Особенности становления российской пенсионной системы в советскую эпоху
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1920-х гг. развернулась дискуссия о необходимости рассмотрения старости как

отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. В

то время социальное обеспечение престарелых строилось не на основе учета

возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности,

исходя из принципа “ фарисейское уважение к сединам и морщинам - шутка,

чуждая пролетарской морали. Если ты старик и способен еще к труду – работай.

А лишился трудоспособности – получай пенсию”. Однако ситуация быстро менялась

и уже к концу 1920-х гг. пенсионным обеспечением по старости были охвачены

преподаватели высших учебных заведений (с 1924 г по достижении 65 лет),

рабочие текстильной промышленности (с 1928 г), ведущих отраслей тяжелой

промышленности и транспорта (с 1929 г ). В 1929 г впервые были установлены

различия в размере между пенсией по инвалидности и по старости, а также

порядок выплаты пенсий по старости для продолжающих работать.

В 1932 г пенсионное обеспечение по старости охватило рабочих всех отраслей

народного хозяйства. В результате проведенных тогда обследований рабочих

выходящих на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, было

выявлено, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть

мужчин теряют возможность продолжать работать. На этой основе в 1932 г

законодательно были введены пенсионные возраста – 55 лет для женщин и 60

лет для мужчин. С тех пор эти границы не менялись. В 1936 г после принятия

Конституции СССР пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и

служащих. В 1956 г был принят Закон о государственных пенсиях, регулирующий

размер пенсии по старости. Новый закон отменял выплату пенсии по старости

работающим пенсионерам, но одновременно увеличил размер пенсии. В результате

доля работающих пенсионеров резко сократилась – по некоторым оценкам с 60% в

1956 г до 9% в 1962 г.

В 1964 г был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов который

предусматривал с 1965 г выход на пенсию для мужчин с 65 лет и для женщин с 60

лет. В 1968 г колхозники получили право на пенсию по старости с такого же

возраста, как рабочие и служащие. В результате к середине 60-х гг. в России

(как части бывшего СССР) сложилась государственная система всеобщего

пенсионного обеспечения по старости для работающего населения, которая затем

модифицировалась многократно.

Вплоть до середины 1960-х гг. демографический аргумент не учитывался в явном

виде при создании пенсионной системы, если не считать выводы по исследованиям

состояния здоровья в конце 20-х - начале 30-х гг. Постарение населения еще не

было осознано как социальный феномен и не стало фактом, требующем к себе

внимания. По оценке для населения СССР, в 1920 г доля лиц в возрасте 60 лет и

старше составляла 6,2%, в 1925 – 5,9%, в 1930 – 5,8% , в 1935 – 6,0%, в 1940

- 6,9%, в 1950 - 7,9%, в 1955 - 8,6%, в 1960 - 9,3%.

С середины 60-х гг. по мере развития процесса постарения населения и

сокращения прироста численности населения в трудоспособных возрастах в

дискуссию по реформированию пенсионной системы входит демографический

контекст. Однако демографический фактор трактовался однобоко – как дефицит

трудовых ресурсов. С этой точки зрения последствия постановления 1956 г -

резкое сокращение числа работающих пенсионеров – оказались негативными. Во

многом поэтому в дальнейшем пенсионное законодательство изменялось в

направлении все большого материального стимулирования занятости пенсионеров.

Постановления Совмина СССР 1964, 1966 и 1969 гг. о мерах по повышению

материальной заинтересованности трудоспособных пенсионеров по старости в

продолжении работы после назначения пенсии остановили падение доли работающих

пенсионеров, а затем и увеличили ее. Доля работающих пенсионеров в общем

числе всех пенсионеров по старости составила 10,1% в 1960, 14,1% в 1965,

20,8% в 1970, 24,4% в 1975, и 30,4% в 1980 г. Решающую роль сыграло

постановление 1969 г, на основании которого 65% всех пенсионеров по старости

получили право на получение пенсии (преимущественно полной) в период работы.

Эта льгота была введена как временная, однако привлечение к работе

пенсионеров оказалось успешным и срок ее действия ежегодно продлевался вплоть

до 1979 г. Специальное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1979 г закрепило

сложившуюся практику получения работающими пенсионерами и пенсии и зарплаты и

ввело надбавки к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста

Экономическая идеология “дефицита”, прямо связывающая негативные последствия

демографической ситуации (снижение рождаемости, рост смертности) с

количеством трудовых ресурсов, оставалась господствующей при реформировании

пенсионной системы вплоть до начала 90-х гг.

Проблема изменения пенсионного возраста в сторону повышения, хотя и ставилась

время от времени, но не вышла за пределы специальной научной литературы и

кулуарных дискуссий, поскольку относительно низкий возраст выхода на пенсию в

СССР и странах Восточной Европы рассматривался как одно из главных завоеваний

трудящихся при социализме.

В 1992 г. в России начало действовать новое пенсионное законодательство,

принятое еще в пору пребывания РСФСР в составе СССР (1989 г – закон СССР,

1990 г. – закон РСФСР). Главной его особенностью являлась более выраженная

социальная направленность, унификация для всех категорий занятых, включая

священнослужителей, творческих работников и т.п.; расширение списка льготных

категорий для более раннего выхода на пенсию; введение социальных пенсий для

лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной

степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, а также многое

другое, связанное с формой расчетов пенсионных выплат. Однако главное

новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии

всем работающим пенсионерам без исключения. В результате к настоящему времени

все пожилое население России находится на содержании государства.

В результате действия нового законодательства состав населения старше

трудоспособного возраста стал практически однородным. Среди пожилых людей

фактически не стало иждивенцев отдельных лиц. Ими продолжают оставаться

только никогда не работавшие женщины в возрасте 55-59 лет и мужчины в

возрасте 60-64 лет, так как для назначения социальных пенсий требуется

возраст, на 5 лет превышающий официальный пенсионный.

Наряду с другими хорошо известными событиями социально-экономического и

политического плана, новый закон привел к существенному увеличению числа

пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста (женщины – до 55

лет, мужчины – до 60 лет) Так, в 1992-1993 гг по сравнению с 1991 г. число

ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30% Среди них некоторую долю

составляют досрочные пенсионеры, появляющиеся по причине начавшейся

безработицы, около 1% от общего числа пенсионеров по старости.

1

2.3. Экономические предпосылки реформирования пенсионной системы

К началу 80-х гг. возникла объективная необходимость осовременивания

существующего пенсионного законодательства, которое соответствовало бы

социальным и экономическим реалиям того времени. Действовавшая пенсионная

система предусматривала огромное количество льгот для отдельных категорий

работников, неадекватных их вкладу в ПФР и в то же время отвлекающих

значительные финансовые ресурсы. Наряду с этим она не отражала в полной мере

трудовой вклад большинства работающих в формирование своего будущего

пенсионного содержания и никак его не стимулировала.

Пенсионная реформа предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм

пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет

перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования.

Оптимизация нагрузки пенсионной системы на экономику должна содействовать

стабилизации и развитию экономики и, как следствие этого, привести к

улучшению материального обеспечения пенсионеров.

Современное рыночное хозяйство базируется на концентрации капитала,

непрерывный рост которого является необходимым условием деятельности

предприятия, созданного в любой организационно – правовой форме. Процесс

накопления средств тесно связан с рынком ценных бумаг. Естественно, что

ценные бумаги должны найти и уже находят применение в такой важной структуре

рыночного хозяйства, какой сегодня в России становится негосударственное

пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, в задачи которых наряду с

коммерческим успехом отдельной организации входит обеспечение устойчивости

экономического развития всего хозяйства.

Эмиссия государственных пенсионных и страховых облигаций позволит, с одной

стороны, стабилизировать инвестиционные ресурсы, а с другой – сохранить и

приумножить средства населения для достойного обеспечения граждан. Выпуск

государственных пенсионных и страховых ценных бумаг придаст устойчивость

системе пенсионного обеспечения, основанной на накопительной модели

формирования пенсионных резервов.

Последняя, как показывает опыт многих стран с развитой рыночной

инфраструктурой дает возможность мобилизовать сбережения населения и тем

самым решить три задачи:

- использовать свободные средства на нужды развития хозяйства страны;

- стимулировать эффективную занятость и заинтересованность в высокой

заработной плате, а следовательно, заинтересованность в росте квалификации и

производительности труда;

- повысить ответственность государства перед своими внутренними кредиторами и

тем самым ограничить масштабы неэффективного использования безвозвратно

полученных с помощью налогообложения средств.

1

2.4. Современное состояние и перспективы

Основными целями пенсионной реформы являются:

1) реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права

граждан на пенсионное обеспечение в старости, в случае инвалидности, при

потере кормильца и в иных установленных законом случаях;

2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание

предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе

государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

3) адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в Росси рыночным

отношениям;

4) рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы

управления пенсионным обеспечением.

Первым уровнем системы государственных пенсий является базовая пенсия,

которая в перспективе должна заменить социальную пенсию.

Вторым уровнем является трудовая (страховая) пенсия. Роль этого типа

государственной пенсии определяет всю организацию социального, и в первую

очередь пенсионного, страхования. В контексте реформы она должна быть

освобождена от несвойственных ей функций и соответствовать природе

солидарности поколений работников наемного труда, на которой базируется

социальное страхование.

Третий уровень системы пенсионного обеспечения должны составлять

негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной

системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и

может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных

систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме

личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на

свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных

фондах. Обе эти формы должны развиваться. Вместе с тем становление и развитие

дополнительных профессиональных пенсионных систем на современном этапе является

при­ватной задачей и должно стимулироваться в первую очередь.

1

В результате пенсионной реформы и введения многокомпонентной пенсионной

системы происходит переход от пенсионной системы с установленными выплатами к

пенсионной системе с установленными взносами.

Пенсионная система с установленными взносами включает в себя: систему

условно-накопительных счетов (УНС) в рамках распределительной системы

пенсионного обеспечения, обязательный накопительный элемент и базовый элемент

пенсии, решающий проблему перераспределения. Накопительная часть российской

пенсионной системы, по крайней мере на начальном этапе, имеет структуру

сберегательного фонда с внешними управляющими активов.

Реформа делает попытку решения ряда проблем, которые были присущи старой

пенсионной системе: очень сложные формулы пенсионных выплат в сочетании с

излишне щедрыми правами на получение пенсии, включая ранний выход на пенсию

для работников многих сфер, смешанный характер задач, решаемых через

пенсионные формулы (распределение, страхование, сбережение) в сочетании с

высокой ставкой налогов, низкой мотивацией для физических лиц к уплате

взносов в систему, искаженными рынками труда и повышенной мотивацией к

раннему выходу на пенсию и растущей финансовой нагрузкой в связи с

уменьшением количества лиц, уплачивающих взносы, и увеличением количества

пенсионеров, что является результатом таких явлений, как рост сокращения

штатов, уклонение от уплаты налогов, рост безработицы и старение населения.

Первой задачей реформы является снижение сложности пенсионной системы путем

применения простой формулы пенсионных выплат и прозрачных условий для

получения права на пенсию. Второй задачей является повышение мотивации

физических лиц к уплате взносов и к более продолжительному периоду работы,

что будет способствовать повышению уровня платежеспособности пенсионной

системы. Наконец, введение накопительного элемента призвано увеличить размер

пенсии наряду с развитием рынка ценных бумаг и содействием экономическому

росту.

В новой пенсионной модели предусмотрена прямая пропорциональная зависимость

между размерами зарплаты (и, следовательно, размерами платежей) и размером

будущей пенсии. Чем больше зарплата и платежи с нее, тем больше размер и

пенсионного капитала, и исчисляемой на его основе пенсии.

Общая финансовая стабильность российской пенсионной системы достигается при

условии снижающегося коэффициента замещения (соотношение средней пенсии и

средней заработной платы).

Успешная реализация накопительного элемента зависит от трех факторов:

способности финансового рынка и рынка ценных бумаг продуктивно “проглотить”

поток средств накопительного элемента, возможности для физических лиц

получить разумный уровень дохода от накопительного элемента и гарантий в

отношении пенсионных активов.

Для достижения этих целей необходима макроэкономическая стабильность и

активное проведение долговременной реформы финансового рынка и рынка ценных

бумаг. Для этого также необходимо наличие постоянного числа состоятельных

банков и лицензированных специальных депозитариев; соответствующей стратегии

управления государственным долгом и некоторых базовых элементов финансовой

инфраструктуры и корпоративного управления.

Состояние пенсионной системы зависит от многих слагающих: от уровня

заработной платы, положения на рынке труда, налоговой, страховой и социальной

политики государства. Многие специалисты считают, что в нашей стране

преобразования сталкиваются с рядом существенных проблем.

В настоящее время согласно экспертным оценкам доля заработной платы в ВВП

России составляет около 24 %. Поэтому и доля пенсии в ВВП сегодня едва

превысила 6 %. Повысить пенсии можно, только увеличивая общие доходы

населения и выводя их рост из тени.

Острой проблемой является низкий минимальный размер трудовой пенсии по

старости, который по состоянию на 1 января 2003 г. составил 54% прожиточного

минимума пенсионера. Приближение уровня минимальной пенсии к уровню

минимального прожиточного минимума является приоритетной задачей на ближайшую

перспективу.

Пенсионная реформа должна проводиться параллельно с формированием устойчивых

рыночных институтов, поскольку нестабильность переходной экономики приводит к

высоким рискам долгосрочных финансовых вложений, что затрудняет

функционирование накопительной пенсионной системы.

1

    

Заключение

 

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода.

Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной

платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики

и подъема в реальном секторе народного хозяйства.

2. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ,

понятная и принятая обществом.

3. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц

предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя.

Ущемление же их прав катастрофически подорвет доверие населения как к

пенсионной реформе, так и к государству.

4. Управление пенсионной системой должно основываться на четком

разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование

должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти.

5. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно

обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое

определение размера пенсий.

6. Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного

обеспечения (Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ №102) – уровень

пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника.

Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы,

положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему.

Итак, реформа началась, первые средства накопительной части пенсии вложены в

ценные государственные бумаги, обещающие в среднем 17-18% годовых.

Негосударственные пенсионные фонды боятся не успеть к дележке пирога наших

накоплений и атакуют кабинет министров.

Таким образом, введение пенсионных накоплений и активное привлечение

негосударственных структур наряду с жестким контролем за всем процессом

позволят существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав ее

гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.

    

     

Список литературы

 

1.       Азарова Е.Г. Закон о трудовых пенсиях: общие положения //

Трудо­вое право 2003.-№13.-С.31-38.

2.       Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской

Федерации // Финансы и кредит. – 2002. - № 24. – С.47-53.

3.       Грудцына Л. О пенсионном обеспечении // Юрист. –2003. –№11. –

С.60-64.

4.       Дмитриев М. Куда идет пенсионная реформа // Трудовое право

1998.-№3.-С.С.9-10.

5.       Ищенко О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного

законо­дательства Российской Федерации // Юрист.-2003.-№6.-С.5-8.

6.       Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной

сис­темы Российской Федерации // Трудовое право.-2002.-№4.-С.40-47.

7.       Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и

практика применения // Трудовое право.-2003.-№4.-С.15-23.

8.       Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы /

Под ред. Дмитриева М.Э.-Спб.: Норма, 1998.-С.256с.

9.       Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспектива //

Пенси­онные фонды и инвестиции. – 2—3. - № 2. – С.23-26.

10.   Севостьянова В.Б. Проблемы и перспективы законодательства по

пенсионной реформе в России // Юрист.-2002.-№6.-С.49-52.

11.   Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных сис­тем в

государствах Восточной Европы: общие подходы и особенности // Трудо­вое

право.-2003.-№2.-С.79-85.

    

 

1 Грудцына Л. О пенсионном обеспечении // Юрист.-2003.-№11.-С.64.

[1] Пенсионная реформа в России:

причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э.-Спб.: Норма,

1998.-С.84.

1 Шестакова Е.Е. Опыт введения

многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы: общие подходы

и особенности // Трудовое право.-2003.-№2.-С.85.

1 Локшина О.В. Пенсионное

законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое

право.-2003.-№4.-С.23.

1 Севостьянова В.Б. Проблемы и

перспективы законодательства по пенсионной реформе в России //

Юрист.-2002.-№6.-С.49.

1 Куртин А.В. Некоторые аспекты

реформирования пенсионной системы Российской Федерации// Трудовое

право.-2002.-№4.-С.47.

1 Ищенко О.А., Пермяков О.В.

Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации //

Юрист.-2003.-№6.-С.8.

1 Основы социальной работы / Под ред. Павленка П.Д.-М.:ИНФРА-М, 1998.-368с.

1 Пенсионная реформа в

России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э.-Спб.: Норма,

1998.-С.45.

1 Роик В. Пенсионная реформа:

результаты и перспектива // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2—3. - № 2. – С.26

1 Астапов К.Л. Реформирование

пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2002. - № 24. –

С.47.

1 Куртин А.В. Некоторые аспекты

реформирования пенсионной системы Российской федерации // трудовое право. –

2002. - № 4. – С.48.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 334.