Курсовая: Пенсионная реформа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая: Пенсионная реформа

Введение

 

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих

на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта

задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная

реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В

частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира

специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень

сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

“Попутным продуктом” (может быть не менее важным, чем основной) пенсионной

реформы становится решение проблем в области жилищного строительства,

развития рынка ценных бумаг и многих других.

Пенсионная система России находится в кризисном состоянии. Причем кризис этот

проявляется в двух основных аспектах. С одной стороны, уже сегодня средний

размер пенсии россиянина явно оставляет желать лучшего. В долгосрочной же

перспективе ситуация должна ухудшиться настолько, что даже сегодняшний

уровень благосостояния будет по объективным причинам недосягаем для

пенсионера. С другой же стороны, сегодняшние пенсии не обеспечивают

достаточной зависимости между трудовым вкладом работника, имевшим место в

период его активной трудовой жизни, и объемом материального вознаграждения в

старости. В пенсионной системе уравнительные моменты, столь характерные для

экономики советского типа, сохранили свое значение и после того, как Россия

вступила в полосу радикальных экономических преобразований.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому

распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое

время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой

альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет

перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного

механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но

и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако в последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной

системы явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом

ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип

построения пенсионной системы – накопительный. В некоторых государствах

накопительная система сочетается с распределительной (являясь порой лишь

незначительным “довеском”). Но в других – осуществляются глобальные

пенсионные реформы, под воздействием которых накопительный механизм

постепенно вытесняет распределительный из системы пенсионного обеспечения

пожилых людей.

Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы

представляет собой серьезную научную проблему (причем проблему

междисциплинарного характера) этим и объясняется актуальность выбранной темы

Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив

пенсионной реформы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать определение пенсионной системе;

- проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;

- выявить причины пенсионного реформирования;

- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в

России,

- охарактеризовать современный этап развития;

- наметить перспективы российской пенсионной системы.

Объектом курсовой работы является пенсионная система.

Предметом является особенности российской пенсионной системы.

Список литературы составляет 11 источников.

    

Отношениях

Сущность пенсионной системы

 

Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование.

Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы

общественных отношений. Первая группа – это отношения по формированию

соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и

осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет

главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая

группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и

иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е.

совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними

отношения. Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного

обеспечения. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом

специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального

обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового

регулирования – пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых

предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм,

регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения

- пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии

по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам

пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания,

регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее

существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты,

повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные

институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде

пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо

функционировать наряду с ним.

Значение пенсии хорошо известно каждому. Слово pensio (лат) означает платеж.

Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи

с наступлением определенных обстоятельств в жизни – достижения

соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а

иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.

Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.

Ряд ученых полагает, что каждое из указанных обстоятельств является основным,

центральным или “собственным юридическим фактом” в юридическом составе, а все

остальные относятся к юридически значимым обстоятельствам. Для возникновения

пенсионного правоотношения необходим полный юридический состав – наличие всех

юридических фактов. При отсутствии хотя бы одного из них пенсионное отношение

не может возникнуть. Однако вполне очевидно, что именно с перечисленными

жизненными обстоятельствами связана сама необходимость правового

регулирования, что они являются как бы юридической основой в фактическом

составе.

Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка и рассчитывается на

месяц.1

В связи с этим можно дать следующее определение пенсии.

Пенсия это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального

обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или

длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а

также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется,

как правило, на основе заработка.

Государственной пенсией признается пенсия, установленная государством. В

Конституции РФ указано, что “государственные пенсии устанавливаются законом”

(п.2 ст.39). Однако в нашей стране пенсии для некоторых категорий граждан

установлены не законом, а указом Президента, постановлением Правительства.

Это нарушение основного закона страны.

В России есть и негосударственные пенсии. Они введены соответствующими

пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов

организаций и граждан.

В последнее время некоторые выплаты, установленные государством, именуются не

пенсиями, а иначе ежемесячным пожизненным денежным содержанием (для судей),

доплатой к государственной пенсии (для государственных служащих) и т. д.

Сущность подобных выплат от этого не меняется, они являются пенсионными

выплатами. Другое же название дается им с целью обойти указанное выше

требование Конституции РФ, в силу которого пенсии устанавливаются только

законом.

Особо следует отметить классификацию пенсий, основывающуюся на труде и иной

общественно полезной деятельности. Это подразделение всех пенсий на трудовые,

т е заработанные трудом, и нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом. К

последним относятся лишь социальные пенсии, все остальные – трудовые,

заработанные пенсии.

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления – по жизненным

обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на

трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам. Например,

выделяются трудовые пенсии, выплачиваемые за счет собственных средств

Пенсионного фонда России (его средства образуются в основном за счет

пенсионных страховых взносов, они обособлены и не входят в состав

государственного бюджета) и за счет ассигнований из государственного бюджета.

К первым относятся все виды пенсий, установленные для тех, кто в период

трудовой деятельности подлежит обязательному (государственному) пенсионному

страхованию (наемные работники и отдельные категории других работающих

граждан), ко вторым – все виды пенсий, установленные для тех граждан, которые

выполняют определенную работу, но не подлежат в этот период обязательному

(государственному) пенсионному страхованию (военнослужащие различного

состава, в том числе кадрового, граждане, проходящие службу в органах

внутренних дел, и некоторые другие).

Вполне закономерна классификация пенсий по контингенту их получателей и по

нормативным актам, на основании которых они назначены: пенсии для тех, кто

трудился с особыми условиями труда или на Крайнем Севере, пенсии для судей,

государственных служащих, кадровых военнослужащих, военнослужащих срочной

службы, инвалидов вследствие военной травмы, депутатов и т. д., пенсии по

Закону “О государственных пенсиях в Российской Федерации”, Закону “О

пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах

внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их

семей”, Закону “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц,

работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

местностях”, Закону “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, по Указу

Президента РФ “О некоторых социальных гарантиях для лиц, замещающих

государственные должности Российской Федерации и должности федеральных

государственных служащих” и т. д.

Уровень пенсионного обеспечения – один из существенных показателей,

характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени

Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного

обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.

Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному

заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют

коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по

отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из

которого она исчислена (соответственно в стране или регионе). Относительный

показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров –

бывших наемных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни

наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработную плату. Чем

выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп

граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в странах, где высокая реальная

оплата труда, относительный уровень пенсионного обеспечения обычно

сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он

повыше. Объясняется это просто, при уровне пенсионного обеспечения в первых

странах, допустим, в 40–45%, человек, живущий на пенсию, вполне может за счет

такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, и т.

д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той

же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на

удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая

часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения

должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за

чертой бедности или на ее грани.

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость

пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель

определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему

потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того,

чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.1

    

В досоветскую эпоху

До 1917 г случай наступления старости не включался в сферу социального

страхования. Вместе с тем прообраз пенсионной системы можно усмотреть в

зарождающейся системе социального обеспечения. Это долгое время не было

формально закреплено в каком-либо правовом источнике. Лишь в эпоху развития

феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам

социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник

Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа

имела право на получение обратно приданого и пенсии (“полетное”) – “две

гривны в год”.

Соборное уложение 1649 г. содержит уже значительно большее количество статей,

посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось право на прожиток, т.

е. часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание

вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и

причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной

службе, вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае

отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере

полного оклада. Никаких положений об оказании помощи крестьянам в Соборном

уложении не содержалось. Однако в период царствования Елизаветы получили

распространение “приходы”, которые осуществляли попечение детей-сирот,

стариков и инвалидов. Такое содержание производилось за счет специального

налога в пользу бедных

С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое

страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их

болезни, инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца.

Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих

ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным. Оно

являлось, по своей сути, организованной формой самообеспечения трудящихся в

рамках ремесленной корпорации.

В условиях развития капитализма в России буржуазия старается по-прежнему

переложить на плечи самих работников бремя их содержания в случае старости,

инвалидности, увечья, потери кормильца. Появляются кассы рабочей

взаимопомощи.

В России появились “обязательные” кассы для государственных служащих,

средства которых создавались за счет обязательных отчислений из жалованья

государственных служащих. Из этих касс осуществлялось пенсио-нирование

государственных служащих, уволенных в отставку, а также выплачивались пособия

вдовам и сиротам.

Социальное обеспечение низших служивых людей осуществлялось через

“эмеритальные” кассы (создавались за счет взносов самих чиновников), а полным

инвалидам, уволенным со службы и не имеющим средств к существованию (в случае

их смерти – членам их семей), назначалась пенсия в размере 3 руб. в месяц.

В соответствии с Законом Российской империи от 8 марта 1861г. на горных

казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения

(кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в

случае получения ими увечья на производстве, а также обеспечивались семьи

погибших рабочих

С развитием машинного производства во всем мире (в том числе и в России)

участились несчастные случаи на производстве, что привело к увеличению числа

инвалидов.

Свод Законов Российской империи содержал нормы об ответственности

работодателя за увечье, причиненное работнику. Однако и в этом документе, а

также в принятом в 1903 г Законе “О вознаграждении потерпевших рабочих

вследствие несчастных случаев” речь шла не о страховании, а о гражданско-

правовой ответственности предпринимателя; более того, понятие несчастного

случая трактовалось очень узко (в него не включалось профессиональное

заболевание или увечье, полученное не на производстве; предприниматель

освобождался от возмещения ущерба, если работник получил увечье вследствие

умысла либо грубой неосторожности).

В связи с Законами “О страховании рабочих от несчастных случаев” и “Об

обеспечении рабочих на случай болезни” от 23 июня 1912г. были созданы Советы

по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности, а в

наиболее крупных городах – страховые присутствия, на крупных предприятиях –

больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись

для создания общей страховой кассы. Из средств касс выплачивались пособия по

болезни, в связи с родами, по инвалидности (в связи с увечьем) а также по

случаю потери кормильца.

Устанавливалось право рабочих на врачебную помощь (амбулаторное лечение,

родовспоможение, лечение в стационаре (больнице), включая содержание и

обеспечение лекарствами). Оплата пребывания в больнице производилась за счет

средств больничной кассы, состоящих из взносов ее членов.

Таким образом, в период развития капитализма в России сложились и

функционировали следующие виды социального обеспечения: пособия по беременности

и родам; по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалидности (от трудового

увечья); по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников

предусматривалась пенсия в случае их выхода в отставку. Кроме того, начинает

развиваться система медицинской помощи и лечения.

1

Заключение

 

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1. Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода.

Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной

платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики

и подъема в реальном секторе народного хозяйства.

2. В программных документах должна быть четко сформулирована цель реформ,

понятная и принятая обществом.

3. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц

предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя.

Ущемление же их прав катастрофически подорвет доверие населения как к

пенсионной реформе, так и к государству.

4. Управление пенсионной системой должно основываться на четком

разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование

должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти.

5. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно

обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое

определение размера пенсий.

6. Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного

обеспечения (Европейская социальная хартия, Конвенция МОТ №102) – уровень

пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника.

Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы,

положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему.

Итак, реформа началась, первые средства накопительной части пенсии вложены в

ценные государственные бумаги, обещающие в среднем 17-18% годовых.

Негосударственные пенсионные фонды боятся не успеть к дележке пирога наших

накоплений и атакуют кабинет министров.

Таким образом, введение пенсионных накоплений и активное привлечение

негосударственных структур наряду с жестким контролем за всем процессом

позволят существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав ее

гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.

    

     

Список литературы

 

1.       Азарова Е.Г. Закон о трудовых пенсиях: общие положения //

Трудо­вое право 2003.-№13.-С.31-38.

2.       Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской

Федерации // Финансы и кредит. – 2002. - № 24. – С.47-53.

3.       Грудцына Л. О пенсионном обеспечении // Юрист. –2003. –№11. –

С.60-64.

4.       Дмитриев М. Куда идет пенсионная реформа // Трудовое право

1998.-№3.-С.С.9-10.

5.       Ищенко О.А., Пермяков О.В. Реформирование пенсионного

законо­дательства Российской Федерации // Юрист.-2003.-№6.-С.5-8.

6.       Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной

сис­темы Российской Федерации // Трудовое право.-2002.-№4.-С.40-47.

7.       Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и

практика применения // Трудовое право.-2003.-№4.-С.15-23.

8.       Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы /

Под ред. Дмитриева М.Э.-Спб.: Норма, 1998.-С.256с.

9.       Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспектива //

Пенси­онные фонды и инвестиции. – 2—3. - № 2. – С.23-26.

10.   Севостьянова В.Б. Проблемы и перспективы законодательства по

пенсионной реформе в России // Юрист.-2002.-№6.-С.49-52.

11.   Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных сис­тем в

государствах Восточной Европы: общие подходы и особенности // Трудо­вое

право.-2003.-№2.-С.79-85.

    

 

1 Грудцына Л. О пенсионном обеспечении // Юрист.-2003.-№11.-С.64.

[1] Пенсионная реформа в России:

причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э.-Спб.: Норма,

1998.-С.84.

1 Шестакова Е.Е. Опыт введения

многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы: общие подходы

и особенности // Трудовое право.-2003.-№2.-С.85.

1 Локшина О.В. Пенсионное

законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое

право.-2003.-№4.-С.23.

1 Севостьянова В.Б. Проблемы и

перспективы законодательства по пенсионной реформе в России //

Юрист.-2002.-№6.-С.49.

1 Куртин А.В. Некоторые аспекты

реформирования пенсионной системы Российской Федерации// Трудовое

право.-2002.-№4.-С.47.

1 Ищенко О.А., Пермяков О.В.

Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации //

Юрист.-2003.-№6.-С.8.

1 Основы социальной работы / Под ред. Павленка П.Д.-М.:ИНФРА-М, 1998.-368с.

1 Пенсионная реформа в

России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э.-Спб.: Норма,

1998.-С.45.

1 Роик В. Пенсионная реформа:

результаты и перспектива // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2—3. - № 2. – С.26

1 Астапов К.Л. Реформирование

пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2002. - № 24. –

С.47.

1 Куртин А.В. Некоторые аспекты

реформирования пенсионной системы Российской федерации // трудовое право. –

2002. - № 4. – С.48.

 

Курсовая: Пенсионная реформа

Введение

 

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих

на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта

задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная

реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В

частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира

специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень

сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

“Попутным продуктом” (может быть не менее важным, чем основной) пенсионной

реформы становится решение проблем в области жилищного строительства,

развития рынка ценных бумаг и многих других.

Пенсионная система России находится в кризисном состоянии. Причем кризис этот

проявляется в двух основных аспектах. С одной стороны, уже сегодня средний

размер пенсии россиянина явно оставляет желать лучшего. В долгосрочной же

перспективе ситуация должна ухудшиться настолько, что даже сегодняшний

уровень благосостояния будет по объективным причинам недосягаем для

пенсионера. С другой же стороны, сегодняшние пенсии не обеспечивают

достаточной зависимости между трудовым вкладом работника, имевшим место в

период его активной трудовой жизни, и объемом материального вознаграждения в

старости. В пенсионной системе уравнительные моменты, столь характерные для

экономики советского типа, сохранили свое значение и после того, как Россия

вступила в полосу радикальных экономических преобразований.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому

распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое

время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой

альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет

перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного

механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но

и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако в последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной

системы явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом

ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип

построения пенсионной системы – накопительный. В некоторых государствах

накопительная система сочетается с распределительной (являясь порой лишь

незначительным “довеском”). Но в других – осуществляются глобальные

пенсионные реформы, под воздействием которых накопительный механизм

постепенно вытесняет распределительный из системы пенсионного обеспечения

пожилых людей.

Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы

представляет собой серьезную научную проблему (причем проблему

междисциплинарного характера) этим и объясняется актуальность выбранной темы

Цель данной работы заключается в анализе результатов и оценке перспектив

пенсионной реформы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать определение пенсионной системе;

- проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;

- выявить причины пенсионного реформирования;

- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в

России,

- охарактеризовать современный этап развития;

- наметить перспективы российской пенсионной системы.

Объектом курсовой работы является пенсионная система.

Предметом является особенности российской пенсионной системы.

Список литературы составляет 11 источников.

    

Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.