По результатам исследования мотивации учения старшеклассников (методика определения смысла учения старшеклассников" (Каташев В.Г.) можно сказать о том, что для большинства старшеклассников 52,2% - 24 старшеклассников характерен средний уровень мотивации учения в школе (Таблица 5). Старшеклассники с нормальным и высоким уровнем мотивации учения составляют по 19,55% - по 5 человек от общего числа опрашиваемых.
Таблица 5 "Исследование смысла учения" (Каташев В.Г.).
Определение уровня смысла учения старшеклассников
| № п/п | I Низкий уровень мотивации | II Средний уровень мотивации | III Нормальный уровень мотивации | IV Высокий уровень мотивации |
| Баллы | ||||
| 1 | 42 | 36 | 27 | 29 |
| 2 | 44 | 42 | 34 | 30 |
| 3 | 48 | 46 | 36 | 37 |
| 4 | 50 | 42 | 38 | 31 |
| 5 | 34 | 36 | 32 | 25 |
| 6 | 34 | 37 | 34 | 34 |
| 7 | 33 | 38 | 35 | 29 |
| 8 | 38 | 40 | 37 | 36 |
| 9 | 37 | 40 | 34 | 35 |
| 10 | 37 | 40 | 39 | 38 |
| 11 | 35 | 40 | 37 | 30 |
| 12 | 39 | 42 | 38 | 41 |
| 13 | 41 | 42 | 25 | 25 |
| 14 | 32 | 42 | 33 | 41 |
| 15 | 28 | 42 | 40 | 35 |
| 16 | 30 | 42 | 38 | 33 |
| 17 | 39 | 43 | 38 | 32 |
| 18 | 34 | 43 | 39 | 35 |
| 19 | 33 | 45 | 44 | 33 |
| 20 | 44 | 45 | 28 | 27 |
| 21 | 38 | 45 | 41 | 23 |
| 22 | 41 | 45 | 41 | 33 |
| 23 | 34 | 45 | 36 | 31 |
| 24 | 45 | 46 | 24 | 22 |
| 25 | 32 | 46 | 40 | 36 |
| 26 | 35 | 46 | 44 | 41 |
| 27 | 43 | 47 | 42 | 31 |
| 28 | 36 | 47 | 45 | 43 |
| 29 | 32 | 34 | 35 | 33 |
| 30 | 35 | 35 | 39 | 38 |
| 31 | 35 | 37 | 41 | 36 |
| 32 | 36 | 37 | 41 | 37 |
| 33 | 36 | 38 | 41 | 31 |
| 34 | 37 | 40 | 42 | 36 |
| 35 | 29 | 39 | 46 | 40 |
| 36 | 38 | 46 | 47 | 40 |
| 37 | 28 | 36 | 48 | 44 |
| 38 | 34 | 39 | 35 | 40 |
| 39 | 20 | 35 | 33 | 40 |
| 40 | 28 | 33 | 37 | 42 |
| 41 | 32 | 34 | 31 | 42 |
| 42 | 26 | 31 | 39 | 43 |
| 43 | 37 | 38 | 43 | 44 |
| 44 | 34 | 35 | 43 | 44 |
| 45 | 27 | 31 | 43 | 45 |
| 46 | 32 | 42 | 41 | 46 |
| Средний балл по группе | 35,5 | 40,2 | 38 | 35,6 |
Примечание: - преобладающий балл.
На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие две группы старшеклассников с высоким и низким уровнем смысла учения.
I группа старшеклассников – с высоким уровнем смысла учения (19,55% - 9 человек). Это проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Появление жизненных планов, стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде учебной деятельности. Способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. В этот период жизни он решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
II группа старшеклассников – с низким уровнем смысла учения.
Таких старшеклассников 8,7% - 4 человека. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Старшеклассники редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано по-нашему мнению с тем, что старшеклассники еще находятся в стадии самоопределения. Сколь бы ни были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, многого они не знают – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни в обществе.
Просчитав среднее арифметическое по каждой шкале для класса, мы получили общий, групповой уровень мотивации (Таблица 6). Как видно из таблицы данному классу присущ средний уровень смысла учения (40,2 балла).
Таблица 6 Оценка уровня смысла учения старшеклассников
| № | Уровень | Средний балл |
| 1 | Высокий | 73,6 (18 человек) |
| 2 | Средний | 40,2 (24 человека) |
| 3 | Низкий | 35 (4 человека) |
| Средний балл | 49,6 | |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 367.