Дополнительная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
«Я-вожатый»
Возраст обучающихся: 16-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Хохлова Елена Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Балахна
2019 год
Содержание
№ | Раздел | Страница |
Пояснительная записка | 3 | |
1 | Учебный план | 6 |
2 | Содержание учебного плана | 6 |
3 | Формы аттестации | 9 |
4 | Оценочные материалы | 9 |
5 | Методические материалы | 10 |
6 | Условия реализации программы | 13 |
6.1 | Материально-техническое обеспечение | 13 |
6.2 | Кадровое обеспечение | 13 |
6.3 | Список используемых источников | 13 |
Приложения | 15 | |
Календарно-учебный график | 19 |
Пояснительная записка
Вожатый от слова "вожак" - ведущий за собой (вести за собой - это способ действия). Вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, к кому можно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди.
Вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления и т.д. Эта профессия заставляет оставаться детьми, жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и мечтающей душой. Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания. Она помогает раскрыться и приобрести навыки, умения, которые станут незаменимы в дальнейшей жизни.
Актуальность программы
Летние каникулы – это возможность отдохнуть, развлечься, заняться любимым делом, интересно и с пользой провести свой досуг. К сожалению, у современных подростков самыми популярными занятиями в часы досуга являются: просмотр телевизора, компьютерные игры, посещение дискотек и «тусовок» или просто безделье. А ведь именно этот возрастной период для подростка является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, в современном динамичном мире, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Именно от того какие на данном этапе подросток приобретет знания и умения, зависят его дальнейшие шаги в самореализации и выборе жизненного пути.
Именно поэтому, разрабатывая данную программу, важно исходить из необходимости показать подростку один из способов организации собственного досуга (в роли помощников воспитателей - вожатых в лагере), научить ребят организовывать свой досуг и досуг окружающих.
Направленность
Социально –педагогическая, ориентирована на создание условий для развития коммуникативной, социльно-успешной личности, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков, на развитие навыков взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, посредством включения в творческую деятельность.
Ожидаемый результат
К концу обучения по программе «Я –вожатый!» ребята должны:
1. Владеть приемами эффективного общения.
2. Знать:
- особенности возрастного развития детей младшего и среднего школьного возраста и подростков;
- нормативно-правовые основы работы вожатого;
- особенности временного детского коллектива;
- логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;
- методику организации коллективно-творческих дел, малые формы работы;
- возможности игры;
- особенности организации самоуправления в лагере;
3. Уметь:
- проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
- организовывать (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности);
- сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми;
- анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность;
- оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.
1.Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение | 6 | 2 | 4 | Собеседование Диагностика | |
1 | Планирование и организация деятельности вожатого | 15 | 3 | 12 | Игра |
2 | Знания и умения для организации хорошей работы в отряде | 18 | 6 | 12 | Игра |
3 | Развитие коллектива в условиях детского лагеря | 12 | 4 | 8 | Форумный театр |
4 | Возрастные физиологические и психологические особенности детей | 9 | 5 | 4 | Форумный театр |
5 | Игровая деятельность в лагере | 54 | 16 | 38 | Квест |
6 | Планирование воспитательной работы | 33 | 8 | 25 | Квест |
7 | Методическая копилка | 30 | 3 | 27 | Выступление |
8 | Мастер - классы | 15 | 15 | Игра | |
9 | Сценическая деятельность | 18 | 18 | Выступление | |
10 | Итоговое занятие | 6 | 6 | Турслёт | |
Итого | 216 | 47 | 169 |
2.Содержание учебного плана
Введение
Теория:
Что такое лагерь? Особенности загородного лагеря. Знакомство с планом работы. Функции воспитателя и вожатого в детском оздоровительном центре Должностная инструкция вожатого. Нормативно-правовые документы.
Практика
Игра - знакомство «Великолепная Валерия». Игры «Мой идеал», «Карусель».
Планирование и организация деятельности вожатого
Теория
Организационный период смены. Планирование деятельности отряда. Личный план работы вожатого. Режим дня. Логика развития лагерной смены. Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный.
Практика
Игра «Карусель», Газета «Мы Вас ждали, мы Вам рады». Отрядный огонек «Мы обязательно вернёмся». Как провести творческий конкурс «Шляпное сражение»? Как провести познавательную викторину, интеллектуальную игру «Светский разговор»? Как организовать спортивную эстафету «Малые олимпийские игры»? Как организовать уборку территории «БУНТ» (большая уборка на территории)? Как провести экскурсию по лагерю «Легенда»? Тимбилдинг «Мы одна команда».
Планирование воспитательной работы
Теория
Создание и развитие традиций. Коллективная организация дел в отряде, взаимодействие отрядов. Роль органов самоуправления (постоянных и временных) в организации жизни лагеря. План-сетка отряда. Тематические дни. Знакомство с программой деятельности ДООЦ.
Практика
Создание отрядного уголка. Оформительские умения в работе вожатого. Составление план-сетки отряда. Тематические дни. Коллективно – творческое дело (КТД). Квест «Клад Пирата».
Методическая копилка
Теория
Создание сценария тематических дней, сюжетно-ролевых игр, творческой визитки.
Практика
Разработка творческой визитной карточки отряда. Разработка тематического мероприятия. Проведение мероприятия «Ревизорро в центре». Постановка номеров для выступления вожатых.
Мастер-классы
Практика
Оформление отрядного уголка. Создание фотозоны. Игры с применением подручных материалов.
Сценическая деятельность
Практика
Элементы танцевального искусства (Флешмоб). Вожатские песни. Подготовка творческой визитки отряда «НЕЗАБУДКИ». Операция «Вожатский слёт».
Отряд «Незабудки».
10. Итоговое занятие проводится в форме участия в турслёте вожатых.
Формы аттестации
Для определения ожидаемого результата проводятся следующие виды контроля:
Входной контроль диагностики способностей и интересов обучающихся проводится в форме (Приложение 1,2,3):
- собеседование, которое позволяет узнать интересы подростка,
круг его друзей, получить информацию о семье;
- диагностика личностных качеств подростков.
Текущий контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы в форме:
- наблюдения правильности проведения игры.
Промежуточная аттестация проводится по окончании разделов в форме:
- игры, форумного театра, квеста, концерта, с анализом результатов
проведенных мероприятий.
Итогом работы является участие вожатых в туристическом слёте , что создает хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции ребенка.
Оценочные материалы
Уровни освоения программы: низкий, средний, высокий.
| Средний уровень | Максимальный уровень | ||||
Теоретическая подготовка
| ||||||
Теоретические знания (по основным разделам программы) | Обучающийся частично знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. | Обучающийся знает изученный материал, но с наводящими вопросами | Обучающийся знает изученный материал. Может дать полный четкий ответ | |||
Владение специальной терминологией | Специальную терминологию знает частично | Специальную терминологию знает, но использует еѐ редко | Специальную терминологию знает, осмысленно и правильно еѐ использует | |||
Практическая подготовка
| ||||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
| Объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2 | Ребенок полностью овладел умениями и навыками, предусмотренными программой, выполняет задания с элементами творчества | |||
Владение специальным оборудованием и оснащением |
| Владение оборудованием и оснащением с помощью педагога | Владеет оборудованием и оснащением самостоятельно |
Методические материалы
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают разработка, проведение игр, досуга для детей. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка проводить игру или мероприятие, быстро адаптироваться в сложившейся ситуации.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в создании и проведении от простой игры к постепенному освоению более сложных мероприятий.
Методы обучения
Словесные | Наглядные | Практические |
Объяснение | Показ презентаций | Тренинг |
Беседа, диалог, объяснение | Показ проведения игры | Тимбилдинг Игра Квест Концерт |
Анализ мероприятий, обсуждения | Показ проведения мероприятия | Форумный театр |
Пояснение к работе | Посещение мероприятий | Мастер-класс |
Технология реализации программы: методы, формы.
Взаимоотношения педагога и учащихся основаны на сотрудничестве и взаимоотношении.
Досуговая деятельность ребенка проходит в совместном с руководителем творческом поиске.
Для создания необходимой творческой объективности на занятиях применяются различные формы и методы обучения:
- репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный (педагог помогает в решении проблем);
- поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает выводы);
- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
Эффективными методами воспитательной деятельности и формирование опыта поведения являются:
- беседы на этические темы и культуру речи;
- личный пример;
- поручение;
- игры;
- коллективно – творческая деятельность;
- поощрение;
- награждения;
- посещение мероприятий, праздников.
Проведение итогового занятия в форме участия в турслёте вожатых. Программа ведет к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение учебной программы.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Проводится обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Список литературы для обучающихся
1.Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных/Под редакцией Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России,2003. – 176.
2.Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства./ авт.сост. А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007
3.Профильный лагерь: от идеи до воплощения: Опыт работы учреждений системы образования Нижегородской области./ Мин-во обр – я. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.
Список для педагога
1.Конституция Российской Федерации
2.Всеобщая декларация прав человека
3.Конвенция о правах ребенка
4.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года №599;
6.Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;
7.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
8.Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года;
9.Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008
10.Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных/Под редакцией Е.А. Левановой. – М.: Педагогическое общество России,2003. –
Список интернет-ресурсов
https://summercamp.ru/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%9B%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C_%D0%BE%D1%82_%D0%90_%D0%B4%D0%BE_%D0%AF
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8516-igry-dlya-lagerya.html
http://www.school97.ru/metod/index.php?ELEMENT_ID=3274&SECTION_ID=164
https://studfiles.net/preview/2975116/page:2/
http://vozhatiki.ru/
Приложение 1
Вопросы к собеседованию
1. Расскажи о себе
2. Был ли ты в лагере?
3. Что тебе запомнилось в лагере?
4. Чтобы ты хотел изменить в работе на отряде?
5. Нравится ли тебе работать с детьми?
6. Можешь ли ты самостоятельно провести игру?
7. Какие ты знаешь игры?
8. Знаешь ли ты кричалку?
9. Легко ли ты адаптируешься в коллективе?
10. Можешь первым завести разговор?
Приложение 2
Приложение 3
Календарно-учебный график
Тема
№
Перечень разделов и тем
Количество часов
Форма
Занятия
Форма контроля
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
ИЮНЬ
Дополнительная общеразвивающая программа
Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.