобщенные мотивы» выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамическими образованиями и при взаимодействии с ситуационными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее.

Активизация мотива создает определенную тенденцию действия - разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения с окружающей действительностью. В ходе реализации этого мотивационного отношения человек преобразует исходную ситуацию в желательную.

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни деятельности. И это не случайно, потому что люди, обладающие высоким уровнем мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Проведенные исследования позволили сделать выводы о неблагополучной медико-социальной ситуации в регионе. Потенциальные работники не воспроизводят предшествующее поколение не только количественно, но и качественно. Кризис социальных ценностей и ориентации на фоне проблем с трудоустройством в моноиндустриальных городах приводит к ослаблению социального потенциала, психо-эмоциональной напряженности и росту психосоматической патологии. Трансформация жизненно важных ценностей и мотиваций в сфере труда работающих, социальная напряженность на предприятиях, стрессо-генные факторы производства физико-химической и психо-эмоциональной природы приводят к нарушению динамического стереотипа высшей нервной деятельности, повышающего вероятность изменения иммунного статуса, развития соматической патологии, тревожно-депрессивных состояний и других психических расстройств.

Указанные явления можно расценивать как синдромокомплекс «социальной усталости» работающего населения, выражающийся в формировании психосоматических заболеваний, конверсии жизненных ценностей и мотиваций. Для интеллектуальной элиты промышленных предприятий становится характерным синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающееся в результате хронического стресса.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.