Цель лекции: определение основных характеристик современной научной картины мира.
План:
1. Понятие научной картины мира.
2. Исторические формы научной картины мира.
3. Глобальный эволюционизм как современная научная картина мира.
Основные понятия: научная картина мира, глобальный эволюционизм, антропный принцип в космологии.
Научная картина мира – система представлений о свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира – не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные заключения и предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии – суть научного метода.
Научная картина мира может отличаться от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т.д. Поэтому религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени.
Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественному восприятию мира. Например, искусство формирует художественные образы мира на основании синтеза его субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как наука сосредоточена на исключительно объективном восприятии и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований.
Исторические типы научной картины мира. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики
Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Доминантой классического естествознания становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы. Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках: в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих направлениях.
Глобальный эволюционизм как современная научная картина мира. Идея глобального эволюционизма как современной научной картины мира стала сейчас одной из форм реализации принципа развития. Она обращена одновременно и к философскому, и к естественнонаучному знанию, не сводясь ни к тому, ни к другому. Специфический для нее образ эволюции эта идея выражает на языке конкретных наук, но по степени обобщения эволюционных представлений выходит за рамки любой из них. Это означает, что идея глобального эволюционизма может быть отнесена к уровню знания, называемому научной картиной мира.
В связи с интерпретацией сущности этой идеи возникает следующий принципиальный вопрос: не существует ли общесистемных законов эволюционного процесса, представляющих собой определенную конкретизацию современной концепции развития, и в то же время применимых ко всем структурным уровням природной действительности? Эти законы, проявляясь так или иначе через эволюционные законы отдельных структурных уровней, обеспечивали бы тем самым единство всей совокупности эволюционных процессов во Вселенной, в частности, преемственность процессов прогрессивной эволюции.
Актуальность поставленного вопроса для современной науки становится очевидной, например, при анализе так называемого антропологического, или антропного, принципа в космологии, который вызывает сейчас огромный резонанс в философских дискуссиях вокруг наук о природе и первостепенный интерес со стороны многих выдающихся естествоиспытателей.
Обсуждая проблемы глобального эволюционизма, мы до сих пор ограничивались во всех случаях процессами лишь в нашей Вселенной, т.е. Метагалактике. Но допущение существования других метагалактик или вселенных, которое решительно пробивает сейчас дорогу в современном естествознании, приводит к интересной возможности дальнейшего обобщения самой постановки проблемы глобального эволюционизма. Если наша Вселенная – лишь одна из бесконечного множества квази-замкнутых эволюционирующих систем, возможно, взаимодействующих между собой, то очевидно, уже нельзя утверждать, что эволюция Метагалактики – включая и процессы возникновения космических цивилизаций – определяется только и всецело внутренними для нее факторами. Становится все более вероятным, что должны учитываться и факторы внешние, обусловленные взаимодействием нашей и других вселенных.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.