Цель лекции: анализ истории и философии естественных и технических наук, а также определение роли математических методов в формировании научного знания.
План:
1. Естествознание как комплекс наук о природе.
2. Математические методы и формирование научного знания.
3. Социокультурная обусловленность научного познания.
.
Основные понятия: естественные науки, математическое моделирование, технические науки, философия техники, социальные и гуманитарные науки.
Естествознание как комплекс наук о природе. В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением.
Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление ее объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.
Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Оно включает в себя такие науки, как биология, физика, химия, астрономия, география, экология и др. Естественные науки различаются предметом своего изучения. Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. При этом важно, что объединение научных дисциплин происходит как внутри различных областей естествознания, так и между ними.
В естествознании различают науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач.
Математические методы и формирование научного знания. Классическое естествознание выросло на применении экспериментально-математических методов. Успешное использование математики для выражения закономерных связей и отношений любых природных объектов способствовало возникновению веры в то, что научность (истинность, достоверность) знания определяется степенью его математизации.
«Книга природы написана на языке математики», – утверждал Г. Галилей.
«В каждом знании столько истины, сколько есть математики», – считал И. Кант.
Логическая стройность, строго дедуктивный характер построений, общеобязательность выводов математики создали ей славу образца научного знания.
Однако главное достоинство математики, столь привлекательное для ученых-естествоиспытателей, заключается в том, что она способна служить источником моделей, алгоритмических схем для связей, отношений и процессов, составляющих предмет естествознания.
С середины XX века в самых различных областях человеческой деятельности стали широко применяться математические методы и ЭВМ. Возникли такие новые дисциплины, как «математическая экономика», «математическая химия», «математическая лингвистика» и т. д., изучающие математические модели соответствующих объектов и явлений, а также методы исследования этих моделей.
Математическая модель – это приближенное описание какого-либо класса явлений или объектов реального мира на языке математики. Основная цель моделирования – исследовать эти объекты и предсказать результаты будущих наблюдений. Однако моделирование – это еще и метод познания окружающего мира, дающий возможность управлять им.
Математическое моделирование, и связанный с ним компьютерный эксперимент, незаменимо в тех случаях, когда натурный эксперимент невозможен или затруднен по тем или иным причинам. Например, нельзя поставить натурный эксперимент в истории, чтобы проверить, «что было бы, если бы...». Невозможно проверить правильность той или иной космологической теории. В принципе возможно, но вряд ли разумно, поставить эксперимент по распространению какой-либо болезни, например чумы, или осуществить ядерный взрыв, чтобы изучить его последствия. Однако все это вполне можно сделать на компьютере, построив предварительно математические модели изучаемых явлений.
Основные проблемы современной философии техники. Философия техники – направление современной философии, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном обществе. Философия техники исследует, во-первых, феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии в целом, и наконец, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу.
Философия техники поднимает этические проблемы на основе анализа взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития философии техники вызван осознанием двусмысленности научно-технического прогресса. С одной стороны, современное решение социальных и экономических проблем возможно только на основе науки и техники. С другой стороны, все более очевидным становятся пределы экономического и технического роста. Вера в бесконечный научно-технический прогресс наталкивается на осознание ограниченности природных и социальных ресурсов. Проблемы этики являются едва ли не самыми острыми в философии техники. Ряд авторов используют такое выражение, как "демонизм техники". В технике заключены не только безграничные возможности полезного, но и опасности – непредсказуемые губительные последствия использования техники для человека, общества, природы. Это опасность превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления, "технизации" души; победы материального над духовным; наконец, очевидная и катастрофическая гибель природы.
Итак, философия техники – это научное философское исследование, в центре которого – всесторонний философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации.
Провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками на современном уровне их развития нельзя, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными.
Таким образом, современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированный на интеграцию научных знаний.
Социокультурная обусловленность научного познания. В современной науке аксиологические, ценностные аспекты в становлении и функционировании научных методов являются основополагающим моментом научного познания. Дискуссия о том, может ли быть наука свободной от ценностей, продолжается и представлена двумя основными подходами: 1) наука должна быть ценностно нейтральной, это признавалось классической наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное; 2) ценности являются необходимым условием для становления и роста научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание и деятельность, а также в целом понимается их роль и особенности в каждой из наук. Второй подход, основанный на признании, что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность как неотъемлемую характеристику, становится определяющим в философии и методологии науки, особенно социально-гуманитарного знания.
Социальная обусловленность – наука в обществе приобретает статус социального института; наука также социально ориентирована (статус научного работника, система подготовки кадров).
Культурная обусловленность – без науки немыслимы система образования, экономическая деятельность, социально-политическое прогнозирование, разработка фундаментальных проблем мировоззрения; наука является частью культуры.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 351.