Цель лекции: выявление особенностей науки как профессии, анализ идеалов и норм научного сообщества, а также состояния и перспектив развития науки в Казахстане.
План:
1. Наука как профессия и особый вид деятельности.
2. Нормы и ценности научного сообщества.
3. Приоритетные направления науки в Республике Казахстан.
Основные понятия: профессия, призвание, вид деятельности, нормы, ценности, научный этос, приоритеты в развитии науки.
Наука как профессия и особый вид деятельности. Наука превращается в сложный социальный институт к концу XIX века, когда ученые начинают систематически получать жалованье за свою работу. Происходит признание экономической значимости научной деятельности. Войти в научный дискурс может теперь далеко не каждый, для этого субъект должен обладать рядом социально установленных качеств (высшее образование, кандидатская степень, публикации и т. д.).
Наука вырабатывает свой собственный этос – совокупность правил, соблюдение которых необходимо для каждого отдельного ученого, если он хочет остаться членом научного сообщества.
Макс Вебер в статье «Наука как призвание и профессия» отмечает, что «в настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знала прежде... отдельный индивид может создать в области науки нечто завершенное только при условии строжайшей специализации». Ученый-профессионал выступает как поставщик специализированных знаний и ответствен лишь за их достоверность и обоснованность. Ученый в качестве профессионала должен сознавать границы своей компетентности; моральные, эстетические, философские, религиозные предпочтения и оценки ученого считаются его личным делом и в науку сегодня не входят.
Превратившись в профессию, наука стала техникой овладения внешними условиями мира и жизни. Она отвечает на вопрос: что надо сделать, чтобы результат был максимально эффективным, но вопросы о смысле деятельности человека и мира в целом не рассматривает.
Нормы и ценности научного сообщества. Этос – комплекс норм и ценностей, воспроизводящихся от поколения к поколению и являющиеся обязательными для человека науки. Этос очерчивает круг допустимого возможного поведения в рамках науки как социального института. Научный этос связан с организацией отношений в научном сообществе, он конституирует, интегрирует и (важно) обеспечивает автономию научного сообщества. Общество не может и не должно вмешиваться в дела ученых, но ученые не могут и не должны вмешиваться в вопросы морали, богословия, политики и т. д. Сами участники научного сообщества делают вывод об адекватности их исследований и результатов по отношению к реальности, а не люди со стороны. Так научный этос развивался со времён первых научных сообществ (начало XVII века).
Впервые научный этос описал Роберт Мертон в работе «Нормативная структура науки» (1942). Исходя из того, что истина есть главная ценность науки, он выделил следующие нормы:
- универсализм – убеждение в том, что изучаемое наукой явление происходит повсюду одинаково и истинность научных суждений должна оцениваться независимо от пола, расы, возраста и т. д.;
- коллективизм – научное знание свободно становится общим достоянием;
- незаинтересованность – первичным стимулом действий учёного является бескорыстный поиск истины; признание, вознаграждение есть следствия, а не цель;
- организованный скептицизм – каждый учёный несёт ответственность за то, что сделано им и его коллегами, и то, чтобы его оценки стали достоянием общественности. Нельзя слепо верить авторитету предшественников. С одно стороны уважение необходимо, но и скептическая оценка тоже должна иметь место.
В этосе имеется механизм контроля за соблюдением норм. В научном этосе главная позитивная санкция – признание коллег, а негативная – игнорирование. По Мертону: если исследователь соблюдает правила, то он настоящий ученый.
Приоритетные направления науки в Республике Казахстан. Наименование тем (специализированных направлений) научных исследований в рамках приоритетов развития науки:
1. Рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции
- прикладные научные исследования:
• технологии и методы восполнения минерально-сырьевой базы и водных ресурсов;
• технологии разработки полезных ископаемых;
• технологии переработки сырья и продукции;
• технологии получения новых материалов;
• проблемы экологии и рационального природопользования;
• теоретические основы получения многофункциональных материалов и покрытий с заданным комплексом свойств.
- фундаментальные научные исследования:
• теоретические основы комплексной переработки углеводородного сырья и рационального природопользования;
• фундаментальные научные исследования в области переработки сырья и продукции;
• рациональное природопользование и обеспечение равновесного экологического состояния окружающей среды Казахстана;
• фундаментальные проблемы материаловедения.
2. Энергетика и машиностроение
- прикладные научные исследования:
• возобновляемые и альтернативные источники энергии и энергетическое использование промышленных и бытовых отходов;
• тепло- и электроэнергетика и энергоэффективные технологии;
• ядерная и водородная энергетика;
• влияние энергетического сектора на окружающую среду;
• энергетическое и автомобильное машиностроение;
• сельскохозяйственное и пищевое машиностроение;
• нефтегазовое машиностроение;
• горнорудное и металлургическое машиностроение;
• машиностроение, автоматизация и робототехника.
- фундаментальные научные исследования:
• фундаментальные научные исследования в области энергетики и машиностроения.
3. Информационные и телекоммуникационные технологии
- прикладные научные исследования:
• информационные технологии;
• телекоммуникационные системы и технологии;
• интеллектуальные системы и технологии;
• программно-технические комплексы и системы;
• геоинформационные системы и технологии;
• интеллектуальные робототехнические системы;
• современные информационные технологии в научном и образовательном процессах.
- фундаментальные научные исследования:
• фундаментальные научные исследования в области информационных и телекоммуникационных технологий:
• теоретические основы математического моделирования технологических процессов.
4. Науки о жизни
- прикладные научные исследования:
• новые технологии для решения проблем старения и продления жизни человека;
• молекулярные, биохимические и клеточные основы живых систем;
• научные основы повышения продуктивности и устойчивости растений и животных;
• новые биопрепараты для медицины, сельского хозяйства;
• развитие биомедицины и генной инженерии.
- фундаментальные научные исследования:
• фундаментальные исследования в области химии и биологии.
5. Интеллектуальный потенциал страны
- фундаментальные исследования в области социально-экономических и гуманитарных наук:
• исследование социально-экономических условий развития наукоемких конкурентоспособных производств (экономик);
• исследования в области реализации социальной и экономической политики государства в современных условиях;
• актуальные проблемы социальных и общественно-гуманитарных наук и междисциплинарные исследования.
- фундаментальные исследования в естественно-научной сфере:
• фундаментальные исследования в области математики, механики, физики.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 456.