Годы функционирования | Название | Количество участников | Цели и задачи |
Задание № 9. Составьте фразу из представленных слов, чтобы она соответствовала историческим событиям
Слова для справки: Северное, были, в, и, общество, Украине, марте, 1821г., образованы, Петербурге, общество, в, Южное, на.
Задание № 10. Найдите ошибку и запишите выражение правильно:
Восстание Северного общества произошло в Черниговском полку в январе-феврале 1826 года, а Южного в Петербурге в декабре-январе 1827 г.
Задание № 11. Заполните таблицу
Основные положения программ Северного и Южного общества
Проблемы
Взгляды декабристов
Задание № 12.. Прочитайте документ и ответьте на вопрос: почему Николай I пошел на смягчение наказания восставшим?
«По первоначальному приговору суда 36 человек были приговорены к смертной казни, 17 — к пожизненной каторге, 40 — к различным срокам каторжных работ. 5 декабристов, возглавлявших этот список, были приговорены к смертной казни четвертованием. Приговор был послан на утверждение Николаю I, который смягчил наказание, уменьшил сроки, а для 31 подсудимого смертная казнь была заменена пожизненной каторгой. Наказание 5 декабристам, приговоренным к четвертованию, по приказу императора должен был установить сам суд. Четвертование было заменено повешеньем».
Задание № 13. Перечислите причины поражения восстания декабристов?
Задание № 14. Сделайте вывод об историческом значении восстания декабристов.
Практическое занятие № 29
НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В РОССИИ, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Цель: формирование умений анализировать информацию о промышленном перевороте в России и его последствиях.
Вид деятельности: характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, и мер по решению крестьянского вопроса.
Ход работы
Задание № 1 . Заполните пропуски в тексте, используя слова для справок.
Российская империя была _________ страной, так как большую часть населения составляли _________. В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись _________, а работали _________ крестьяне, находившиеся в полной собственности. За пользование землей крестьяне несли повинность: платили _________ и отрабатывали _________.
В начале XIX века происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне-_________, временно уходившие на заработки в город или на сельхозработы. Отходничество было более развито в _________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки, был _________.
В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые _________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.
В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. _________ и _________ крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.
Слова для справок: крестьяне, крепостные, помещики, оброк, отходники, сельскохозяйственной, нечерноземных, оброк, капиталистические, отходничество, барщину, расслоение.
Задание № 2. Письменно ответьте на вопросы.
1. В чем суть указа Александра I «О вольных хлебопашцах»?
2. Был ли реализован этот указ, каковы его результаты?
Задание № 3. Раскройте суть реформы управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.
Задание № 4. Прочитайте текст и укажите особенности промышленного переворота в России.
Необходимо особенно отметить, что промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявлялся в основном лишь в технической стороне — переходе к машинному производству, а появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. Своеобразие формирования пролетариата в первой половине XIX века заключается в том, что наемный рабочий из оброчных крестьян был в двойственном положении. Он сохранял свою крепостную и феодальную зависимость от помещика или государства, но в то же время вступал в капиталистические отношения (отношения найма).
Задание № 5. Прочитайте текст и расскажите, какие требования предъявляли фабриканты к своим работникам.
В 1840-е годы московские фабриканты писали в ходатайстве правительству: «…в условиях замены ручной потребности автоматическим действием механики от рабочего требуется не одна ручная ловкость, но и умственная способность, которую не проявляют обычные рабочие…».
Задание № 6. Прочитайте тексты и обоснуйте преимущества строительства железных дорог в России.
А. Инженер А. Сафонов предложил проект создания трех железнодорожных магистралей: Петербург — Саратов через Москву и Тамбов, Москва — Одесса через Курск и Кременчуг, Курск — Рига через Смоленск. Доказывая целесообразность своего проекта, он писал: «Первые железные дороги должны заключать в себе три важные услуги: сближение столиц с внутренними людными и промышленными областями; сокращение путей и дешевизну извоза на доставку из внутренних губерний как в столицу, так и к портам товаров, наконец, открытие сбыта таких продуктов, которые теперь по дороговизне не имеют никакой ценности и гибнут на месте произведения в ущерб государственного хозяйства».
Б. С большими трудностями строились в России первые железные дороги. Еще в 20-е годы этот вопрос обсуждался в печати и правительственных кругах. После долгих колебаний правительство решило построить первую опытную железную дорогу, соединяющую столицу с Царским селом и Павловском. Дорога была открыта к концу 1837 года и сразу приобрела популярность у столичных жителей. В газетах печатались восторженные отзывы о паровозах, которые «ходили при 18 градусах мороза, в бурю, дождь и ужасную метель, и кроме пассажиров перевозимы были лошади, свиньи, дровяной лес и разные экипажи». Это убедило в коммерческой выгодности нового вида транспорта.
Практическое занятие № 30
Дата: 2019-12-10, просмотров: 356.