Особенности формирования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА II . «Эмпирическое исследование взаимосвязи Жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте»32

Описание эмпирической выборки и методик исследования32

Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

Разработать программу тренинга формирования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнестойкость признается учеными-психологами многогранным процессом, и ее сложность исследуется на протяжении уже очень длительного времени. Основная «миссия» всех исследований жизнестойкости подростков: понять и облегчить продвижение уровня психологической устойчивости перед лицом существенных невзгод в данном возрастном периоде.

Жизнестойкость проявляется на протяжении всей жизни и проявляется по-разному в зависимости от пола, культуры и возраста. Меры по повышению жизнестойкости могут оказывать воздействие не только на поведенческий выбор, но и на физиологическое функционирование подростка.

Жизнестойкость определяется как динамический психосоциальный процесс, в ходе которого люди, подвергающиеся длительным неблагоприятным или потенциально травматическим событиям, со временем испытывают позитивную психологическую адаптацию.

Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. На самом базовом уровне оптимизм по определению обратно связан с безнадежностью, фактором риска депрессивных расстройств. Кроме того, оптимизм, по-видимому, придает устойчивость к стрессовым жизненным событиям, которые связаны с риском как начала, так и рецидива психопатологии. Наконец, на самом широком уровне оптимизм сочетается с другими факторами, такими как социально-экономический статус и социальная интеграция, которые как группа оказывают защитное воздействие на психическое и физическое здоровье. В целом, черта оптимизма может обеспечить когнитивные, справляющиеся и контекстуальные ресурсы, которые способствуют улучшению психического здоровья.

Актуальность темы нашего исследования ««Жизнестойкость» и «оптимизм» (с психологической точки зрения) в подростковом возрасте» обусловлена тем, что при наличии исследований по каждой из этих категорий в отдельности, практически не исследованным является соотношение данных феноменов применительно к подростковому возрасту.

Объект исследования: жизнестойкость и оптимизм как психосоциальные процессы в структуре личности, определяющие психологическую устойчивость человека к воздействию негативных внешних факторов.

Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Цель исследования: изучить и выявить особенности взаимосвязи жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Привести анализ понятий «жизнестойкость» и «оптимизм» в психологии;

2. Дать характеристику психологических особенностей личности в подростковом возрасте;

3. Привести анализ исследований по проблеме формирования жизнестойкости в подростковом возрасте;

4. Выявить особенности взаимосвязи уровней жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

5. Разработать конспект профилактической беседы с родителями.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более высоким уровнем оптимизма.

Методологическая основа исследования:

- положения С. Мадди о жизнестойкости, как характеристике, определяющей меру эффективности преодоления личностью трудностей;

- положения Д.А. Леонтьева об особенностях преодолении личностью заданных извне факторов;

- положения Л.А. Александрова об интегральном характере адаптивных стратегий личности.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогических научных трудов по проблематике исследования жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

2. Эмпирические:

- тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой);

- тест «Шкала оптимизма (LOT)» А Ч. Шейера и М. Карвера;

- методика «Диагностика оптимистического атрибутивного стиля» М. Селигмана (адаптация Л.М. Рудиной).

3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволит расширить и уточнить представления об особенностях взаимовлияния жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного комплекса диагностических методик в целях эффективного мониторинга уровня жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Эмпирическая база исследования: Усть-Абаканская СОШ № 1.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.