Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов[22]. Обобщенно эти показатели представлены в отчете о прибылях и убытках.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования организации. Наряду с абсолютной оценкой рассчитывают также относительную эффективность хозяйствования показатели рентабельности. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции. Рассчитывают также множество других показателей рентабельности, меняя числитель и знаменатель общей формулы расчета рентабельности.
Прибыль важнейший показатель эффективности работы организации, источник ее жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности организации, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются также обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать факторы как ее формирования, так и распределения.
Задачами анализа прибылей и убытков организации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли; выявление и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.
Для анализа и оценки уровня и динамики прибыли организации составляется следующая таблица (таблица 5).
Базисным будем считать 2008 год, а отчетным – 2009.
Таблица 5
Анализ уровня и динамики прибылей и убытков организации
Показатель | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение 2008 от 2009,% |
Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) без НДС и акцизов | 32298 | 55891 | 96520 | 172,69 |
Полная себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) | 31177 | 54829 | 93193 | 169,97 |
Валовая прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг) | 1121 | 1062 | 3327 | 313,28 |
Сальдо прочих доходов и расходов | -126 | -435 | 1583 | -363,91 |
Прибыль до налогообложения | 25 | -407 | 3587 | -881,33 |
Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении организации | 2 | -451 | 3160 | -700,67 |
Рентабельность производства, % | 3,6 | 1,9 | 3,57 | 187,90 |
По приведенной таблице можно сделать вывод, что по сравнению с 2008 годом выручка от реализации продукции возросла на 72,69 % (40629 тыс. руб.), при схожем темпе роста себестоимости проданной продукции, которая в 2009 г. увеличилась на 69,97% (38364 тыс. руб.). Валовая прибыль в 2009 г, по сравнению с 2008 г. увеличилась на 213,28%. В 2009 г. сальдо прочих доходов и расходов сократилась в разы, составив в 1583 тыс. руб., по сравнению с -407 тыс. руб. в 2008 г. Прибыль до налогообложения также увеличилась более чем в 7 раз и составила на 2009г. 3587 тыс. руб. Чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении организации также увеличилась в разы, что связано с увеличением выручки и валовой прибыли.
Рентабельность производства в 2009г., по сравнению с 2008 г. увеличилась на 87,9% и стала составлять 3,57%.
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Таблица 6
Оценка рентабельности
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Отклонения 2008 г. от 2009г. |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 2 | -451 | 3160 | 3611 |
Рентабельность продаж, % | 0,6 | -0,81 | 3,72 | 4,52 |
Рентабельность затрат,% | 0,08 | -0,74 | 3,39 | 4,13 |
Рентабельность всего капитала, % | -4 | -13 | 23,51 | 36,51 |
Рентабельность использования производственных основных средств, % | 19 | -4,74 | 36,05 | 40,79 |
Рентабельность собственного капитала, % (стр 140 ф. №2/(0,5*(стр 490 н.г.+стр 490 к.г) ф№1 | 6,3 | -10,2 | 83,76 | 93,96 |
По данным таблицы можно судить о том, что по сравнению с 2008 годом в 2009 г предприятие вместо убыточного перешло в разряд прибыльного и, разница в сумме составила 3611 тыс. руб. При этом, рентабельность продаж также возросла, хотя она по-прежнему отрицательна.
Рентабельность затрат, также имеет увеличение в 2009г. на 4,13% процентных пункта, что с вязано с увеличением объемов реализации продукции.
Рентабельность продаж в 2009 г. увеличилась на 4,52,%, что может быть связано с более выгодной ценовой политикой предприятия в 2009г по сравнению с 2008.
Рентабельность всего капитала увеличилась, более чем в 4 раза и на 2009 г. составила 36,05%. Что говорит о том, что на рубль собственных средств мы имеем 30,05 руб. прибыли. Увеличилась рентабельность использования собственных производственных основных средств, что говорит о эффективном их использовании их в 2009г, по сравнению с 2008г. Рентабельность собственного капитала положительна, по сравнению с 2008 г. и составляет 83,76%, что больше, чем в 2008 г. на 90, 96%.
В целом, по результатом деятельности предприятия в 2009 г. о нем можно судить, как о прибыльном. В 2009г. положение предприятия является устойчивым, в отличие от результатов его деятельности в 2008г.
Для более четкой характеристики состояния предприятия на 2009 г. рассчитаем ее платежеспособность.
Таблица 7
Оценка платежеспособности организации
Показатель | Код строки в балансе | Начало года | Гонец года | Отклонения (+,-) |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 250+260 | 349 | 187 | -162 |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 240 | 1040 | 3181 | 2141 |
Общая величина оборотных активов | 290 | 4502 | 8396 | 3894 |
Краткосрочные обязательства | 610+620+630+660 | 2482 | 4744 | 2262 |
Коэф. абсолютной ликвидности | п1/п4 | 0,141 | 0,039 | -0,101 |
Коэф. критической ликвидности | (п1+п2)/п4 | 0,560 | 0,71 | 0,150 |
Коэф. текущей ликвидности | п3/п4 | 1,814 | 1,770 | -0,044 |
Из таблицы видим, что за счет имеющихся денежных средств ЗАО МПК «Георгиевский» в 2009г. на начало года был в состоянии погасить 14,1% своих обязательств, а на конец 2009г. только 3,9% своих краткосрочных обязательств.
Вместе с этим, если организация получит всю свою дебеторскую задолженность, то она сможет вернуть почти все свои краткосрочные обязательства.
Следует отметить, что у предприятия наблюдается недостаток абсолютно-ликвидных активов, но на конец года коэффициент критической ликвидности возрастает на 0,150раза и его значение увеличивается до 0,71. Рост коэффициента критической ликвидности за год в о, 15 раз привел к снижению коэффициента текущей ликвидности с 1,814 до 1,770 раз. Таким образов в целом платежеспособность предприятия на 2009 г. ухудшилась, не смотря на рост показателей рентабельности.
Таким образом, о рассматриваемом предприятии можно сделать следующие выводы:
1. Собственный оборотный капитал с 2008г имеет тенденцию к росту и в 2009 г. имеет наибольшее значение в размере 8396 тыс. руб., что также является положительным показателем в деятельности ЗАО МПК «Георгиевский».
2. Увеличение прибыльности продаж и увеличением прибыли относительно затрат, с одновременным снижением платежеспособности предприятия свидетельствует о не грамотной политике в области реализации продукции и расходовании вырученных средств.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 297.