Взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в старшем подростковом возрасте
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА | ||
Студентка | ||
Научный руководитель _ |
Абакан, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I . «Теоретические основы исследования категорий «Жизнестойкость» и «оптимизм» в ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»………………...6
1.1. Анализ понятия «жизнестойкость» в психологии…………….…….6
1.2. Анализ понятия «оптимизм» в психологии…………………………..13
Особенности формирования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте
ГЛАВА II . «Эмпирическое исследование взаимосвязи Жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте»32
Описание эмпирической выборки и методик исследования32
Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Разработать программу тренинга формирования жизнестойкости в старшем подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Жизнестойкость признается учеными-психологами многогранным процессом, и ее сложность исследуется на протяжении уже очень длительного времени. Основная «миссия» всех исследований жизнестойкости подростков: понять и облегчить продвижение уровня психологической устойчивости перед лицом существенных невзгод в данном возрастном периоде.
Жизнестойкость проявляется на протяжении всей жизни и проявляется по-разному в зависимости от пола, культуры и возраста. Меры по повышению жизнестойкости могут оказывать воздействие не только на поведенческий выбор, но и на физиологическое функционирование подростка.
Жизнестойкость определяется как динамический психосоциальный процесс, в ходе которого люди, подвергающиеся длительным неблагоприятным или потенциально травматическим событиям, со временем испытывают позитивную психологическую адаптацию.
Оптимизм – это взгляд на жизнь с позитивной точки зрения, уверенность в лучшем будущем. На самом базовом уровне оптимизм по определению обратно связан с безнадежностью, фактором риска депрессивных расстройств. Кроме того, оптимизм, по-видимому, придает устойчивость к стрессовым жизненным событиям, которые связаны с риском как начала, так и рецидива психопатологии. Наконец, на самом широком уровне оптимизм сочетается с другими факторами, такими как социально-экономический статус и социальная интеграция, которые как группа оказывают защитное воздействие на психическое и физическое здоровье. В целом, черта оптимизма может обеспечить когнитивные, справляющиеся и контекстуальные ресурсы, которые способствуют улучшению психического здоровья.
Актуальность темы нашего исследования ««Жизнестойкость» и «оптимизм» (с психологической точки зрения) в подростковом возрасте» обусловлена тем, что при наличии исследований по каждой из этих категорий в отдельности, практически не исследованным является соотношение данных феноменов применительно к подростковому возрасту.
Объект исследования: жизнестойкость и оптимизм как психосоциальные процессы в структуре личности, определяющие психологическую устойчивость человека к воздействию негативных внешних факторов.
Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить и выявить особенности взаимосвязи жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Привести анализ понятий «жизнестойкость» и «оптимизм» в психологии;
2. Дать характеристику психологических особенностей личности в подростковом возрасте;
3. Привести анализ исследований по проблеме формирования жизнестойкости в подростковом возрасте;
4. Выявить особенности взаимосвязи уровней жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
5. Разработать конспект профилактической беседы с родителями.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подростки имеющие высокие показатели жизнестойкости, обладают более высоким уровнем оптимизма.
Методологическая основа исследования:
- положения С. Мадди о жизнестойкости, как характеристике, определяющей меру эффективности преодоления личностью трудностей;
- положения Д.А. Леонтьева об особенностях преодолении личностью заданных извне факторов;
- положения Л.А. Александрова об интегральном характере адаптивных стратегий личности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогических научных трудов по проблематике исследования жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
2. Эмпирические:
- тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой);
- тест «Шкала оптимизма (LOT)» А Ч. Шейера и М. Карвера;
- методика «Диагностика оптимистического атрибутивного стиля» М. Селигмана (адаптация Л.М. Рудиной).
3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволит расширить и уточнить представления об особенностях взаимовлияния жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данного комплекса диагностических методик в целях эффективного мониторинга уровня жизнестойкости и оптимизма в подростковом возрасте.
Эмпирическая база исследования: Усть-Абаканская СОШ № 1.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Библиографический список
1. Абоносимова, Е.В. Оптимизм как явление культуры [Текст]: автореф. дис. канд. философ. наук / Е. В. Абоносимова. – Тамбов, 2004. – 21с.
2. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Л.А. Александрова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований: материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. – М.: «Институт психологии РАН», 2005. – С. 16-22.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977. – 388 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, 1980. – 284 с.
5. Брандтштадтер Дж., Реннер Дж. Анализ ассимиляционных и аккомодационных стратегий копинга // Иностранная психология. – 1990. - № 5. – С. 58-67.
6. Вайнштейн, Н.Д. Нереалистичный оптимизм в отношении будущих событий в жизни /Н.Д. Вайнштейн // Социальная психология и общество. – 2014. - № 5. – С. 86-90.
7. Вайнштейн Н.Д. Нереалистичный оптимизм курильщиков в отношении их риска /Н.Д. Вайнштейн // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. - № 1. – С. 55-59.
8. Вайнштейн, Н.Д. Диспозиционный оптимизм и физическое благополучие: влияние общих ожидаемых результатов на здоровье, // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2011. - №. 5. – С. 69-80.
9. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2009. – № 9. – С. 99-108
10. Карвер, Ч.С., Шеер М.Ф. Оптимизм /Ч.С. Карвер, М.Ф Шеер // Клиническая психология. – 2010. - № 3. – С. 179-189.
11. Карвер, Ч.С., Коннор С.Д. Личность и совладание // Клиническая психология. – 2012. - № 1. – С. 89-104.
12. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения / Л.А. Коростылева – СПб. Изд-во СПбГУ, 2010.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2012. – 120 с.
14. Леонтьев Д.А. Становление саморегуляции как основа психологического развития / Д.А. Леонтьев // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И. Моросановой. – М. - Ставрополь, 2007. – С. 68- 85.
15. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира /Д.А. Леонтьев // 1 -я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. – М.: Смысл, 2011. – С. 100-109.
16. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И.Рассказова. – М.: Смысл, 2006.
17. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений / Мадди Сальваторе Р.; Перевод с англ. Е. Н. Осина, под ред. Д. А. Леонтьева // Психологический журнал. – 2005. – №6. – С. 87-101.
18. Махнач А.В. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: 2013. – 624 с.
19. Мелкумова К.А. Когнитивно-поведенческая психотерапия при лечении хронической боли // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2010 – № 1. – C.9-13.
20. Нарушевич А.А. Экологическая модель жизнестойкости //Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5- 7 июня 2006 г.) /Под общей ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /пер. Н.А. Регуш, С.А. Чернышовой. – СПб. 2006. – С. 233-235.
21. Нестерова жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. д-ра психол. наук / А.А. Нестерова. – М., 2011. – 50 с.
22. Петерсон, C. Будущее оптимизма /С. Петерсон // Вопросы психологии. – 2000. - № 1. – С. 44-55.
23. Поправа Р. Личные ресурсы в борьбе со стрессом. В кн .: Элементы психологии здоровья. /под ред. Г. Долинской-Зигмунд. – Вроцлав: Издательство Вроцлавского университета, 1996. – С. 101-136.
24. Посохова С.Г. Эмоциональная неустойчивость в психической организации человека / С.Г. Посохова // Практическая психология. Методология и методика научного исследования / под ред. В.Н. Панферова. – СПб. 2016. – С. 22-35.
25. Рокицкая Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования оптимизма у подростков [Текст]: монография / Ю.А. Рокицкая. – Челябинск: «Цицеро», 2017. – 185 с.
26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Смысл, 2012. – 546 с
27. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – Питер, 2003. – 512 с.
28. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С.Л. Рубинштейн // Психология личности: сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. 2-е изд. Доп. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. – С. 19-27.
29. Селигман, М. Э. Исследование оптимизма. / М.Э. Селигман. – Нью-Йорк: Кнопф, 1990.
30. Тайгер Л. Оптимизм: биология надежды /Л. Тайгер // Иностранная психология. – 1999. - № 1. – С. 73-81.
31. Тарк Д.К. О психологических подходах к управлению болью // Биопсихосоциальная перспектива при хронической боли /Д.К. Тарк; под ред. К.Д. Гатчела. – Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 2002. – С. 3-29.
32. Хезен И. Психология здоровья. – Варшава: научное издательство ПВН, 2007.
33. Шеер М.Ф., Карвер, Ч.С. Влияние оптимизма на психологическое и физическое благополучие: теоретический обзор и эмпирическое обновление /М.Ф. Шеер, Ч.С. Карвер // Иностранная психология. – 1992. - № 3. – С. 201-228.
34. Шеер М.Ф., Карвер, Ч.С. Оптимизм, преодоление трудностей и здоровье: оценка обобщенных результатов /М.Ф. Шеер, Ч.С. Карвер // Иностранная психология. – 1985. - № 7. – С. 219-247
35. Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей / А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 6-79.
36. Ючинский З. Инструменты измерения в укреплении здоровья. – Варшава: Лаборатория психологических тестов Польского психологического общества, 2001. – 198 с.
37. Taylor SE (1989) Positive illusions: creative self-deception and the healthy mind. Basic Books, New York, NY
38. Kobasa S. Stressful life events, personality, and health: An inquiry into hardiness / D. Khoshaba // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. №37. P. 1-11.
взаимосвязь жизнестойкости и оптимизма в старшем подростковом возрасте
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА | ||
Студентка | ||
Научный руководитель _ |
Абакан, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I . «Теоретические основы исследования категорий «Жизнестойкость» и «оптимизм» в ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»………………...6
1.1. Анализ понятия «жизнестойкость» в психологии…………….…….6
1.2. Анализ понятия «оптимизм» в психологии…………………………..13
Дата: 2019-12-10, просмотров: 357.