Причины реформирования пенсионных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конец ХХ столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления

пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью

интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна

выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических

политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ.

Различна роль, которую в этих реформах играет государство Различны

последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но

несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий

элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в

пенсионную систему накопительных элементов.

Необходимость пенсионного реформирования обусловлена в большинстве стран,

прежде всего демографическими и отчасти экономическими факторами - быстрым

старением населения, увеличением нагрузки пенсионных выплат на

государственные бюджеты. Но к этим общим проблемам добавляются и свои

специфические сложности, связанные с относительно более низкой способностью

государств этой группы собирать соответствующие страховые платежи, невысоким

уровнем доходов населения, сохранением в составе пенсионных систем

многочисленных льготных категорий. Сочетание высоких страховых социальных

взносов, ненадежного контроля за их выплатой, низких требований, соблюдения

которых было достаточно для получения права на пенсию, а также слабой связи

между произведенными взносами и полученными пенсиями самым негативным образом

влияли на систему пенсионного обеспечения, подрывая ее жизнеспособность. Из

группы бывших социалистических стран наибольший интерес при изучении проблемы

причин реформирования представляют те государства, в которых уже не только

законодательно разработаны реформы пенсионных систем, но и начался процесс их

реализации: Чешская Республика, Польша и Венгрия.

Наиболее важными общими характерными чертами пенсионных систем Чешской

Республики, Венгрии и Польши до начала реформирования были:

- действие пенсионных систем в рамках общих государственных систем

социального обеспечения и финансирование их на основе распределительного

принципа совместно с медицинским страхованием;

- отсутствие финансовых инструментов и налоговых льгот для развития

индивидуального пенсионного накопления;

- низкая прозрачность пенсионных систем, финансирование через них ряда

услуг непенсионного характера.

Экономические и социально-демографические условия переходного периода: во-

первых, резкий рост безработицы и снижение численности плательщиков

социальных взносов при ускоренном увеличении численности пенсионеров за счет

категорий пенсионеров по инвалидности, ранних пенсионеров; во-вторых, высокая

инфляция, снижающая реальную стоимость пенсий, - предопределяли необходимость

повышения уровня взносов. А высокие уровни социальных взносов (одни из

наиболее высоких в Европе) в свою очередь способствовали развитию "серого" и

"черного" рынков, что в итоге сужало базу налогообложения и усиливало

нагрузку на централизованные бюджеты.

Также к числу экономических факторов относятся следующие: предполагаемая роль

других накопительных элементов будущей системы пенсионного обеспечения,

включая дополнительные, негосударственные пенсии и любые программы

накопительного пенсионного обеспечения, направленные на то, чтобы сохранить

для представителей определенных профессий право досрочного выхода на пенсию;

бюджетные возможности уменьшения нагрузки на распределительную систему без

создания чрезмерно большого нового государственного долга; финансовые

требования, связанные с сохранением гарантируемого пенсионного минимума.

Решение финансовых проблем пенсионных систем, как показывает общемировой опыт,

могло пойти по двум направлениям: 1) по пути сохранения, правда, в несколько

реформированном виде государственной распределительной пенсионной системы и

одновременного стимулирования развития дополнительных добровольных частных

пенсионных программ; 2) введения новой многоступенчатой

распределительно-накопительной пенсионной системы, финансируемой из различных

источников. Чешская Республика пошла по первому пути, Венгрия и Польша - по

второму.1

Подобные причины также обусловили реформирование пенсионной системы и в России.

Произошедшие в начале 90-х годов изменения в политической и экономической

системе страны (приватизация, обвальная либерализация цен, инфляция)

радикальным образом изменили уровень жизни населения и работающей его части,

и пенсионеров. Изменившиеся экономические условия настоятельно требовали иных

решений в сфере пенсионного обеспечения, но условия высокой нестабильности

экономики, отсутствие законодательной базы по большинству более актуальных

проблем отсрочили разработку концепции новой пенсионной системы.

Начало кризиса пенсионной системы восходит к 1992 году, когда резкий скачок

цен не сопровождался принятием действенных мер по поддержанию покупательной

способности пенсии. Доходы пенсионеров хронически отставали от уровня цен.

Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом

компенсации) в декабре 1994 года было почти в 2 раза ниже (в сопоставимых

ценах), чем до начала либерализации цен в декабре 1991 года. После 1992 года

при достаточно высоком тарифе страховых взносов как абсолютный, так и

относительный размер пенсии был низким и составлял лишь 25-35 процентов

средней заработной платы.

При этом заработная плата практически не играла сколько-нибудь заметную роль

при исчислении размера пенсии. Максимальный размер пенсии был искусственно

ограничен и устанавливался всем работникам, которые имели заработки,

превышающие 55-65 процентов средней заработной платы.

Минимальный размер пенсии по отношению к прожиточному минимуму

нетрудоспособного населения неуклонно снижался с 1992 года (в 1992 году

минимальный размер пенсии составлял 84,6 процента прожиточного минимума, в

1993 году - 78,5 процента, в 1994 году - 66,6 процента).

Попытки поднять уровень пенсионного обеспечения путем периодического (раз в три

месяца) увеличения минимального размера пенсии не дали желаемого результата,

поскольку данная мера влекла за собой кратное повышение размеров всех пенсий.

1

Принятые меры по "осовремениванию" прошлых заработков, исходя из которых

исчислялись пенсии, также не привели к заметным результатам. Повышение пенсий

лицам, имевшим в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство

пенсионеров, которые имели низкие заработки, но получившие максимальные

пенсии благодаря тому, что максимальный размер пенсии искусственно

сдерживался в прошлом.

К середине 90-х годов стало очевидно, что система пенсионного обеспечения

пытается решить практически неразрешимую задачу - одновременно довести

минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить

дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.

Решить эту проблему было возможно только путем либо значительного увеличения

поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, либо рационализации и

оптимизации самой пенсионной системы за счет изменения ряда норм действующего

законодательства, которые не представляются оправданными с социальной и

экономической точки зрения.

В связи с невозможностью повышения минимального размера пенсии до социально

приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 году был

применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на

фиксированную величину. Использование такого механизма повышения пенсий

вызвало отрицательное отношение к нему и пенсионеров, получавших относительно

высокие пенсии, и законодателей, которые хотя и закрепили в законе

возможность повышения пенсий путем выплаты компенсационных надбавок, но

регулярно пытались провести очередное повышение пенсий путем их линейной

индексации. В 1994 году такая индексация пенсий осуществлялась 3 раза подряд.

Проведенное с февраля 1995 года повышение размера пенсий путем увеличения

компенсационной выплаты, имевшее своей целью доведение минимального уровня

пенсионного обеспечения до 65 процентов прожиточного минимума пенсионера,

прошло с большим трудом, но в результате опережающего роста цен и

недостаточности выделенных средств не достигло своей цели. В конечном итоге

минимальный размер пенсии в феврале 1995 года остался на том же уровне, на

каком он находился в конце 1994 года (приблизительно 52 процента прожиточного

минимума пенсионера). Из-за недостаточности средств, позволяющих повышать

размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, стало

практически невозможным проводить какую-либо социально приемлемую политику в

области пенсионного обеспечения.

В значительной степени проблемы пенсионного обеспечения были вызваны сужением

финансовой базы пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой

взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения

сократилась с 69,9 процента в 1992 году до 46,6 процента в 1994 году и в 1995

году - 37 процентов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых

работникам в виде выплат социального характера. По отношению к среднемесячной

заработной плате эти выплаты составляли в 1994 году в различных отраслях от

17 до 30 процентов. Взносы на пенсионное обеспечение с этих сумм не

взимались. Постоянно в этот период времени уменьшалась численность занятых в

народном хозяйстве, которая сократилась с 1991 по 1994 год с 75,8 млн.

человек до 69,4 млн. человек, и усиливался процесс уклонения от уплаты

налогов. В результате всех этих негативных явлений сложилась ситуация, при

которой расчетное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное

обеспечение к численности пенсионеров составляет менее 1,4 к 1, в то время

как по статистическим данным о численности занятых оно должно составлять 1,8

к 1.

Неблагоприятно складывалась и демографическая ситуация в стране. С 1998 года

численность людей пенсионного возраста начинает превышать численность детей и

подростков в возрасте до 16 лет. В последующие 15 лет этот перевес будет

увеличиваться в 1,7 раза. Одновременно с падением рождаемости увеличивается

смертность населения, что приводит к сокращению численности населения на 1 млн

человек в год. К 2016 году прогнозируется увеличение лиц пенсионного возраста

до 428 человек на 1000 человек населения (в 1992 году-343 человека, а в 2000

году -350 человек).1

Все вышеперечисленные проблемы возможно было решить только глобальным

реформированием пенсионной системы, предполагающим рационализацию и

оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых

пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и изменения подходов к их

использованию. При этом пенсионная реформа должна содействовать стабилизации

и развитию экономики и, как следствие этого, привести к улучшению

материального обеспечения пенсионеров. Пенсионная реформа на первом этапе

должна проводиться с учетом пропорций, сложившихся в распределении валового

внутреннего продукта, соотношения среднего уровня трудовых пенсий со средней

заработной платой.

При осуществлении пенсионной реформы необходимо учитывать экономические,

демографические и социальные процессы, происходящие в стране.

Основными целями проведенной пенсионной реформы являются:

1)  реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права

граждан на пенсионное обеспечение в старости, а также в случае инвалидности,

при потере кормильца и в иных установленных законом случаях.

2) обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание

предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе

государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования.

3) адаптация системы пенсионного обеспечения к экономической ситуации в

Российской Федерации.

4) создание более оптимальных условий предоставления размеров пенсий.

5) повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы

управления пенсионным обеспечением, включая инвестиции

пенсионных средств.1

Исходя из заявленных выше целей реформа основывается на следующих принципах:

1) Каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение.

2)Каждый работающий по найму подлежит обязательному

государственному пенсионному страхованию.

3)Каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному

страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с

продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались

страховые взносы.

4)Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на

принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской

Федерации и отраслей экономики.

5)Средства обязательного государственного пенсионного страхования

используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных

по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств

централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий

граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации.

Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном

страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета

В соответствии с этими принципами возникла пенсионная система, пенсия в

которой складывается из нескольких частей. Первая базовая часть пенсии

гарантирована для граждан России, достигших пенсионного возраста. Вторая

часть - страховая, это сумма средств, перечисленных на персональный счет

пенсионера в период его трудовой деятельности. Третья часть - накопительная:

от 2 до 6 процентов (в зависимости от возраста) от фонда оплаты труда,

которые работодатель будет перечислять на персональный счет будущего

пенсионера. Четвертая часть - профессиональная пенсия. При работе во вредных

условиях производства работодатель должен будет делать дополнительные

отчисления на формирование профессиональной пенсии.

Для людей старшего поколения, у которых нет времени на длительный период

пенсионных отчислений и инвестирования их, выгоднее, чтобы быстрее росла

страховая часть, а молодым выгоден более быстрый рост накопительной части,

поскольку по установленным процентам за 30-40 лет до достижения ими

пенсионного возраста действительно скапливаются приличные деньги.

Предусмотрена возможность выбора пенсионером организации, которая будет

осуществлять инвестиции накопительной части пенсии. Некоторые

негосударственные пенсионные фонды могут предложить более активные пенсионные

пакеты, чем Пенсионный фонд Российской Федерации. Если человек боится

рисковать или не может определиться в выборе пенсионного фонда, то будет

осуществляться выбор режима по умолчанию. Правительство назначит

государственного агента, который, скорее всего, вложит деньги со

стопроцентным доходом в нерыночную ценную бумагу, то есть гарантирует вам

определенный процент на уровне инфляции. При этом доход будет, конечно,

немножко меньше, чем в случае выбора портфеля более активного

негосударственного пенсионного фонда.

Проведенная пенсионная реформа была обусловлена объективными процессами в

российской экономике и политике. Последствия ее проведения неодинаковы для

разных категорий граждан. Так, для людей, уже достигших пенсионного возраста и

получающих пенсию на момент принятия пакета новых пенсионных законов, реформа

мало что дала. Эта категория людей не может ничего изменить в своей уже

законченной трудовой карьере, повлиять на размер назначенной пенсии и полностью

зависит от государственной политики в отношении пенсионеров. Мало что могут

изменить в размере причитающейся им пенсии и люди предпенсионного возраста. Для

них по некоторым позициям, например, периодам деятельности, засчитываемым в

стаж, произошли ухудшения. Но для будущих пенсионеров пенсионная система стала

логичнее и больше привязана к конкретному вкладу гражданина в собственное

пенсионное обеспечение. При выборе вариантов между низким уровнем пенсионного

обеспечения сейчас и в будущем, независимо от реального вклада пенсионера,

авторы реформы выбрали вариант поэтапного изменения размеров пенсионных выплат.

Будущий пенсионер может более активно участвовать в формировании собственной

пенсии, выборе инвестиционного портфеля для ее накопительной части. Эта

активная позиция требует и иного уровня знания пенсионного законодательства,

причем знание это требуется не только в момент достижения пенсионного возраста,

а значительно раньше, при формировании накопительной и страховой части пенсии.

Идеология инвестирования накопительной части пенсии в экономику связывает

пенсионную систему с экономическим состоянием страны и создает предпосылки для

повышения жизненного уровня будущих поколений пенсионеров.

1

    

Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.