Научная работа
Дисциплина: Философия
Тема: Поступок как предмет философского анализа
Содержание
Введение
1. Проблема поступка в древнегреческой философии
1.1 Поиски Сократом оснований поступка. Поступок и закон
1.2 Аристотель: «ничего слишком…»
2.Философия поступка М.М. Бахтина
2.1 Поступок как ответственное «вхождение» человека в единое бытие
2.2 Поступок и проблема манипуляции человеческим поведением
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Мы живем, действуем, переживаем, любим, то есть ежедневно, ежечасно совершаем какие-то действия умственного или практического плана. И никогда не задумываемся, что многие из них есть поступки. Но не все. Наблюдая как-то работу продавца на рынке, я заметила, что в принципе она состоит из одних и тех же действий, лежащих в основе ее деятельности, но осуществляются они по-разному. Одни приветливы, аккуратны, собраны, порядочны, другие же - грубят покупателям, выполняют свои обязанности кое-как, третьи – норовят обмануть, обогатиться за счет старушек-пенсионерок. Деятельность одна, но поведение их различно. Действия первого продавца – поступок, действия второго едва ли попадает под такое определение.
Так в поле моего научного интереса попала тема поступка и желание разобраться, что это такое, почему человек в одной ситуации поступает так, а в другой – иначе. В поисках ответа я обратилась к истории, к философии. И первые серьезные рассуждения о поступках я нашла в размышлениях Сократа, Аристотеля, которые по большей степени, стремились отыскать основания человеческих поступков. Так Сократ, следуя положению Парменида о едином бытии, и его попытка найти основу сменяющих друг друга вещей, ищет единое основание и в поведении людей, рассматривая таковыми добродетели и связывая их со знанием.
Во многом соглашаясь со своим предшественником, Аристотель подвергает резкой критике его этический интеллектуализм – жесткую обусловленность человеческого поведения знанием, его зависимость от разумного обоснования. Аристотель находит такой подход абстрактным и говорит о конкретных жизненных ситуациях, в которых человек поступает согласно цели и ценностям. В своих работах «Никомахова этика» и «Большая этика» он анализирует множество человеческих поступков и приходит к выводу, что правильный поступок это, конечно, добродетельный поступок, но добродетель есть некоторое обладание серединой. Поступать правильно можно одним - единственным способом - не допуская «ничего слишком».
Все эти рассуждения, как и позже Канта и его современников, относятся к так называемой классической, субстанциальной онтологии, где бытие рассматривалось как учение о сущем, как «бытие вообще», безотносительно к конкретному человеку. Поступок здесь представлялся как следствие бытия, как нечто ставшее, завершенное. Отсюда основными задачами становились поиски «ядра» поступка, его критерия, предпринимались первые попытки классификации поступков, обсуждалось их отношение к закону.
Положение изменилось в XX столетии, когда на место классической пришла неклассическая онтология, трактующее бытие не как «бытие вообще», а прежде всего как человеческое бытие, не как отделенное от жизни, а, напротив, как наполненное жизненной энергией, в котором человек каждым своим актом, переживанием, даже мыслью поступает.
Такой подход предлагает в «Философии поступка» и Михаил Михайлович Бахтин, отечественный ученый, философ, культуролог. Он настаивает на том, что вообще «вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок. Я поступаю всей своей жизнью, каждый акт и переживание моей жизни – поступление».
Поступок, по Бахтину, становится событием, совершаемым свободно и сознательно, ответственным участием человека в едином бытии единственным ему предназначенным образом. В таком понимании человеческий поступок обретает чрезвычайно важную особенность «ответственного «вхождения» в бытие», непосредственного и ответственного участия в его формировании.
Так русским мыслителем обнаруживается новая грань человеческого поступка.
Заключение
Список используемой литературы
1. Аристотель. Никомахова этика/Аристотель – в4т. Т. 4 – М.: Мысль, 1983.
2. Аристотель. Большая этика/Аристотель – в 4т. Т.4 - М.: Мысль, 1983.
3. Аристотель. Метафизика/Аристотель – в 4т. Т.1 – М.: Мысль, 1975.
4. Бахтин М.М. Философия поступка/М.М. Бахтин. Работы 1920х годов.
Киев, 1994.
5. Бахтин М.М. Русская философия: Словарь/Под общ. ред. М.А.Маслина
- М.: Республика, 1995.
6. Бахтин М.М. Новейший философский словарь/Сост. А.А. Грицапов. –
Мн.: Изд-во В.М. Скакун, 1998.
7. Диоген Лаэртский. О жизни, учения и изречениях знаменитых
философов/Диоген Лаэртский – М.: Мысль, 1979.
8. Кесседи Ф.Х. Сократ/Ф.Х. Кесседи – М.: Мысль, 1976.
9. Мельник В.А. Современный словарь по политологии – Мн.: Книжный Дом, 2004.
10. Платон. Апология Сократа. Протагор. Критон /Платон – в 3т. Т. 3 – М.: Мысль, 1968.
11. Платон. Законы /Платон – в 3т. Т. 3 (2) – М.: Мысль, 1972.
12. Стрельцова В.М. Человеческий поступок как предмет философской онтологии. Интернет
13. Цицерон. О старости, дружбе, об обязанностях. – М.: Наука, 1975.
Научная работа
Дисциплина: Философия
Тема: Поступок как предмет философского анализа
Содержание
Введение
1. Проблема поступка в древнегреческой философии
1.1 Поиски Сократом оснований поступка. Поступок и закон
1.2 Аристотель: «ничего слишком…»
2.Философия поступка М.М. Бахтина
2.1 Поступок как ответственное «вхождение» человека в единое бытие
2.2 Поступок и проблема манипуляции человеческим поведением
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Мы живем, действуем, переживаем, любим, то есть ежедневно, ежечасно совершаем какие-то действия умственного или практического плана. И никогда не задумываемся, что многие из них есть поступки. Но не все. Наблюдая как-то работу продавца на рынке, я заметила, что в принципе она состоит из одних и тех же действий, лежащих в основе ее деятельности, но осуществляются они по-разному. Одни приветливы, аккуратны, собраны, порядочны, другие же - грубят покупателям, выполняют свои обязанности кое-как, третьи – норовят обмануть, обогатиться за счет старушек-пенсионерок. Деятельность одна, но поведение их различно. Действия первого продавца – поступок, действия второго едва ли попадает под такое определение.
Так в поле моего научного интереса попала тема поступка и желание разобраться, что это такое, почему человек в одной ситуации поступает так, а в другой – иначе. В поисках ответа я обратилась к истории, к философии. И первые серьезные рассуждения о поступках я нашла в размышлениях Сократа, Аристотеля, которые по большей степени, стремились отыскать основания человеческих поступков. Так Сократ, следуя положению Парменида о едином бытии, и его попытка найти основу сменяющих друг друга вещей, ищет единое основание и в поведении людей, рассматривая таковыми добродетели и связывая их со знанием.
Во многом соглашаясь со своим предшественником, Аристотель подвергает резкой критике его этический интеллектуализм – жесткую обусловленность человеческого поведения знанием, его зависимость от разумного обоснования. Аристотель находит такой подход абстрактным и говорит о конкретных жизненных ситуациях, в которых человек поступает согласно цели и ценностям. В своих работах «Никомахова этика» и «Большая этика» он анализирует множество человеческих поступков и приходит к выводу, что правильный поступок это, конечно, добродетельный поступок, но добродетель есть некоторое обладание серединой. Поступать правильно можно одним - единственным способом - не допуская «ничего слишком».
Все эти рассуждения, как и позже Канта и его современников, относятся к так называемой классической, субстанциальной онтологии, где бытие рассматривалось как учение о сущем, как «бытие вообще», безотносительно к конкретному человеку. Поступок здесь представлялся как следствие бытия, как нечто ставшее, завершенное. Отсюда основными задачами становились поиски «ядра» поступка, его критерия, предпринимались первые попытки классификации поступков, обсуждалось их отношение к закону.
Положение изменилось в XX столетии, когда на место классической пришла неклассическая онтология, трактующее бытие не как «бытие вообще», а прежде всего как человеческое бытие, не как отделенное от жизни, а, напротив, как наполненное жизненной энергией, в котором человек каждым своим актом, переживанием, даже мыслью поступает.
Такой подход предлагает в «Философии поступка» и Михаил Михайлович Бахтин, отечественный ученый, философ, культуролог. Он настаивает на том, что вообще «вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок. Я поступаю всей своей жизнью, каждый акт и переживание моей жизни – поступление».
Поступок, по Бахтину, становится событием, совершаемым свободно и сознательно, ответственным участием человека в едином бытии единственным ему предназначенным образом. В таком понимании человеческий поступок обретает чрезвычайно важную особенность «ответственного «вхождения» в бытие», непосредственного и ответственного участия в его формировании.
Так русским мыслителем обнаруживается новая грань человеческого поступка.
Проблема поступка в древнегреческой философии
Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.