Цель: усвоение интегративной системы знаний о причинах, процессе, итогах и последствиях отмены крепостного права в России.
Вид деятельности: раскрытие основного содержания Великих реформ 1860–1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати).
Ход работы
Задание № 1. Отметьте цифрой 1 причины отмены крепостного права, цифрой 2 — последствия крестьянской реформы.
А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав.
Б. Снижение производительности крестьянских хозяйств.
В. Усиление крестьянских движений против помещичьего гнета в губерниях европейской части страны.
Г. Ликвидация угрозы возможного революционного переворота.
Д. Формирование рынка наемного труда.
Е. Появление в правительстве группы либеральных реформаторов.
Ж. Социальное расслоение крестьянства.
З. Недостаток свободной рабочей силы.
Задание № 2 . Отметьте верный ответ.
1. Орган, созданный в 1857 году Александром II для разработки проекта крестьянской реформы:
а) негласный комитет;
б) секретный комитет;
в) редакционная комиссия.
2. Предложения сторонников радикальных взглядов:
а) сохранить помещичье землевладение и предоставить крестьянам землю в размере двух десятин на двор;
б) предоставить землю крестьянам без выкупа;
в) оставить всю землю в собственности помещиков.
3. Предпосылка отмены крепостного права:
а) массовые протесты крестьян против тяжелых повинностей;
б) желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счет введения свободного крестьянского труда;
в) интенсивное развитие натурального хозяйства.
Задание № 3. Отметьте верный ответ.
1. Разработкой проекта отмены крепостного права руководил:
а) Н. А. Милюков;
б) К. Д. Кавелин;
в) А. М. Унковский.
2. Предложения помещиков нечерноземной зоны:
а) освободить крестьян с землей за большой выкуп;
б) освободить крестьян без земли;
в) выделить землю крестьянам без выкупа.
3. Лица, назначаемые императором:
а) мировой судья;
б) присяжный поверенный;
в) судья окружного суда и судебной палаты.
Задание № 4. Прочитайте отрывок из манифеста 10 февраля 1861 года. Отметьте буквой А положения, способствующие развитию России по капиталистическому образцу, буквой Б — нацеленные на сохранение крепостнических порядков.
«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежавшие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными…
Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них мировые съезды.
3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
4. Составить, проверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено на основании местного положения количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитавшихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.
6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
7. Помещикам сохранять наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов…
Полагаемся на здравый смысл нашего народа».
Задание № 5. Отметьте явления, способствовавшие развитию капитализма в России.
1. Сохранение отработочной системы.
2. Открытие Госбанка.
3. Выкупные платежи.
4. Освобождение крестьян.
5. Строительство железных дорог.
6. Завершение промышленного переворота.
7. Сохранение крестьянской общины.
8. Рост городов.
9. Сохранение помещичьего землевладения.
10. Увеличение торгового оборота.
Задание № 6. Соотнесите понятие с определением.
Понятие | Определение |
1. Отрезки | А. Документы, составлявшиеся в ходе крестьянской реформы и фиксировавшие отношения помещиков с крестьянами |
2. Уставные грамоты | Б. Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отобранных после крестьянской реформы 1861 года в пользу помещиков |
3. Мировой посредник | В. Депутат выборного представительного органа местного самоуправления |
4. Временнообязанный | Г. Судья-непрофессионал, избираемый из местных жителей |
5. Присяжный поверенный | Д. Крестьянин, освобожденный от крепостной зависимости, но еще не выкупивший своей земли у помещика |
Задание № 7. Отметьте, о какой реформе историк Р. Пайпс писал: «Она являлась, по общему признанию, наиболее успешной из великих реформ и единственная дожила до конца царского режима без того, чтобы быть искромсанной всякими оговорками».
1. Отмена крепостного права.
2. Земская реформа.
3. Реформа городского самоуправления.
4. Судебная реформа.
5. Военная реформа.
Задание № 8. Составьте схему, используя понятия: распорядительные органы, исполнительные органы, земские собрания, земские управы, городские думы, городские управы, предводитель дворянства, городской голова, уездное земское собрание, крестьяне, дворяне, купцы, духовенство, мещане.
Задание № 9. Составьте схему, используя понятия: сухопутные войска, флот, срок действительной службы, время нахождения в запасе, 3 года, 9 лет, 10 лет, 7 лет, 15 лет, 6 лет.
Задание № 10. Заполните пропуски в тексте.
Согласно Уставу о воинской повинности, который был утвержден в ________ году, от действительной военной службы освобождались в первую очередь по семейному положению: ______________________________________________________________________.
Кроме того, от воинской повинности освобождались: ________________________________________________________________________.
Срок действительной военной службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза: _______________________________________________________________________.
Задание № 11. Один из революционных деятелей О. Аптекман так характеризовал политику Александра II в 1870-е годы: «Характерна крайняя неискренность всей внутренней политики правительства: вечные шатания и колебания, — однако с основной тенденцией — к … мракобесию. К концу 70-х годов “великие реформы” — крестьянская, земская, судебная и проч. — оказались до того искалеченными и урезанными … что в них “либерального” и одного грана не осталось».
Приведите факты консервативного наступления на реформы.
Крестьянская реформа | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Реформа среднего образования | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Университетская реформа | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Земская реформа | ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Задание № 12. Отметьте утверждения, которые соответствуют исторической действительности.
1. 19 ноября 1864 года был утвержден «Устав гимназий и прогимназий», который вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий.
2. С целью реализации данного принципа была ликвидирована плата за обучение в средних учебных заведениях.
3. По уставу 1864 года гимназии разделялись на классические и реальные.
4. Окончившие классическую гимназию получили право поступать в университет без экзаменов.
5. Устав 1864 года вводил совместное обучение юношей и девушек в реальных гимназиях.
Задание № 13. Ответьте на вопросы.
1. Почему, несмотря на то, что в соответствии с положениями реформы 1861 года помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад?
2. Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя было рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?
Задание № 14. Письменно ответьте на вопросы.
1. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы?
2. Почему в уставе Государственного банка содержались статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть использованы государственной казной?
Практическое занятие № 32
НАРОДНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: усвоение интегративной системы знаний об общественном движении во второй половине XIX века.
Виды деятельности:
– систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации);
– раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения.
Ход работы
Задание № 1. Укажите, какие из перечисленных событий относятся к деятельности народников.
1. «Хождение в народ».
2. Подготовка террористических актов.
3. Издание журнала «Вестник Европы».
4. Распространение марксизма в России.
5. Пропаганда теории официальной народности.
6. Пропаганда теории общинного социализма.
Задание № 2. Соотнесите имя революционера и связанное с ним событие.
1. Андрей Желябов | А. Руководитель теракта 1 марта 1881 года |
2. Степан Халтурин | Б. Лидер организации «Народная воля» |
3. Софья Перовская | В. Лидер организации «Черный передел» |
4. Дмитрий Каракозов | Г. Организатор взрыва в Зимнем дворце |
5. Георгий Плеханов | Д. Покушение на Александра II 4 апреля 1866 года |
Задание № 3. Соотнесите термин с определением.
Термин | Определение |
1. Народничество | А. Идеология, получившая распространение в среде разночинной интеллигенции и ставившая задачей освобождение личности от семейных предрассудков, моральных норм, слепого поклонения авторитетам |
2. Нигилизм | Б. Применение крайне жестких методов запугивания, устрашения противника вплоть до его физического уничтожения |
3. Конспирация | В. Массовое движение сторонников народнических взглядов, стремившихся донести до крестьян свои идеи |
4. Террор | Г. Методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности |
5. Хождение в народ | Д. Общественное течение, представители которого провозгласили общину прообразом справедливого общества, а крестьянскую революцию — средством перехода к такому обществу |
Задание № 4. Заполните таблицу.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 403.