Взаимосвязь профессионального выбора и смысла учения старшеклассников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В результате проведения исследования взаимосвязи смысла обучения и профессионального выбора, были получены следующие результаты.

Результаты проведения методики К. Замфир в модификации А. Реана показали преобладание внутренней мотивации старшеклассников над внешней мотивацией (ВМ = 45,6%; ВПМ + ВОМ = 43,54%), а также преобладание внешней положительной мотивации ВПМ =30,5% (14 человек) над внешней отрицательной мотивацией ВОМ = 13,04% (6 человек). Доминирующим мотивационным комплексом обучения выступает комплекс "ВМ > ВПМ > ВОМ". Такой баланс мотивов (мотивационный комплекс) имеют 39,1% - 18 старшеклассников. Таким же комплексом характеризуется и класс в целом. Наихудший мотивационный комплекс имеют 15,2% 7 старшеклассников.

Результаты проведения методики исследование смысла учения Каташева В.Г. было установлено, что большинство старшеклассников имеют средний уровень смысла учения – 52,2% (24 человека). Высокий уровень присущ 19,55% 9 старшеклассников, низкий – 8,7% (4 человека).

Просчитав средний общий балл по каждой шкале, нами было установлено, что в целом класс имеет средний уровень мотивации к учению.

Старшеклассники первого уровня мотивации учения к смыслу учения относятся индифферентно - проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны учебной части, поиском пути замены материальным эквивалентом собственному проявлению знаний.

Сравним уровень профессионального выбора и уровень смысла учения старшеклассников (Таблица 7).

 

Таблица 7 Сравнение уровня профессионального выбора и уровень смысла учения старшеклассников

Уровень

Профессиональный выбор Смысл учения

Кол-во человек баллы

Высокий 4,18 (21 человек) 73,6 (18 человек)
Средний 4,04 (14 человек) 40,2 (24 человека)
Низкий 3,34 (11 человек) 35 (4 человека)
Средний балл 3,85 49,6

Расчет значимости различий уровня профессионального выбора и смысла учения старшеклассников произведен по критерию Стьюдента при числе свободы 26,7.

Можно сделать вывод, что взаимосвязь между профессиональным выбором и смыслом учения старшеклассников существует. Достоверность различий в уровнях профессионального выбора и смысла учения старшеклассников определялась посредством t - критерия Стьюдента (Таблица 8).

Выборка 1 (В.1) - Профессиональный выбор

Выборка 2 (В.2) - Смысл учения

 

Таблица 8 Расчёт критерия Стьюдента

Выборка 1 (В.1) Выборка 2 (В.2) Отклонения (В.1 - В.2) Квадраты отклонений (В.1 - В.2)2
1 74 4 70 4900
2 40 4 36 1296
3 35 3 32 1024
Суммы: 149 11 138 7220

 

Результат: tЭмп = 3.8

 

Критические значения

tКр

p≤0.05 p≤0.01
4.3 9.92

 

Полученное эмпирическое значение t (3.8) находится в зоне незначимости. По таблице 9 мы видим, что по показателям существуют незначимые различия. Таким образом, наша гипотеза о том, что между смыслом учения и профессиональным выбором старшеклассников существует прямая взаимосвязь подтвердилась.




Выводы

В результате проведенного исследования было выявлено, преобладание внутренней мотивации старшеклассников над внешней мотивацией (ВМ = 45,6%; ВПМ + ВОМ = 43,54%), а также преобладание внешней положительной мотивации ВПМ =30,5% (14 человек) над внешней отрицательной мотивацией ВОМ = 13,04% (6 человек). Доминирующим мотивационным комплексом обучения выступает комплекс "ВМ > ВПМ > ВОМ". Такой баланс мотивов (мотивационный комплекс) имеют 39,1% - 18 старшеклассников. Таким же комплексом характеризуется и класс в целом. Наихудший мотивационный комплекс имеют 15,2% 7 старшеклассников.

Так же было установлено, что большинство старшеклассников имеют средний уровень смысла учения – 52,2% (24 человека). Высокий уровень присущ 19,55% 9 старшеклассников, низкий – 8,7% (4 человека).

Просчитав средний общий балл по каждой шкале, нами было установлено, что в целом класс имеет средний уровень мотивации к учению.

Проводя периодический замер мотивации (1-2 раза в год), можно зарегистрировать динамику развития мотивации, как у отдельного выпускника, так и у коллектива. Такое шкалирование позволяет регистрировать не только уровень мотивации, но и внутриуровневую динамику развития. Так, если при одном из замеров в третьей шкале сумма баллов составила 38, что превышало другие уровни, а в следующем замере в этой же шкале набралось 43 балла, это будет характеризовать внутриуровневый прогресс. Возможна ситуация, когда одинаковое количество баллов набрано по разным шкалам, тогда преимущество отдается более высокому уровню мотивации. При этом высокие уровни мотивации (3-4) значимы от 33 баллов и выше.

Старшеклассники первого уровня мотивации учения к процессу обучения относятся индифферентно - проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны учебной части, поиском пути замены материальным эквивалентом собственному проявлению знаний.

Именно эта часть старшеклассников в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.

На этой основе можно предложить:

- процесс профессионального обучения старшеклассников должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (кружки, секции, клубы, учебные заведения дополнительного образования);

- старшеклассникам с первым уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны школьной администрации целью создания условий повышения мотивации.

Можно сделать вывод, что взаимосвязь между профессиональным выбором и смыслом учения старшеклассников существует. Достоверность различий в уровнях профессионального выбора и смысла учения старшеклассников определялась посредством t - критерия Стьюдента.

Таким образом, наша гипотеза о том, что между смыслом учения и профессиональным выбором старшеклассников существует прямая взаимосвязь подтвердилась.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.