ОБСЛЕДОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

«СОЗДАНИЕ ПРОГРАМНОГО МОДУЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

ОБСЛЕДОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»

Выполнила:

Студентка очного отделения

Данющенкова Л.Н.

 

 


Работа допущена к защите       Научный руководитель

Зав. каф. ______________        Ст.преподаватель

«___» ___________2007г.             

 

 

 

 


Иркутск 2007


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 5

1.1 История развития института. 5

1.2 Основные направления научной деятельности филиала. 6

1.3 Организационная структура института. 7

1.4 Информационно-техническое обеспечение. 14

2 МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.. 17

2.1 Постановка задачи. 17

2.2 Актуальность обследования работников предприятий региона. 19

2.3 Теоретические и методологические основы обследования. 30

2.3.1 Методика «Шкалы психологического благополучия». 30

3.2.2 Методика «Диагностика мотивационной сферы». 32

2.6 Выбор инструментальных средств. 35

2.6.1 Выбор СУБД.. 35

2.6.2 Система программирования Delphi 36

3 СОЗДАНИЕ ПРОГРАМНОГО МОДУЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА.. 40

3.1 Состав файлов проекта. 40

3.2 Описание базы данных. 41

3.3 Описание экранных форм проекта. 47

3.4 Внедрение модуля. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 62

Приложение 1 Организационная структура института

Приложение 2 Отчет «Психологическое благополучие»

Приложение 3 Отчет «Диагностика мотивационной сферы»

Приложение 4 «Индивидуальный отчет»

Приложение 5 Руководство пользователя






ВВЕДЕНИЕ

Целью дипломного проекта будет являться разработка программного модуля обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона. Задача была поставлена сотрудниками группы математической обработки и моделирования Ангарского филиала Научно-исследовательского института медицины труда и экологии человека, чтобы облегчить процесс сбора и обработки информации обследования. В состав модуля входят процедура проверки психологического благополучия личности на основе методики предложенной К. Рифф и диагностика мотивационной сферы личности, целью которой является выявление степени удовлетворенности важнейших потребностей личности. Для создания проекта была выбрана система программирования Delphi и СУБД Microsoft Access 2003.

В связи с ускоренными темпами современной жизни, бурным развитием техники и интенсификации труда, сегодня как никогда остро стоит проблема широкого использования методов психологической диагностики личности различных групп населения. Применение психодиагностических тестов позволяет получить объективную оценку личности. Безусловно, психологические тесты не являются единственным способом изучения психического состояния, но они дают дополнительную информацию при решении вопросов диагностики, разработки коррекционных мероприятий и реабилитации.

В то же время, обработка результатов при традиционных формах обследования (карточные, буклетные) занимают много времени у исследователя, что особенно ощутимо при работе с большими группами обследуемых, а это отвлекает специалиста от основной задачи - анализа полученной информации.

Стремительный рост технического и программного обеспечения компьютеров, развитие новых информационных технологий открывает широкую перспективу для проведения исследований в области психологической диагностики. Разрабатываются компьютерные версии психодиагностических методик, чтобы облегчить специалистам процесс сбора, хранения и обработки информации.

Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

Для решения поставленной задачи в работе рассматриваются следующие вопросы:

- изучение психодиагностических методик, применяемых для проверки психологического благополучия и диагностики удовлетворенности степени основных потребностей личности;

- изучение литературы зарубежных и отечественных авторов по сциально-психологическим проблемам личности;

- составление проекта программы обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона.

 



ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 История развития института

Развитие в Восточной Сибири крупных химических, лесопромышленных, горнорудных, топливо-энергетических промышленных комплексов вызвало необходимость организации в 1960 г. в г. Ангарске Иркутской области Научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека МЗ РСФСР.

В 1987 г. институт вошел в состав организованного в Иркутске Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук (ВСНЦСО РАМН), а с 1998 г. в связи с созданием Центра медицинской экологии, является Ангарским филиалом этого центра.

К началу 80-х годов начинаются исследования, направленные на изучение вопросов гигиены труда, профпатологии и охраны окружающей среды. Для эффективности решения поставленных задач в отделе гигиены труда формируются профильные лаборатории, функционирование которых сыграло существенную роль в оздоровлении условий труда на ведущих предприятиях Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока.

Институт аккредитован Министерством здравоохранения РФ на научно-техническую компетентность и независимость для разработки нормативных и методических документов; имеет сертификат и лицензию Иркутской областной лицензионно-аккредитационной комиссии на право деятельности в системе медицинского страхования, которая распространяется на территорию республик Хакасия и Бурятия; (лицензия Министерства образования РФ).

Одним из ярких моментов последних лет в научной работе коллектива стало внесение в 2004 году в приказ №83 Минздрава новых форм заболеваний: токсическая энцефалопатия у пожарных и полинейропатия конечностей, характерная вообще для Иркутской области.

Институт тесно сотрудничает с научно-исследовательским учреждениями, ВУЗами, лечебно-профилактическими учреждениями, как в России, так и за рубежом (Центр по изучению профессиональных заболеваний и медико-трудовой экспертизы, Центр по изучению окружающей среды и здоровья; Университет г. Нью-Йорка, США).

Клиника

Клиника института – специализированное профпатологическое лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее наряду с поликлиническим лечением и стационарное лечение больных, научно-исследовательскую и образовательную деятельность. [1]

Институт заключает договоры с предприятиями на проведе­ние медицинских осмотров, лечение рабочих. Клиника института проводит лечение и диагностику заболеваний нетра­диционными методами, осуществляет иммунологические иссле­дования и коррекцию иммунологического статуса.

Клиника имеет I квалификационную категорию. Более 50% врачей клиники имеют высшую и первую квалификационные категории. Клиника рассчитана на 140 коек. В среднем в год проходят лечение более 3000 больных.

Клиника предлагает услуги:

1) проведение текущих и предварительных медицинских осмотров;

2) диагностика и лечение профессиональных и общих заболеваний с применением современных традиционных и нетрадиционных методов: различной компьютерной диагностики, иглорефлексотерапии, компьютерной ЭКГ, ультразвуковой диагностики органов брюшной полости и почек;

3) проводятся бактериологические исследования;

4) определение чувствительности микрофлоры к антибиотикам;

5) определение иммунного статуса;

проводятся курсы профилактического лечения для работников промышленных предприятий, имеющих вредные производственные факторы.

Постановка задачи

Психологическое тестирование все шире и шире используется в различных сферах общественной практики. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности человека определяют его успех или неуспех в конкретных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученная таким способом информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Прием на работу и распределение персонала внутри предприятия - тоже одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие некоторыми видами деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить эти ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможны будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тесты выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.

Стремительный рост технического и программного обеспечения компьютеров, развитие новых информационных технологий открывает широкую перспективу для проведения исследований в области психологической диагностики. Разрабатываются компьютерные версии психодиагностических методик, чтобы облегчить специалистам процесс сбора, хранения и обработки информации.

Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

В целом, опыт работы с компьютерными версиями психодиагностических методик позволяет сформулировать некоторые ощутимые положительные эффекты, получаемые психологом, благодаря использованию автоматизированных тестов:

- повышение эффективности работы психолога за счет быстроты обработки данных и получения результатов тестирования;

- предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач благодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций;

- повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключение ошибок обработки исходных данных, неизбежных при ручных методах расчета выходных показателей;

- возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых;

- возможность для испытуемого быть более откровенным и естественным во время эксперимента благодаря конфиденциальности автоматизированного тестирования;

- возможность систематически накапливать и хранить не только данные об испытуемом, но и сами результаты тестирования; тем самым разрешение проблемы "утраты" психодиагностической информации, характерной для тестирования с помощью "ручных" тестов, осуществляется благодаря заполнению базы данных испытуемых, являющейся неотъемлемым атрибутом любой автоматизированной методики.

В ходе дипломного проектирования, группой математической обработки и моделирования, была поставлена задача по разработке и внедрению программного модуля для обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона. Разрабатываемый модуль предполагает наличие процедуры проверки психологического благополучия и мотивационной сферы личности.

Функции, возлагаемые на проектируемый модуль:

- автоматизация процессов тестирования, обработки и хранения полученных результатов;

- обеспечение достоверного результата, т.е. по мере прохождения тестируемым психологического теста, автоматически формируется результат;

- исключение ошибок, которые возникают при ручном методе обработки результатов;

- возможность специалистам, используя выдаваемые программой результаты, самостоятельно выдавать психодиагностическое заключение с учетом индивидуального психологического состояния тестируемого;

- осуществление возможности отслеживать изменение психологического состояния обследуемых и пополнение базы данных;

- проведение сравнительного анализа при повторных тестированиях.

2.2 Актуальность обследования работников предприятий региона

Институт занимается обследованием работников предприятий с вредными и специфическими условиями труда. Установлено, что при стаже 10 лет работы на этих предприятиях, доля лиц с симптомом тревоги и депрессии увеличивалась в 3,6 раза, с симптомами редукции профессиональных обязанностей и расширения сферы экономии эмоций - в 2 раза. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) приводящий к утрате психического и соматического здоровья, угрожает качеству трудового потенциала промышленных предприятий. СЭВ различной степени выраженности, формируется под влиянием напряженного высокоинтеллектуального труда в условиях дефицита времени и высокой ответственности за результаты работы (Рисунок 1).

Рисунок 1. Фазы синдрома эмоционального выгорания у работников

Между уровнями личной тревожности и риска нарушений здоровья установлена прямая корреляционная зависимость. Состояние тревоги можно рассматривать как функцию стресса, которому подвергается индивид, поэтому было проведено изучение уровней тревожности у работающих и учащейся молодежи. Установлено, что большинство обследованных лиц (78% потенциальных работников и 82% работающих) имеют низкий и умеренный уровни личной тревожности. При этом доля практически здоровых среди них достоверно выше (60 против 18% у студентов, 60 против 34% у работников) (Рисунок 2) [4]. Лица, отличающиеся высоким уровнем личной тревожности, имеют более высокие уровни риска по целому ряду нарушений, которые можно считать психосоматическим.

Рисунок 2. Уровень личной тревожности потенциальных работников и работающих

Анализ результатов медицинских осмотров будущих рабочих и специалистов показал, что практически здоровыми являются 58 % учащихся ПУ и 60% студентов. Высокий риск утраты здоровья имеют 27 и 22 % соответствено [5]. У 15% обследованных учащихся и 18% студентов наблюдается риск патологии (Рисунок 3). В структуре рисков преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и печени, эндокринные и в том числе неврологические нарушения.

Рисунок 3. Результат медицинских осмотров будущих рабочих

Изучение активности жизненной позиции работающих и учащейся молодежи в сфере труда и отношения их к работе как таковой демонстрирует более благоприятную ситуацию у потенциальных работников. Так, только 50% работни­ков занимают активную жизненную позицию, считая, что добиться чего-либо в жизни, можно только упорно работая. В то же время такая позиция характерна для большинства потенциальных работников (83% студентов и 65 % учащихся). Пассивные настроения в сфере трудовых отношений характерны для 41% работников и наиболее распространены в среде рабочих [4]. Обследованные связывают достижения успехов в жизни с тем, насколько предприятие будет улучшать их жизнь и в связи с этим намерены требовать реализации своих прав. Доля «боязливых» работников, живущих пол страхом потерять работу, сосредоточенных на самосохранении составляет 9% . Доля таких лиц среди учащейся молодежи так же мала (3 и 7% среди студентов и учащихся ПУ). Следует отметить, что «боязливые» молодые люди достоверно чаще имеют высокий риск нарушений здоровья (35%) (Рисунок 4).

Рисунок 4. Результат изучение жизненной позиции потенциальных работников и работающих

Американская исследовательница, доктор психологии К. Рифф создала собственную теорию, базисом которой послужили основные концепции, связанные с понятием «психологическое благополучие» и относящиеся к проблеме позитивного психологического функционирования. Подобный подход позволил ей обобщить и выделить шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. К. Рифф считает, что выделенные ею компоненты интегрируют в себе различные структурные элементы различных психологических теорий. Например, такой компонент, как самопринятие, включает в себя не только самоуважение и позитивное самоотношение, но и признание своих достоинств и недостатков, включенное в концепцию индивидуации.

Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, следует отметить, что оно также предполагает сравнение с нормой, эталоном, идеалом, но эти нормы присутствуют в сознании самого переживающего человека. Таким образом, психологическое благополучие - это некий вариант самооценки, самоотношения.

Описанная теория послужила базисом, на основании которого был создан оригинальный метод психотерапии (well-being therapy), a оригинальный опросник «The scales of psychological well-being» (Шкалы психологического благополучия) получил широкое признание и активно применяется в научных исследованиях, связанных с изучением различных сфер психологического благополучия. В настоящий момент достаточно изучены зависимости психологического благополучия от пола, возраста, культурной принадлежности.

Психологическое благополучие как целостное субъективное переживание имеет огромное значение для самого переживающего человека, поскольку связано с базовыми человеческими ценностями, а также с такими обыденными понятиями, как «счастье», «счастливая жизнь». Согласно Э.Динер, психологическое благополучие не может быть оценено из позиции внешнего наблюдателя, поскольку напрямую зависит от системы внутренних координат самого носителя данного переживания.

Учитывая, что личность в гуманистической психологии характеризуется как одновременно и актуальное, и потенциальное, как «открытая система», как «проект», как некоторая возможность, которая бывает не всегда реализована, опираясь на теорию К. Рифф, психологическое благополучие личности следует понимать как достаточно сложное переживание удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Учитывая, что существует разрыв между тем, чем человек является, и тем, чем он может и хочет быть, выделяют актуальное психологическое благополучие и идеальное психологическое благополучие.

Актуальное психологическое благополучие понимается как переживание, характеризующее отношение человека к тому, чем он, по его собственному мнению, является, отражающее степень реализованности в индивидуальном бытии основных компонентов позитивного функционирования личности, степень удовлетворенности своим становлением [5]. В таком случае идеальное психологическое благополучие характеризует потенциальные аспекты функционирования личности, степень направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования.

Идеальное психологическое благополучие следует рассматривать как «планку», по отношению к которой может наблюдаться динамика (ситуативная, возрастная и т.д.) степени выраженности каждого из компонентов актуального психологического благополучия. Кроме того, выраженность компонентов иде­ального психологического благополучия рассматривается как свидетельствующая об ответственности человека за свою собственную судьбу о его стремлении к реализации различных позитивных аспектов собственно функционирования как личности. Расхождение же между компонентами актуального и идеального психологического благополучия также может свидетельствовать о том, насколько человек считает желательным и возможным реализовать себя в жизни.

В данном исследовании также используется понятие «уровень актуального психологического благополучия». Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий - преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья). В то же время можно предположить, что каждый из уровней актуального психологического благополучия характеризуется особой конфигурацией компонентов (структурой), степенью их выраженности и степенью разрыва между актуальным и идеальным психологическим благопо­лучием.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается [3]. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.

Плодотворным является изучение мотивов в связи с исследованиями структуры человеческой деятельности и созна­ния. Мотив определяется как то, что в отражаемой человеком реальности побуждает и направляет его деятельность. Последние не только определяют собой мотив, но изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. С другой стороны, одновременно происходит развитие способов удовлетворения потребностей. Особенно отчетливо роль мотивов в формировании человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, которые не встречаются у животных и впервые появляются лишь в сообществе людей.

Понимание предметной и социальной природы мотивов человека позволяет подчеркнуть их относительную независимость от «глубинных» инстинктивных влечений. Удовлетворение любого влечения всегда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывается социально заданным. По этой же причине не столько субъективные эмоциональные переживания определяют сферу мотивации, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обогащает и перестраивает сами эмоции.

Материальная мотивация к труду является определяющей у трети обследованных работников и значительно меньшей части потенциальных работников (18 и 13% студентов и учащихся). Следует отметить, что большинство потенциальных работников имеют социально-статусную мотивацию к труду (44 и 53% учащихся и студентов), в то время как для работающих она важна только в 15% случаях (Рисунок 5) [6]. Полученные результаты свидетельствуют об утрате мотивационного потенциала личности по мере взросления и вступления в трудовую жизнь.

Рисунок 5. Распределение обследованных лиц по типам мотивации

Если под мотивом понимается потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мотивов будут вещественные предметы, отвечающие простейшим материальным потребностям человека. В процессе развития мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представлений или сознавательных целей («мотивы-цели») [3].

Деятельность человека побуждает обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, ведущими, а другие - подчиненными, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной стимуляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения придают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъективный личностный смысл.

Мотивы могут находиться в разных отношениях между собой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия и в противоречия с существующими возможностями реализации действия. Мотивация как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что далеко не всегда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мотивов - в выделении главных жизненных мотивов личности. Последние придают смысл различным частым проявлениям человеческой активности, они определяют основное направление «потока» жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека – направленность личности через понятие мотива.

Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззре­ние человека [3].

Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направленности можно выделить два основных образования:

1) потребности и их модификации - мотивы, установки, идеалы, мечты;

2) отношение личности и их модификации - внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания. [3]

Сложность структуры направленности личности определяет многообразие форм и способов диагностики этого важнейшего образования человеческой психики. Используя разные методы, важно помнить, что далеко не все потребности и их модификации входят в структуру направленности личности, а лишь те, которые обрели в процессе становления личности характер самодвижения, саморазвития. Именно они побуждают и поддерживают инициативность, избирательность человеческого поведения, не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее направленность, а лишь отношения, связанные с наиболее обобщенными мотивами деятельности индивида.

Совершенно верно подчеркивают авторы руководства по психодиагностике [3], что в содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индивидуально-неповторимое, определенное конкретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, эту потребность испытывающую.

Мотивы с обобщением, относительно устойчивым содержанием можно назвать «обобщенными мотивами» в отличие от «конкретных мотивов», предметное содержание которых узко специфично. «Обобщенные мотивы» выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамическими образованиями и при взаимодействии с ситуационными детерминантами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее.

Активизация мотива создает определенную тенденцию действия - разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения с окружающей действительностью. В ходе реализации этого мотивационного отношения человек преобразует исходную ситуацию в желательную.

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни деятельности. И это не случайно, потому что люди, обладающие высоким уровнем мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Проведенные исследования позволили сделать выводы о неблагополучной медико-социальной ситуации в регионе. Потенциальные работники не воспроизводят предшествующее поколение не только количественно, но и качественно. Кризис социальных ценностей и ориентации на фоне проблем с трудоустройством в моноиндустриальных городах приводит к ослаблению социального потенциала, психо-эмоциональной напряженности и росту психосоматической патологии. Трансформация жизненно важных ценностей и мотиваций в сфере труда работающих, социальная напряженность на предприятиях, стрессо-генные факторы производства физико-химической и психо-эмоциональной природы приводят к нарушению динамического стереотипа высшей нервной деятельности, повышающего вероятность изменения иммунного статуса, развития соматической патологии, тревожно-депрессивных состояний и других психических расстройств.

Указанные явления можно расценивать как синдромокомплекс «социальной усталости» работающего населения, выражающийся в формировании психосоматических заболеваний, конверсии жизненных ценностей и мотиваций. Для интеллектуальной элиты промышленных предприятий становится характерным синдром эмоционального выгорания - состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающееся в результате хронического стресса.

Выбор СУБД

Анкетные данные обследуемых работников, результаты тестирование и обработки удобнее хранить в виде базы данных.

В современной технологии баз данных предполагается, что создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария - системы управления базами данных. База данных - это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области. Система управления базами данных (СУБД) - это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Для автоматизированной обработки, накопления информации и хранения данных была выбрана система управления базами данных Microsoft Office Access 2003. СУБД Access предназначена для работы в Windows. СУБД Access поддерживает, без конвертирования, такие форматы как dBASE, Paradox или Btrieve. В СУБД Access входит язык программирования Access Basic (встроенный диалект языка Visual Basic), дающий возможность формирования специализированных систем управления базами данных.

Microsoft Access представляет собой систему управления реляционными базами данных. Данные по различным темам группируются в таблицы, затем создаются связи между таблицами. Устанавливая связи между отдельными таблицами вместо того, чтобы хранить всю информацию в одной большой таблице, можно избежать ненужного дублирования данных, сэкономить память компьютера, а также увеличить скорость обработки информации. Microsoft Access имеет очень удобный и понятный интерфейс, очень многие операции автоматизированы с помощью различных конструкторов.

В каждой версии программы, имеется возможность преобразования созданного приложения в формат предыдущей версии. В то же время при открытии приложения, созданного в более ранней версии, в программе следующей версии возможно либо ее автоматическое приведение к текущей версии, либо открытие ее для работы без преобразования. Такая совместимость весьма полезна, так как продлевает жизненный цикл приложений, которые не устаревают сразу же с выходом каждой новой версии продукта.

На базе Microsoft Access можно организовать работу в архитектуре клиент-сервер. Такая система не требует постоянного администрирования, что минимизирует затраты на ее эксплуатацию. В то же время Access позволяет создавать реляционные базы данных. Это означает что с помощью Access можно получить к доступ к любым данным любого типа и использовать одновременно несколько таблиц базы данных. Использование реляционной СУБД позволять упростить структуру данных и, таким образом, облегчить выполнение работы. Реляционный характер этой СУБД заключается в поддержке целостности данных, транзакционном управлении, поддержке языка SQL (Structured Query Language - язык структурированных запросов).

 

Состав файлов проекта

Проект состоит из десяти форм, одного файла базы данных и одного файла картинки, предназначенного для оформления форм приложения. Также в состав входит справочный файл HELP.hlp, созданный с помощью средств Delphi7. Более подробный состав файлов программного интерфейса приведен ниже в таблице 1.

Каждая форма проекта состоит из нескольких различных файлов. Pas-файл содержит программный код модуля, который был сформирован в окне редактора кода совместными усилиями программиста и среды Delphi, в файле с расширением .dfm храниться описание содержимого окна формы, а в dcu-файле находится результат преобразования текста из обоих файлов в машинные инструкции. Компоновщик, входящий в интегрированную среду Delphi, преобразует dcu-файлы в единый загрузочный (исполняемый) exe-файл. Исполняемый файл позволяет запускать программу как автономное приложение.

Таблица 1

Состав файлов проекта

Наименование Назначение
1 ProgMod.exe Исполняемое приложение.
2 ProgMod.dpr Файл проекта (главный модуль проекта).
3 ProgMod.cfg Файл конфигурации проекта.
4 ProgMod.dof Файл опций проекта.
5 ProgMod.~dpr Резервная копия проекта.
6 modul.* Файлы главной формы проекта
7 fAnket.* Файлы формы «Анкета»
8 fPsBlag.* Файлы формы «Вопрос №»
9 fEndPsBlag.* Файлы формы «Спасибо»
10 fDiagMot.* Файлы формы «Диагностика мотивационной сферы»
11 fEndDiagMot.* Файлы формы «Спасибо»
12 fObAnk.* Файлы формы «Обработка анкет»
13 fPoiskDB.* Файлы формы «Поиск»
14 fRezult.* Файлы формы «Результат»
15 fOProgr.* Файлы формы «О программе»
16 modul.mdb База данных Access
17 заставка.jpg Заставка программы
18 HELP.hlp Файл справки

 

Описание базы данных

Для обработки, хранении результатов тестирования и поиска информации, с помощью СУБД Microsoft Access 2003, была создана база данных, которая содержится в файле modul.mdb. В состав базы данных входят пять таблиц. На Рисунке 6 представлена схема таблиц базы данных modul.

Рисунок 6. Схема данных «modul.mdb»

Между таблицами «anketa» и «RezPB», а так же между таблицами  «anketa» и «RezDM» существует связь типа «один ко многим».

Таблица «anketa» содержит анкетные данные тестируемого и дату прохождения тестов (Data_zap). Ключевым полем таблицы является индивидуальный номер работника, который присваивается ему на предприятии или номер студенческого билета (для учащихся). Внешний вид таблицы приведен на Рисунке 7.

Рисунок 7. Таблица «anketa»

Таблица «PsBlag» содержит: вопросы-утверждения теста «Психологическое благополучие личности». В таблице отражена принадлежность вопроса к одной из шести шкал этого теста: позитивное отношение (poz), автономия (av), управление средой (ups), личностный рост (lr), цель в жизни (cel), самопринятие (sam). Так же таблица «PsBlag» содержит способ обработки ответов на вопросы: по восходящей шкале (vos) или нисходящей (nis). Внешний вид таблицы приведен на Рисунке 8.

Рисунок 8. Таблица «PsBlag»

В таблице «DiagMot» хранятся утверждения теста «Диагностика мотивационной сферы». Внешний вид таблицы приведен на Рисунке 9.

Рисунок 9. Таблица «DiagMot»

Таблица «RezPB» (Рисунке 10) необходима для хранения результатов тестирования по шести шкалам теста «Психологическое благополучие личности».

Рисунок 10. Таблица «RezPB»

Таблица «RezDM» содержит количество выборов, выпавших на каждое из пятнадцати утверждений при прохождении тестируемым теста «Диагностика мотивационной сферы». Внешний вид таблицы приведен на Рисунке 11.

 

Рисунок 11. Таблица «RezDM»

База данных modul содержит запросы «zapNOR» и «zapShk» в которых обрабатываются данные по пройденным тестам. Запросы служат для фильтрации набора данных. Они позволяют выбрать из базы данных только необходимую информацию, т.е. ту, которая соответствует определенному критерию (условию) и нужна для решения конкретной задачи. При создании запросов применяющихся в данной программе были выбраны критерии отбора данных по предприятию (Рисунок 12) и цеху (Рисунок 13).

Рисунок 12. Форма параметрического запроса по предприятию

Рисунок 13. Форма параметрического запроса по цеху

Запрос «zapNOR» содержит расчет норм для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия. Нормы рассчитываются учитывая возраст и пол. Для каждого компонента психологического благополучия свойственны свои нормы для оценки результатов. Более подробно нормы для оценки результатов приведены в таблице 2.


Таблица 2

Нормы для оценки результатов тестирования


Возраст от 20 до 35 лет

Возраст от 35 до 55 лет

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Позитивные отношения 55,88-70,12 56,72-73,28 47,48-60,52 50,41-65,59 Автономия 49,14-62,86 50,69-65,31 49,27-64,73 51,39-62,39 Управление средой 50,73-63,27 50,65-65,35 47,73-64,27 50,68-67,32 Личностный рост 60,06-69,94 58,96-71,04 50,2-65,80 55,1-70,90 Цели в жизни 57,84-68,16 55,81-72,19 49,49-66,51 52,01-65,99 Самопринятие 52,01-65,99 51,92-70,08 46,69-57,31 50,86-63,14 Психологическое благополучие 338,8-387,72 335,32-404,68 302,06-369,93 327,07-374,93

Расчет нормы для оценки результатов компонента «Позитивные отношения»:

IIf ([Let] < 35; IIf (anket!Pol = 'м'; IIf (RezPB!poz < 55,88; 'ниже нормы'; IIf (RezPB!poz > 70,12; 'выше нормы'; 'норма')); IIf (RezPB!poz < 56,72; 'ниже нормы'; IIf(RezPB!poz > 73,28; 'выше нормы'; 'норма'))); IIf (anket!Pol = 'м'; IIf (RezPB!poz <47,48; 'ниже нормы'; IIf (RezPB!poz > 60,52; 'выше нормы'; 'норма')); IIf (RezPB!poz < 50,41; 'ниже нормы'; IIf (RezPB!poz > 65,59; 'выше нормы'; 'норма'))))

Запрос «zapShk» содержит расчет результатов, которые указывают зоны удовлетворенности по пяти важнейшим потребностям. Степень удовлетворенности зависит от количества балов набранных тестируемым по каждой из потребностей. Расчет результатов, которые указывают зоны удовлетворенности:

SELECT anket.Kod, RezDM![4]+ RezDM![8]+ RezDM![13] AS Mat, IIf (([Mat]<14) Or ([Mat]=14), 'Удовлет', IIf (([Mat]>14) And (([Mat]< 28) Or ([Mat]=28)), 'ЧастНеуд', IIf ([Mat]>28, 'Неудов'))) AS NMat, RezDM![3]+ RezDM![6]+RezDM![10] AS Bez, IIf (([Bez]<14) Or ([Bez]=14), 'Удовлет', IIf (([Bez]>14) And (([Bez]<28) Or ([Bez]=28)), 'ЧастНеуд', IIf ([Bez]>28, 'Неудов'))) AS NBez, RezDM![2]+ RezDM![5]+ RezDM![15] AS Cots, IIf (([Cots]<14) Or ([Cots]=14), 'Удовлет', IIf (([Cots]>14) And (([Cots]<28) Or ([Cots]=28)), 'ЧастНеуд', IIf ([Cots]>28, 'Неудов'))) AS NCots, RezDM![1]+ RezDM![9]+ RezDM![12] AS Priz, IIf (([Priz]<14) Or ([Priz]=14), 'Удовлет', IIf (([Priz]>14) And (([Priz]<28) Or ([Priz]=28)), 'ЧастНеуд', IIf ([Priz]>28, 'Неудов'))) AS NPriz, RezDM![7]+ RezDM![11]+ RezDM![14] AS Sam, IIf(([Sam]<14) Or ([Sam]=14),'Удовлет',IIf (([Sam]>14) And (([Sam]<28) Or ([Sam]= 28)), 'ЧастНеуд', IIf ([Sam]>28, 'Неудов'))) AS NSam, RezDM![1]+RezDM![2]+RezDM![3]+RezDM![4] +RezDM![5]+RezDM![6]+RezDM![7]+RezDM![8]+RezDM![9]+RezDM![10]+RezDM![11]+RezDM![12]+RezDM![13]+RezDM![14]+RezDM![15] AS [sum]

FROM RezDM RIGHT JOIN anket ON RezDM.kod=anket.Kod;

Для просмотра результатов тестирования в базе данных modul спроектированы отчеты: «Психологическое благополучие», «Диагностика мотивационной сферы», «Индивидуальный отчет». Отчеты позволяют извлекать и представлять данные как значимую информацию, которую используют чтобы провести сравнение результатов тестирования по заданным цехам (отделам, группам) предприятия или для обследования индивидуального психологического состояния работника.

Отчет «Психологическое благополучие» отражает нормы для оценки выраженности общего показателя и компонентов психологического благополучия (Приложение 2). Отчет «Диагностика мотивационной сферы» содержит результаты, указывающие зоны удовлетворенности по пяти важнейшим потребностям (Приложение 3). Посредством критериев отбора в отчетах формируются результаты тестирований заданного предприятия (учреждения) и цеха (группы).

«Индивидуальный отчет» содержит анкетные данные и результаты тестирования обследуемого по двум тестам (Приложение 4). Для просмотра результатов тестирования необходимо указать в форме запроса индивидуальный номер работника (или номер студенческого билета - для учащихся). Внешний вид таблицы приведен на Рисунке 14.

Рисунок 14. Форма запроса индивидуального номера

 

Функции, выполняемые отчетами программного модуля:

- используя сформированные отчеты,  специалисты выдают психодиагностическое заключение о социально-психологическом состоянии работников предприятий,

- осуществляется возможность отследить динамику изменений результатов психологического состояния обследуемых от года к году,

- проведение сравнительного анализа при повторных тестированиях.

Внедрение модуля

Программный модуль обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона прошел все этапы, включающие постановку задачи, разработку рабочей документации, проведение тестовых испытаний, оценка работы конечным пользователем (психологом), доработка с учетом замечаний. Разработанная программа проста в эксплуатации и ориентирована на практического психолога и сотрудников, не имеющих специальной подготовки по работе с вычислительной техникой.

Сотрудники группы математической обработки и моделирования ознакомлены и обучены работе с программным модулем. Программа может быть рекомендована для использования при работе клинических психологов, нейропсихологов и психотерапевтов с целью выявления норм выраженности психологического благополучия и степени удовлетворенности основными потребностями личности.

В период с 17.03.2007г. по 30.03.2007г. программа прошла тестовые испытания. По результатам тестирования в работе программы были выявлены мелкие недочеты, которые были оперативно устранены. С 02.04.2007г. программный модуль находиться в технической эксплуатации, институт проводит обследование студентов 1 курса АГТА, тестирование прошло 228 человек. В настоящее время институт заключает договоры на проведе­ние обследования рабочих промышленных предприятий Ангарска и Саянска.

В таблице 3 приведено сравнение компьютерного и «ручного» тестирования по времени.

Таблица 3

Временные показатели

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе создания дипломного проекта были изучены функционально-организационная структура, основные направления научной деятельности Ангарского филиала Научно-исследовательс­кого  института медицины труда и экологии человека. Был создан программный модуль обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона.

Программный модуль представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления информации о социально-психологическом состоянии обследуемых. Используя разработанное программное обеспечение, обследуются психологическое благополучие, а также выявляется степень удовлетворенности важнейших потребностей рабочих промышленных предприятий и потенциальных работников.

С помощью разработанной программы осуществляется обработка методов тестирования. Психологическое тестирование проводится в режиме диалога тестируемого с компьютером. В качестве методов сбора данных выступают компьютерные версии психодиагностических методик «Шкалы психологического благополучия», предложен­ная К. Рифф и «Диагностика мотивационной сферы», разработанная на основе теории иерархии потребностей А. Маслоу.

Использование программного модуля позволяет быстро и с высокой степенью надёжности обрабатывать и хранить большие массивы данных, представлять их в форме, удобной для психологов. Используя выдаваемые программой результаты, специалисты выдают психодиагностическое заключение, учитывая индивидуальное психологическое состояние обследуемого работника.

Вследствие совместного использования психологического тестирования и анализа полученных результатов, специалисты получают данные, наиболее полно отражающие состояние личности. Комплексные сведения, которыми располагают психологи, позволяют не только оценить возможности работника на текущий момент, но и своевременно выявить намечающиеся нарушения. Таким образом, на основе наиболее обобщённых результатов можно составить целостное представление о социально-психологическом состоянии, а, следовательно, о работоспособности сотрудников.

С течением времени накапливаются и систематизируются данные о типичных нарушениях, разрабатываются способы их разрешения, выделяются наиболее эффективные психодиагностические приёмы, появляется возможность прогнозирования возможных нарушений. Систематическое отслеживание результатов из года в год приводит к пониманию закономерностей возрастного формирования, позволяет прогнозировать ожидаемое социально-психологическое состояние работников, помогает оценить успешность проведённых коррекционных мероприятий.

Созданный программный модуль может быть рекомендован для широкого применения специалистами-психологами при тестировании различных возрастных и профессиональных групп.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ангарский Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний. г.Иркутск 1986г.

2. Академия медицинских наук СССР. Сибирское отделение. Восточно- сибирский филиал. г. Иркутск 1988г.

3. Бемер С., Фратер Г. Microsoft Access. Москва 1999г.

4. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагно­стике - СПб.: Петербург, 1999г. - 528 с.

5. Дженнингс Роджер. Использование Microsoft Office Access 2003.  - М.:Вильямс, 2006.

6. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию - М: Смысл, 1997г. - 336 с.

7. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации - 2004г. Т. 1. № 3. С, 137-142.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999г. С.77-105

9. Фаронов В.В. Система программирования Delphi. - Спб.: БХВ-Петербург, 2005г. - 912.: ил.

10. Хомоненко А.Д., Гофман В.Э. Работа с базами данных в Delphi. - 3-е изд., перераб. и доп. - Спб.: БХВ-Петербург, 2005г. - 640.: ил.

11. Шевеленкова Т.Д. Исследование способа существова­ния человека в современном мире - М.: Институт психологии РАН, 1993г. - С. 21-37.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

«СОЗДАНИЕ ПРОГРАМНОГО МОДУЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

ОБСЛЕДОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»

Выполнила:

Студентка очного отделения

Данющенкова Л.Н.

 

 


Работа допущена к защите       Научный руководитель

Зав. каф. ______________        Ст.преподаватель

«___» ___________2007г.             

 

 

 

 


Иркутск 2007


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 5

1.1 История развития института. 5

1.2 Основные направления научной деятельности филиала. 6

1.3 Организационная структура института. 7

1.4 Информационно-техническое обеспечение. 14

2 МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.. 17

2.1 Постановка задачи. 17

2.2 Актуальность обследования работников предприятий региона. 19

2.3 Теоретические и методологические основы обследования. 30

2.3.1 Методика «Шкалы психологического благополучия». 30

3.2.2 Методика «Диагностика мотивационной сферы». 32

2.6 Выбор инструментальных средств. 35

2.6.1 Выбор СУБД.. 35

2.6.2 Система программирования Delphi 36

3 СОЗДАНИЕ ПРОГРАМНОГО МОДУЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЕ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА.. 40

3.1 Состав файлов проекта. 40

3.2 Описание базы данных. 41

3.3 Описание экранных форм проекта. 47

3.4 Внедрение модуля. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 62

Приложение 1 Организационная структура института

Приложение 2 Отчет «Психологическое благополучие»

Приложение 3 Отчет «Диагностика мотивационной сферы»

Приложение 4 «Индивидуальный отчет»

Приложение 5 Руководство пользователя






ВВЕДЕНИЕ

Целью дипломного проекта будет являться разработка программного модуля обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона. Задача была поставлена сотрудниками группы математической обработки и моделирования Ангарского филиала Научно-исследовательского института медицины труда и экологии человека, чтобы облегчить процесс сбора и обработки информации обследования. В состав модуля входят процедура проверки психологического благополучия личности на основе методики предложенной К. Рифф и диагностика мотивационной сферы личности, целью которой является выявление степени удовлетворенности важнейших потребностей личности. Для создания проекта была выбрана система программирования Delphi и СУБД Microsoft Access 2003.

В связи с ускоренными темпами современной жизни, бурным развитием техники и интенсификации труда, сегодня как никогда остро стоит проблема широкого использования методов психологической диагностики личности различных групп населения. Применение психодиагностических тестов позволяет получить объективную оценку личности. Безусловно, психологические тесты не являются единственным способом изучения психического состояния, но они дают дополнительную информацию при решении вопросов диагностики, разработки коррекционных мероприятий и реабилитации.

В то же время, обработка результатов при традиционных формах обследования (карточные, буклетные) занимают много времени у исследователя, что особенно ощутимо при работе с большими группами обследуемых, а это отвлекает специалиста от основной задачи - анализа полученной информации.

Стремительный рост технического и программного обеспечения компьютеров, развитие новых информационных технологий открывает широкую перспективу для проведения исследований в области психологической диагностики. Разрабатываются компьютерные версии психодиагностических методик, чтобы облегчить специалистам процесс сбора, хранения и обработки информации.

Компьютерные версии психодиагностических методик представляют собой инструменты работы психологов, которые являются полным аналогом «бланковых» или «ручных» психодиагностических методик. Они осуществляют автоматизацию процессов администрирования, тестирования, подсчета результатов, учитывая при этом, что психологи умеют интерпретировать полученные данные результатов тестирования.

Для решения поставленной задачи в работе рассматриваются следующие вопросы:

- изучение психодиагностических методик, применяемых для проверки психологического благополучия и диагностики удовлетворенности степени основных потребностей личности;

- изучение литературы зарубежных и отечественных авторов по сциально-психологическим проблемам личности;

- составление проекта программы обработки данных социально-психологического обследования работников предприятий региона.

 



ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 История развития института

Развитие в Восточной Сибири крупных химических, лесопромышленных, горнорудных, топливо-энергетических промышленных комплексов вызвало необходимость организации в 1960 г. в г. Ангарске Иркутской области Научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека МЗ РСФСР.

В 1987 г. институт вошел в состав организованного в Иркутске Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук (ВСНЦСО РАМН), а с 1998 г. в связи с созданием Центра медицинской экологии, является Ангарским филиалом этого центра.

К началу 80-х годов начинаются исследования, направленные на изучение вопросов гигиены труда, профпатологии и охраны окружающей среды. Для эффективности решения поставленных задач в отделе гигиены труда формируются профильные лаборатории, функционирование которых сыграло существенную роль в оздоровлении условий труда на ведущих предприятиях Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока.

Институт аккредитован Министерством здравоохранения РФ на научно-техническую компетентность и независимость для разработки нормативных и методических документов; имеет сертификат и лицензию Иркутской областной лицензионно-аккредитационной комиссии на право деятельности в системе медицинского страхования, которая распространяется на территорию республик Хакасия и Бурятия; (лицензия Министерства образования РФ).

Одним из ярких моментов последних лет в научной работе коллектива стало внесение в 2004 году в приказ №83 Минздрава новых форм заболеваний: токсическая энцефалопатия у пожарных и полинейропатия конечностей, характерная вообще для Иркутской области.

Институт тесно сотрудничает с научно-исследовательским учреждениями, ВУЗами, лечебно-профилактическими учреждениями, как в России, так и за рубежом (Центр по изучению профессиональных заболеваний и медико-трудовой экспертизы, Центр по изучению окружающей среды и здоровья; Университет г. Нью-Йорка, США).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 203.