Бюджетная ∑ РФ, её структура. Бюджет – фин план, вкл в себя дох и расх соотв-щих бюджет образований. Сущ-ть бюджета: экономическая (бюджет закрепляет дох-рас часть бюдж образований, определяет осн параметры консолидир бюджета, экономически определяет долю фин помощи субъектам и мун образ-ям, объем фин-я эк-ких проектов), правовая (это законодат-ое закреп-е правовых основ бюджетир-я определение вравомочий уч-ков правоотнош-ий). Ф-ции бюджета: регулирующая (рег-е отношений м/д уч-ками, опред-е объема фин помощи), распределительная (опред доли налгов, неналог потспулений в бюджет соотв образ-ий), соц-эк (участие гос-ва в реализ соц задач. Формируя бюджет гос-во планирует свои дох и расх, прогонозируя измен-я в эк развитии), правовая. Бюдж ∑– совокуп-ть бюджетов, включающих в себя дох и расх рег и мест бюджетов. В РФ 3 ур-ня бюдж. ∑: фед бюджет и бюджеты гос внебюд фондов; региональный бюджет (87 субъектов); бюджеты мун образ-ий: бюдж гор округов, б.мун районов, б. сельс поселений и территорий, б. городов фед знач-я. Фед бюджет и бюджеты гос внебюдж фондов разрабатываются и утверждаются в форме фед законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты терр гос внебюджетных фондов разраб и утвержд в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разраб и утвержд в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами мун образований. Бюджеты, входящие в бюдж систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в фед бюджет, а местные бюджеты не вкл в рег бюджеты. Годовой бюджет сост-ся на один финансовый год. Помимо вышеперечисленных видов бюджетов сущ еще консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Напр, консолидир бюджет РФ вкл в себя фед бюджет плюс бюджеты субъектов РФ.
Принципы построения и функц-я бюджет системы РФ:1) прин. единства (единстов бюдж ответ-ти, ед-во ден. системы, ед. бюдж процесса), 2) принц самост-ти бюджета (субъект РФ и мун образ-е самост-но в проведении своей бюдж политики, формир-ии дох и управлении расходами) 3) принц целесообразности (ден ср-ва д. поступать и расходоваться целесообразно) 4) принц соотношения дох и расходов (если расх часть превышает доходную, значит д/фед бюджета половина дох части, для рег и мун бюджета – 25% от дох части дефитцита бюджета) 5) принц гласности (за искл особо секретных статей бюджета: нац оборона, содерж-е войсковых соединений, горнизонов, содерж-е аппарата Прав-ва и глав субъектов РФ, содерж-е ПФР, ФСС, ФОМС, т.е. бюдж деньги расходуются с лицевого счета Банка Р.).6) принцип эффект упр-я дох и расходами.
Сущность принципа бюджет федерализма, проблемы его реализации на практике . Бюджет федерализм — способ построения бюджет отношений между тремя уровнями бюдж системы (фед органами гос власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления) обеспечивающий ведущую роль фед бюджета при высокой степени самост-ти терр бюджетов. Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ. Форма гос устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюдж системы. В основе бюдж федерализма лежит принцип: фед органы власти формируют и исполняют фед бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегос программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, кот исп-ся для фин обеспечения программ в пределах данного региона. В ведении РФ в области федерализма находятся: управление фед гос собст-тью; установление основ фед политики и фед программы в обл гос, эк, экологического, соц, культ и нац развития РФ; установление правовых основ единого рынка; фин, валютное, кредитное, таможенное рег-е; ден эмиссия, основы ценовой политики; фед эк-кие службы, включая фед банки; фед бюджет; фед налоги и сборы, фед фонды рег развития. Цели: обеспечение эк-х, соц, правовых и организац основ федерализма в России, создание единого эк пространства; обеспечение единых минимальных соц стандартов и равной соц защиты, гарантирование соц прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от эк возможностей регионов; выравнивание условий соц-эк развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Принципы: законодат разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между фед, регион-ми и местными органами; соотв-е фин ресурсов органов власти и управления выполняемых ими функциями; обеспечивание гориз и вертик выравнивания доходов всех уровней системы, самостоят-ть всех бюджетов разных уровней. Бюдж федерализм реализуется главным образом в ходе бюдж процесса при мобилизации бюдж доходов и расходовании бюдж средств.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Содержание и принципы формир-я налоговых и неналоговых доходов бюджета . Доходы – это фин поступления от нал и неналог источников. Доходы бюджета - это ден ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Принципы формирования Д: разграничение Д м/д уровнями БС; полнота отражения Д; единство кассы (зачисление всех кассовых поступлений отражаются на едином бюджетном счете). Классификация: 1. В завис от уровня бюдж системы доходы делятся на: федерал; рег-ые (субъектов Федерации); местные (муниципальные). 2. В завис от источников поступления доходы делятся на: собственные;регулируемые. 3.В соотв-ии с бюдж классиф-ей РФ: налоговые; неналоговые; безвозмездные перечисления; доходы целевых бюджетных фондов; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В соответствии с Бюдж код РФ установлены 3 осно группы доходов: - налоговые; - неналоговые; - безвозмездные и безвозвратные перечисления. К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством:1) федеральные (ст. 30 НК, ст 50 БК): НДС-100%, водный нал, нал на недропольз-е, гос пошлина, консульские сборы, лесные пошлины – все 100%, НДФЛ-10%, нал на исп рес жив и раст мира, акцизы в завис от группы акц товаров. 2)- региональные (ст. 14 НК, ст. 52 БК): собст налоговые поступления, те которые 100% идут в фед бюджет (нал на игор бизнес, нал на имущ орг-ии), распределенные налоги, т.е. федерация их распределяет м/д субъектами д/покрытия дефицита бюджета (НДФЛ-70%, акцизы, нал на приб предпр, гос пошлина, лесные сборы, нал на недропольз). Виды неналоговых доходов определяются (ст. 41-54 БК РФ). К неналоговым относ: 1) фед-ые: тамож пошлины и сборы, дох от аренды, штрафы, пени, исполнительские сборы, дох предпр-ий, учр-ий, дох от приватизации, дох получ от эмиссии ц.б., от инвест деят, от операц с кредит-ем. 2) регионал: приватитзация объектов рег собст-ти, эмиссия ц.б., инвест проекты, дох получ унитарными предпр-ями, дох получ по обращнным ц.б., дох получ в виде штрафов. Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюдж фонды. К безвозм и безвозвр перечислениям относятся: 1) фин помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; 2) субвенции из фонда компенсации; 3) субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней; 4) иные безвозмезд и безвозв перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ; 5) безвозмез и безвозвре перечисления из бюджетов государственных и территориальных государственных ВБФ; 6) безвозмездные и безвозвратные перечисления от физ и юр лиц, международных орг-й, прав-в ин гос-в. Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; эколог фонды; Фонд развития тамож системы РФ; Гос фонд борьбы с преступностью; Фонд Мин-ва РФ по атомной энергии.
Методология планирования бюджетных доходов– это совокуп приемов исследования с целью познания и преобразования дейст-ти. Методология планир-я вкл в себя логику, методы и принципы. Методы планирования: Нормативный – для расчета плановых показателей примен нормы (max допустимая величина того или иного эк показателя, они закладываются во все значимые показатели) и нормативы (соотношение элементов производственного процесса или соотв-щей нормы). Экстраполяции – исп в случае, когда развитие процесса идет непрерывно, план становится продолжением или проекцией прошлого в будущее. Балансовый – имеет универс значение как способ, увязывающий потребности и ресурсы необходимые для выпуска продукции на предприятии. Экспертных оценок –исп с привлечением экспертов, позволяет среди альтернат вариантов развития предприятия выбрать оптимальный. Эк-мат-ческие – структура моделей устанавливается и проверяется экпериментально Принципы: п. маржинальности, т.е. определения предельных величин при планировании. П. научности, т.е формирование плановых показателей с исп научных методов, научного подхода. П. выделения ведущего звена. П. непрерывности – формирование плана непрерывно из периода в период. П. точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в кот позволяют внутр и внеш условия деят-ти предприятия. П. гибкости – план и процесс планирования д.б. способны быстро изменять свою направленность. П. единства – план носит системный характер и д. координироваться на вертик и гориз уровне. П. участия – каждый сотрудник д.б. вовлечен в процесс планирования
Сущность и функции налогов, сборов, пошлин; их классификация по различным признакам . Под налогом поним обязательный, индивид-но-безвозмездный платеж, взимаемый с орг-ий и физ лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз ведения или оперативного управления ден средств в целях фин обеспечения деят-ти гос-ва и (или) мун образований. Функции налогов: Фискальная функция (связана с взиманием части доходов физ лиц и орг-ий с целью формирования ср-в в гос бюджете и во внебюд фондах; отражает осн роль налогов — формирование гос казны с целью удовлетворения интересов, необх для существования общ-ва и гос-ва в целом). Регулирующая (возможность гос-ва регулировать соц-эк процессы). Контрольная функция — отслеживать полноту и своевременность поступления в гос бюджет налогов, сборов и иных платежей, сопоставлять величину собранных средств с потребностями в них гос-ва и возможностями налогоплательщиков. Виды налогов: 1. По источнику уплаты (прямые налоги – уплачиваются за счет собств средств налогоплат-ка физ лица, косвенные налоги – уплачив-ся за счет средств от продукции налогопл-ка юр лица) 2. По уровню бюджета 1)Фед налоги – счтан-ся и вводятся в действие з-ми и действуют на всей территории страны (НДФЛ, на прибыль организаций, есн, на добавл ст-ть, акцизы, на добычу полезн ископ-ых, водный налог, гос пошлина, сбор за польз объектами животн мира) 2) Рег налоги – вводятся в действие з-ом субъекта РФ (налог на имущ-во организации, транспортный, налог на игорный бизнес) 3) Местные – вводятся в действие нормативным актом и органом местн самоупр-ия (налог с фз, земельный). Под сбором поним обязат взнос, взимаемый с орг-ий и физ лиц, уплата кот явл одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос органами, органами местного самоупр-я, иными уполномоч органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление опред прав или выдачу разрешений (лицензий). Сбор явл целевым взносом имеющем целью покрытие расходов гос-ва, понесенных их органами и учреждениями в связи с выполнением опред функций (паспортно-визовой, регистрационной, лицензионной, и др.) виды сборов:1. Лиценз сборы, кот взимаются за выдачу разрешений на осуществление определенных видов деятельности. 2. Сборы за предос-е права: пр-во и оборота, спиртосодержащей и алкогольной продукции; торговли и.тд. 3. Целевые сборы: за уборку территорий населен пунктов; со сделок, совершаемых на биржах и т.д.; 4. Иные платежи, имеющие налоговый характер: платежи за пользование прир ресурсами; водными объектами; 5. Регистрационный сбор с физ лиц, занимающихся предприним деят-тью. 6. Таможенные сборы. Гос пошлина- устан-ый обязат и дейст на всей терр РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоч на то органами или должност лицами. Виды лиценз, регистрац и патентных пошлин и тамож пошлины, взимаемые гос органами, при предост орг-ям и физ лицам опред прав. Осн эк-кой функцией явл уравнительная. Сбор тамож пошлин направ на охрану внутр рынка страны, нац пром-ти и с/х.
Принцип фискального федерализма в нал системе РФ . Фискал. федерализм - принцип разделения полномочий между фед и реги властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Налоговый федерализм как принцип, режим и форма распределения и перераспр-я доходов между отдел звеньями бюдж системы служит задачам интеграции и децентрализации разных уровней упр-я нал системой, для обеспечения участия налогоплательщиков в решении вопросов общегос значения. Принципы нал федерализма: 1) пр. конституционного закрепления осн принципов налогообложения и видов налогов; 2) разграничения прав, обязанности и ответ-ти при формир-и и исполнении бюджетов м/д фед центром и субъектами Федерации на основе субсидиарности, 3) законодат регламентации нал полномочий уровней управления; 4) равноправия всех субъектов Федерации в их фин отношениях с фед центром;
Осн направления нал реформы в России : В перспективе 2010 - 2012 гг. приоритеты Прав-ва РФ в обл нал политики остаются такими же, как и ранее - создание эффект нал системы, сохранение сложившегося к наст моменту налогового бремени. I. итоги налоговой политики в прошедшем периоде 1. Совершенст-е налога на прибыль организаций (с 1 янв 2009 года ставка снижена с 24 % до 20 %); 2. Совершенст-е налога на добавл стоимость. были освобождены от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных металлов. 3. Индексация ставок акцизов. (были проиндексированы в среднем до 10 % ежегодно). 4. Соверш-е НДФЛ. (с 2009 года увеличен размер соц наловычета по НДФЛ со 100 тыс руб до 120). 5. Введение налога на недвижимость взамен дейст зем налога и налога на имущество физ лиц 6. Совершенст-е налога на добычу полез ископ В2010 г. и в плановом периоде 2011 и 2012 годов Предлагается внесение изменений в закон-во и уточнение ранее заявленных подходов к проведению нал реформы по вопросам: соверш-я нал контроля за исп-ем трансфертных цен в целях налогообл-я; создания института консолидир нал отчетности по налогу на прибыль орг-ий;соверш-я порядка учета в нал органах орг-ий и физ лиц и т.д. Для большей активизации всех имеющихся у гос-ва ресурсов особое внимание д.б. уделено именно неналоговым доходам. Гос-во заинтересовано в расширении эк базы, повышении собираемости налогов, наращивании своего эк потенциала и усилении положения в мир эк-ке.
СИСТЕМА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Расходы бюджета - это ден средства, направляемые на фин обеспечение задач и функций гос и местного самоупр-я. Классификация: 1. По эк содержанию 1) текущие (68 ст. БК РФ) - это часть расходов бюджета, обеспечивающая функц-е органов гос власти, органов мест самоупр-я, бюдж учреждений, оказание гос поддержки другим бюджетам, отдельным отраслям эк-ки в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функц-еи др. (расх на содержание государ-ого аппарата, расход на повышение пенсии, на нац оборону, на здравоохр-е, образ-е). Наиб значимый текущий расход - гос закупки, явл важным элементом системы бюджетных расходов, т.к. рыночная система не может в необходимом объеме обеспечить пр-во таких товаров и услуг, кот обладают св-вами общест благ. 2) капитальные это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиц деят-ть, вкл статьи расходов, предназ для инвестиций в дейст или вновь создаваемые юр лица в соотв с утвержденной инвестиц программой (расх на осн фонды: т.е. их обновление, на строит-во жилых объектов, расх на дорож строит-во, инвестиции в совместные эк процессы). Осн формами кап расходов явл бюдж инвестиции и бюдж кредиты.2.По уровню управления (расходы фед бюджета, бюджетов субъектов Федерации, расходы местных бюджетов). 3.По общест назначению (расходы на управление, расходы на соц нужды, расходы на оборону, внешнеэк расходы и т.д.). 4.По степени предсказуемости наступления расходов (запланированные и внезапные расходы).5.По эк рез-там (производсти непроизводст расходы).6.По хар-ру потребления (обыкн и чрезвыч расходы). Расходы делятся на следующие блоки:гос и мун управление; нац оборона; правоохранительная деят-ть и обеспечение безопасности; осуществление междунар деят-ти; поддержка отраслей сферы мат производст-ва; фундаментальные исследования и содействие НТП; содержание учреждений соц сферы и соц защита населения; охрана окр прир среды и прирх ресурсов; обслуживание и погашение гос долга и долговых обяз-тв терри органов власти. Расход бюд. осущ-ся в след формах: ассигнования на осущ-я отдельных гос полномочии, на содержание бюдж учреждений, субвенции и субсидии (ср-ва предост-ые бюдж-у др. уровня для покрытия расходов по совместным проектам) юр. и физ. л. и др. Система бюджет расходов формир в зависи от хар-ра функций, возложенных на органы власти, согласно функц-ой классификации. Планирование бюдж расходов осущ-ся на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. Исходным пунктом бюдж планирования явл определение объема доходов, кот поступит в бюджет в очередном году. При рассм-ии проекта закона о бюджете в Гос Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем - распределение расходов по отдел статьям. При планировании структуры бюдж расходов на очередной год первым шагом явл их распределение по статьям функц классификации.
Главный распорядитель бюдж средств – это орган гос власти РФ или мест самоупр-я, бюдж учреждение, имеющие право распределять средства соотв бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенные ведомст класс-ей расходов фед бюджета. Они м.б. уполномочены Прав-вом РФ, предст сторону гос-ва в договорах о предоставлении бюдж средств на возвратной основе, гос или мун гарантий, бюджетных инвестиций. Глав распорядителями средств по бюдж назначениям, предусм мест бюджетами, м.б. только рук-ли местных госадминистраций, исполн органов советов и их секретариатов, рук-ли главных управлений, отделов и других самост структурных подразделений местных госадминистраций и исполн органов советов. Получатель бюдж средств – бюдж учр-е или иная орг-я, имеющая право на получение бюдж средств в соотв с бюдж росписью на соотв год.
Функции Фед казначейства в процессе исполнения фед бюджета . В России установлено казначейское исполнение бюджетов.. Казначейство – это орган исполн власти, осущ-щий исполнение гос бюджета.Все органы Фед казначейства явл юр лицами. Исполнение фед бюджета осущ-ся органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в ЦБ и его учреждениях Фед казначейство осущ правоприменительные функции по обеспечению исполнения фед бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предвар и тек контролю за ведением операций со средствами фед бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фед бюджета. Феде казна нах в ведении Минфина. Структура казнач имеет 3 ур-ня: ГУФК (глав упр-е фед казн-ва), УФК (упр фед казн-ва субъектов федерации), ОФК (отделении фед казн-ва мун образ-й). Ф-ции ГУФК: осущ-е сводного учета дох и расх фед бюджта, упр-е движением ср-в на счетах казначейства, доведение инф-ии о рез-тах исп-я фед бюджета до высших исполн и законодат органов власти. Ф-ции УФК: обеспечение исп-я решений о формир-ии дох части и расходования бюджета. Ф-ции ОФК: формир-е дох части бюджета на соотв терр-ии, обеспеч-е целевого финансир-я расходов по бюджетополучателям, ведение учета операций по движению ср-в на счетах казначейства. Осн принципом исполнения бюджета явл принцип единства кассы- зачисление всех доходов и поступлений из источников фин-ия дефицита бюджета на единый бюджй счет и осущ-е всех предусм расходов с единого счета. Соблюдение дан принципа необх для обеспечения единства бюдж системы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.