Списание и выбытие основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Банк определяет объекты основных средств, которые подлежат списа­нию в тех случаях, когда восстановление их невозможно или экономиче­ски нецелесообразно, а также когда они не могут быть в восстановленном порядке реализованы или переданы безвозмездно юридическим или физи­ческим лицам. При ликвидации основных средств составляется акт ликвидации ос­новных средств. Филиалом и соответствующим подразделением может осуществляться реализация объектов основных средств, высвободившихся в связи со строительством, расширением, реконструкцией или техническим перевоо­ружением филиала. Для реализации основных средств рекомендуется определить размеры сумм, при которых филиал реализует основные средства:

- самостоятельно;

- на основании решения комиссии банка, утвержденной председате­лем банка;

- с разрешения высшего руководства банка.

Цена реализации выбываемых основных средств определяется комис­сией по списанию банка самостоятельно с учетом рыночных цен.

Решение высшего руководства банка о реализации основных средств должно содержать следующие сведения:

1) наименование;

2) цена либо стартовая цена при проведении аукциона;

3) поручение филиалу или соответствующему подразделению 6 реа­лизации и представлении соответствующих документов бэк-офиса банка;

4) поручение бэк-офису банка о выполнении соответствующих запи­сей по балансовым счетам банка на основании документов, полу­ченных от филиала или соответствующего подразделения;

5) приложение к постановлению, в котором указываются перечень наименований реализуемых основных средств, дату их приобрете­ния, инвентарный номер, балансовую и остаточную стоимость, сумму начисленной амортизации (износа), сумму переоценки, а по автотранспорту дополнительно государственный номер, номера двигателя и шасси. Реализация основных средств осуществляется в установленном зако­нодательством порядке с заключением договора купли-продажи, заверен­ного печатями и подписями руководителей обеих сторон. Заключаемые договора предварительно визируются главным бухгалтером и руководите­лем юридической службы филиала банка. Передача основных средств банка на баланс других юридических лиц при наличии решения высшего руководства банка производится на осно­вании акта приема-передачи, в котором указываются наименование, ин­вентарный и заводской номера, дата приобретения, первоначальная и ба­лансовая стоимость, сумма начисленной амортизации и переоценки пере­даваемых основных средств. Акт подписывается уполномоченными пред­ставителями двух сторон и утверждается в головном банке руководителем административной службы банка и первый экземпляр акта направляется в бэк-офис банка для осуществления соответствующих записей по балансо­вым счетам банка. Кроме того, на передаваемые основные средства фи­лиалом или соответствующим подразделением составляется типовая ве­домость в двух экземплярах, один из которых направляется в бэк-офис банка. При безвозмездной передаче основных средств физическим лицам, филиалом или соответствующим подразделением оформляется договор дарения. Первый экземпляр договора с приложенной типовой ведомостью направляется в бэк-офис банка. Бэк-офис банка на основании полученной от филиала или соответст­вующего подразделения типовой ведомости и акта прием а-передач и вы­полняет соответствующие записи по балансовым счетам банка.

При списании полностью амортизированных основных средств вы­полняются проводки:

на сумму балансовой стоимости:

Дт 1692 «Начисленная амортизация по зданиям и сооружениям»

1693 «Начисленная амортизация по компьютерному оборудо­ванию»

1694 «Начисленная амортизация по прочим основным сред­ствам»

Кт 1652 «Земля, здания и сооружения»

1653 «Компьютерное оборудование»

1654 «Прочие основные средства»;

• на всю оставшуюся сумму произведенной переоценки:

Дт 3540 «Резервы переоценки основных средств»

Кт 3599 «Нераспределенный чистый доход (непокрытый убыток)». При списании основных средств с остаточной стоимостью на сумму разницы между балансовой стоимостью и суммами начисленного износа и проведенной переоценке выполняются проводки:

• до начисления амортизации:

Дт 5781 «Амортизационные отчисления по зданиям и сооруже­ниям»

5782 «Амортизационные отчисления по компьютерному обо­рудованию»

5783 «Амортизационные отчисления по прочим основным средствам»

Кт 1692 «Начисленная амортизация по зданиям и сооружениям»

1693 «Начисленная амортизация по компьютерному оборудо­ванию»

1694 «Начисленная амортизация по прочим основным сред­ствам»;

• списание суммы балансовой стоимости:

Дт 3540 «Резервы переоценки основных средств»

Дт 1692 «Начисленная амортизация по зданиям и сооружениям»

1693 «Начисленная амортизация по компьютерному оборудо­ванию»

1694 «Начисленная амортизация по прочим основным сред­ствам»

Кт 1652 «Земля, здания и сооружения»

1653 «Компьютерное оборудование»

1654 «Прочие основные средства»;

• на сумму всей оставшейся суммы переоценки:

Дт 3540 «Резервы переоценки основных средств»

Кт 3599 «Нераспределенный чистый доход (непокрытый убыток)». Если в дальнейшем списание основных средств будет реализовываться, то банк выполняет следующие проводки на сумму реализации:

Дт 1050 «Корреспондентские счета банка»

Кт 4852 «Доходы от реализации основных средств и нематери­альных активов».

Полученные в результате разборки и демонтажа детали, узлы и другие материальные ценности приходуются по указанной комиссией стоимости:

Дт 1602 «Прочие материальные запасы»

Кт 4920 «Прочие доходы».

С целью выявления фактического наличия основных средств и кон­троля за их сохранностью периодически производится инвентаризация основных средств в соответствии с действующими нормативными, право­выми и иными актами. В ходе инвентаризации устанавливают соответствие между учетными данными и фактическим наличием основных средств, определяют их ком­плектность, техническое состояние, степень использования по назначе­нию. Для проведения этой работы приказом по банку создается инвента­ризационная комиссия. До начала инвентаризации проверяют наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, документов на сданные и принятые в аренду объекты, подготавливают необходимую до­кументацию, уточняют перечень основных средств по местам нахождения. Члены комиссии в присутствии должностных или материально ответ­ственных лиц осматривают основные средства и фиксируют в инвентар­ных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению, ин­вентарным номерам. Отдельно записывают выявленные при инвентариза­ции неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и вос­становления основные средства. Объекты, не числящиеся в учете, отра­жаются в описи по восстановительной стоимости. Одновременно выявля­ется, когда и по чьему распоряжению приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты. Данные инвентаризации отражаются в Инвентарной ведомости основ­ных средств.[8]

 

Заключение

 

Как указывалось выше, к основным средствам банка относятся здания, сооружения, офисное обору­дование, вычислительная техника, компьютеры, транспортные средства сроком службы более одного года вне зависимости от их стоимости. Сюда относится также пожарно-охранная сигнализация.

В заключении сделаем выводы. При централизованном учете основных средств в бэк-офисе банка ка­ждому подразделению по группам учета основных средств открываются и ведутся отдельные счета с указанием соответствующего плана счетов (Главной бухгалтерской книги).

Начисление амортизации и переоценка стоимости основных средств производятся в соответствии с принятыми банком на текущий год мето­дами бухгалтерского учета (учетная политика).

При централизованной оплате договоров, заключенных на приобрете­ние основных средств, франт-офис подразделения представляет их для оплаты в бэк-офис банка. Главная бухгалтерия банка открывает отдельный лицевой счет соот­ветствующему подразделению банка по каждому заключенному договору.

Строительство основных средств ведется хозяйственным или подряд­ным способом. Учет расходов, произво­димых по капитальному строительству, ведется по соответствующей группе основных средств. Франт-офис банка (подразделения) подготавливает распоряжение на оплату окончательной суммы задолженности и одновременно дает распо­ряжение на оприходование основных средств.

Для проведения капитального ремонта головной офис определяет полномочия своих филиалов по заключению ими договоров и сумму дан­ных договоров в зависимости от выбранной политики.

Расходы по текущему ремонту могут быть оплачены бэк-офисом бан­ка на основании представляемых франт-офисом банка счет-фактур или договоров.

Бэк-офис банка (подразделения) проверяет правильность оформления договора и распоряжения на оплату и только затем производит оплату со­гласно условиям договора.

Банк определяет объекты основных средств, которые подлежат списа­нию в тех случаях, когда восстановление их невозможно или экономиче­ски нецелесообразно, а также когда они не могут быть в восстановленном порядке реализованы или переданы безвозмездно юридическим или физи­ческим лицам.

 

 

 



Библиографический список

1. Агарков М.М. "Основы банковского дела". – М., 1994 г.

2. Бабаева З.Д., Терехова В.А., Рендухов И.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет: задачи, ситуации, тесты. 1996.

3. Вещунова Н.А., Неелова Н.В. Основы бухучета. Задачи и вопросы.1995.

4. Виноградов Т., Банковские операции. Феникс. 2001 г.  

5. Денисов А.Ю. Бухгалтерский учет на предприятии. М. 2001.

6. Жуков Е.Ф., Банки и банковские операции. - Москва, «Банки и биржи»,1997г.

7. Камышанов П.И., Камышанова Л.И. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА, 2000г.

8. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. М. ЮНИТИ – 1999 г.

9. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002г.

10. Радостовец В.В., Шмидт О.И. Теория и отраслевые осо­бенности бухгалтерского учета. Алматы: Центраудит - Казахстан, 2000.

11. Радостовец В.К. «Финансовый и управленческий учет на предприятии» Алматы, НАК Центр-Аудит, Казахстан, 1997г.

12. Радостовец В.К., Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2001.

13. Сейдахметова Ф.С. «Современный бухгалтерский учет». Учебное пособие. Алматы – Экономика – 2000г.

14. Сейткасимов Г.С., Банковское дело. -Алматы,Каржы-каражат,1998г.

15. Стандарты бухгалтерского учета 2002г. Учет товарно-материальных запасов. Стандарт бухгалтерского учета №7 от 13 ноября 1996г. №3.

 

Приложения

 

Приложение 1

Таблица 1. Начисление амортизации: метод прямолинейного списания, тыс. тенге

Срок Первона­чальная стоимость Годовая сумма амор­тизации Накоплен­ный износ Остаточная стоимость
В день приобретения Конец года: 100      
первого 100 18 18 82
второго 100 18 36 64
третьего 100 18 54 46
четвертого 100 18 72 28
пятого 100 18 90 10

 

Приложение 2

Таблица 2. Начисление амортизации: производственный метод, тыс. тенге

Срок Первона­чальная стои­мость Тыс. листов Годовая сумма аморт. Накоп­ленный ИЗНОС Остаточ­ная стои­мость
В день приобретения Конец года: 100       100
первого 100 200 20 20 80
второго 100 300 30 50 50
третьего 100 100 10 60 40
четвертого 100 200 20 80 20
пятого 100 100 10 90 10

 

Приложение 3

Таблица 3. Начисление амортизации: методом суммы чисел, тыс. тенге

Срок Первона­чальная стоимость Годовая сумма амортизации Накоплен­ный износ Остаточ­ная стои­мость
В день приобретения Коней года: 100     100
первого 100 5/15 х 90-30 30 70
второго 100 4/15 *90 = 24 54 46
третьего 100 3/15 х90= IS 72 28
четвертого 100 2/15 х 90 = 12 84 16
пятого 100 1/15 х90 = 6 90 10

 

Приложение 4

Таблица 4. Начисление амортизации: метод уменьшающего остатка, тыс. тенге

Срок Первона­чальная стоимость Годовая сумма амортизации Накоп­ленный износ Остаточ­ная стои­мость
В день приобретения Конец года: 100     100
первого 100 (40% х 100) = 40 40 60
второго 100 (40% х 60) = 24 64 36
третьего 100 (40% х 36) =14,4 78,4 21,6
четвертого 100 (40% х 21,6) = 8,64 87,04 12,96
пятого 100 (40% х 12,96) = 2,96 90 10

 

 

Содержание

 

 

Введение 4

1. Характеристика основных средств 6

1.1 Понятие и классификация основных средств. 6

1.2 Оценка основных средств. 7

1.3 Износ основных средств. 10

2. Учет основных средств в банке 15

2.1 Приобретение основных средств. 15

2.2 Порядок расчета при строительстве. 20

2.3 Капитальный и текущий ремонт основных средств. 22

2.4 Порядок учета амортизационных отчислений и переоценки стоимости основных средств. 24

2.5 Списание и выбытие основных средств. 26

Заключение 31

Библиографический список 33

Приложения 34

 

 


[1] Денисов А.Ю. Бухгалтерский учет на предприятии. М. 2001.

[2] Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002г.

[3] Сейдахметова Ф.С. «Современный бухгалтерский учет». Учебное пособие. Алматы – Экономика – 2000г.

[4] Сейткасимов Г.С., Банковское дело. -Алматы,Каржы-каражат,1998г.

[5] Жуков Е.Ф., Банки и банковские операции. - Москва, «Банки и биржи»,1997г.

[6] Сейткасимов Г.С., Банковское дело. -Алматы,Каржы-каражат,1998г.

[7] Радостовец В.К., Бухгалтерский учет на предприятии. Алматы, 2001.

[8] Сейдахметова Ф.С. «Современный бухгалтерский учет». Учебное пособие. Алматы – Экономика – 2000г.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.