ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
КАЗЬМИНА л.н.
Осипова Ю.В.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ТУРОПЕРАТОРСКИХ И ТУРАГЕНТСКИХ УСЛУГ
Учебное пособие
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2014
УДК 379.85
Л.Н.КАЗЬМИНА, Ю.В. ОСИПОВА. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРОПЕРАТОРСКИХ И ТУРАГЕНТСКИХ УСЛУГ. Учебное пособие.
Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО «ДГТУ», 2014., - 70 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
Учебное пособие по курсу «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения 100201.65 «Туризм» и направлений подготовки 100200.62 «Туризм» и 100400.62 «Туризм».
Учебное пособие включает краткую характеристику курса, основные требования по его усвоению, описание основных тем курса с контрольными вопросами, содержание семинарских и практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения, примерную тематику контрольных и курсовых работ, список экзаменационных вопросов, библиографический список и приложения. В пособии используется туристская терминология, для облегчения ее усвоения приводится краткий словарь основных туристских терминов и определений.
Рецензенты:
к.пед.н., доцент кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства»
Павленко Е.В.
директор ООО турбюро «Счастливый билет»
Попелнуха О.В.
директор ООО туристский оператор «Пегас Туристик»
Чиханацкая И.В.
Откорректировано автором
Ó Казьмина Л.Н., Осипова Ю.В., ДГТУ.2014
СОДЕРЖАНИЕ | |
1. ВВЕДЕНИЕ | 4 |
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 10 |
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ | 14 |
5. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | 20 |
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 43 |
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 46 |
8. ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕН ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 58 |
9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 61 |
10. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ «ИНТЕРНЕТ» РЕСУРСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | 63 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Туризм представляет собой крупную агрегированную сферу национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время путешествия и отдыха, а с другой – может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли.
Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития можно сравнивать с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.
Данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без бюджетных ассигнований, и перспективных для привлечения в широких масштабах и в короткие сроки иностранных инвестиций.
Помимо экономического эффекта туризм имеет и большое социальное значение, выраженное в рационализации использования свободного времени, заполнении его деятельностью, направленной на восстановление и расширенное воспроизводство духовных и физических сил человека. Уникальность туризма заключается в его неограниченных возможностях удовлетворять разнообразные потребности человека, обеспечивая восстановление его жизненных сил, способствует развитию его культуры, информированности, знакомит с особенностями и достижениями других социальных и этнических культур и др. Для представителей туристской деятельности туризм – это область профессиональных контактов и интересов, для предпринимателей – сфера приложения капитала, включая широкую инвестиционную деятельность.
Туризм играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров – она направляется и на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения мира.
Учитывая разностороннее влияние туризма, государственными актами Российской Федерации он признан одной из приоритетных отраслей экономики страны.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
- определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
- нормативного правового регулирования в сфере туризма;
- разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
- развития научных исследований в сфере туризма;
- стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
- формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
- информационного обеспечения туризма;
- создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
- оказания государственных услуг в сфере туризма;
- взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Учебная дисциплина «Технологии и организация операторских и агентских услуг» является важнейшей составляющей подготовки специалистов и бакалавров по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направлении подготовки «Туризм».
Основания цель курса – формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области организации и технологии туристской деятельности.
Задачи курса:
- изучить принципы и методы организации туристской деятельности;
- усвоить методы планирования, мотивации и контроля в операторской и агентской деятельности;
- изучить законодательные и нормативные основы взаимодействия со всеми представителями туристского бизнеса и потребителями;
- научить приемам анализа рынка и освоению новых туристских рынков;
- познакомить с принципами и методами продвижения туристского продукта;
- ознакомить с особенностями страховой деятельности в туризме;
- сформировать представление об основах безопасности в туризме.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент должен знать:
- понятие и основные отличия туроператорской и турагентской деятельности;
- функции туроператоров и турагентов, их классификацию;
- особенности взаимодействия туроператоров и турагентов;
- структуру туристской индустрии, современные тенденции ее развития в мире и в России;
- место и роль туроператоров и турагентов в структуре туристской индустрии туристского рынка;
- географию туроперейтинга;
- общую статистику различных типов и видов туризма в России и в мире;
- приоритетные направления развития бизнеса туроператоров и турагентов;
- организационно-правовые основы деятельности туроператоров и турагентов;
- процессы регулирования туристской деятельности на международном и государственном уровне;
- туристские организации;
- понятие туристского продукта;
- структуру, уровни и формы туристского продукта;
- основы проектирования и формирования туристского продукта;
- требования к качеству турпродукта;
- основы планирования туров, составления договорного плана;
- основы поиска, выбора партнеров – поставщиков туруслуг (транспортные предприятия, предприятия питания, средства размещения, экскурсионные организации и т.п.) и схем работы с ними;
- основы договорных отношений в туроператорской и турагентской деятельности с поставщиками и потребителями туруслуг;
- виды туристской документации;
- основы ценообразования в туроперейтинге, основы расчета окончательной цены туристского продукта;
- основы продвижения туристского продукта;
- основные этапы организации и осуществления туристского обслуживания;
- унификацию требований к информации и обслуживанию в современном туризме;
- особенности организации внутреннего, въездного и выездного туризма туроператорами;
- основные страны въездного и выездного туризма;
- распределение внутреннего, въездного и выездного туризма по целям поездок.
Студент должен уметь:
- анализировать основные тенденции развития индустрии туризма, выявлять проблемы и оценивать перспективы ее развития в России и за рубежом;
- анализировать и оценивать рекреационные ресурсы разных территорий и туристских центров России и зарубежья;
- определять перспективные страны выездного туризма;
- анализировать потребности туристов в турпродуктах и прогнозировать их
возможные изменения;
- использовать полученную с помощью анализа и прогнозирования информацию для организации деятельности туроператоров и турагентов, разработки туристского продукта;
- применять полученные знания в процессе организации деятельности туроператоров и турагентов;
- пользоваться основными законодательными актами, правовыми и нормативными документами, регулирующими деятельность туроператоров и турагентов;
- формировать туристский пакет, тур;
- составлять схемы питания туристов;
- выбирать места размещения туристов;
- выбирать транспорт;
- выбирать экскурсионные организации;
- осуществлять обслуживание туристов согласно их требованиям, а также
требованиям нормативно-правовых документов;
- применять информационные технологии в туристской деятельности при разработке, реализации и продвижении туристского продукта;
- соблюдать этические и правовые нормы с учетом социальной политики государства, отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в процессе организации деятельности туроператоров и турагентов;
- воспринимать культуру и обычаи других стран и народов.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Понятие и виды деятельности туроператоров и турагентов. Проектирование туров. Поставщики услуг. Объекты размещения. Транспортные компании. Экскурсионные и трансферные организации. Документация туристской фирмы. Документы туристов. Договор с клиентом – как основной документ туристской фирмы. Оптовая и розничная продажа туристских услуг, технологии продаж. Характеристика рынка выездного туризма. Характеристика объектов размещения за рубежом. Региональные особенности развития и функционирования объектов размещения. Организация питания туристов за рубежом. Различия организационных форм питания (полупансион, полный пансион, «всё включено» и др.) в условиях прибрежных, городских и других форм размещения. Организация экскурсионной деятельности за рубежом. Организация и работа представительств туристских компаний за рубежом. Характеристика основных международных въездных потоков. Особенности российского туристского продукта. Виды предлагаемых и реализуемых программ.
Создание привлекательного туристского продукта. Основные параметры и условия, формирующие образ территорий, привлекательный для организации въездного туризма (безопасность, уровень сервиса, насыщенность туристскими объектами, состояние объектов, состояние инфраструктуры). Имидж территории. Особенности проектирования туров с учетом социально психологических особенностей иностранных туристов. Российские национальные праздники как основа анимационных программ в экскурсионном и других видах въездного туризма. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме. Паспортные формальности. Визовые формальности. Таможенные формальности. Медицинские формальности. Основы страхования в туризме. Порядок ввоза и вывоза фауны и флоры. Порядок ввоза и вывоза культурных ценностей на территорию и с территории РФ. Особенности оформления документации при въезде иностранных туристов в РФ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ЛЕКЦИЯ № 1.
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ,
ЗАДАЧИ КУРСА
План:
1. Предмет курса «Технологии и организация деятельности туристской индустрии: Технологии и организация операторских и агентских услуг».
2. Содержание курса.
3. Задачи курса.
4. Источники литературы.
5. Контрольные вопросы.
ЛЕКЦИЯ № 2.
ЛЕКЦИЯ № 3.
ЛЕКЦИЯ № 4.
ЛЕКЦИЯ № 5.
ЛЕКЦИЯ № 6.
ТЕМА: ТУР-ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ТУР-ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРА.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
План:
1. Порядок проектирования тура согласно ГОСТ Р 50681 – 2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
2. Технологическая (маршрутная) документация туристского предприятия.
3. Контрольные вопросы.
ЛЕКЦИЯ № 7.
ЛЕКЦИЯ № 8.
ТЕМА 8. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ) К ОСНОВНЫМ
ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
План:
1. Трудовые ресурсы туристской организации.
2. Профессиональные стандарты для туризма.
3. Должностная инструкция: понятие и правила составления.
4. Контрольные вопросы.
ЛЕКЦИЯ № 9.
ЛЕКЦИЯ № 10.
ЛЕКЦИЯ № 11.
ЛЕКЦИЯ № 12.
ЛЕКЦИЯ № 13.
ТЕМА: СТРАХОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ
План:
1. Виды страхования в системе туризма.
2. Страхование при осуществлении туристской деятельности.
3. Страховое и медицинское обеспечение путешествий.
4. Контрольные вопросы.
ЛЕКЦИЯ № 14.
ТЕМА: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
План:
1. Прямые и косвенные издержки турпередприятия.
2. Расчет себестоимости турпродукта.
3. Определение цены турпродукта и доходов от его реализации: основные экономические показатели.
4. Контрольные вопросы.
ЛЕКЦИЯ № 15.
ЛЕКЦИЯ № 16.
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1.
ТЕМА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задание:
В компьютерной программе « Power Point » выполнить презентацию по вопросам:
1. Пользуясь Федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дать определение понятиям:
- «Туристская деятельность»;
- «Туристский продукт»;
- «Туроператорская деятельность»;
- «Турагентская деятельность».
2. По средствам массовой информации (Ростовский туристический портал http://travelrostov.ru/polezno/turoperatory-rostova-na-donu-katalog и Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Единый федеральный реестр туроператоров http://reestr.russiatourism.ru/).
Выбрать туроператора работающего на Ростовском туристском рынке, изучить и представить информацию о туроператоре согласно плана:
- Сокращенное фирменное наименование.
- Реестровый номер.
- Способ финансового обеспечения.
- Размер финансового обеспечения.
- Срок действия финансового обеспечения.
- Наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение.
- Сфера туроператорской деятельности: (туризм международный, внутренний и т.д.).
- Дата и номер приказа Ростуризма о внесении сведений в единый федеральный реестр туроператоров.
- Адреса (места нахождения) офисов в Ростове-на-Дону.
- Основные географические направления туроперейтинга.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.
ТЕМА: ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТУРИЗМЕ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ДОГОВОРОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Вопросы:
1. Что такое типовой договор?
2. Какие предприятия являются поставщиками туристских услуг?
Подготовить доклад на тему:
1. Виды договоров с гостиничными предприятиями, их состав и особенности.
2. Виды договоров с авиакомпанией и их специфика.
3. Аспекты, которые должны быть отражены в договоре между рецептивным и инициативным туроператорами (ТО-ТО).
4. Договор с музеем.
5. Договор с предприятием питания.
6. Договор с железной дорогой.
7. Договор с автотранспортным предприятием.
8. Договор с экскурсионной фирмой.
Практическое задание:
Пользуясь туром, составленным студентом на занятии №5 перечислить поставщиков услуг, с которыми необходимо заключить договора.
Рекомендуемая литература:
1. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст]: учебник / Е. Н. Ильина. – М.: ФиС, 2008. - 241 с.
2. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг /[Текст]: – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 416 с.
3. Дурович А.П. Организация туризма [Текст]: Учеб.пособие/А.П.Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.,; Под общ.ред Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003. – 632с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Итоговая контрольная работа
(Студент выполняет один из трех вариантов. Тема фиксируется по выбору студента).
Тема № 1: «Ведущие туроператоры России».
Выполняется в соответствии с планом:
- Фирменное наименование туроператора.
- Краткая историческая справка.
- Сведения об учредителях туроператора.
- Руководитель туроператора.
- Адреса (места нахождения) головных офисов.
- Адреса (места нахождения) структурных подразделений.
- Официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Сфера туроператорской деятельности: (туризм международный, внутренний и т.д.).
- Размер финансового обеспечения.
- Сведения о членстве в объединении туроператоров.
- Размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров.
- Основные географические направления туроперейтинга.
- Турагенты-партнеры.
Тема № 2: «Анализ предложений Ростовских туроператоров».
Выполняется в соответствии с планом:
- Статистика туроператоров Ростова-на-Дону.
- Перечень основных крупных туроператоров Ростова-на-Дону.
- Адреса (места нахождения) головных офисов в Ростове-на-Дону.
- Официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Сфера туроператорской деятельности: (туризм международный, внутренний и т.д.).
- Размер финансового обеспечения.
- Сведения о членстве в объединении туроператоров.
- Размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров.
- Основные географические направления туроперейтинга.
- Основные виды туризма.
- Сезонность туристских предложений по географическим направлениям и видам туризма.
- Эксклюзивные предложения туроператоров.
- Авиакомпании-партнеры.
- Страховые компании-партнеры.
- Турагенты-партнеры.
- Рейтинг туроператоров.
Тема №3: «Анализ предложений Ростовских турагентов».
Выполняется в соответствии с планом:
- Статистика турагентов Ростова-на-Дону.
- Перечень основных крупных турагентов Ростова-на-Дону.
- Адреса (места нахождения) головных офисов в Ростове-на-Дону.
- Официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Сфера туроператорской деятельности: (туризм международный, внутренний и т.д.).
- Основные географические направления туроперейтинга.
- Основные виды туризма.
- Сезонность туристских предложений по географическим направлениям и видам туризма.
- Эксклюзивные предложения турагентов.
- Туроператоры-партнеры.
- Рейтинг турагентов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Контроль знаний для студентов заочной формы обучения:
1. Выполнение презентации на тему «Специфика туроператорской деятельности».
2. Выполнение итоговой контрольной или курсовой работы (согласно учебного рабочего плана).
3. Подготовка к зачетным и экзаменационным вопросам.
ЗАДАНИЕ 1.
Презентация на тему: «СПЕЦИФИКА ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Задание:
В компьютерной программе « Power Point » выполнить презентацию по вопросам:
1. Пользуясь Федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дать определение понятиям:
- «Туристская деятельность»;
- «Туристский продукт»;
- «Туроператорская деятельность»;
- «Турагентская деятельность».
2. По средствам массовой информации (Ростовский туристический портал http://travelrostov.ru/polezno/turoperatory-rostova-na-donu-katalog и Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Единый федеральный реестр туроператоров http://reestr.russiatourism.ru/).
выбрать туроператора работающего на Ростовском туристском рынке, изучить и представить информацию о туроператоре согласно плана:
- Сокращенное фирменное наименование.
- Реестровый номер.
- Способ финансового обеспечения.
- Размер финансового обеспечения.
- Срок действия финансового обеспечения.
- Наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение.
- Сфера туроператорской деятельности: (туризм международный, внутренний и т.д.).
- Дата и номер приказа Ростуризма о внесении сведений в единый федеральный реестр туроператоров.
- Адреса (места нахождения) офисов в Ростове-на-Дону.
ЗАДАНИЕ 2.
Итоговая контрольная работа
(Студент выполняет один из трех вариантов. Тема фиксируется по выбору студента).
Вариант 1.
Тема: «Ведущие туроператоры России».
Выполняется в соответствии с планом:
- Фирменное наименование туроператора.
- Краткая историческая справка.
- Сведения об учредителях туроператора.
- Руководитель туроператора.
- Адреса (места нахождения) головных офисов.
- Адреса (места нахождения) структурных подразделений.
- Официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Сфера туроператорской деятельности: (туризм международный, внутренний и т.д.).
- Размер финансового обеспечения.
- Сведения о членстве в объединении туроператоров.
- Размер взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров.
- Основные географические направления туроперейтинга.
- Турагенты-партнеры.
Требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа выполняется в 1 экземпляре печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) по ГОСТ 9327 через полтора интервала, шрифт Times New Roman, размер букв шрифта 14. Текст печатается с абзацами, заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в 3 интервала и печатаются строчными буквами.
При оформлении контрольных работ гуманитарного профиля необходимо соблюдать следующие размеры полей:
правое – 10 мм,
левое – 30 мм,
верхнее – 20 мм.
нижнее – 20 мм.
В состав контрольной работы в обязательном порядке должны быть включенными следующие структурные элементы:
1) титульный лист (титульные листы контрольных работ должны быть изготовлены типографским способом или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ);
3) содержание (где четко изложены названия глав, параграфов с указанием страниц);
4) введение: цель, задачи, предмет исследования, объект исследования;
5) основная часть (главы и параграфы);
6) выводы и рекомендации;
7) библиографический список (включает в себя пособия, справочники, каталоги, прейскуранты, стандарты, инструкции, альбомы, статьи, патенты, иностранные источники, в порядке их появления в тексте);
8) приложения (фотографии и информативная документация).
Номер листа проставляется в центре нижней части листа без точки. На титульном листе номер не проставляется.
Контрольная работа должна быть объемом: 10 ÷ 15 листов текста.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
(Тема курсовой работы фиксируется индивидуально)
1. Роль и место туристских фирм в организации туристских поездок.
2. Основные функции туроператоров-субъектов туристской индустрии.
3. Технология и организация туроператорской деятельности.
4. Технология и организация турагентской деятельности.
5. Технология и организация работы туроператора по туристскому направлению.
6. Технология и организация работы туроператора по въездному туризму.
7. Технология и организация работы туроператора по выездному туризму.
8. Технология и организация работы туроператора по внутреннему туризму.
9. Технология и организация приёма и обслуживание иностранных туристов.
10. Стратегии и менеджмент обслуживания потребителей туристских услуг.
11. Общие требования к туристским услугам и система качества в туризме.
12. Трудовые ресурсы: профессиональные стандарты и квалификационные требования к работникам туристской индустрии.
13. Договорные отношения в туроперейтинге.
14. Технология разработки и продвижения туристского продукта.
15. Программный туризм – основа и принципы современного обслуживания туристов.
16. Стратегия и менеджмент обслуживания: требования к качеству обслуживания потребителей туристских услуг.
17. Классификация маршрутов и обязательные требования по организации путешествий по ним.
18. Классификация туристских программ обслуживания и свойства туристского продукта.
19. Классификация и профиль работы туроператора.
20. Кадровое обеспечение туроператоров и турагентов.
21. Технология создания турпродукта и предреализационных процессов в сфере туризма.
22. Технология и организация туристских маршрутов сопровождаемых руководителем группы.
23. Культура, формы и стили обслуживания туристов.
24. Информационные и сервисные услуги Интернета и программные комплексы, используемые в туризме.
25. Организация приема и обслуживания туристов принимающими компаниями.
26. Правила обеспечения безопасности туристских перевозок.
27. Технология и особенности разработки автобусных туров.
28. Организация железнодорожных перевозок в туризме.
29. Технология и организация морских и речных круизов.
30. Технология и особенности организации туристских авиаперевозок.
31. Технология и особенности разработки лечебных и оздоровительных туров.
32. Технология и особенности разработки познавательных туров.
33. Технология и особенности разработки паломнических туров.
34. Технология и особенности разработки экологических туров.
35. Технология и особенности разработки событийных туров.
Требования к выполнению курсовой работы
Курсовая работа должна в краткой и четкой форме раскрывать творческий замысел работы, постановку задачи, выбор и обоснование принципиальных решений, содержать описание методов исследования, проведенных экспериментов, анализ результатов работы и выводы.
Курсовая работа включает в себя текстовой материал, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки.
Тема курсовой работы определяется согласно индивидуального списка курсовых работ, закрепленных за студентом.
Курсовая работа должна быть объемом: 30 ÷ 35 листов (приложения в объем работы не включаются).
Материал размещают следующим образом:
- титульный лист (не нумеруется);
- содержание (номер стр. 2);
- введение (номер стр. 3);
- основная часть, включающая изложение разделов, предусмотренных заданием;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (фото, таблицы, карты, рисунки, видеоматериалы).
Иллюстративный материал может быть выполнен в виде раздаточного материала, плакатов или электронной презентации на компьютере (в виде слайдов).
Титульный лист курсовой работы должен быть изготовлен типографским способом или с применением печатающих устройств вывода ЭВМ.
Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту).
В разделе «ВВЕДЕНИЕ» следует обосновать актуальность темы; охарактеризовать разрабатываемую проблему, ее научное и практическое значение; изложить историю вопроса; дать оценку современного состояния теории и практики.
Библиографический список является самостоятельной частью документа. Для связи текста документа с номером библиографического списка используется знак выноски (набирается на верхней линии шрифта), или отсылка, которая приводится в квадратных скобках. Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, то отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект отсылки. Сведения разделяют запятой. Важной и неотъемлемой составной частью большинства научных публикаций, отчетов о НИР, диссертаций, курсовых и дипломных работ является библиографический список, расположенный после основного текста.
Основная часть курсовой работы разделяется на разделы и подразделы.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
Каждый раздел, подраздел, пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту курсовой работы и составляет пять размеров прописных букв шрифта основного текста (при Times New Roman 14 – 1,27 см).
Все разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовок раздела (подраздела) печатают, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, не приводя точку в конце и не подчеркивая. При этом номер раздела (подраздела) печатают после абзацного отступа.
Заголовки разделов, подразделов выделяют полужирным шрифтом. При этом заголовки разделов выделяют увеличенным размером шрифта.
Переносы частей слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой.
В заголовках следует избегать сокращений (за исключением общепризнанных аббревиатур, единиц величин и сокращений, входящих в условные обозначения продукции).
Расстояние между заголовком раздела и текстом, между заголовком раздела и заголовком подраздела должно быть равно 12÷15 мм, между заголовком подраздела и текстом должно быть 7÷8 мм.
При переносе текста на следующую страницу после наименования раздела (подраздела) рекомендуется записать не менее двух строк.
В курсовой работе каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
Нумерация страниц курсовой работы должна быть сквозная.
Текст курсовой работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Изложение текста должно быть от третьего лица. При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.
При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста документа, например, «применяют», «указывают» и т.п.
В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
Если в документе принята специфическая терминология, то в конце его (перед библиографическим списком) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.
Формулы могут быть выполнены машинным способом или чертежным шрифтом высотой не менее 2,5 мм. Применение машинных и рукописных символов в одной формуле не допускается.
Все иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы, компьютерные распечатки, фотографии), включаемые в текстовой материал записки, именуются рисунками
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте курсовой работы.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
Материал, дополняющий текст курсовой работы, допускается оформлять в приложениях. Приложение оформляют как продолжение данной записки на последующих ее листах или выпускают в виде самостоятельного документа.
Приложения, выпускаемые в виде самостоятельного документа, оформляют по общим правилам. При необходимости такое приложение может иметь лист «СОДЕРЖАНИЕ».
В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы.
Каждое приложение начинают с новой страницы. При этом в верхней части страницы, посередине, приводят и выделяют полужирным шрифтом слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», записанное строчными буквами с первой прописной, и обозначение приложения. Под ними в скобках указывают статус приложения, используя слова: «обязательное», «рекомендуемое» или «справочное».
Допускается размещение на одной странице двух (и более) последовательно расположенных приложений, если их можно полностью изложить на одной странице.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и содержание курса «Технологии и организация деятельности туристской индустрии: Технологии и организация операторских и агентских услуг».
2. Задачи курса «Технологии и организация операторских и агентских услуг».
3. Понятие и виды туристской деятельности.
4. Технологии в туризме.
5. Роль и место туристских фирм в организации туристских поездок.
6. Виды туроператоров.
7. Современная структура управления туризмом в Российской Федерации.
8. Структура Федерального агентства по туризму.
9. Органы управления в сфере туризма субъектов Российской Федерации.
10. Нормативно-методическая база в сфере туризма: законы, ГОСТы, классификаторы.
11. Организационно-правовые формы туристских предприятий.
12. Документооборот в туроперейтинге.
13. Основные функции туроператоров-субъектов туристской индустрии.
14. Технология работы туроператора по направлению.
15. Технология работы туроператора по приему.
16. Специфика маркетингового исследования и анализа конкурентной среды.
17. Особенности сегментирования туристского рынка.
18. Определение фокус-группы.
19. Дифференциация предложений туроператоров на конкурентном туристском рынке.
20. Позиционирование туров и туроператоров.
21. Порядок проектирования тура согласно ГОСТ Р 50681 – 2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
22. Технологическая (маршрутная) документация туристского предприятия.
23. Последовательность проектирования туристских услуг.
24. Проектирование услуги «Туристское путешествие».
25. Проектирование услуги «Туристский поход».
26. Проектирование услуги «Экскурсия».
27. Классификация и профиль работы туроператора.
28. Трудовые ресурсы туристской организации.
29. Профессиональные стандарты для туризма.
30. Должностная инструкция: понятие и правила составления.
31. Нормативно-методическая база регулирования контактно-договорных взаимоотношений в туризме.
32. Сущность и структура типовых договоров.
33. Договора с поставщиками туристских услуг.
34. Понятие и основы для разработки туристской программы.
35. Основные этапы разработки туристской программы.
36. Принципы современного программного обслуживания.
37. Классификация туристских программ обслуживания.
38. Туристские маршруты: понятие, основные принципы организации.
39. Классификация маршрутов и обязательные требования по организации путешествий по ним.
40. Последовательность разработки и утверждения туристского маршрута.
41. Этапы и методика организации и проведения туристского маршрута.
42. Организация туристских маршрутов сопровождаемых руководителем группы.
43. Формирование сбытовой сети.
44. Основы рекламы туристского продукта.
45. Стимулирование продажи и пропаганда туристского продукта.
46. Участие в выставках.
47. Виды страхования в системе туризма.
48. Страхование при осуществлении туристской деятельности.
49. Страховое и медицинское обеспечение путешествий.
50. Прямые и косвенные издержки турпередприятия.
51. Расчет себестоимости турпродукта.
52. Определение цены турпродукта и доходов от его реализации: основные экономические показатели.
53. Требования к качеству обслуживания в туризме и безопасность туристских услуг.
54. Общие требования к туристским услугам и система качества в туризме.
55. Система качества в туризме: ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг».
56. Стратегии и менеджмент обслуживания потребителей туристских услуг.
57. Профессиональная этика работников туристского бизнеса.
58. Культура, формы и стили обслуживания туристов.
59. Программный туризм – основа современного обслуживания туристов.
60. Организация приёма и обслуживание иностранных туристов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: [Текст]: учебник – М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Грачева О.Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта [Текст]: Уч. Практическое пособие/ О.Ю. Грачева и др.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2009. – 276 с.
3. Дурович А.П. Организация туризма: Учеб. Пособие/А.П.Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.,; Под общ.ред Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003. – 632с.
4. Ильина Е.П. Туроперейтинг: стратегия и финансы. [Текст]: Учебник М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.
5. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст]: учебник / Е. Н. Ильина. – М.: ФиС, 2008. - 241 с.
6. Казьмина Л.Н., Кедрова И.В., Дашкевич К.В., Осипова Ю.В. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для специальностей 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» и 100201 «Туризм». Ростов-на-Дону, РТИСТ ЮРГУЭС, 2010. – 52 с.
7. Косолапов А.Б. География Российского внутреннего туризма. [Текст]: учебное пособие/А.Б.Косолапов. – М. : КНОРУС, 2008. -272 с.
8. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности [Текст]: учебное пособие/ А.Б. Косолапов. – М.: КНОРУС, 2011. 280с.
9. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме [Текст]: М.: Финансы и статистика, 2004. - 144 с.
10. Романович Ж.А. Сервисная деятельность/[Текст]: Учебник/ Под общ. ред.проф. Ж.А.Романовича. – 2-е изд. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 268 с.
11. Сенин В.С. Организация международного туризма [Текст]: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.
12. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства: Учебное пособие. – М.; ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: изд. Центр «МарТ»,2005.
13. Трегулова, Н.Г. Методические рекомендации к выполнению экономической части выпускной работы для студентов специальности 101103 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации «Туризм» / Н.Г. Трегулова, - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. – 20с.
14. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг /[Текст]: – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 416 с.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ «ИНТЕРНЕТ» РЕСУРСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. TurProfi.ru – портал для турагента [Электронный ресурс]/ http://rostov.turprofi.ru/news/aview
2. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. [Электронный ресурс]: http://tourlib.net/books_tourism/marinin.htm.
3. Официальный сайт туризма Ростовской области. Донской туризм [Электронный ресурс]/ http://www.dontourism.ru.
4. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации. Об агентстве. Структура Ростуризма. [Электронный ресурс]/ http://www.russiatourism.ru/.
5. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации. Туризм в России. [Электронный ресурс]/ http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140234/.
6. Ростовский туристический портал. Туроператоры Ростова-на-Дону. Каталог [Электронный ресурс]/ http://travelrostov.ru/polezno/turoperatory-rostova-na-donu-katalog/.
7. Стандарты.StandartGOST.ru Общероссийский классификатор стандартов [Электронный ресурс] http://standartgost.ru/ГОСТ%20Р%2050690-2000.
8. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Единый федеральный реестр туроператоров [Электронный ресурс]/ http://www.russiatourism.ru/.
9. Федеральный закон Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140405/.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
КАЗЬМИНА л.н.
Осипова Ю.В.
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ТУРОПЕРАТОРСКИХ И ТУРАГЕНТСКИХ УСЛУГ
Учебное пособие
РОСТОВ-НА-ДОНУ
2014
УДК 379.85
Л.Н.КАЗЬМИНА, Ю.В. ОСИПОВА. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРОПЕРАТОРСКИХ И ТУРАГЕНТСКИХ УСЛУГ. Учебное пособие.
Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО «ДГТУ», 2014., - 70 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
Учебное пособие по курсу «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения 100201.65 «Туризм» и направлений подготовки 100200.62 «Туризм» и 100400.62 «Туризм».
Учебное пособие включает краткую характеристику курса, основные требования по его усвоению, описание основных тем курса с контрольными вопросами, содержание семинарских и практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения, примерную тематику контрольных и курсовых работ, список экзаменационных вопросов, библиографический список и приложения. В пособии используется туристская терминология, для облегчения ее усвоения приводится краткий словарь основных туристских терминов и определений.
Рецензенты:
к.пед.н., доцент кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства»
Павленко Е.В.
директор ООО турбюро «Счастливый билет»
Попелнуха О.В.
директор ООО туристский оператор «Пегас Туристик»
Чиханацкая И.В.
Откорректировано автором
Ó Казьмина Л.Н., Осипова Ю.В., ДГТУ.2014
СОДЕРЖАНИЕ | |
1. ВВЕДЕНИЕ | 4 |
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 10 |
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ | 14 |
5. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | 20 |
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 43 |
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ | 46 |
8. ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕН ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 58 |
9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 61 |
10. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ «ИНТЕРНЕТ» РЕСУРСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | 63 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции в развитии туризма свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран. Туризм представляет собой крупную агрегированную сферу национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время путешествия и отдыха, а с другой – может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли.
Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития можно сравнивать с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.
Данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без бюджетных ассигнований, и перспективных для привлечения в широких масштабах и в короткие сроки иностранных инвестиций.
Помимо экономического эффекта туризм имеет и большое социальное значение, выраженное в рационализации использования свободного времени, заполнении его деятельностью, направленной на восстановление и расширенное воспроизводство духовных и физических сил человека. Уникальность туризма заключается в его неограниченных возможностях удовлетворять разнообразные потребности человека, обеспечивая восстановление его жизненных сил, способствует развитию его культуры, информированности, знакомит с особенностями и достижениями других социальных и этнических культур и др. Для представителей туристской деятельности туризм – это область профессиональных контактов и интересов, для предпринимателей – сфера приложения капитала, включая широкую инвестиционную деятельность.
Туризм играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров – она направляется и на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения мира.
Учитывая разностороннее влияние туризма, государственными актами Российской Федерации он признан одной из приоритетных отраслей экономики страны.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
- определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
- нормативного правового регулирования в сфере туризма;
- разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
- развития научных исследований в сфере туризма;
- стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
- формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
- информационного обеспечения туризма;
- создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
- оказания государственных услуг в сфере туризма;
- взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Учебная дисциплина «Технологии и организация операторских и агентских услуг» является важнейшей составляющей подготовки специалистов и бакалавров по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и направлении подготовки «Туризм».
Основания цель курса – формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов в области организации и технологии туристской деятельности.
Задачи курса:
- изучить принципы и методы организации туристской деятельности;
- усвоить методы планирования, мотивации и контроля в операторской и агентской деятельности;
- изучить законодательные и нормативные основы взаимодействия со всеми представителями туристского бизнеса и потребителями;
- научить приемам анализа рынка и освоению новых туристских рынков;
- познакомить с принципами и методами продвижения туристского продукта;
- ознакомить с особенностями страховой деятельности в туризме;
- сформировать представление об основах безопасности в туризме.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студент должен знать:
- понятие и основные отличия туроператорской и турагентской деятельности;
- функции туроператоров и турагентов, их классификацию;
- особенности взаимодействия туроператоров и турагентов;
- структуру туристской индустрии, современные тенденции ее развития в мире и в России;
- место и роль туроператоров и турагентов в структуре туристской индустрии туристского рынка;
- географию туроперейтинга;
- общую статистику различных типов и видов туризма в России и в мире;
- приоритетные направления развития бизнеса туроператоров и турагентов;
- организационно-правовые основы деятельности туроператоров и турагентов;
- процессы регулирования туристской деятельности на международном и государственном уровне;
- туристские организации;
- понятие туристского продукта;
- структуру, уровни и формы туристского продукта;
- основы проектирования и формирования туристского продукта;
- требования к качеству турпродукта;
- основы планирования туров, составления договорного плана;
- основы поиска, выбора партнеров – поставщиков туруслуг (транспортные предприятия, предприятия питания, средства размещения, экскурсионные организации и т.п.) и схем работы с ними;
- основы договорных отношений в туроператорской и турагентской деятельности с поставщиками и потребителями туруслуг;
- виды туристской документации;
- основы ценообразования в туроперейтинге, основы расчета окончательной цены туристского продукта;
- основы продвижения туристского продукта;
- основные этапы организации и осуществления туристского обслуживания;
- унификацию требований к информации и обслуживанию в современном туризме;
- особенности организации внутреннего, въездного и выездного туризма туроператорами;
- основные страны въездного и выездного туризма;
- распределение внутреннего, въездного и выездного туризма по целям поездок.
Студент должен уметь:
- анализировать основные тенденции развития индустрии туризма, выявлять проблемы и оценивать перспективы ее развития в России и за рубежом;
- анализировать и оценивать рекреационные ресурсы разных территорий и туристских центров России и зарубежья;
- определять перспективные страны выездного туризма;
- анализировать потребности туристов в турпродуктах и прогнозировать их
возможные изменения;
- использовать полученную с помощью анализа и прогнозирования информацию для организации деятельности туроператоров и турагентов, разработки туристского продукта;
- применять полученные знания в процессе организации деятельности туроператоров и турагентов;
- пользоваться основными законодательными актами, правовыми и нормативными документами, регулирующими деятельность туроператоров и турагентов;
- формировать туристский пакет, тур;
- составлять схемы питания туристов;
- выбирать места размещения туристов;
- выбирать транспорт;
- выбирать экскурсионные организации;
- осуществлять обслуживание туристов согласно их требованиям, а также
требованиям нормативно-правовых документов;
- применять информационные технологии в туристской деятельности при разработке, реализации и продвижении туристского продукта;
- соблюдать этические и правовые нормы с учетом социальной политики государства, отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в процессе организации деятельности туроператоров и турагентов;
- воспринимать культуру и обычаи других стран и народов.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 455.