Проведенное исследование поступка позволяет сделать очень важные выводы мировоззренческого и методологического характера. И первый из них вытекает уже из размышлений древнегреческих философов. Сократа и Аристотеля, в частности о том, что поступок – это сама жизнь, он может быть правильным или неправильным. Важной задачей для них стало отыскание основания, мерила его «правильности». Когда-то таковым являлась традиция, авторитет предков, позже – воля богов. Сократ, Аристотель заменили волю богов безусловным нравственным началом, положив в основу поступка добродетели, главным из которых выступало благо. Поступок трактовался как способность человека во всем поступать наилучшим образом. Мало того, Аристотель рассматривает поступок в плане человеческой воли, сознательного выбора наилучшего. Тем самым он замечает, что человек ответственен за свои поступки и свою судьбу.
Идея ответственности становится ключевой в новой онтологии, которую разрабатывает отечественный мыслитель М.М.Бахтин. Бытие у него – это человеческое бытие или мир поступков. Поступок – со-бытие, единственное доказательство того, что человек существует, что он «укоренен» в бытии и своим сознанием, и своими переживаниями, и характером своих действий. Человек причастен бытию единственным и неповторимым образом. Бытийственная причастность человека ко всему происходящему в мире делает его персонально ответственным за свои поступки, а значит, и за бытие в целом.
Рассмотрение человеческого поступка как ответственного «вхождения» в бытие обязывает нас по-иному взглянуть на решение острейших глобальных проблем современности, экологических, освоения космоса и мирового океана, предотвращение войн, борьбы с терроризмом и человеконенавистничеством во всех его проявлениях.
Идеи М.М.Бахтина о поступке как «участном сознании» важны и потому, что в современном мире культура, основанная на личностном начале, стала уступать место культуре, основанной на системе. Отдельная личность сегодня испытывает большое давление со стороны различного рода систем, частью которых является человек: экологических, военных, социальных, политических, информационных и других. Он мучительно переживает тот факт, что постепенно утрачивает фундаментальную ценность, которую обрел на протяжении всей своей истории, ценность автономной индивидуальности быть самим собой.
Современный человек вынужден либо замыкаться в себе, питая собственный эгоизм, который выражается в предпочтении личных интересов интересам других, и это нарушает участное отношение к другому и к миру и разные формы взаимности и понимания. Либо человек пытается раствориться в других в конформистском приспособлении (бахтиновское «самозванство»), пассивном принятии существующего, теряя свои собственные позиции, перекладывая ответственность на других. Что еще хуже, он позволяет манипулировать собой. Сегодня широко известны всевозможные методики и технологии манипулирования, общий смысл которых прост: заставить человека отказаться от собственного «Я» и персональной ответственности, сделать его «вещью среди вещей» и использовать в качестве функции (штифтика, говорил, Ф.М.Достоевский) общественной системы, превратив его в управляемый объект. Говорить об ответственном поступке, в таком случае, нет никакой возможности. Скорее, речь идет о разрушении таких личностных характеристик, как ответственность, совесть, чувство долга и др.
Список используемой литературы
1. Аристотель. Никомахова этика/Аристотель – в4т. Т. 4 – М.: Мысль, 1983.
2. Аристотель. Большая этика/Аристотель – в 4т. Т.4 - М.: Мысль, 1983.
3. Аристотель. Метафизика/Аристотель – в 4т. Т.1 – М.: Мысль, 1975.
4. Бахтин М.М. Философия поступка/М.М. Бахтин. Работы 1920х годов.
Киев, 1994.
5. Бахтин М.М. Русская философия: Словарь/Под общ. ред. М.А.Маслина
- М.: Республика, 1995.
6. Бахтин М.М. Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицапов. –
Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998.
7. Диоген Лаэртский. О жизни, учения и изречениях знаменитых
философов/Диоген Лаэртский – М.: Мысль, 1979.
8. Кесседи Ф.Х. Сократ/Ф.Х. Кесседи – М.: Мысль, 1976.
9. Мельник В.А. Современный словарь по политологии – Мн.: Книжный Дом, 2004.
10. Платон. Апология Сократа. Протагор. Критон /Платон – в 3т. Т. 3 – М.: Мысль, 1968.
11. Платон. Законы /Платон – в 3т. Т. 3 (2) – М.: Мысль, 1972.
12. Стрельцова В.М. Человеческий поступок как предмет философской онтологии. Интернет
13. Цицерон. О старости, дружбе, об обязанностях. – М.: Наука, 1975.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.