II ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЕКРЕТЫ О МИРЕ И О ЗЕМЛЕ

Цель: - развитие способности осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления, связанные с Февральской и Октябрьской революцией 1917 года.

-формирование умений анализировать информационные источники, связанные с событиями Гражданской войной в России.

Виды деятельности:

– объяснение причин прихода большевиков к власти;

– систематизация материала о создании Советского государства и первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы);

– объяснение и применение в историческом контексте понятий «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «учредительное собрание»;

– характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира;.

- характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики Белого и Красного движений.

 

Ход работы

Задание № 1.

1. Прочитайте текст.

Меньшевик Н. Н. Суханов в своих «Записках о революции», несколько иронизируя, описывает полемику, развернувшуюся между эсерами и большевиками после II съезда Советов: «Эсеры кричали: хорош марксист, травивший нас 15 лет за мелкобуржуазность и ненаучность с высоты своего величия и осуществивший нашу программу, едва захватив власть! А Ленин огрызался: хорошая партия, которую надо было прогнать от власти, чтобы осуществить ее программу!»

2. Ответьте на вопросы.

– О каком документе идет речь?

– С какой целью большевики присвоили программу эсеров?

– Каковы были главные положения этой программы?

Задание № 2. Расставьте события в хронологической последовательности.

1. Уход меньшевиков и правых эсеров со II съезда Советов.

2. Вхождение левых эсеров в СНК.

3. Формирование на II съезде Советов чисто большевистского правительства.

4. Разгон Учредительного собрания.

5. Поддержка большинством крестьян Декрета о земле.

6. Получение эсерами большинства мест в Учредительном собрании.

Задание № 3. Составьте схему «Итоги выборов в Учредительное собрание 1918 г.:

Слова для справки: «большевики», «меньшевики», «левые эсеры», «эсеры», «кадеты» и цифры: «2,4 %», «5,6 %», «2,1 %», «51,7 %», «24,5 %».

Задание № 4.

1. Сравните представленные в документах точки зрения.

А. Из декларации объединенной партии меньшевиков от 5 января 1918 года: «Учредительное собрание собирается, когда вся страна охвачена пожаром гражданской войны, когда подавлены все демократические свободы…

Рабочий класс должен требовать, чтобы все органы власти, возникшие на почве гражданской войны, признали верховную власть Учредительного собрания, передав ему целиком дело устроения российской демократической республики…»

Б. Из декларации партии левых социалистов-революционеров от 5 января 1918 года:

«1) Учредительное собрание открывается в решительный момент Великой Российской революции… В борьбе за коренное переустройство общества орудием … воли трудящихся явились Советы крестьянских, рабочих и солдатских депутатов. Поэтому Октябрьская революция поставила и осуществила лозунг: власть Советам…

2) Учредительное собрание отныне не может посягать на эту власть, ибо в задачи Учредительного собрания должно входить лишь завоевание революции и облегчение борьбы трудового народа с имущими классами в дальнейшей его творческой и созидательной работе…»

2. Ответьте на вопросы.

– В чем видели задачу Учредительного собрания меньшевики?

– Какой была точка зрения по этому вопросу левых эсеров?

– Какое из этих мнений было сходно с мнением большевиков?

– Какова была судьба Учредительного собрания?

Задание № 5. Соотнесите термины и определения.

1. Национализация А. Передача земли в пользование общинам на основе уравнительного распределения ее между крестьянами и ликвидация наемного труда
2. Социализация земли Б. Система заготовок сельхозпродуктов, предусматривающая сдачу крестьянами государству всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов
3. Экспроприация В. Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства
4. Интервенция Г. Переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства
5. Продразверстка Д. Принудительное (безвозмездное или оплачиваемое) лишение собственности

Задание № 6. Заполните схему высших органов власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) в соответствии с Конституцией 1918 года

Дата: 2019-12-10, просмотров: 418.