ГЛАВА II . «Эмпирическое исследование взаимосвязи Жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте»32
Описание эмпирической выборки и методик исследования32
Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Разработать программу тренинга формирования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Жизнестойкость признается учеными-психологами многогранным процессом, и ее сложность исследуется на протяжении уже очень длительного времени. Основная «миссия» всех исследований жизнестойкости подростков: понять и облегчить продвижение уровня психологической устойчивости перед лицом существенных невзгод в данном возрастном периоде.
Жизнестойкость проявляется на протяжении всей жизни и проявляется по-разному в зависимости от пола, культуры и возраста. Меры по повышению жизнестойкости могут оказывать воздействие не только на поведенческий выбор, но и на физиологическое функционирование подростка.
Жизнестойкость определяется как динамический психосоциальный процесс, в ходе которого люди, подвергающиеся длительным неблагоприятным или потенциально травматическим событиям, со временем испытывают позитивную психологическую адаптацию.
Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. На самом базовом уровне оптимизм по определению обратно связан с безнадежностью, фактором риска депрессивных расстройств. Кроме того, оптимизм, по-видимому, придает устойчивость к стрессовым жизненным событиям, которые связаны с риском как начала, так и рецидива психопатологии. Наконец, на самом широком уровне оптимизм сочетается с другими факторами, такими как социально-экономический статус и социальная интеграция, которые как группа оказывают защитное воздействие на психическое и физическое здоровье. В целом, черта оптимизма может обеспечить когнитивные, справляющиеся и контекстуальные ресурсы, которые способствуют улучшению психического здоровья.
Актуальность темы нашего исследования ««Жизнестойкость» и «оптимизм» (с психологической точки зрения) в подростковом возрасте» обусловлена тем, что при наличии исследований по каждой из этих категорий в отдельности, практически не исследованным является соотношение данных феноменов применительно к подростковому возрасту.
Объект исследования: жизнестойкость и оптимизм как психосоциальные процессы в структуре личности, определяющие психологическую устойчивость человека к воздействию негативных внешних факторов.
Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить и выявить особенности взаимосвязи жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Привести анализ понятий «жизнестойкость» и «оптимизм» в психологии;
2. Дать характеристику психологических особенностей личности в подростковом возрасте;
3. Привести анализ исследований по проблеме формирования жизнестойкости в подростковом возрасте;
4. Выявить особенности взаимосвязи уровней жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
5. Разработать конспект профилактической беседы с родителями.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более высоким уровнем оптимизма.
Методологическая основа исследования:
- положения С. Мадди о жизнестойкости, как характеристике, определяющей меру эффективности преодоления личностью трудностей;
- положения Д.А. Леонтьева об особенностях преодолении личностью заданных извне факторов;
- положения Л.А. Александрова об интегральном характере адаптивных стратегий личности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогических научных трудов по проблематике исследования жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
2. Эмпирические:
- тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой);
- тест «Шкала оптимизма (LOT)» А Ч. Шейера и М. Карвера;
- методика «Диагностика оптимистического атрибутивного стиля» М. Селигмана (адаптация Л.М. Рудиной).
3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволит расширить и уточнить представления об особенностях взаимовлияния жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного комплекса диагностических методик в целях эффективного мониторинга уровня жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Эмпирическая база исследования: Усть-Абаканская СОШ № 1.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.