Изучение смысла учения старшеклассников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По результатам исследования мотивации учения старшеклассников (методика определения смысла учения старшеклассников" (Каташев В.Г.) можно сказать о том, что для большинства старшеклассников 52,2% - 24 старшеклассников характерен средний уровень мотивации учения в школе (Таблица 5). Старшеклассники с нормальным и высоким уровнем мотивации учения составляют по 19,55% - по 5 человек от общего числа опрашиваемых.

 


Таблица 5 "Исследование смысла учения" (Каташев В.Г.).

Определение уровня смысла учения старшеклассников

№ п/п

I Низкий уровень мотивации II Средний уровень мотивации III Нормальный уровень мотивации IV Высокий уровень мотивации

Баллы

1 42 36 27 29
2 44 42 34 30
3 48 46 36 37
4 50 42 38 31
5 34 36 32 25
6 34 37 34 34
7 33 38 35 29
8 38 40 37 36
9 37 40 34 35
10 37 40 39 38
11 35 40 37 30
12 39 42 38 41
13 41 42 25 25
14 32 42 33 41
15 28 42 40 35
16 30 42 38 33
17 39 43 38 32
18 34 43 39 35
19 33 45 44 33
20 44 45 28 27
21 38 45 41 23
22 41 45 41 33
23 34 45 36 31
24 45 46 24 22
25 32 46 40 36
26 35 46 44 41
27 43 47 42 31
28 36 47 45 43
29 32 34 35 33
30 35 35 39 38
31 35 37 41 36
32 36 37 41 37
33 36 38 41 31
34 37 40 42 36
35 29 39 46 40
36 38 46 47 40
37 28 36 48 44
38 34 39 35 40
39 20 35 33 40
40 28 33 37 42
41 32 34 31 42
42 26 31 39 43
43 37 38 43 44
44 34 35 43 44
45 27 31 43 45
46 32 42 41 46
Средний балл по группе 35,5 40,2 38 35,6

Примечание: - преобладающий балл.

 

На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие две группы старшеклассников с высоким и низким уровнем смысла учения.

I группа старшеклассников – с высоким уровнем смысла учения (19,55% - 9 человек). Это проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Появление жизненных планов, стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде учебной деятельности. Способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. В этот период жизни он решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

II группа старшеклассников – с низким уровнем смысла учения.

Таких старшеклассников 8,7% - 4 человека. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Старшеклассники редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано по-нашему мнению с тем, что старшеклассники еще находятся в стадии самоопределения. Сколь бы ни были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, многого они не знают – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни в обществе.

Просчитав среднее арифметическое по каждой шкале для класса, мы получили общий, групповой уровень мотивации (Таблица 6). Как видно из таблицы данному классу присущ средний уровень смысла учения (40,2 балла).

 

Таблица 6 Оценка уровня смысла учения старшеклассников

Уровень Средний балл
1 Высокий 73,6 (18 человек)
2 Средний 40,2 (24 человека)
3 Низкий 35 (4 человека)

Средний балл

49,6

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.