Землевладение в 1905 году | млн. дес. | % |
Общинная надельная | 119 | 31 |
Казачья | 15 | 4 |
Частновладельческая | 94 | 25 |
В том числе помещичья | 50 | 13 |
Крестьянская | 25 | 7 |
Других владельцев | 19 | 5 |
Государственная | 154 | 40 |
Всего | 382 | 31 |
Задание № 6. Соотнесите официальные названия политических партий с неофициальными.
Официальное название | Неофициальное название |
1. РСДРП(б) | А. Меньшевики |
2. «Союз 17 октября» | Б. Большевики |
3. Конституционно-демократическая партия | В. Эсеры |
4. Партия социалистов-революционеров | Г. Кадеты |
5. РСДРП(м) | Д. Октябристы |
Задание № 7. Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопросы:
1. Какое событие произошло 3 июня 1907 года?
2. Можно ли считать «третьеиюньскую монархию» конституционной по своему правовому характеру?
«…невыносимое положение самой добросовестной власти перед неудержимою злобою расходившегося “народного представителя”, возомнившего себя уже полновластным хозяином захваченного им положения. Такое состояние не могло держаться долго и должно было разразиться рано или поздно непримиримым конфликтом между властью и Думою, притом совершенно безразлично по тому или иному поводу. Повод был просто безразличен, потому что неизбежность столкновения не вызвала сомнения ни в ком, и неизвестно было только, сколько времени протянется это невыносимое состояние и когда именно лопнет давно назревший нарыв» (из мемуаров министра финансов В. Н. Коковцова).
Задание № 8. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы:
1.Как изменялось присутствие той или иной доминирующей политической силы в Государственной думе четырех созывов.
2. Опираясь на данные таблицы, обоснуйте, какая из политических сил на протяжении всей истории Государственной думы 1906–1917 годов являлась наиболее представительной?
Фракции
Численность депутатов
Практическое занятие № 36
СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ПОИСКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
Цель: - развитие способности осмысливать важнейшие исторические события и явления, связанные с процессом реализации столыпинской аграрной реформы;
- формирование навыков анализа источников информации связанных с развитием русской философии.
Виды деятельности:
– раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П. А. Столыпина, его аграрной реформы;
– объяснение и применение в историческом контексте понятий «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия»;
– характеристика достижений российской культуры начала ХХ века (рассказ о наследии выдающихся деятелей науки и культуры);
– объяснение и применение в историческом контексте понятий «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», «абстракционизм», «футуризм», «акмеизм».
Ход работы
Задание № 1. Прочитайте отрывок из речи П. А. Столыпина и ответьте на вопросы:
1.Назовите дату принятия реформы П. А. Столыпина.
2. Охарактеризуйте политическую и экономическую цель столыпинской реформы.
«Цель у правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину … освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь … деньгами.
…Настолько нужен для переустройства нашего царства, переустройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения…»
Задание № 2. Прочитайте отрывок из выступления П. А. Столыпина перед Государственной думой третьего созыва 31 марта 1908 года и ответьте на вопросы:
1.Про необходимость осуществления какого процесса говорит государственный деятель?
2. Обоснуйте экономическую целесообразность данного процесса также с точки зрения защиты национальных интересов и стратегической безопасности России.
«При громадности нашей территории неоспоримо важно иметь возможность перебрасывать армию из одного угла страны в другой. Никакие крепости, господа, не заменят вам путей сообщения. Крепости являются точкой опоры для армии, — следовательно, самое наличие крепостей требует или наличия армии в крае, или возможности ее туда перевезти… В стратегическом отношении армии важно иметь оплот в местном населении. Но я повторяю, что я не говорю о войне, я понимаю, что для нас высшим благом явился бы вечный мир с Японией и Китаем; но и с мирной точки зрения важно, господа, может быть еще важнее — иметь тот людской оплот, о котором я только что говорил. Докладчик комиссии государственной обороны сказал тут, что природа не терпит пустоты. Я должен повторить эту фразу. Отдаленная наша суровая окраина вместе с тем богата, богата золотом, богата лесом, богата пушниной, богата громадными пространствами земли, годной для культуры. И при таких обстоятельствах, господа, при наличии государства, густо населенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется чужестранец, если раньше не придет туда русский, и это просачивание, господа, уже началось. Если мы будем продолжать спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию…»
Задание № 3. Проанализируйте данные, представленные на графике, и ответьте на вопросы.
1. Какова была динамика реализации переселенческой политики в контексте столыпинской реформы.
2. Обоснуйте экономическую целесообразность данного процесса.
«Крестьянская миграция в Сибирь, 1904–1914 годы»
Рис. Крестьянская миграция в Сибирь, 1904–1914 годы
Задание № 4. Дайте определения понятий.
«Третьеиюньская монархия» __________________________________________
Отруб _____________________________________________________________
«Земельный голод» _________________________________________________
Хутор _____________________________________________________________
Переселенческая политика ___________________________________________
Крестьянский банк __________________________________________________
Задание № 5. Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы:
1.Как можно охарактеризовать достижения экономической политики России после крестьянской реформы 1861 года.
2. Произведите анализ динамики роста частной и сокращения общинной земли.
Урожайность зерновых
Годы
Урожай (в центнерах с гектара)
Разница (в %)
Задание № 6. Прочитайте отрывок из выступления П. А. Столыпина перед Государственной думой третьего созыва 31 марта 1908 года и ответьте на вопросы:
1. Как вы думаете, о какой особенности географического положения России так красноречиво говорит П. А. Столыпин?
2.Обоснуйте, какие геополитические императивы и вызовы России диктовались таким положением дел.
«Наш орел, наследие Византии, — орел двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращенную на восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью».
Задание № 7. Прочитайте отрывок из речи П. А. Столыпина (1907 год).
«На очереди главная наша задача — укрепить низы. В них вся сила страны. Их более 100 миллионов, и будут здоровы и крепки корни у государства, поверьте — и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром… Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех, Русских. Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии».
Проанализируйте данный тезис П. А. Столыпина, опираясь на данные таблицы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 594.