Цель лекции: анализ классического этапа развития науки и выявление элементов классической науки.
План:
1. Становление науки Нового времени.
2. Механическая картина мира Исаака Ньютона.
3. Немецкая классическая философия и классическая наука.
Основные понятия: методология науки, рационализм, эмпиризм, механическая картина мира, классическая наука.
Становление науки Нового времени. Развитие философии Нового времени начинается с постановки вопроса о необходимости создания совершенно нового метода научного познания. А именно, единого для всех ученых и способного дать достоверное, доказательное знание о мире. Влияние философии на науку Нового времени определяется, прежде всего, созданием двух важнейших философско-методологических концепций – рационализма и эмпиризма.
Рационализм – направление в философии Нового времени, представители которого утверждали возможность познания действительности из чистых принципов мышления, независимых от опыта. Основоположником классического рационализма был Рене Декарт. Центральное место в методологии Декарта занимает принцип очевидности, или интеллектуальной интуиции – средоточие классического рационализма. Единственный критерий истины – разум; истинно лишь то, что мыслится разумом совершенно ясно и отчётливо; то, что мыслится ясно и отчётливо, и есть истинное бытие. «Cogito ergo sum» – «Мыслю, следовательно, существую» – известная формула Декарта.
Эмпиризм – направление в философии Нового времени, признающее в качестве основы познания – опыт. Основоположник эмпиризма – Френсис Бэкон. Бэкон разработал метод экспериментальной индукции, который стал ядром всеобъемлющей программы достижения научно-технического могущества человечества. Бэкон – настоящий «пророк», провозвестник современной научно-технической цивилизации. Его известный афоризм – «Знание – сила».
Механическая картина мира Исаака Ньютона. Исаак Ньютон в своем фундаментальном труде «Математические начала натуральной философии» изложил систему законов механики, закон всемирного тяготения, дал общий подход к исследованию различных явлений на основе «метода принципов». Для Ньютона было очень важно наследие его предшественников: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Среди этих гигантов в первую очередь следует назвать Галилея и Кеплера.
Механистическая картина мира была основана на следующих четырех принципах.
1. Мир строился на едином фундаменте – на законах механики Ньютона. Все наблюдаемые в природе превращения, а также тепловые явления на уровне микроявлений сводились к механике атомов и молекул, их перемещениям, столкновениям, сцеплениям, разъединениям. Считалось, что открытие в середине XIX в. закона сохранения и превращения энергии также доказывало механическое единство мира.
2. В механистической картине мира все причинно-следственные связи однозначные, здесь господствует лапласовый детерминизм. В мире существует точность и возможность предопределения будущего.
3. В механистической картине мира отсутствует развитие – мир в целом таков, каким он был всегда. Механистическая картина мира фактически отвергала качественные изменения, сводя все к чисто количественным изменениям.
4. Механистическая картина исходила из представления, что микромир аналогичен макромиру. Считалось, что механика микромира может объяснить закономерности поведения атомов и молекул.
По своей сути эта картина мира являлась метафизической, все многообразие мира сводилось к механике, качественное развитие, как и все происходящее в мире, представлялось строго предопределенным и однозначным.
В истории науки классическая механика была новой теоретически развитой областью естествознания, ставшей основой механистической картины мира. Механистическая картина мира является тем началом, на котором основываются последующие картины мира, опирающиеся на успехи синергетики или идеи глобального эволюционизма.
Немецкая классическая философия и классическая наука. Основоположник немецкой классической философии – Иммануил Кант в своих известных произведениях «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» излагает идею и систему трансцендентальной философии. Кант называет трансцендентальным исследование, устанавливающее условия, при которых возможно познание предметов до или независимо от опыта, a priori. Решая этот вопрос, Кант совершает так называемый коперниканский переворот в философии: априорное познание вообще, и метафизика в частности, возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с предметами, а сами предметы должны сообразовываться с нашей познавательной способностью.
Крупнейшие немецкие мыслители после Канта стремились преодолеть его дуализм (между явлением и «вещью в себе») и связанный с ним агностицизм (утверждение о непознаваемости «вещей в себе»). Сам субъект должен быть продуктом собственной активно-спонтанной деятельности, внутри и посредством которой должно быть «положено» все многообразие материального и духовного мира - вот основная идея послекантовского диалектического идеализма, впервые высказанная Фихте и всесторонне разработанная Гегелем.
Классическая наука определяется совокупностью конкретных критериев:
- Научность признана объективной, т.е. нацеленной на конкретный объект, постигаемый через опыт;
- Наука носит опытный характер знаний. Основными методами для получения и подтверждения полученных знаний применяются наблюдение, измерение, эксперимент. Поэтому к научному эксперименту всегда предъявляются высокие требования повторяемости и воспроизводимости в любом месте в любое время без малейших изменений;
- Классическая наука должна быть достоверной и иметь общую значимость и универсальность научного познания, т.е. быть интерсубъективной. Соответственно, чем достовернее научное высказывание, тем меньшее количество субъективных привнесений содержится в ней.
Немецкая классическая философия сформулировала основные тезисы классической науки, основанной на гносеологических принципах субъектно-объектных отношений, онто-гносеологических аспектах наукоучения, методологии диалектической логики и других моментах эпистемологии, продолженной в дальнейшем неокантианскими школами.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 739.