Отношениях
Сущность пенсионной системы
Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование.
Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы
общественных отношений. Первая группа – это отношения по формированию
соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и
осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет
главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая
группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и
иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е.
совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними
отношения. Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного
обеспечения. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом
специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального
обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового
регулирования – пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых
предписаний.
В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм,
регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения
- пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии
по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам
пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания,
регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее
существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты,
повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные
институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде
пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо
функционировать наряду с ним.
Значение пенсии хорошо известно каждому. Слово pensio (лат) означает платеж.
Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи
с наступлением определенных обстоятельств в жизни – достижения
соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а
иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.
Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.
Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным,
центральным или “собственным юридическим фактом” в юридическом составе, а все
остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения
пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав – наличие всех
юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение
не может возникнуть. Однако вполне очевидно, что именно с перечисленными
жизненными обстоятельствами связана сама необходимость правового
регулирования, что они являются как бы юридической основой в фактическом
составе.
Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка и рассчитывается на
месяц.1
В связи с этим можно дать следующее определение пенсии.
Пенсия это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального
обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или
длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а
также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется,
как правило, на основе заработка.
Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В
Конституции РФ указано, что “государственные пенсии устанавливаются законом”
(п.2 ст.39). Однако в нашей стране пенсии для некоторых категорий граждан
установлены не законом, а указом Президента, постановлением Правительства.
Это нарушение основного закона страны.
В России есть и негосударственные пенсии. Они введены соответствующими
пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов
организаций и граждан.
В последнее время некоторые выплаты, установленные государством, именуются не
пенсиями, а иначе ежемесячным пожизненным денежным содержанием (для судей),
доплатой к государственной пенсии (для государственных служащих) и т. д.
Сущность подобных выплат от этого не меняется, они являются пенсионными
выплатами. Другое же название дается им с целью обойти указанное выше
требование Конституции РФ, в силу которого пенсии устанавливаются только
законом.
Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной
общественно полезной деятельности. Это подразделение всех пенсий на трудовые,
т е заработанные трудом, и нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом. К
последним относятся лишь социальные пенсии, все остальные – трудовые,
заработанные пенсии.
Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления – по жизненным
обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на
трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам. Например,
выделяются трудовые пенсии, выплачиваемые за счет собственных средств
Пенсионного фонда России (его средства образуются в основном за счет
пенсионных страховых взносов, они обособлены и не входят в состав
государственного бюджета) и за счет ассигнований из государственного бюджета.
К первым относятся все виды пенсий, установленные для тех, кто в период
трудовой деятельности подлежит обязательному (государственному) пенсионному
страхованию (наемные работники и отдельные категории других работающих
граждан), ко вторым – все виды пенсий, установленные для тех граждан, которые
выполняют определенную работу, но не подлежат в этот период обязательному
(государственному) пенсионному страхованию (военнослужащие различного
состава, в том числе кадрового, граждане, проходящие службу в органах
внутренних дел, и некоторые другие).
Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по
нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто
трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей,
государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной
службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д., пенсии по
Закону “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, Закону “О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их
семей”, Закону “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях”, Закону “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, по Указу
Президента РФ “О некоторых социальных гарантиях для лиц, замещающих
государственные должности Российской Федерации и должности федеральных
государственных служащих” и т. д.
Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных показателей,
характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени
Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного
обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.
Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному
заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют
коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по
отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из
которого она исчислена (соответственно в стране или регионе). Относительный
показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров –
бывших наемных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни
наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработную плату. Чем
выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп
граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая реальная
оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычно
сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он
повыше. Объясняется это просто, при уровне пенсионного обеспечения в первых
странах, допустим, в 40–45%, человек, живущий на пенсию, вполне может за счет
такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, и т.
д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той
же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на
удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая
часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения
должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за
чертой бедности или на ее грани.
Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость
пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель
определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему
потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того,
чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.1
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.