Транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами. К их числу относятся:
1. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7.03.2001 года, N 24-ФЗ;
2. Кодекс торгового мореплавания РФ, утвержденный 30 апреля 1999 г. (КТМ);
3. Воздушный кодекс РФ (ВК), принятый Гос. Думой 19 февраля 1997 г. и введенный в действие с 1 апреля 1997 г.
4. ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ;
5. ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10 января 2003 г. N 17
6. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;
Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен передать под нагрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 719 ГК).
Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы:
1. заявок на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте;
2. договоров об организации перевозки (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта;
3. административно-плановых актов в особых случаях.
При системе заявок грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Передача заявки обеспечивает завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.
Договор об организации перевозок применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Договор об организации перевозок не является договором перевозки.
Существенными условиями этого договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и др.
Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте. Транспортные средства должны быть исправными и быть в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и продезинфицированным и т.п. Грузоотправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
Названной обязанности перевозчика соответствует обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке бывают общими, которые подлежат выполнению во всех случаях, и специальные, которые принимаются при перевозке грузов, обладающих особыми свойствами. Общие условия касаются количества и наименования груза, определения его веса, тары, маркировки и объявления ценности. Специальные устанавливаются для грузов, перевозка которых требует соблюдения особых мер и условий их транспортировки.
Совершая вышеназванные действия, стороны вступают в договорные отношения.
Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).
Договор грузовой перевозки - реальный, взаимный, возмездный, строго формальный и, как правило, носит публичный характер.
Исключение: на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования или чартером, является консенсуальным.
Для заключения договора применяется система единого документа, предусмотренная п. 2 ст. 785 ГК. Заключение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются:
1) Система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта;
2) Система коносамента;
3) Система чартера, применяемая обычно на морском транспорте.
В ряде случаев системы могут комбинироваться.
Классификация договоров перевозки:
1. Договоры перевозки в зависимости от вида транспорта делятся на договоры:
- железнодорожной перевозки;
- автомобильной перевозки;
- внутренней водной перевозки;
- морской перевозки;
-воздушной перевозки.
2. Договоры по территориальному признаку делятся на:
- внутригосударственные;
- международные.
3. Договоры в зависимости от числа транспортных организаций, существующих в транспортировке груза, делятся на договоры перевозки:
- в местном сообщении;
- в прямом сообщении;
- в прямом-смешаном сообщении.
Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности (например железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Москву в пределах Октябрьской ж. д.). Перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Н. Новгород).
Прямой смешанной перевозкой является та, в которой участвует не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-Петербурга в Волгоград железнодорожным транспортом с перевалкой на водный транспорт).
Элементы договора грузоперевозки:
1) Стороны – перевозчик и грузоотправитель.
Отправителями могут быть любые субъекты гражданского права.
Перевозчиками могут быть только коммерческие организации либо индивидуальный частный предприниматель, наделенный правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии.
Если перевозка осуществляется в местном сообщении – на стороне перевозчика один субъект.
Если перевозка в прямом и прямом-смешаном сообщении - на стороне перевозчика – множественность лиц – соперевозчиков.
Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участвующий в заключении договора перевозки, тем не менее приобретает права и несет перед перевозчиком определенные обязанности. В этом случае грузополучатель выступает как особый субъект обязательства по перевозке – третье лицо, пользу которого заключен договор. Его нельзя рассматривать ни в качестве самостоятельной (третьей) стороны договора перевозки, ни в качестве лица, принимающего исполнения за отправителя. Таким образом, в этом случае договор перевозки груза – это договор в пользу третьего лица.
2) Предмет договора перевозки – услуги по доставке вверенных
перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза покупателю, нередко погрузку и выгрузку.
3) Срок – это промежуток времени, в течении которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в срок, определенный транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а при его отсутствии – обычно принятыми сроками (ст. 149 КТМ).
4) Форма договора – простая письменная.
5) Цена договора – определяется договором или по тарифам.
Содержание договора перевозки груза.
Обязанности перевозчика:
1. Погрузка и выгрузка груза, если предусмотрено договором, с соблюдением правил транспортного законодательства. Как правило транспортные организации осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В большинстве транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки. На морском транспорте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем (сталией), определяется соглашением сторон, а еще чаще – сроками, принятыми в соответствующих портах (ст. 134 КТМ).
Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями – контрсталийное время (контрсталию). За простой судна в течении этого срока устанавливается и особая плата демередж. Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время, перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 КТМ). Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя или покупателя взимается штраф. При досрочной погрузке – выгрузке, напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских перевозках – дискач).
2. Основная обязанность перевозчика – доставка груза. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи покупателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.
3. При перевозке грузов в прямом-смешанном сообщении перевозчик обязан передать груз на другой вид транспорта (произвести перевалку).
4. Уведомить грузополучателя о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта.
Обязанности отправителя (получателя):
1. Произвести погрузку и выгрузку груза, если это определено договором перевозки груза.
2. Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иные платежи. Ее размер устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством.
3. Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 52 УЖД; ст. 98 УВВТ; ст. 158 КТМ)
В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов:
- грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения пункта назначения;
- допускается, с согласия перевозчика, изменение пункта назначения груза, т.е. его переадресовка.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.