Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Условия ответственности. Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установлен­ную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, также соглашением сторон.

Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения переводчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или установленной законом ответственности переводчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен.

Ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны:

а) ограничение права на взыскание части убытков;

б) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика;

в) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только нарушение уже заключенного договора перевозки, но и не совершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за передачу транспортных средств и отправителя за их не использование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). Ст. 794 устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их не использование (не предъявление груза к перевозке).

К их числу относятся:

а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия;

б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом;

в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за не совершение действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предпринимательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных условиях. Прежде всего, это касается ответственности перевозчики за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сро­ков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза - несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвра­тить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности. Исключение составляет правило, в силу которого при перевозках в заграничном сообщении перевозчик вообще не отвечает за несохранность груза, если докажет, что она произошла вследствие действий и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении или управлении судном (за так называемую «навигационную ошибку»).

Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся:

а) особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств;

б) недостатки тары или упаковки» которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;

в) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, и пр.

При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности. 

Виды имущественной ответственности. Одним из признаков ответ­ственности в обязательствах по перевозке грузов является ее ограни­ченный характер. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).

Ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и уставах могут быть установ­лены дополнительные виды штрафов, связанных с организацией перевозочного процесса, применяемых к отправителям и получателям.

Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко:

а) в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утрачен­ного или недостающего груза;

б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявле­нием его ценности,— в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК). При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчис­ляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обыч­но взимается за аналогичные товары (п. 3 ст. 424 ГК). Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.

Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанно­стей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.

От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии.                                                         

Общая авария характеризуется, прежде всего, тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки. Эти убытки могут выражаться:

а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях форсирования хода судна, получившего по­вреждение, сжигается часть груза или судовой инвентарь);

 б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая);

в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т. д.

Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным, а нормы, регламентирующие ее последствия,— диспозитивными.

Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну.

Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвова­ния, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки. Такое распределение, однако, не лишает участников общей аварии права на взыскание с ответственного лица понесенных убытков.

Расчет, составленный в целях распределения убытков по общей аварии, называется диспашей, а общая стоимость имущества, участву­ющего в покрытии общей аварии,— контрибуционным капиталом. Диспаша составляется специальными лицами — диспашерами, состоящими при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Претензии и иски по перевозкам грузов. Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК). Претензия — это обращенное к перевозчику письменное требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке. Лишь при отклонении пре­тензии (полностью или частично) либо при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.

Претензия с приложением необходимых документов должна быть заявлена в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. При частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии или при неполучении от него ответа в тридцатидневный (на воздушном транспорте — 45-дневнымй) срок грузоотправитель или грузополучатель или может предъявить перевозчику иск. Срок исковой давности в отношениях по перевозке грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Иной порядок сохраняется для удовлетворения требований транспортных организаций к клиентуре. Перевозчик вправе предъявить к отправителю или к получателю иск в шестимесячный срок.

 

Виды договоров перевозки

А) Перевозка пассажира и багажа

Перевозка пассажиров. Одна из задач транспорта состоит в пере­мещении пассажиров и их багажа. Возникающие при этом отношения оформляются договором, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона (пассажир) обязуется уплатить за проезд установленную плату (ст. 786 ГК).

Договор перевозки пассажира — взаимный, возмездный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки груза. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным. Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК, транспортными уставами и кодексами, а также действующими на всех видах транспорта общего пользования Правилами перевозки пас­сажиров. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин-потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются Закон о защите прав потребителей и другие правовые акты.

Договор оформляется выдачей пассажиру проездного билета, в котором указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На отдельных видах городского транспорта (например, метро) договор может заключаться конклюдентными дей­ствиями пассажира без выдачи билета (при проходе через турникеты метро и осуществлении платежа магнитной картой или жетоном). На всех видах транспорта (за исключением воздушного и железнодорож­ного в поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими документами: транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъ­явившего билет или его аналог при посадке. Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается. Утраченный билет не восстанавливается, а внесенная по нему плата за проезд не возвращается.

Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократ­ного проезда) и длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приоб­ретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и в обратном направлении («туда и обратно») и имеют установленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т.е. прерывать перевозку. В некоторых случаях срок годности билета может быть продлен. При этом если билет не был использован по уважитель­ной причине (например, по болезни пассажира), перевозчик обязан, а в остальных случаях вправе продлить срок годности билета.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользования определяется тарифами, а в остальных случаях — согла­шением сторон (ст. 790 ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и местными (для городского и пригородного транспор­та) органами исполнительной власти. Тарифы зависят от вида перевоз­ки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места. Существуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установленных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и другие).

Б) Железнодорожная перевозка

Будучи естественной монополией, железная дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности.

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами РФ.

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 8 ФЗ № 17)

Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Она является обязательной письменной формой договора.

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую квитанцию. Последняя имеет доказательственное значение и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики. Дополнительные работы и услуги железных дорог могут оплачиваться по договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления.

Различаются перевозки грузовой или большой скоростью (категории скорости) (ст. 14 УЖТ), а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза и перевозки, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быль погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон подан под выгрузку средствами получателя до истечения установленного срока доставки.

Если в районе станции назначения груза не окажется получателя, дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний как невостребованный передается для реализации в установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются получателю при оплате или стоимости груза к отправителю в остальных случаях.

В) Перевозка на внутреннем водном транспорте

На речном транспорте перевозки различаются по видам флота – осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река-море». Выделяются также прямые и местные перевозки. При местных перевозках перевозимым является порт, во всех остальных случаях – пароходство.

Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора близки к применяемым на железнодорожном транспорте. Аналогично решаются и вопросы исполнения сторонами обязанностей по договору.

Г) Морская перевозка

Перевозки морским транспортом классифицируются на:

1. Внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже);

2. Внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже);

3. Перевозки в заграничном сообщении.

4. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).

Перевозчиком обычно является пароходство (иногда порт). Договор морской перевозки грузов может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений и без такого условия. В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовщик – судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю – отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент – при небольших по объему перевозках. Коносамент является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара. В отличии от накладной (товаросопроводительного документа) коносамент – товарораспорядительный документ.

Заключение договора морской перевозки тесно связано с выбором стандартных условий договоров купли-продажи, в которых устанавливается способ и место доставки, распределены обязанности по уплате провозной плате, страховых премий, а также распределены риски, связанные с товаром. Они собраны в специальных международных правилах толкования торговых терминов (инкотермс-2010). 

Провозная плата определяется по соглашению сторон, а в некоторых случаях по тарифу.

Сроки доставки грузов устанавливаются в нормативном порядке и по согласию сторон. Если они не определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность в отношении срока при условии, что после погрузки судно же вышло в рейс и двигалось с обычной для него скоростью, обычны путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках. Отклонения в пути (девиация) в целях спасения на море человеческих жизней, судов и грузов, а ровно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика, не считается нарушением договора.

По прибытии груза в порт назначения пароходство обязано послать извещение (нотис) получателю не позднее 12 часов следующего дня, хотя бы груз прибыл и ранее истечения срока доставки.

В случае неявки получателя или его отказа от принятия груза последний сдается капитанам судна для хранения на склад или в иное надлежащее место и хранится в течении 2-х месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате отправителем всех причитающихся перевозчику сумм по данной перевозке груз реализуется в установленном порядке (ст. 159 КТМ).

 

Д) Воздушная перевозка

Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположенных на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК). Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

Законодательство о воздушной перевозке выделяет фигуры:

1. Авиационного предприятия – юридическое лицо, которое может осуществить любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии.

2. Эксплуатанта – физическое и юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул на воздушное судно и использующее его для полетов.

3. Перевозчика – это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.

Договор оформляется грузовой накладной, которая составляется отправителем. Используется также договор воздушного чартера, который аналогичен морскому чартеру.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние определенное договором. Срок доставки груза определяется договором перевозки и правилами воздушных перевозок.

 

Е) Автомобильная перевозка

Автомобильные перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно: - городские (в пределах черты населенного пункта); - пригородные (за пределами населенного пункта на расстоянии до 50 км.); - междугородние (за пределами населенного пункта на расстоянии свыше 50 км); - межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации) - международные.

Перевозки автотранспортом делятся на централизованные и децентрализованные. При централизованной перевозке автотранспортная организация заключает договор с отправителем, по указанию которого грузы доставляются к получателю. При деценрализованной перевозке перевозчик заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы.

Сдача груза и перевозка оформляется товарно-транспортной накладной, которая является формой договора и выполняет те же функции что и железнодорожная накладная.

Плата за перевозку определяется соглашением сторон по тарифам или иным способом. Провозная плата, должна быть вынесена до сдачи груза к перевозке. В противном случае перевозчик не принимает груз к перевозке.

Сроки для перевозки установлены только для перевозки в международном сообщении и исчисляется с 24 часов дня приема грузов и оплаты.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, отрытым для движения автомобильным транспортом за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональной перевозке с увеличением пробега. В этих случаях необходимо поставить в известность заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Транспортная экспедиция

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

Транспортная экспедициядеятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организацией доставки грузов каким-либо видом транспорта.

Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации — экспедитор.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.