Дисциплина «АУДИТ»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Аудит учета финансовых результатов от реализации зерновых
(на примере ЗАО МПК «Георгиевский» Ставропольского края, г. Георгиевск)
Выполнила: | Студентка 501 группы дневного отделения учетно-финансового факультета А.Ю. Тихонова |
Руководитель: | Л. А. Григорьева |
Москва 2010 год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 СУЩНОСТЬ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЕГО НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.. 3
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ... 3
1.3 МЕТОДИКА АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ... 3
2 ОРГНАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ... 3
2.1 МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА... 3
2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ... 3
2.3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЗАО МПК «ГЕОРГИЕВСКИЙ».. 3
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ 3
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЗАО МПК «ГЕОРГИЕВСКИЙ».. 3
3.1 СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ. РАСЧЕТ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ 3
3.2 СИСТЕМА РИСКОВ АУДИТА. РАСЧЕТ УРОВНЕЙ РИСКА В АУДИТЕ 3
3.3 ВЫБОРКА В АУДИТЕ. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ВЫБОРОЧНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ... 3
3.5 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТА... 3
4. АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАО МПК «ГЕОРГИЕВСКИЙ».. 3
4.1 АУДИТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 3
4.2 ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТ.. 3
4.3 ВЛИЯНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ОШИБОК ПРИ ВЕДЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ... Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.... 3
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики важнейшей характеристикой результатов хозяйственной деятельности является финансовое состояние предприятия. Оно определяет потенциал предприятия, стратегию его дальнейшего развития.
В стране, в силу различных причин и, в частности, из-за слабой адаптации сельскохозяйственной отрасли к рыночным условиям, продолжается спад сельскохозяйственного производства. Негативное влияние на финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий оказывает неадекватный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, потребляемые сельскими производителями, недостаточное финансирование отрасли. Ранее в стране действовала централизованная система закупок. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия лишены гарантированного рынка сбыта. Хозяйствам приходится заключать договора с перерабатывающими предприятиями, и не всегда на взаимовыгодных условиях. От эффективности сбыта в значительной мере зависит финансовое состояние хозяйства.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. В настоящее время большинство хозяйств не только не получает прибыли, но и имеет значительные убытки. Особую актуальность приобретает правильное формирование финансовых результатов и отражение их в бухгалтерской отчетности. Своевременное проведение аудиторской проверки правильности учета финансовых результатов позволит избежать многих неприятностей.
Целью аудита финансовых результатов является организация аудиторской проверки, разработка плана и программы ее проведения, интерпретация полученных результатов для обоснования вида аудиторского заключения в ЗАО МПК «Георгиевский».
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи исследования:
· изучение методологической и законодательной основы аудита финансовых результатов;
· изучение состояния системы внутреннего контроля в организации;
· установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж мясных продуктов и полуфабрикатов путем формирования конечного финансового результата, как соотношения между доходами и расходами;
· охарактеризовать общий план аудита, как совокупность важной информации, необходимой для определения хода и особенностей проверки, как средство контроля за эффективностью аудита;
· разработать программу аудита раздела "Финансовые результаты деятельности организации", как совокупность аудиторских процедур, требуемых для сбора необходимого количества достаточных свидетельств об определении достоверности финансовой отчетности;
· интерпретация полученных результатов для обоснования вида аудиторского заключения.
Методологической основой исследований являются нормативные и законодательные акты, учебная, научная и справочная литература по аудиту финансовых результатов, кроме того первичные и сводные документы, а также годовые отчеты ЗАО МПК «Георгиевский».
При выполнении курсового проекта применяются абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический и графический методы.
1 АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЕГО НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами: Обстоятельства отнесения аудита к элементам рыночной экономики
· Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений за интересованными в ней пользователями.
· Бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни.
· Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации.
Существует множество определений аудита, сформулированных как в официальных международных и национальных нормативных документах, так и данное специалистами в области аудита. Дефлиз Ф.Л., Дженник Г.Р., Рейлли М.О., Хирш М.Б. считают, что наиболее удачно определение аудита было сформулировано Комитетом по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА) в Положении об основных концепциях аудита»: «Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям» [8].
ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» от 29.12.2008 г. определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. А аудиторскую деятельность как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [43].
Таким образом получаем, что аудит – это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной компании.
Нацеленный на выявление ошибок и вынесения мнения о достоверности и правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии в соответствии с нормативными документами, а также выдача рекомендаций и предупреждений о возможных ошибках и противоречия законодательству [14].
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности организации [16]. Основными нормативными актами для ведения бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов и их использования являются следующие 3 уровня документов:
1 уровень – законодательный, включает кодексы, указы президента, постановления правительства, законы Российской Федерации, устанавливающие единые правовые, методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся следующие законы и кодексы:
1. Гражданский кодекс РФ, ч.ч. 1,2 (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996, 24 октября 1997 , 8 июля, 17 декабря 1999 , 16 апреля, 15 мая 2001, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.);
2. Налоговый кодекс, часть первая от 31 июля 1998 №146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 30.12. 2001 г., 23.12. 2003 г., 29 июня 2004 г., 4.11. 2005 г., 27 июля 2006 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 №117-ФЗ (с изменениями от 29.12. 2000 г., 30.03., 6, 7, 8. 08, 27, 29.11, 28, 29, 31. 12. 2001 г., 31.12. 2002 г., 2.12. 2003 г., 30.12.2004 г., 31 декабря 2005 г., 16 октября 2006 г.);
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [43];
4. Постановление Правительства РФ "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации"[42];
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [47];
2-й уровень – нормативный, представлен Федеральными Правилами (стандартами) аудиторской деятельности и стандартами (положениями) по бухгалтерскому учету и отчетности. Они призваны конкретизировать вышестоящие законы. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:
6. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.,18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г., с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645);
7. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» (редакция от 18.09.2006г);
8. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (редакция от 27.11.2006г.);[29]
9. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (редакция от 27.11.2006г.);[30]
10. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (редакция от 06.10.2008г.; [31]
11. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02 (редакция от 11.02. 2008г.)[32];
12. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 (от 28 июня 2010г);
13. Федеральное правило (стандарт) №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.[37];
14. Федеральное правило (стандарт) №2 «Документирование аудита» [36] устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.;
15. Федеральное правило (стандарт) №3 «Планирование аудита» [37] устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него дополнительные вопросы;
16. Федеральное правило (стандарт) №4 «Существенность в аудите» [38] устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.[40]:
17. Федеральное правило (стандарт) №5 «Аудиторские доказательства» [41] устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств;
18. Федеральное правило (стандарт) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» [42] устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
19. Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» [44] устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей.
20. Федеральное правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка» [42] устанавливает единые требования к выборочным проверкам в аудите, а также к методам отбора элементов, подлежащих проверке с целью сбора аудиторских доказательств;
3-й уровень – внутренние стандарты аудиторской деятельности – стандарты, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.
21. Приказ Минфина РФ от 24 декабря 1998 № 68н «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления, и Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества» (с изменениями от 15 августа 2006 г)
Анализ размеров предприятия
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | % отношения 2009г./2008г. |
Объем выпущенной продукции (без НДС и акциза), тыс. руб. | 31055 | 53270 | 95780 | 179,80 |
Объем отгруженной продукции (без НДС и акциза), тыс. руб. | 32298 | 55891 | 96520 | 172,69 |
Производство основных видов продукции: | ||||
мясо и субпродукты 1 кат, т | 330,6 | 350,9 | 393,2 | 112,05 |
колбасные изделия, т | 821,6 | 852,8 | 668 | 78,33 |
консервы мясные, туб. | 7,6 | 9,8 | 6,7 | 68,37 |
полуфабрикаты мясные, т | 35 | 32,1 | 24,2 | 75,39 |
сухие животные корма, т | 20,4 | 23 | 30 | 130,43 |
Численность среднегодовых работников, чел | 78 | 76 | 75 | 98,68 |
Стоимость основных среднегодовых производственных фондов, тыс. руб. | 10000 | 9572 | 9119 | 95,27 |
Энергетические затраты, тыс. руб. | 1616 | 4120 | 3084 | 74,85 |
Вывод:
Из таблицы видно, что в 2008 году произошел рост почти по всем показателям, характеризующим размеры предприятия.
Объем выпущенной продукции (без НДС и акциз) увеличился в 2009г, по сравнению с 2008 г. на 79,8% (42510 тыс. руб.), объем отгруженной продукции (без НДС и акциз) увеличился на 72,69% (43250 тыс. руб.), производство мяса и субпродуктов 1-й категории увеличилось на 12, 05% (39,3 т), производство сухих животных кормов на 30,43% (17т).
По мимо роста основных показателей также наблюдаем снижение таких показателей как: производство колбасных изделий в натуральном выражении на 21,67% (-184,8 т), мясных консервов на 31,63% (3,1 т), полуфабрикаты мясные на 24,61% (8,1 т), численность среднегодовых работников на 1,32% (1 чел), стоимость основных среденегодовых производственных фондов на 4,73% (-453 тыс. руб.). Также произошло сокращение энергетических затрат на 25,15% (1036 тыс. руб.), что может быть связано с выводом из состава основных средств устаревших энергозатратных основных средств.
Снижение производства полуфабрикатов, консервных изделий связано с получаемой рентабельностью произведенной продукции, так как предприятие специализируется а производстве колбасных изделий и мяса 1-й категории, то их объемы и увеличиваются.
В целом по предприятию можно сделать следующий вывод, что ЗАО МПК «Георгиевский» имеет непрерывный производственный процесс со стабильно увеличивающимися объемами производства и отгрузки продукции. На основе чего можно предположить, что предприятие завоевывает еще более уверенное положение на рынке, соответствующем производственной характеристики предприятия.
Показатели
Величина показателя
Индекс изменения показателя
1,727
3,133
1,814
Анализируя таблицу №9 можно сделать следующие выводы: выручка, начиная с 2007 г. ежегодно увеличивалась в 1,7 раза, что свидетельствует о стабильности развития и наращивания темпов и объемов производства, однако скачки показателя «прибыль от продаж» снижение в 0,947 раза в 2008г. относительно 2007г. и, увеличение в 3 раза в 2009, относительно 2008г. свидетельствуют о неправильном планировании затрат.
Следовательно, и рентабельность предприятия в 2009г. составила 3,4%, что равно значению 2007г., значение показателя достаточно невысокое, однако предприятие стремится к стабилизации прибыльности предприятия.
Таблица 10
Коэффициенты рентабельности ЗАО МПК «Георгиевский»
Показатель | Алгоритм расчета |
Годы | Отклонение 2009 г. от 2007 г. | ||
2007 | 2008 | 2009 | |||
Коэффициент валовой прибыли | Валовая прибыль/Выручка от продаж | 0,035 | 0,019 | 0,034 | 0,000 |
Рентабельность текущей деятельности | Прибыль от продаж/Расходы по обычным видам деятельности | 0,151 | 0,027 | 1,509 | 1,358 |
Рентабельность продаж по прибыли от продажи | Прибыль от продаж/Выручка от продаж | 0,005 | 0,001 | 0,021 | 0,016 |
Общая рентабельность | Прибыль до налогообложения/Выручка от продаж | 0,077 | -0,728 | 3,716 | 3,639 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли | Чистая прибыль/Выручка от продаж | 0,006 | -0,807 | 3,274 | 3,268 |
В целом анализируя коэффициенты рентабельности видим, что коэффициент общей рентабельности увеличился и в 2009г предприятие на каждый рубль затрат получило 3,72 руб. прибыли, когда в 2007 г. значение данного показателя составляло 0,077 руб. на каждый руб. затрат.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЗАО МПК «ГЕОРГИЕВСКИЙ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. Именно финансовые результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы.
На основании выполненной работы, в которой рассмотрены все аспекты формирования финансовых результатов, их бухгалтерский учет и аудит в ЗАО МПК «Георгиевский» можно сделать обобщающие выводы и сформулировать соответствующие предложения:
-вся деятельность предприятия лежит в рамках Российского законодательства. При ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности главный бухгалтер руководствуется законодательными, нормативными актами и учредительными документами;
-бухгалтерский учет ведется на основе применения журнально - ордерной системы учета, с использованием персонального компьютера и программного продукта 1С бухгалтерия;
-на предприятии отсутствуют внешнеэкономические операции;
-при сложившейся системе неплатежей в России и большой дебиторской задолженности на предприятии не создан резерв по сомнительным долгам;
-эффективность и надежность системы внутреннего контроля по учету финансовых результатов можно оценить как достаточно высокую;
-на предприятии ведутся все необходимые бухгалтерские регистры, позволяющие сделать выводы о финансовом положении предприятия;
-аудит финансовых результатов не выявил существенных расхождений в бухгалтерском учете финансовых результатов.
Предприятию можно порекомендовать создать службу внутреннего аудита для более полного контроля за правильностью формирования конечных результатов деятельности предприятия. Поскольку сельскохозяйственная отрасль, к которой относится исследуемое предприятие является нестабильной, а в условиях рыночной экономики еще и убыточной очень важно отслеживать процесс полученных доходов и произведенных расходов, и именно аудит финансовых результатов поможет выявить слабые стороны в бухгалтерском учете финансовых результатов и наметить меры по его улучшению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 "Аудиторские ведомости", N 5 Аудит формирования результатов и распределения прибыли, 2007 г.
2 Бархатова В.И., Журавлева Г.П. «Экономическая теория» - М.: Финансы и статистика, 2007 г.
3 Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007 г.
4 Бланк И.А, «Управление прибылью» - Киев: Ника-Центр, 2004 г.
5 Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. «Аудит» - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2008 г.
6 Богатая И.Н., Хахонова Н.Н., Косова Н.С. «Аудит учета финансовых результатов и их использования» - М.: Юнити-Дана, 2007 г.
7 Булавина Л.Н., Кулиш Н.В., Костюкова Е.И. «Финансовые результаты. Бухгалтерский и налоговый учет» - М.: Финансы и статистика – 2006 г.
8 Карзаева Н.Н. «Основы аудита» курс лекций, М. – 2009 г.
9 Касьянова Г.Ю. «10000 и одна проводка», М.: Аргумент – 2008 г.
10 Кондраков Н.П. «Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет» - М.: Проспект, 2006 г.
11 Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» - М.: Инфа-М, 2007 г.
12 Кувшинов М.С. «Бухгалтерский учет» - учебное пособие, М.: Кнорус – 2009 г .
13 Лытнева Н.А. «Бухгалтерский учет» - М.: Форум-ИнфаМ, 2006 г.
14 Мощенко О. В. Организационно-методические аспекты учета, контроля продаж и финансовых результатов в сельскохозяйственных организациях, Владикавказ, 2007 г.
15 Пизенгольц М.З. «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» (в 2х томах), М.: Финансы и статистика – 2006 г.
16 Пипко В.А. «Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет производства, капитала, финансовых результатов и финансовая отчетность: Учебное пособие» - Москва, Издательство Финансы и статистика – 2006 г.
17 Постникова Л.В. «Курс лекций по бухгалтерскому (финансовому) учету» - Москва, 2009 г.
18 Пошерстник Н.В. «Бухгалтерский учет» -Учебно-практическое пособие – М.: Питер, 2007 г.
19 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» 5-е издание переработанное и дополненное, М.: Инфра-М – 2007 г.
20 Соколов Я.В. «Основы теории бухгалтерского учета» - М.: Финансы и статистика – 2007 г.
21 Хахонова Н.Н. «Основы бухгалтерского учета и аудита» - Ростов н/д: ФЕНИКС, 2007 г.
22 Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» - Учебное пособие. Ростов-н/Д. 2008 г.
23 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
24 Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н
25 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.1995 N 49
26 Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009) и часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.06.2009, с изм. от 22.06.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2009)
27 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н
28 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 N 43н
29 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н
30 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) утверждено Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н
31 Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008
32 Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02 (редакция от 11.02. 2008г.)
33 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н
34 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н.
35 Постановление Правительства РФ "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 6 февраля 2002 г. N 80
36 Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"
37 Правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»
38 Правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка»
39 Правило (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
40 Правило (стандарт) №2. Документирование аудита.
41 Правило (стандарт) №3. Планирование аудита.
42 Правило (стандарт) №4. Существенность в аудите.
43 Правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства.
44 Правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
45 Федеральный закон от 30.12.2008 N 307 «Об аудиторской деятельности»
46 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)
47 Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)
Приложения
Рабочий документ аудитора №5 "Расчет уровня существенности"
Приложение 1
Форма РД-5
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы
ЗАО МПК «Георгиевский»
1.12.10-26.12.10
180
Иванова И.С.
Иванова И.С.
Уровень существенности определяется как среднее арифметическое базовых показателей, приведенных в таблице.
Наименование базового показателя, Пi | Значение базового показателя, тыс. руб. | Доля, %, ai | Значение, принимаемое для нахождения уровня существенности, Пi(с) |
Балансовая прибыль | 3160 | 5 | 158 |
Валовой объем продаж без НДС | 96520 | 2 | 1930,4 |
Валюта баланса | 16812 | 10 | 1681,2 |
Собственный капитал | 5856 | 2 | 117,12 |
Общие затраты предприятия | 95536 | 2 | 1910,72 |
Итого | 217884 | Х | 5797,44 |
Расчет среднеарифметического значения и расчет отклонения наименьшего и наибольшего показателя от средней:
Наименование базового показателя, Пi | Значение, принимаемое для нахождения уровня существенности, Пi(с) | Отклонение | |
от средней | |||
абсолютное | % | ||
Балансовая прибыль | 158 | 1001,488 | 86,37 |
Валовой объем продаж без НДС | 1930,4 | 770,912 | 66,49 |
Валюта баланса | 1681,2 | 521,712 | 45,00 |
Собственный капитал | 117,12 | 1042,368 | 89,90 |
Общие затраты предприятия | 1910,72 | 751,232 | 64,79 |
Средняя | 1159,488 | Х | Х |
Расчет отклонения наименьшего значения от среднего = |1159,49 — 11681,2/1159,49 = 45%
Расчет отклонения наибольшего значения от среднего = |117,12 – 1159,488|/ 1159,488 = 89,9%
Поскольку наибольшее и наименьшее значение существенно (более 20%) отклоняется от среднего, то брать их в расчет не нужно. Рассчитаем новую среднюю для оставшихся показателей.
Наименование базового показателя, Пi | Значение, принимаемое для нахождения уровня существенности, Пi(с) | Отклонение от средней | |
абсолютное | % | ||
Балансовая прибыль | 1001,488 | 160,28 | 19,1 |
Валовой объем продаж без НДС | 770,912 | 70,30 | 8,4 |
Общие затраты предприятия | 751,232 | 89,98 | 10,7 |
Средняя | 841,21 | Х | Х |
Общий уровень существенности равен 841,210 тыс.руб. Округлим значение округлим таким образом, чтобы отклонение среднего значения от округленного не превышало 10%. Считается, что отклонения до 5% могут быть признаны несущественными, более 10% - существенными, а в интервале 5-10% - аудитор сам принимает решение о существенности отклонения. Эту округленную величину допустимо использовать в качестве единого показателя уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом. В нашем случае округлим среднюю до 840, тыс.руб. Отклонение: (841,21 – 8410)/841,21 = 0,01, что меньше 5%. Принимаем общий уровень существенности равным 840 тыс. руб.
Определим частный уровень существенности по основным статьям отчетности.
Статьи актива
Внеоборотные активы
8416
3,56
29,90
ОС
8412
3,56
29,91
Долгосрочные финансовые вложения
4
0,00
0,01
Оборотные активы
8396
3,55
29,85
Запасы
5028
2,13
17,88
Дебиторская задолженность
3181
1,35
11,31
187
0,08
0,66
Статьи пассива
Капитал и резервы
5856
2,48
20,82
Уставный капитал
4161
1,76
14,79
Нераспределенная прибыль
1693
0,72
6,02
Долгосрочные обязательства
6211
2,63
22,08
Краткосрочные обязательства
4744
2,01
16,87
Кредиторская задолженность
4744
2,01
16,87
103308
43,72
367,28
93193
39,44
331,32
Прибыль от продаж
2001
0,85
7,11
Прочие доходы
2600
1,10
9,24
Прочие расходы
1017
0,43
3,62
3584
1,52
12,74
Чистая прибыль
3160
1,34
11,23
Итого
236272
100
840
Для этого находим общий удельный вес каждой статьи в их общей сумме (графа 3 таблице) и умножаем полученное значение на общий уровень существенности, полученный нами ранее, то есть на 840 тыс. руб. В результате получаем частные уровни существенности для каждой статьи.
Так, например, для чистой прибыли существенным мы будем считать искажение свыше 11,23 тыс. руб. И несмотря на то, что удельный вес этой статьи в структуре баланса составляет всего 1,34%, важность этого показателя для организации неоспорима, поэтому именно аудиту финансовых результатов мы уделим все внимание.
Частный уровень существенности для аудита финансовых показателей равен 840 тыс. руб.
Дата: 09.12.2010г.
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Приложение 2 |
Рабочий документ аудитора №4 «Оценка системы внутреннего контроля (средств контроля)»
Форма РД-4
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы
ЗАО МПК «Георгиевский»
1.1210-26.12.10
180
Иванова И.С.
Иванова И.С.
Вопрос | Ответ | Баллы (max = 5) |
Количество различных групп выпускаемой продукции | Разные виды групп выпускаемой продукции | 5 |
Форма бухгалтерского учета | Автоматизированная | 5 |
Система бухгалтерского учета | Децентрализованная | 4 |
Квалификация персонала бухгалтерской службы | Высокая | 5 |
Учетная политика аудируемого лица | Утверждается ежегодно | 4 |
Наличие у руководителя аудируемого лица заместителей | Имеется по каждому направлению | 5 |
Наличие опыта работы | Большинство работников имеют опыт работы | 4 |
Система обучения и повышения квалификации | Работники регулярно проходят курсы повышения квалификации | 4 |
Организация подготовки, обработки, хранения документов | Плохо организован архив предприятия | 2 |
Наличие графика документооборота | Есть, но не по всем участкам | 2 |
Наличие отдела внутреннего аудита | Нет | 1 |
Наличие отдела, осуществляющего поиск заказчиков и ведущих контроль за исполнением договоров | Имеется специальный отдел | 5 |
Имеются ли у аудируемого лица филиалы, дочерни и зависимые общества | Не имеются | 1 |
Распределение обязанностей | В соответствии с должностными приказами каждый занимается своими обязанностями (четкая организационная структура) | 4 |
Организация подготовки, обработки, хранения документов | Плохо организован архив предприятия | 2 |
Наличие графика документооборота | Отсутствует | 1 |
Наличие отдела внутреннего аудита | Нет | 1 |
Итого | 55 |
Шкала оценки | риска системы | внутреннего | контроля | |||||
РСВК,% | 50-60 | 60-70 | 70-80 | 80-90 | 90-100 | |||
Баллы | 69-85 | 52-68 | 35-51 | 18-34 | 0-17 |
Дата: 12.12.2009г.
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Приложение 3
Форма РД-3
Рабочий документ аудитора №3
"Оценка неотъемлемого риска"
Проверяемая организация ЗАО МПК «Георгиевский»
Период аудита 1.12.10-26.12.10
Количество человеко-часов 180
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Состав аудиторской группы Иванова И.С.
Вопрос | Ответ | Баллы (max = 5) |
Состояние экономики в целом | Спад | 3 |
Процентные ставки | Снизилась | 4 |
Уровень инфляции | Повысился | 5 |
Финансовое стимулирование со стороны государства | Имеется | 3 |
Особенности системы налогообложения в данной отрасли | Общий режим налогообложения | 4 |
Цикличность деятельности | Непрерывная деятельность в течение года | 5 |
Конкуренция | Предприятие занимает лидирующие позиции в отрасли | 5 |
Деловая репутация | Хорошая деловая репутация (кредиторы доверяют предприятию) | 5 |
Характеристика персонала | Большинство работников со средним и высшем образованием, имеют средний уровень заработка по г.Москва | 4 |
Потребность региона в выпускаемой продукции | Имеется возможность полностью реализовать продукцию на внутреннем рынке | 5 |
Необходимость лицензирования | Есть необходимость | 4 |
Материалоемкость | Высокая | 4 |
Фондоемкость | Высокая | 4 |
Потребность в наличии вспомогательных производств | Высокая | 5 |
Итого | 60 |
Шкала | оценки неотъемлемого | риска | ||||
НР.% | 80-85 | 85-90 | 90-95 | 95-100 | ||
Баллы | 53-70 | 36-53 | 18-35 | 0-17 |
Дата: 14.12.2010г.
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Форма РД-6
Рабочий документ аудитора №6
"Расчет выборочной совокупности по аудиту денежных средств"
Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов Руководитель аудиторской группы Состав аудиторской группы
ЗАО МПК «Георгиевский»
1.12.10-26.12.10
180
Иванова И.С.
Иванова И.С.
Рабочие документы | Размер генеральной совокупности | Размер выборочной совокупности |
первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции и др.) | 2609 | 297 |
банковские выписки по движению денежных средств на расчетном счете | 2980 | 128 |
приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов на отгруженную продукцию | 301 | 88 |
Выписки банка | 2108 | 702 |
платежные поручения и платежные требования на оплату отгруженной продукции | 2200 | 440 |
накладная на оприходование на склад материалов, готовой продукции | 125 | 31 |
счета-фактуры | 2500 | 625 |
Расчетно-платежные ведомости на выдачу з/п работникам | 24 | 6 |
Налоговые декларации | 25 | 6 |
|
Дата: 16.12.2010г.
Руководитель аудиторской группы
Иванова И.С.
Приложение 6
Таблица
Фактор надежности
Число ошибок в выборке
Уровень доверия
Рабочий документ аудитора №7
«План аудита денежных средств»
Приложение 4
Проверяемая организация ЗАО МПК «Георгиевский»
Период аудита 1.12.10-26.12.10
Количество человеко-часов 300
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Состав аудиторской группы Иванова И.С.
Планируемый аудиторский риск 5%
Планируемый уровень существенности 840 тыс. руб.
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения аудита | Исполнитель | Примечания |
1 | Тест средств контроля: Разделение функций принятия решений, совершения операций и контроля за ними | 1.12.10-2.12.10 | Иванова И.С. | При возникновении необходимости - привлечение эксперта |
2 | Аудит управленческих расходов | 04.12.2010- 06.12.2010 | Иванова И.С. | |
3 | Аудит прибыли (убытка) от реализации | 07.12.2010- 09.12.2010 | Иванова И.С. | |
4 | Аудит прочих доходов | 10.12.2010- 11.12.2010 | Иванова И.С. | |
5 | Аудит прибыли от финансово-хозяйственной деятельности | 12.12.2010- 13.12.2010 | Иванова И.С. | |
6 | Аудит прибыли отчетного года | 14.12.2010- 16.12.2010 | Иванова И.С. | |
7 | Аудит налога на прибыль | 17.12.2010- 18.12.2010 | Иванова И.С. | |
8 | Аудит нераспределенной прибыли | 19.12.2010- 20.12.2010 | Иванова И.С. | |
9 | Составление аудиторского заключения | 21.12.2010- 22.12.2010 |
Дата: 17.12. 2010 г.
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Приложение 5
Форма РД-8
Рабочий документ аудитора №8
" Программа аудита учета денежных средств"
Проверяемая организация ЗАО МПК «Георгиевский»
Период аудита 1.12.10-26.12.10
Количество человеко-часов 300
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Состав аудиторской группы Иванова И.С.
Планируемый аудиторский риск 5%
Планируемый уровень существенности 840 тыс. руб
№ п/п | Перечень аудиторских процедур | Период проведения | Испол-нитель | Рабочие документы | Приме-чание |
1 1.1 | Тест средств контроля: Разделение функций принятия решений, совершения операций и контроля за ними | 01.12.2010- 03.12.2010 | Иванова И.С. | Первичные документы | |
2 2.1 | Аудиторские процедуры по существу: Аудит выручки от реализации товаров, продукции, услуг - по принципу начисления - по принятому в учетной политике методу реализации - по регулируемым ценам - по свободным рыночным ценам - косвенные налоги - при реализации по ценам не выше фактической себестоимости | 04.12.2010- 06.12.2010 | Иванова И.С. | Счета-фактуры, журналы-ордера по субконто соответсвующих счетов, договора, кассовая книга | |
3 | Аудит себестоимости от реализации товаров, продукции, работ, услуг - по принципу начисления - по принятому в учетной политике методу реализации - по регулируемым ценам - по свободным рыночным ценам - косвенные налоги - при реализации по ценам не выше фактической себестоимости | 07.12.2010- 09.12.2010 | Иванова И.С. | Счета-фактуры поставщиков, Договора поставки, Журнал-ордер по кредиту счета 60 | |
4 | Аудит коммерческих расходов (издержек обращения) - на заработную плату - на тару и упаковку - на транспортировку - на рекламу - на содержание зданий и сооружений - прочие | 10.12.2010- 11.12.2010 | Иванова И.С. | Ведомость начис-ления зарплаты, отчисления в социальные и внебюджетные фонды, амортизации, договора с тран-спортными органи-зациями и комму-нальным хозяйст-вом, счета-фактуры | |
5 | Аудит управленческих расходов | 12.12.2010- 13.12.2010 | Иванова И.С. | Ведомость начис-ления заработной платы аппарата управления, отчисления в социальные и внебюджетные фонды, авансовые отчеты | |
6 | Аудит прибыли (убытка) от реализации | 14.12.2010- 16.12.2010 | Иванова И.С. | Журнал-ордер субконто по кредиту счетов 90 | |
7 | Аудит прочих доходов | 17.12.2010- 18.12.2010 | Иванова И.С. | Журнал-ордер субконто по счету 91, акты на списание основных средств, договора, инвентаризационные описи | |
8 | Аудит прибыли от финансово-хозяйственной деятельности | 19.12.2010- 20.12.2010 | Иванова И.С. | Журналы-ордера по счетам 90,91,99 | |
9 | Аудит прибыли отчетного года | 21.12.2010- 22.12.2010 | Иванова И.С. | Журнал-ордер субконто по счету 99 | |
10 | Аудит налога на прибыль | 23.12.2010- 24.12.2010 | Иванова И.С. | Налоговая декларация по налогу на прибыль | |
11 | Аудит нераспределенной прибыли | 25.12.2010 | Иванова И.С. | Расчеты бухгалтерии | |
12 | Составление аудиторского заключения | 26.12.2010 | Иванова И.С. |
Дата: 19.04 2009 г.
Руководитель аудиторской группы Иванова И.С.
Дисциплина «АУДИТ»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Аудит учета финансовых результатов от реализации зерновых
(на примере ЗАО МПК «Георгиевский» Ставропольского края, г. Георгиевск)
Выполнила: | Студентка 501 группы дневного отделения учетно-финансового факультета А.Ю. Тихонова |
Руководитель: | Л. А. Григорьева |
Москва 2010 год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 СУЩНОСТЬ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЕГО НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.. 3
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ... 3
1.3 МЕТОДИКА АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ... 3
2 ОРГНАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ... 3
2.1 МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА... 3
2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ... 3
2.3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЗАО МПК «ГЕОРГИЕВСКИЙ».. 3
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ 3
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ЗАО МПК «ГЕОРГИЕВСКИЙ».. 3
3.1 СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ. РАСЧЕТ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ 3
3.2 СИСТЕМА РИСКОВ АУДИТА. РАСЧЕТ УРОВНЕЙ РИСКА В АУДИТЕ 3
3.3 ВЫБОРКА В АУДИТЕ. РАСЧЕТ ОБЪЕМА ВЫБОРОЧНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ... 3
3.5 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТА... 3
4. АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАО МПК «ГЕОРГИЕВСКИЙ».. 3
4.1 АУДИТ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 3
4.2 ПРОЦЕДУРЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТ.. 3
4.3 ВЛИЯНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ ОШИБОК ПРИ ВЕДЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ... Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.... 3
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики важнейшей характеристикой результатов хозяйственной деятельности является финансовое состояние предприятия. Оно определяет потенциал предприятия, стратегию его дальнейшего развития.
В стране, в силу различных причин и, в частности, из-за слабой адаптации сельскохозяйственной отрасли к рыночным условиям, продолжается спад сельскохозяйственного производства. Негативное влияние на финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий оказывает неадекватный рост цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, потребляемые сельскими производителями, недостаточное финансирование отрасли. Ранее в стране действовала централизованная система закупок. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия лишены гарантированного рынка сбыта. Хозяйствам приходится заключать договора с перерабатывающими предприятиями, и не всегда на взаимовыгодных условиях. От эффективности сбыта в значительной мере зависит финансовое состояние хозяйства.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. В настоящее время большинство хозяйств не только не получает прибыли, но и имеет значительные убытки. Особую актуальность приобретает правильное формирование финансовых результатов и отражение их в бухгалтерской отчетности. Своевременное проведение аудиторской проверки правильности учета финансовых результатов позволит избежать многих неприятностей.
Целью аудита финансовых результатов является организация аудиторской проверки, разработка плана и программы ее проведения, интерпретация полученных результатов для обоснования вида аудиторского заключения в ЗАО МПК «Георгиевский».
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи исследования:
· изучение методологической и законодательной основы аудита финансовых результатов;
· изучение состояния системы внутреннего контроля в организации;
· установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж мясных продуктов и полуфабрикатов путем формирования конечного финансового результата, как соотношения между доходами и расходами;
· охарактеризовать общий план аудита, как совокупность важной информации, необходимой для определения хода и особенностей проверки, как средство контроля за эффективностью аудита;
· разработать программу аудита раздела "Финансовые результаты деятельности организации", как совокупность аудиторских процедур, требуемых для сбора необходимого количества достаточных свидетельств об определении достоверности финансовой отчетности;
· интерпретация полученных результатов для обоснования вида аудиторского заключения.
Методологической основой исследований являются нормативные и законодательные акты, учебная, научная и справочная литература по аудиту финансовых результатов, кроме того первичные и сводные документы, а также годовые отчеты ЗАО МПК «Георгиевский».
При выполнении курсового проекта применяются абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический и графический методы.
1 АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ АУДИТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЕГО НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами: Обстоятельства отнесения аудита к элементам рыночной экономики
· Бухгалтерская отчетность используется для принятия решений за интересованными в ней пользователями.
· Бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни.
· Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации.
Существует множество определений аудита, сформулированных как в официальных международных и национальных нормативных документах, так и данное специалистами в области аудита. Дефлиз Ф.Л., Дженник Г.Р., Рейлли М.О., Хирш М.Б. считают, что наиболее удачно определение аудита было сформулировано Комитетом по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА) в Положении об основных концепциях аудита»: «Аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям» [8].
ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности» от 29.12.2008 г. определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. А аудиторскую деятельность как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [43].
Таким образом получаем, что аудит – это внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными специалистами (аудиторами), не работающими в данной компании.
Нацеленный на выявление ошибок и вынесения мнения о достоверности и правильности ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии в соответствии с нормативными документами, а также выдача рекомендаций и предупреждений о возможных ошибках и противоречия законодательству [14].
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности организации [16]. Основными нормативными актами для ведения бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов и их использования являются следующие 3 уровня документов:
1 уровень – законодательный, включает кодексы, указы президента, постановления правительства, законы Российской Федерации, устанавливающие единые правовые, методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся следующие законы и кодексы:
1. Гражданский кодекс РФ, ч.ч. 1,2 (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996, 24 октября 1997 , 8 июля, 17 декабря 1999 , 16 апреля, 15 мая 2001, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.);
2. Налоговый кодекс, часть первая от 31 июля 1998 №146-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 30.12. 2001 г., 23.12. 2003 г., 29 июня 2004 г., 4.11. 2005 г., 27 июля 2006 г.) и часть вторая от 5 августа 2000 №117-ФЗ (с изменениями от 29.12. 2000 г., 30.03., 6, 7, 8. 08, 27, 29.11, 28, 29, 31. 12. 2001 г., 31.12. 2002 г., 2.12. 2003 г., 30.12.2004 г., 31 декабря 2005 г., 16 октября 2006 г.);
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [43];
4. Постановление Правительства РФ "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации"[42];
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [47];
2-й уровень – нормативный, представлен Федеральными Правилами (стандартами) аудиторской деятельности и стандартами (положениями) по бухгалтерскому учету и отчетности. Они призваны конкретизировать вышестоящие законы. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:
6. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.,18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г., с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645);
7. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» (редакция от 18.09.2006г);
8. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (редакция от 27.11.2006г.);[29]
9. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (редакция от 27.11.2006г.);[30]
10. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (редакция от 06.10.2008г.; [31]
11. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02 (редакция от 11.02. 2008г.)[32];
12. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 (от 28 июня 2010г);
13. Федеральное правило (стандарт) №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.[37];
14. Федеральное правило (стандарт) №2 «Документирование аудита» [36] устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.;
15. Федеральное правило (стандарт) №3 «Планирование аудита» [37] устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него дополнительные вопросы;
16. Федеральное правило (стандарт) №4 «Существенность в аудите» [38] устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.[40]:
17. Федеральное правило (стандарт) №5 «Аудиторские доказательства» [41] устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств;
18. Федеральное правило (стандарт) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» [42] устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
19. Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» [44] устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей.
20. Федеральное правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка» [42] устанавливает единые требования к выборочным проверкам в аудите, а также к методам отбора элементов, подлежащих проверке с целью сбора аудиторских доказательств;
3-й уровень – внутренние стандарты аудиторской деятельности – стандарты, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита.
21. Приказ Минфина РФ от 24 декабря 1998 № 68н «Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления, и Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества» (с изменениями от 15 августа 2006 г)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 311.