Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке 2 видов денежных отношений – финансов и кредита (обладает их признаками). В качестве звена финансовой системы обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства (бюджетов и внебюджетных фондов). Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Заемная деятельность государства.
Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства РФ, состоящий из задолженности прошлых лет и вновь возникшей. Совокупность долговых обязательств субъектов РФ образует государственный долг субъекта РФ.
Рост долга приводит к:
1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала);
2) непроизводительный характер использования полученных средств;
3) увеличивается нагрузка на государственный бюджет посредством роста величины процентов по кредитам.
Управление государственным долгом:
а) государственный долг должен быть вовремя погашен;
б) выплата процентов;
в) проведение конверсии, консолидации, унификации займов;
г) выпуск новых займов;
д) проведение денежно - кредитной политики;
е) прочее.
Обеспечением государственного долга служит все имущество, составляющее государственную казну. Специализированным банком по обслуживанию внутреннего и внешнего долга является Внешэкономбанк.
Заемные средства РФ мобилизует 2 путями: размещением долговых ценных бумаг; 2. получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.
В зависимости от места размещения различают займы внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
Внутренние займы :
1. Федерации – для покрытия бюджетного дефицита: расходы на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды; на возвратной и платной основе - расходы на сезонное кредитование предприятий агропромышленного комплекса; расходы на выполнение высокоэффективныx прикладных НТР, имеющих коммерческую значимость.
Правительство РФ вправе осуществить на условиях возвратности и платности финансирование расходов на: сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения легкой и текстильной промышленности; создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива для предприятий лесной промышленности; осуществление высокоэффективных проектов в угольной отрасли, размещаемых на конкурсной основе; покрытие убытков речного транспорта, связанных с возникновением в отрасли кассовых разрывов сезонного характера; финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов и инвестиционных про грамм конверсии оборонной промышленности; развитие межфермерской кооперации; реализацию федеральной целевой программы «Свой дом» в сельской местности.
2. Субъектов. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения: государственные и муниципальные унитарные предприятия; юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Субъектам РФ в пределах финансового года беспроцентные бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предоставлены на покрытие:
1) временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ;
2) временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заемщиками средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки.
Взимание платы за предоставленные из федерального бюджeтa средства осуществляется по ставке 18,33% годовых, а по некоторым кредитам - 13,75% годовых.
Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты. Например, осенью 1999 г. администрация Санкт-Петербурга предоставила беспроцентный займ северо-западному филиалу ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». Средства выделили из бюджета Петербурга.
Формы долговых обязательств РФ. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
Государственные займы – осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов. Это кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.
Государственные краткосрочные облигации - ГКО (3, 6, 12 мес.) – только через дилеров, получивших лицензию. Доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки.
Облигации федерального займа - ОФЗ, облигации государственного облигационного займа - ОГСЗ (на 2 года и с постоянным купоном).
Облигации внутреннего валютного займа – ОВВЗ – оформление задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц с ежегодными выплатами 3% в год.
Гарантированные сбережения граждан в Сбербанке и вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.