Взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в старшем подростковом возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в старшем подростковом возрасте

 

 

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  
    Студентка                                             
    Научный руководитель _          

 

 

Абакан, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I . «Теоретические основы исследования категорий «Жизнестойкость» и «оптимизм» в ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»………………...6

1.1. Анализ понятия «жизнестойкость» в психологии…………….…….6

1.2. Анализ понятия «оптимизм» в психологии…………………………..13

Особенности формирования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте

ГЛАВА II . «Эмпирическое исследование взаимосвязи Жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте»32

Описание эмпирической выборки и методик исследования32

Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

Разработать программу тренинга формирования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнестойкость признается учеными-психологами многогранным процессом, и ее сложность исследуется на протяжении уже очень длительного времени. Основная «миссия» всех исследований жизнестойкости подростков: понять и облегчить продвижение уровня психологической устойчивости перед лицом существенных невзгод в данном возрастном периоде.

Жизнестойкость проявляется на протяжении всей жизни и проявляется по-разному в зависимости от пола, культуры и возраста. Меры по повышению жизнестойкости могут оказывать воздействие не только на поведенческий выбор, но и на физиологическое функционирование подростка.

Жизнестойкость определяется как динамический психосоциальный процесс, в ходе которого люди, подвергающиеся длительным неблагоприятным или потенциально травматическим событиям, со временем испытывают позитивную психологическую адаптацию.

Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. На самом базовом уровне оптимизм по определению обратно связан с безнадежностью, фактором риска депрессивных расстройств. Кроме того, оптимизм, по-видимому, придает устойчивость к стрессовым жизненным событиям, которые связаны с риском как начала, так и рецидива психопатологии. Наконец, на самом широком уровне оптимизм сочетается с другими факторами, такими как социально-экономический статус и социальная интеграция, которые как группа оказывают защитное воздействие на психическое и физическое здоровье. В целом, черта оптимизма может обеспечить когнитивные, справляющиеся и контекстуальные ресурсы, которые способствуют улучшению психического здоровья.

Актуальность темы нашего исследования ««Жизнестойкость» и «оптимизм» (с психологической точки зрения) в подростковом возрасте» обусловлена тем, что при наличии исследований по каждой из этих категорий в отдельности, практически не исследованным является соотношение данных феноменов применительно к подростковому возрасту.

Объект исследования: жизнестойкость и оптимизм как психосоциальные процессы в структуре личности, определяющие психологическую устойчивость человека к воздействию негативных внешних факторов.

Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Цель исследования: изучить и выявить особенности взаимосвязи жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Привести анализ понятий «жизнестойкость» и «оптимизм» в психологии;

2. Дать характеристику психологических особенностей личности в подростковом возрасте;

3. Привести анализ исследований по проблеме формирования жизнестойкости в подростковом возрасте;

4. Выявить особенности взаимосвязи уровней жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

5. Разработать конспект профилактической беседы с родителями.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более высоким уровнем оптимизма.

Методологическая основа исследования:

- положения С. Мадди о жизнестойкости, как характеристике, определяющей меру эффективности преодоления личностью трудностей;

- положения Д.А. Леонтьева об особенностях преодолении личностью заданных извне факторов;

- положения Л.А. Александрова об интегральном характере адаптивных стратегий личности.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогических научных трудов по проблематике исследования жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

2. Эмпирические:

- тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой);

- тест «Шкала оптимизма (LOT)» А Ч. Шейера и М. Карвера;

- методика «Диагностика оптимистического атрибутивного стиля» М. Селигмана (адаптация Л.М. Рудиной).

3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволит расширить и уточнить представления об особенностях взаимовлияния жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного комплекса диагностических методик в целях эффективного мониторинга уровня жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.

Эмпирическая база исследования: Усть-Абаканская СОШ № 1.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Библиографический список

 

1. Абоносимова, Е.В. Оптимизм как явление культуры [Текст]: автореф. дис. канд. философ. наук / Е. В. Абоносимова. – Тамбов, 2004. – 21с.

2. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Л.А. Александрова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. – М.: «Институт психологии РАН», 2005. – С. 16-22.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977. – 388 с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 1980. – 284 с.

5. Брандтштадтер Дж., Реннер Дж. Анализ ассимиляционных и аккомодационных стратегий копинга // Иностранная психология. – 1990. - № 5. – С. 58-67.

6. Вайнштейн, Н.Д. Нереалистичный оптимизм в отношении будущих событий в жизни /Н.Д. Вайнштейн // Социальная психология и общество. – 2014. - № 5. – С. 86-90.

7. Вайнштейн Н.Д. Нереалистичный оптимизм курильщиков в отношении их риска /Н.Д. Вайнштейн // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. - № 1. – С. 55-59.

8. Вайнштейн, Н.Д. Диспозиционный оптимизм и физическое благополучие: влияние общих ожидаемых результатов на здоровье, // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2011. - №. 5. – С. 69-80.

9. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2009. – № 9. – С. 99-108

10. Карвер, Ч.С., Шеер М.Ф. Оптимизм /Ч.С. Карвер, М.Ф Шеер // Клиническая психология. – 2010. - № 3. – С. 179-189.

11. Карвер, Ч.С., Коннор С.Д. Личность и совладание // Клиническая психология. – 2012. - № 1. – С. 89-104.

12. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения / Л.А. Коростылева – СПб. Изд-во СПбГУ, 2010.

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2012. – 120 с.

14. Леонтьев Д.А. Становление саморегуляции как основа психологического развития / Д.А. Леонтьев // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И. Моросановой. – М. - Ставрополь, 2007. – С. 68- 85.

15. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира /Д.А. Леонтьев // 1 -я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. – М.: Смысл, 2011. – С. 100-109.

16. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И.Рассказова. – М.: Смысл, 2006.

17. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / Мадди Сальваторе Р.; Перевод с англ. Е. Н. Осина, под ред. Д. А. Леонтьева // Психологический журнал. – 2005. – №6. – С. 87-101.

18. Махнач А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: 2013. – 624 с.

19. Мелкумова К.А. Когнитивно-поведенческая психотерапия при лечении хронической боли // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2010 – № 1. – C.9-13.

20. Нарушевич А.А. Экологическая модель жизнестойкости //Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5- 7 июня 2006 г.) /Под общей ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /пер. Н.А. Регуш, С.А. Чернышовой. – СПб. 2006. – С. 233-235.

21. Нестерова жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. д-ра психол. наук / А.А. Нестерова. – М., 2011. – 50 с.

22. Петерсон, C. Будущее оптимизма /С. Петерсон // Вопросы психологии. – 2000. - № 1. – С. 44-55.

23. Поправа Р. Личные ресурсы в борьбе со стрессом. В кн .: Элементы психологии здоровья. /под ред. Г. Долинской-Зигмунд. – Вроцлав: Издательство Вроцлавского университета, 1996. – С. 101-136.

24. Посохова С.Г. Эмоциональная неустойчивость в психической организации человека / С.Г. Посохова // Практическая психология. Методология и методика научного исследования / под ред. В.Н. Панферова. – СПб. 2016. – С. 22-35.

25. Рокицкая Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования оптимизма у подростков [Текст]: монография / Ю.А. Рокицкая. – Челябинск: «Цицеро», 2017. – 185 с.

26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Смысл, 2012. – 546 с

27. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – Питер, 2003. – 512 с.

28. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С.Л. Рубинштейн // Психология личности: сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. 2-е изд. Доп. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. – С. 19-27.

29. Селигман, М. Э. Исследование оптимизма. / М.Э. Селигман. – Нью-Йорк: Кнопф, 1990.

30. Тайгер Л. Оптимизм: биология надежды /Л. Тайгер // Иностранная психология. – 1999. - № 1. – С. 73-81.

31. Тарк Д.К. О психологических подходах к управлению болью // Биопсихосоциальная перспектива при хронической боли /Д.К. Тарк; под ред. К.Д. Гатчела. – Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 2002. – С. 3-29.

32. Хезен И. Психология здоровья. – Варшава: научное издательство ПВН, 2007.

33. Шеер М.Ф., Карвер, Ч.С. Влияние оптимизма на психологическое и физическое благополучие: теоретический обзор и эмпирическое обновление /М.Ф. Шеер, Ч.С. Карвер // Иностранная психология. – 1992. - № 3. – С. 201-228.

34. Шеер М.Ф., Карвер, Ч.С. Оптимизм, преодоление трудностей и здоровье: оценка обобщенных результатов /М.Ф. Шеер, Ч.С. Карвер // Иностранная психология. – 1985. - № 7. – С. 219-247

35. Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 6-79.

36. Ючинский З. Инструменты измерения в укреплении здоровья. – Варшава: Лаборатория психологических тестов Польского психологического общества, 2001. – 198 с.

37. Taylor SE (1989) Positive illusions: creative self-deception and the healthy mind. Basic Books, New York, NY

38. Kobasa S. Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness / D. Khoshaba // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. №37. P. 1-11.

 

 

взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в старшем подростковом возрасте

 

 

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  
    Студентка                                             
    Научный руководитель _          

 

 

Абакан, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I . «Теоретические основы исследования категорий «Жизнестойкость» и «оптимизм» в ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»………………...6

1.1. Анализ понятия «жизнестойкость» в психологии…………….…….6

1.2. Анализ понятия «оптимизм» в психологии…………………………..13

Дата: 2019-12-10, просмотров: 326.