Представления о жизнестойкости с точки зрения зарубежной психологии, отражены в трудах С. Мадди и Д. Кошабы, которые определяли понятие «жизнестойкость» («hardiness») как свойство личности, обеспечивающее наличие большого личностного резерва, чтобы сопротивляться стрессовым ситуациям [17].
«Hardiness», согласно большому англо-русскому словарю, переводится как «выносливость, крепость, здоровье, устойчивость, смелость, неустрашимость» [2, с. 21]. То есть, с точки зрения JI.A. Александровой, «Hardy» - это выносливый, стойкий, закаленный человек. В соответствии с этим, жизнестойкость включает психологическую живучесть, высокую эффективность человека, проявляющуюся в его вовлеченности в происходящее, в изменении себя и принятии риска, а также является признаком психического здоровья человека. [2] «Hardiness» - черта личности, которая позволяет успешно преодолевать стресс и способствует росту личности. Жизнестойкость представляет собой «мужество быть» (по П. Тиллиху), или «мужество творить» (по Р. Мэй). По мнению Д.А. Леонтьева, жизнестойкость характеризуется мерой преодоления личностью обстоятельств жизни, а также степенью преодоления себя, а также мерой усилий личности по работе над собой и над жизненными обстоятельствами [13].
С. Мадди, автор концепции жизнестойкости, характеризует это понятие как черту, которая определяет меру эффективности преодоления личностью трудностей. Обращая внимание на то, что свойства личности опосредствуют влияние ситуации, Кобейса утверждает, что диспозиции могут влиять на процессы совладания и являться средством, с помощью которого человек оказывает буферное влияние на стрессовые события. [38]. Жизнестойкость связана с теорией личности, разработанной С. Мадди. Он определяет свою концепцию личности как вариант модели согласованности, варианта активизации. Структурно жизнестойкость, по Мадди, включает в себя две стороны – психологическую и деятельностную. Деятельностная сторона предполагает наличие таких действий, которые давали бы нам обратную связь о том, кем мы являемся и что происходит.
Жизнестойкость меняет характер отношений между людьми в сторону открытости. Интерес людей к миру увеличивается, так как они знают, что могут получить поддержку от окружающих людей.
Также употребляется понятие «устойчивость» («stability»), которое описывает человека, характеризующегося надежным и последовательным поведением. Под устойчивость понимается черта, которая характеризуется определенной эмоциональной неизменчивостью [18].
Следует отметить, что разработанное российскими психологами понятие жизнестойкость и ее место в структуре личности не тождественно взглядам С. Мадди на данную проблему. Л.А. Александровой жизнестойкость рассматривается как степень «живучести», Д.А. Леонтьевым – как «способность преодоления самого себя», С.А. Богомаз её определяет, как «способность превращать проблемные ситуации в новые возможности».
Другими российскими учеными Б.Г. Ананьевым и А.А. Бодалевым рассматривается и анализируется образ жизнестойкой личности, как степень зрелости личности, жизнеспособности. Леонтьев её характеризовал как жизнетворческую личность. Кроме того, исследование жизнестойкости связано с исследованиями совладания со сложными ситуациями (Либин A.B., Либина Е.В.), личностно-ситуационного взаимодействия (Коржова Е.Ю.), самореализации личности (Коростылева Л.А.), саморегуляции и активности личности (Моросанова В.И.).
Д.А. Леонтьев считает, что личностный потенциал – это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических черт личности, которая определяет способность личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности, сохранять стабильность смысловых ориентаций и результативность деятельности, препятствуя давлению и изменяющимся условиям [14].
Понятием, сходным по смыслу с личностным потенциалом является понятие «жизнетворчество», определяемое Д.А. Леонтьевым как расширение мира, в результате которого человек воспринимает все под углом зрения вечности, под углом зрения нравственных ценностей. Жизнетворчество, таким образом, предполагает трансценденцию собственного сознания, его расширение путем направления его в мир и раскрытия того, что происходит в мире [15].
Вне всякого сомнения, понятия жизнестойкости, жизнеспособности, жизнетворчества, находясь на пересечении теоретических взглядов экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса, отражают научные взгляды C. JI. Рубинштейна. В частности, понимание человека как ответственного субъекта собственной жизни (контроль по Мадди). Ответственность, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, это способность человека детерминировать события, действия в момент, когда они осуществляются, вплоть до коренного изменения своей жизни. Личностью по С.Л. Рубинштейну является индивидуально-активный человек, определяющий самостоятельно условия жизни и свое отношение к ней, находясь в роли автора. Его жизнь должна быть нацелена на достижение нравственных ценностей [26].
Стремление к росту и развитию возможно лишь при интеграции внутренних условий. Объясняя любые психические явления, С.Л. Рубинштейн рассматривает личность как объединение внутренних условий, через которые преломляются воздействия извне. Внутренние условия - это причины, а внешние причины - это обстоятельства. Личность становится индивидуальностью посредством преодоления обстоятельств, достигая максимального уровня своей особенности, а достигая оптимального уровня развития своей человечности, личность становится субъектом. [27РР]
С.Л. Рубинштейн выделяет особую важность внутренних условий развития человека, что значимо для уяснения смысла понятий жизнеспособности и жизнестойкости. В связи с анализом понятия «воля» он пишет, что уровень сопротивляемости трудностям и способность с ними бороться зависит не только от способностей, но и от волевых качеств личности. Большое значение здесь имеет энергия, т.е. та сила, которой обладает действие, и особенно настойчивость человека при осуществлении принятого решения, при достижении цели и преодолении препятствий. Действительно значимым свойством энергия становится лишь в паре с настойчивостью. Настойчивость проявляется в сохранении личностью интенсивности энергии на протяжении длительного времени, несмотря на наличие трудностей. Настойчивость и решительность являются важными элементами воли, наряду с самоконтролем, выдержкой, самообладанием. Они обеспечивают наличие высоких мотивов [26].
Согласно мнению С. Рубинштейна, существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два вида отношения его к жизни. Первый - жизнь, не выходящая за рамки непосредственных связей и отношений (на основе биологических и социальных потребностей по С. Мадди). Второй способ существования связан с появлением рефлексии (психологические потребности по С. Мадди). Она выводит человека мысленно за пределы жизни. В этот момент завершается первый способ существования и начинается философское осмысление жизни. Происходит выход из поглощённости процессом жизни и вырабатывается занятие позиции над ней. И впоследствии каждый поступок в жизни человека приобретает свойство философского суждения о ней [28].
Многие исследователи, в частности, А.Н. Фоминова и другие, разделяющие идеи С.Л. Рубинштейна, считают, что при анализе преодолевающего поведения человека следует обратиться к разным уровням его психики. Так, на индивидном уровне необходимо рассмотреть роль нервной системы, темперамента, характера человека, акцентуаций, эмоциональной регуляции в проявлениях преодолевающего поведения (биологическое по С. Мадди). Влияние личностного уровня связано с активностью человека в обществе (социальное по С. Мадии), с особенностями его взаимодействия c другими людьми, поэтому особо важны мотивационная сфера личности, её ценности, стратегии, смыслы, взаимоотношения, жизненные установки. В психотерапевтической практике особо важен глубинный уровень - уровень души, экзистенциальный уровень (психологическое по С. Мадди). Уровень души – это то, что C. JI. Рубинштейн называет выходом за пределы себя, или трансценденцией. С этим уровнем связаны наиболее наполненные смыслы, переживания. Поскольку он по большей части определяется мировоззрением, категории, с ним связанные, бывают не только психологическими, но и философскими. [28]
Рассматривая понятие жизнестойкости, опираясь на субъектно-деятельностную концепцию C. JI. Рубинштейна, можно сказать, что жизнестойкость – это способность выходить за пределы самого себя, реализуя свою человеческую сущность, изменяя себя самого и мир вокруг.
Жизнестойкость рассматривается в российской психологической науке также как образ жизнеспособности человека. Жизнеспособность человека как психологическая категория была введена Б.Г. Ананьевым [3]. Б.Г. Ананьев понимал под жизнеспособностью общую способность человека к эффективному функционированию, соотносящуюся с высоким уровнем жизненных функций. С точки зрения современных учёных, социальная адаптация, саморегуляция, механизм управления собственными ресурсами, содействие эффективному сопротивлению трудностям и депривирующим факторам, посткризисный рост являются функциональными аспектами жизнеспособности [3].
А.В. Махнач рассматривал жизнеспособность шире, она понималась как способность человека управлять собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и средовых условий [18].
А.А. Нестерова понимала под жизнеспособностью системное качество личности, подразумевающее объединение индивидуальных и социально-психологических способностей человека к реализации ресурсного потенциала, использованию конструктивных стратегий решения трудных ситуаций в условиях социально-экономической депривации, и последующее возвращение личности на докризисный уровень, а также определяет посткризисные развитие и рост личности [21].
Российскими учёными жизнестойкость рассматривается как адаптационная способность. С.Г. Посохова считает, что все аспекты приспособления биологических объектов к изменяющимся обстоятельствам сводятся к устойчивости. [24]
Адаптация же понимается как целенаправленная системная реакция организма на длительные и многократные, интенсивные и экстенсивные воздействия внешней среды, которые приводят к нарушению гомеостатического баланса. Адаптация обеспечивает человеку экологическое равновесие, возможность осуществления различных видов общественной деятельности и поддержания собственной жизнеспособности [17].
Жизнестойкость отождествляется с психическим здоровьем, которое интерпретируется как собственная жизнеспособность человека, сила, полноценное развитие и функционирование психического аппарата.
А.В. Шувалов, понимающий жизнеспособность под умением выживать, приспосабливаться и расти в переменчивых, нередко неблагоприятных условиях, также считает, что она является предпосылкой психологического здоровья [35].
Недавние исследования свидетельствуют о том, что жизнестойкость оказывает положительно влияет на человека не только в стрессовых ситуациях, но и в привычных для него ситуациях.
В ходе изучения проявлений жизнестойкости в экспериментальной ситуации личностного выбора Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова сделали вывод, что роль жизнестойкости заключается не только в функции буфера в ситуации стресса и сделали предположение, что она является одной из опорных переменных личностного потенциала [16].
В ряде исследований «жизнестойкость» представляется как ключевой ресурс к проявлению «устойчивости» в трудных ситуациях. А.А. Нарушевич определяет жизнестойкость как свойство, связанное с потенциальными и актуальными возможностями и ресурсами человека и среды, которые находят проявление в способности преодолевать трудности, а также в эффективном разрешении жизненных задач [20].
Среди факторов, являющихся внутренними условиями формирования личностной устойчивости, как отмечает С. П. Иванова, стоит выделить прежде всего детерминанты мотивационной модальности, детерминанты в когнитивной сфере – познавательные структуры; субъективная оценка личностью ситуации, когнитивный стиль и др. В формировании устойчивости личности важное место занимают также детерминанты поведенческо-регуляторной сферы, которые целостно представляет диспозиционная концепция В. А. Ядова. Большую роль также играют социально-психологические детерминанты, личностно-смысловой модальности и т.д. [9]
В трудах российских ученых в описании проблемы «жизнестойкость» и устойчивости личности к негативному влиянию социальной среды в целом можно выделить три составляющих, которые позволяют удерживать в состоянии равновесия эмоциональные, когнитивные, конативные процессы, процессы деятельности, адаптировано реагировать на внешние воздействия в стрессовых ситуациях, обеспечивая психологическую безопасность личности, способствовать ее самореализации и личностному росту и благоприятному разрешению внутриличностных мотивационных, ценностных, ролевых конфликтов:
- стойкость - способность противостоять трудностям, сохраняя веру в себя;
- уравновешенность - соразмерность силы и активности ответной реакции силе воздействия и значению воздействующего фактора;
- сопротивляемость - способность противостоять всему, что ограничивает свободу личности в принятии решений и в выборе ценностей, норм, жизненных установок, а также образа жизни.
Как показывают психологические исследования, формирование устойчивости в онтогенезе проходит несколько стадий:
1. стрессоустойчивость, формируемая в детстве в психофизиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом аспекте;
2. психологическая устойчивость, формируемая в подростковом возрасте, когда помимо психофизиологического, эмоционального, когнитивного и поведенческого аспекта закладывается прообраз профессиональной деятельности;
3. психологическая безопасность, формируемая в юношеском возрасте. Помимо психофизиологического, эмоционального, когнитивного, поведенческого аспекта и прообраза профессиональной деятельности образуется устойчивость в общении и содействии;
4. психологическая культура, формируемая в молодости и во взрослом возрасте.
В рамках направления, называемого «жизненный путь личности» жизнестойкость, рассматривалась в контексте личностно-ситуационного взаимодействия. Остановимся на исследовании, в котором жизнестойкость связана с проблемой самореализации в этом психологическом направлении, а именно – на исследовании Л.А. Коростылевой. Ученая определяет жизненную ситуацию как фрагмент среды внешних обстоятельств жизни человека в определённый ее момент. Тогда события расцениваются как наиболее важные жизненные ситуации, а личность - как субъект жизненного пути. Рассматривая жизнь как процесс развития личности от рождения до смерти, протекающий в жизненных ситуациях, то единицей анализа жизни следует считать не событие, а паттерн личностно-ситуационного (событийного) взаимодействия. На каждом своем этапе жизненный путь как пространственно-временное личностное развитие определяется той или иной формой личностно-событийного взаимодействия. Последнее воплощается в поведении личности, в её стратегии. Сама по себе ситуация имеет внешний для личности характер (это соотношения «личность - ситуация»), и человек вовлечен в ситуацию через ее означивание. Л.А. Коростылева приходит к выводу, что сами по себе ситуации человек не выбирает, но вправе сам выбрать подходящую для него модель поведения, воспринимая, по-своему оценивая ситуации, что само по себе и является проявлением «свободы воли», или «свободы личности». Кроме того, можно считать, что также существует «свобода ситуации», или «свобода ожидания». Связь с ситуацией в начале жизненного пути мало зависит от человека, слабо осознается, но, тем не менее, существует [12].
Поведение личности предполагает борьбу мотивов и принятие решения, т.е. личностный выбор. Автор выделяет паттерны личностно-ситуационного взаимодействия: конгруэнтность личности и ситуации и не конгруэнтность.
Положение о личностно-ситуационной неконгруэнтности как источнике личностного развития в ситуациях жизненного пути соответствует представлениям о развитии в гуманистической психологии, в соответствии с которыми личность стремится не к гомеостазу, а к гетеростазу, а целью жизни является не адаптация, а творчество.
Л.А. Коростылёва выделяет такие типы развития личности, как:
- «Событийное» развитие по большей части происходит через внешние ситуации. Источник развития при этом находится вне личности. Личность бессознательно (или полуосознанно) помещает себя в ситуации, в которых ей приходится изменяться, развиваться внутренне. Так развивается «человек внешний»;
- «Личностное» развитие или внутреннее развитие. Этот тип характеризуется сознательной работа над собой. Так развивается «человек внутренний». При этом развитие идёт либо от внешней ситуации, либо внутренней. Личность «человека внешнего» развивается в ходе перемены ситуаций, в которых она задействована. Личность «человека внутреннего» развивается преимущественно путём перемены «личностей», т.е. перемены существенных личностных параметров, личностных уровней, которая влечёт за собой выбор новых жизненных ситуаций [12].
Говоря о причинах того или иного развития Л.А. Коростылёва предполагает, что они связаны с уровнем субъективного контроля над ситуациями повышенной значимости, а также с уверенностью в себе, личностной зрелостью и т.д. Однако целиком тип развития не определяется ими. Не исключено влияние такой мало изученной особенности, как ситуационная смелость (склонность вступать в новые жизненные ситуации и противоположной ситуационному консерватизму. Также имеет место возможность влияния особенностей восприятия жизни как событийного или целостного образования, а также направления развития личности: к себе (личностный рост, эго-ориентация) либо от себя (духовный рост, эко-ориентация).
Таким образом, обобщение существующих толкований категории «жизнестойкость» позволяет рассматривать данное понятие как способность справляться с трудными жизненными ситуациями. Жизнестойкое совладание является активным, здоровым преодолением, повышающим уровень стрессоустойчивости человека и характеризующимся вовлеченностью в ситуацию, стремлением к подчинению (контролю) ситуации, умением решать проблемы и идти на риск.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 455.