Понятие бюджетного процесса. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса и их характеристика. Этапы законодательного процесса при принятии федерального закона о федеральном бюджете.
Бюджетный процесс — это регламентированная законодательством деятельность органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Финансово-бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов.
Бюджетные полномочия участников. Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их выполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
Банк России совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Стадии бюджетного процесса и их характеристика. Бюджетный процесс включает:
1) сводное финансовое планирование и прогнозирование; Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования. Объектом финансового планирования являются фонды денежных средств. Финансовым планированием обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.
В систему финансовых планов входят:
1) перспективные финансовые планы;
2) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Под прогнозом развития подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.
2) составление бюджета; Главная его задача - определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.
3) рассмотрение и утверждение проекта бюджета; Правительство Российской Федерации до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.
4) исполнение бюджета в течение бюджетного года; Это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Финансовые органы осуществляют бюджетную отчетность. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта РФ или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении, осуществляемый органами местного самоуправления и Министерства финансов РФ.
5) анализ и контроль исполнения бюджета. В РФ контроль осуществляется в форме парламентского (право на получение сопроводительных материалов, оперативной информации, право создавать контрольно-счетные органы для проведения внешнего аудита бюджетов) и административного контроля (право проводить проверки распорядителей и получателей, требовать устранения выявленных нарушений и др.). В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета. Анализ позволяет получить информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, повышения эффективности использования средств, усиления контроля за их освоением.
Этапы законодательного процесса при принятии федерального закона о федеральном бюджете .
1 этап. После изучения проектов бюджетов и работы с ними Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы, Федерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год. Вместе с ним направляются: предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года, прогноз на планируемый год, основные направления бюджетной и налоговой политики и др. Вместе с ним – проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных внебюджетных фондов, о повышении МРОТ, о внесении дополнений и изменений в законодательные акты и налогах, тарифах и др. ЦБРФ до 1 октября текущего года представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, согласованный с Президентом и правительством.
2 этап. Получив указанные документы и материалы Совет Государственной Думы Федерального Собрания: 1. направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. 2. утверждает Комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. В них входят депутаты, экономисты, представители министерств, ведомств и др. На основании заключения Комитета проект либо возвращается на доработку в Правительство, либо принимается к рассмотрению Государственной Думой.
3 этап. Проект направляется Президенту, в Совет Федерации, комитеты Гос. Думы, другим субъектам для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.
4 этап. Проект с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы, которая может обсуждать его в 4 чтениях?.стр.16-168
Принятый федеральный закон в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, после принятия – Президенту для подписания и обнародования.
Порядок рассмотрения и утверждения представительными органами территорий бюджетов скбъектов и местных бюджетов аналогичен.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.