Развитие отечественной культуры  в период с 1917  по 1920-е г.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Задачи культурного строительства в послереволюционный период. Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области являлись:

- создание новой, социалистической культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;

- подъем общего культурного уровня народа.

Для выполнения первой задачи - формирования нового коммунистического сознания использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей.

С 1920 г. специальным органом, сосредоточившим партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны.

Борьба за утверждение марксистской идеологии являлась главной задачей политической пропаганды и агитации. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской. Для подготовки политических кадров была создана Социалистическая академия общественных наук (1918 г.; с 1924 г. - Коммунистическая академия). Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова (1919).

Те же цели преследовали общественные культурно-просветительские и литературно-художественные организации. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт, возникший еще накануне Октябрьской революции. Его теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры, науки, философии, подчинение искусства задачам пролетарской борьбы.

Идеологи Пролеткульта оказались радикальнее большевистских лидеров, считавших необходимым сохранение и использование лучших образцов буржуазной культуры. В результате Пролеткульт был позже распущен, а его теория осуждена руководством РКП(б).

2. Интеллигенция и власть.  Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство пыталось наладить диалог с интеллигенцией. Важная заслуга в этом принадлежала наркому просвещения А.В. Луначарскому. Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшения их быта, с другой - в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты.

В начале 20-х гг. политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, И.В. Мичурин, А.Н. Бах, В.Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы (философский пароход), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены уехать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С.А. Есенина.

3. Политика в отношении религии и церкви.  На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (от 20 января 1918 г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Но при этом главной задачей Программа РКП(б) называла содействие фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков. Велась активная борьба с религиозными пережитками.

В 1919 г. появился журнал Революция и церковь, в 1922 г. - газета «Безбожник», в 1925 г. - общественная организация – «Союз безбожников» (с 1929 г. – «Союз воинствующих безбожников»). В рядах воинствующих безбожников насчитывалось к 1930 г. 3,5 млн. человек. Церковные праздники заменялись светскими, прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибло более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих). В 1927 г. советская власть ликвидировала патриаршество (которое было восстановлено лишь в 1943 г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. В 1932 г. был принят Декрет СНК СССР О безбожной пятилетке, в которой ставилась задача к 1 мая 1937 г. забыть имя Бога на всей территории СССР.

4.Система образования и воспитания. Значительные силы были направлены на подъем культурного уровня населения. Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальных районах (так, среди таджиков неграмотность составляла - 99,5%, якутов - 99,3%, узбеков - 98,4%).

Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Была создана широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. было создано массовое добровольное общество "Долой неграмотность".

За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн. взрослых, доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.

 Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись

- связь обучения с производством,

- преемственность в воспитании и образовании,

- совместное обучение.

Первым шагом в этом направлении стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах закона божьего. Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование. В конце 1920 г. появились отмененные было учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанный на 10 лет.

При этом затраты на развитие образования были крайне недостаточны, средств выделялось меньше, чем в предреволюционный период.

Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству, поступление выходцев из других социальных слоев было ограничено.

В 1919 г. были созданы рабфаки - факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921 г. были приняты положения "О высших учебных заведениях РСФСР", ликвидировавшие автономию высшей школы. В соответствии с декретом о научном минимуме изменилось содержание преподаваемых дисциплин. В течение 1918-1921 гг. были упразднены юридические, историко-филологические факультеты. Вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). С 1921 г. в вузах вводилось обязательное изучение марксистских общественных дисциплин.

6. Наука. Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. После революции была сохранена сеть научных учреждений - Российская академия наук (с 1925 г. - Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества, большинство из которых носило прикладной характер.

С целью объединить научные и технические силы страны для решения неотложных экономических задач в феврале 1918 г. при ВСНХ был учрежден Центральный Совет экспертов, в августе - научно-технический отдел (НТО). К сотрудничеству было привлечено около 800 ученых и специалистов, в том числе академики А.Н. Бах, А.Н. Крылов, А.Е. Ферсман, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, И.М. Губкин и др.

В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО. В связи с потребностями производства началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом, изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И.М.Губкина), геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострова (возглавляемые А.Е.Ферсманом). Успешно трудились в эти годы А.Ф.Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития), Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин (аэродинамика), Н.Ф. Гамалея (микробиология), В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере) и др.

6. Литература. В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественной культуры эмигрировали или подверглись репрессиям. Некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, используя лирические мотивы, традиции русского психологизма.

Но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, взращенное революцией. В его составе выделялись А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, С.М. Эйзенштейн и др. В условиях революционного энтузиазма, первых успехов нэпа и определенной творческой свободы (в рамках приверженности идеям коммунистической культурной перестройки) в среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.

В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана служить трудовому народу. Главным героем литературы и искусства стал человек труда, с новыми моральными устоями. Революция заняла важное место в произведениях А.А. Блока («Двенадцать»), А. Белого («Христос воскрес»), В.В. Маяковского («Мистерия-буф») и др.

Безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, М.М. Пришвин. Вне литературных объединений стояли А.Н. Толстой, И.Э. Бабель, Б.Л. Пастернак.

7. Изобразительное искусство. Многие участники существовавших ранее авангардистских групп встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В.В. Кандинский, М.З. Шагал, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин и др.). Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственной организации искусства и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента конструирования психики.

В первые послереволюционные годы в живописи широкое распространение получили агитационно-пропагандистские формы (как, например, агитплакаты художников из Окон сатиры РОСТА). Подготовкой художников занимался первый советский художественный вуз ВХУТемаС (Высшие художественно-технические мастерские), основанный в 1920 г. В том же году был создан Институт художественной культуры, занимавшийся разработкой вопросов теории и методологии искусства и художественного образования (первый председатель - В.В. Кандинский; директор ленинградского отделения - К.С. Малевич).

Среди живописцев и графиков в 20-е гг. развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы, как Ассоциация художников революционной России (АХРР - С. Малютин, Г.Г. Ряжский, М.Б. Греков), Четыре искусства (К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, В. Фаворский), Общество московских художников (ОМП - П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.), общество художников-станковистов (ОСТ - А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов и др.).

8. Театр и кинематограф. Декретом СНК от 26 августа 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью (27 августа национализирована киноиндустрия). Театр являлся важным участком борьбы за народное искусство. Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли театр им. Е.Б. Вахтангова, Большой драматический театр в Ленинграде, Театр имени Моссовета. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы - А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.П. Качалов и др.

В конце 1920 г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа Театральный Октябрь, воплощенная на сцене 1-го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 20-х гг. были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: «Шторм» В.Биль-Белоцерковского (1925); «Любовь Яровая» К.А. Тренева (1926), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927), «Разлом» Б. Лавренева (1928), «Клоп и Баня» В.В. Маяковского (1928-1929).

С.М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.

Задание № 2. Какие общественные деятели поддержали революцию, какие нет.

Задание № 3. В чем была сущность политики государства по отношению к церкви?

Задание № 4. Какова была цель и итоги изменения системы образования:

 

Задание №5.  Какие достижения науки можно отметить в 1920-х гг.

Задание № 6. Заполните таблицу.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 402.