Тема 3. Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2. Функции науки

       Цель лекции: анализ функций науки, определяющих роль и значение научного познания в современном мире.

       План:

1.    Функции науки.

2.    Наука и глобальные проблемы современности.

3.    Наука и современная образовательная система.

                   Основные понятия: функции науки, глобальные проблемы, образовательная система.

       Функции науки. Важнейшей функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Данная функция может быть конкретизирована на ряд более частных и тесно взаимосвязанных между собой функций, таких как познавательная, образовательная, технологическая, функция рационализации человеческого поведения и деятельности, и другие.

     Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

    Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.

     Наука и глобальные проблемы современности. Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных .

     Первая – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. Второй, проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема связана с необходимостью сохранения личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения.

    Распространено мнение, что развитие науки приводит к явно нежелательным последствиям, связанным с несовершенством науки и техники. Более убедительна другая позиция, что негативные последствия глобального масштаба – это результат безответственного использования научных достижений. В связи с этим в философии науки ставится проблема ответственности ученого, как теоретика, так и практика.

     В современной философии науки обостряется потребность в новом осмыслении феномена науки, возникает необходимость соотнести современную форму существования науки с исходной или с самой идеей науки. Это приводит к анализу ценностно-смыслового содержания науки, ее цели и смысла. Философы науки констатируют несовпадение науки как факта и науки как идеи.

    Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.

    При решении глобальных проблем современности философы науки предлагают учитывать следующее.

    Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования техники.

   В качестве одной из основных причин обострения глобальных проблем можно назвать дегуманизацию культуры, поэтому выход из кризиса видится в возвращении подлинного гуманизма, когда человек обретает ответственность за свое бытие.

   Поскольку глобальные проблемы предполагают и свидетельствуют о разладе во взаимодействии общества и природы, то решения глобальных проблем предполагают сведение воедино новейших достижений естественных наук, обращенных к природе, установке использовать научно-обоснованные выводы при принятии политических решений, что, в конечном счете, позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса.

 

 

       Наука и современная образовательная система. Что касается взаимосвязи науки и современной образовательной системы, то следует отметить один важный момент – в основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики. Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки.

       Наиболее общая для науки и образования функция – это ориентация человечества на выживание при помощи трансляции последующим поколения не только совокупного знания, но и императивов на будущее.

 

Тема 2. Функции науки

       Цель лекции: анализ функций науки, определяющих роль и значение научного познания в современном мире.

       План:

1.    Функции науки.

2.    Наука и глобальные проблемы современности.

3.    Наука и современная образовательная система.

                   Основные понятия: функции науки, глобальные проблемы, образовательная система.

       Функции науки. Важнейшей функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира. Данная функция может быть конкретизирована на ряд более частных и тесно взаимосвязанных между собой функций, таких как познавательная, образовательная, технологическая, функция рационализации человеческого поведения и деятельности, и другие.

     Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

    Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.

     Наука и глобальные проблемы современности. Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главных .

     Первая – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. Второй, проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема связана с необходимостью сохранения личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения.

    Распространено мнение, что развитие науки приводит к явно нежелательным последствиям, связанным с несовершенством науки и техники. Более убедительна другая позиция, что негативные последствия глобального масштаба – это результат безответственного использования научных достижений. В связи с этим в философии науки ставится проблема ответственности ученого, как теоретика, так и практика.

     В современной философии науки обостряется потребность в новом осмыслении феномена науки, возникает необходимость соотнести современную форму существования науки с исходной или с самой идеей науки. Это приводит к анализу ценностно-смыслового содержания науки, ее цели и смысла. Философы науки констатируют несовпадение науки как факта и науки как идеи.

    Важно понять, что решение глобальных проблем состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.

    При решении глобальных проблем современности философы науки предлагают учитывать следующее.

    Поскольку именно научно-технический прогресс является главной причиной возникновения глобальных проблем, то, следовательно, решение этих проблем возможно только на пути совершенствования техники.

   В качестве одной из основных причин обострения глобальных проблем можно назвать дегуманизацию культуры, поэтому выход из кризиса видится в возвращении подлинного гуманизма, когда человек обретает ответственность за свое бытие.

   Поскольку глобальные проблемы предполагают и свидетельствуют о разладе во взаимодействии общества и природы, то решения глобальных проблем предполагают сведение воедино новейших достижений естественных наук, обращенных к природе, установке использовать научно-обоснованные выводы при принятии политических решений, что, в конечном счете, позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса.

 

 

       Наука и современная образовательная система. Что касается взаимосвязи науки и современной образовательной системы, то следует отметить один важный момент – в основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики. Наука предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, т.к. распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки.

       Наиболее общая для науки и образования функция – это ориентация человечества на выживание при помощи трансляции последующим поколения не только совокупного знания, но и императивов на будущее.

 

Тема 3. Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения

       Цель лекции: историко-логический анализ этапов формирования и развития науки.

       План:

1.    Преднаука Древнего мира.

2.    Научное познание в Средневековье.

3.    Предпосылки возникновения экспериментального метода.

              Основные понятия: преднаука, синкретичность, секуляризация, взаимосвязь науки и религии, геоцентризм, гелиоцентризм, экспериментальный метод.

 

       Преднаука Древнего мира формировалась постепенно, накапливая знания в области естественных наук в процессе практической деятельности человека. В наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность – Шумере и Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Греции и Риме – элементы естественных знаний начинают выходить за пределы практики и становятся самодостаточным предметом деятельности. Это видно на примере математики, медицины, астрономии и других преднаучных систем древнего мира.

       С точки зрения исследователей науки, особенностями восточной преднауки являются следующие элементы:

- синкретичность (наука вписана в практическое и мировоззренческое познание);

- рецептурный характер знаний (правила не переходят в теории и законы);

- священный характер познания, имеющий печать тайны.

       Античная преднаука обусловлена социокультурными особенностями, такими как:

- становление полисной цивилизации;

- демократическое управление;

- заимствование элементов восточных культур;

- взаимосвязь с искусством и религией.

       Научное познание в Средневековье. В истории философии и науки Средневековье принято делить на два составляющих его элемента – арабомусульманское и западноевропейское.

       Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, - Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны Средней Азии.

       На всей огромной территории халифата, могучей объединяющей силой которого стал ислам, возникла новая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, мусульмане создали общество, которое в средние века стало научным центром мира. В XII-XIII веках основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья.

       В эпоху западноевропейского средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось. Природа начинает пониматься как созданная богом, а не как самостоятельное начало мира, имеющее свою цель и свой закон. Изменив представление о природе, христианство изменило и понимание отношения к ней человека. Естественнонаучный интерес к изучению природы ослабевает, потому что она не дает возможности познать последние причины и основания своего собственного существования: они не могут быть открыты человеку на земле с помощью разума. Однако именно в эпоху средневековья получают свое развитие университеты. Как ни парадоксально, синтез науки и образования начинается в эпоху господства религии. Средневековые университеты, ставшие впоследствии центрами науки, сыграли важную роль в процессе секуляризации, освобождения культуры от авторитета церкви, разделения философии и теологии, науки и схоластики.

       Предпосылки возникновения экспериментального метода. У истоков становления экспериментальной науки стоят Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилей (1564-1642). Н. Коперник пришел к выводу о ложности геоцентрического учения Птолемея. Главный научный труд Коперника посвящён обращению небесных тел. В нём представлена теория гелиоцентризма.

       Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел. Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. Чтобы получить на него определенный ответ, необходимо так сформулировать вопрос, чтобы получить на него вполне однозначный и определенный ответ. Для этого следует так построить эксперимент, чтобы по возможности максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов, которые мешают наблюдению изучаемого явления в «чистом виде». В свою очередь гипотеза, представляющая собой вопрос к природе, должна допускать эмпирическую проверку выводимых из нее некоторых следствий. В этих целях, начиная с Галилея, стали широко использовать математику для количественной оценки результатов экспериментов.

       Благодаря этому Галилею удалось опровергнуть прежнее предположение, высказанное еще Аристотелем, что путь падающего тела пропорционален его скорости. Поэтому для науки Нового времени стало характерно противостояние человека и природы, активное вторжение в природную предметность и преобразование ее с учетом собственных интересов.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 373.