Характеристика выборки
Исследование проводилось в г. Набережные Челны на базе школы № 43 в 11 "а" и в 11 "б" классе, в период с 01.03.10г. по 29.03.10г. В исследование приняли участие 46 человек: 25 юношей и 21 девушка. Возраст испытуемых 15 – 16 лет.
Организация исследования
Цель исследования: исследовать профессиональную мотивацию старшеклассников.
Задачи исследования:
- выявить мотивационный комплекс старшеклассников;
- определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация) в классе;
- определить уровень смысла учения.
Исследование проходило по трём этапам:
1 этап - изучение профессионального выбора по методике К. Замфир в модификации А. Реана.
2 этап – изучение смысла учения старшеклассников по методике Каташев В.Г.
3 этап – сравнительный анализ результатов двух методик.
Методы исследования
Исследование смысла учения старшеклассников было проведено на основе специальных методик. Мотивы являются, как известно, причиной заинтересованного отношения к учебе как основе профессионального выбора. Можно утверждать, что активным в профессиональном обучении будет тот старшеклассник, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессионального выбора, а свою профессию осознает, в свою очередь, как единственный или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.
Профессиональное самосознание делает мотивы учения устойчивыми, способствует развитию у старшеклассника умения ставить цели и добиваться их. Рассмотрим методики, примененные для исследования.
"Мотивация профессионального выбора (методика К. Замфир в модификации А. Реана)"
Методика может применяться для диагностики мотивации профессионального выбора, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации (Приложение 1).
О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессионального выбора лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Инструкция: прочитайте ниже перечисленные мотивы профессионального выбора и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале (Приложение 1).
Обработка: подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация: на основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
"Методика определения смысла учения" (Каташев В.Г.)
Методика замера смысла учения старшеклассников может быть представлена в следующем виде: на основе описанных в тексте уровней мотивации старшеклассникам предлагается комплекс вопросов и серия возможных ответов. Каждый ответ оценивается старшеклассниками баллом от 01 до 05.
01 - уверенно "нет"
02 - больше "нет", чем "да"
03 - не уверен, не знаю
04 - больше "да", чем "нет"
05 - уверенно "да"
Шкалирование производится учениками в специальной карточке (Приложение 2). Поскольку мотивация личности складывается из волевой и эмоциональной сфер, то вопросы как бы разделены на две части. Первая половина вопросов предполагает выявить уровень сознательного отношения к проблемам учения, а вторая половина вопросов направлена на выявление эмоционально физиологического восприятия различных видов деятельности в меняющихся ситуациях.
Анкета мотивов - Приложение 3.
Старшеклассники при заполнении мотивационной шкалы дают оценку каждому вопросу и заполняют каждую клеточку. Затем преподаватель суммирует баллы по горизонтали в крайнем правом вертикальном ряду. Вертикальная нумерация шкал первого ряда обозначает не только номера вопросов, но и уровень мотивации.
Каждая шкала, соответствующая тому или другому уровню мотивации, может набрать от 11 до 55 баллов без учета цифры 0. Количество баллов каждой шкалы характеризует отношение старшеклассника к различным видам учебной деятельности и каждую шкалу можно анализировать отдельно. Шкала же, отличающаяся от других большим количеством баллов, будет обозначать уровень мотивации учения в вузе. Просчитав среднее арифметическое по каждой шкале для класса, можно получить и общий, групповой уровень мотивации.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 272.