Б1.В.ОД.1.14 НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Цели и задачи дисциплины - сформировать у студентов целостное представление об эпохе торгового и промышленного колониализма в странах Азии и Африки и особенностях экономики колониального стандарта в различных странах. При этом необходимо подготовить студентов к изучению новейшей истории. Дать представление об особенностях периода новой истории Востока по сравнению с предыдущими периодами и со странами Запада.

Задачи дисциплины:

- дать бакалаврам представление о теории модернизации и ее специфике на Востоке в колониальный период;

- привить бакалаврам навыки сравнительно-типологического анализа основ цивилизаций Запада и Востока;

- продемонстрировать на примере истории ряда стран Азии и Африки в новое время варианты синтеза западных и восточных традиций, прохождения модернизационных процессов в условиях колониализма.

Актуальность - возрастание роли изучение стран Востока (стран Азии и Африки) современном мире, влияние их политики на международное положение, обуславливают необходимость более углубленного изучения истории и культуры периода колониализма.

Задачи лекционных занятий: дать студентам общее представление о современном состоянии востоковедения, углубить знания событийной истории и развить способности структурировать информацию, полученную из разных источников, и делать на этом основании самостоятельные выводы и обобщения. 

Задачи семинарских занятий: проконтролировать самостоятельную работу студентов с источниками, проверить понимание студентами содержания рекомендованной литературы. Основное предназначение семинара – овладение понятийно-терминологическим аппаратом исторической науки, свободное оперирование им, выработка навыков самостоятельного мышления и устного выступления.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: Дисциплина «Новая история стран Востока» относится к вариативной части профессионального цикла (Б1.В.ОД.1.14). История стран Востока (стран Азии и Африки) в новое время есть продолжение древней, средневековой истории этих стран. Она является составной частью блока общепрофессиональных дисциплин. Предметом изучения учебного курса Новая история стран Азии и Африки являются основные закономерности и особенности развития стран Востока в колониальный период. Периодизация истории стран Востока. Место стран Востока во всемирной истории. Период торгового колониализма. Особенности трансформации традиционной структуры в период создания колониального управления. Столкновение индуистско–буддийской, конфуцианской, исламской цивилизаций с натиском европейской цивилизации. Начало экспансии промышленного капитализма. Формирование экономики колониального стандарта: плантационное хозяйство и монокультуры. Роль иностранного капитала в процессе экономической трансформации азиатских и африканских государств. Особенности экономической модернизации в английских, французских и других колониях. Зарождение национально-освободительного движения и его социальная база. Формирование мелкой и средней национальной буржуазии и первых политических организаций. Основные достижения национально– освободительного движения. Появление политических партий в странах Африки Основные методы и формы борьбы за независимость в различных странах Востока. Всемирно-историческое значение эпохи колониализма.

Данный курс тесно связан с такими дисциплинами как: «Новая история стран Европы и Америки», «Источниковедение», «Мировая экономика».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

- способен к демонстрации знания основных положений и концепций в области истории и теории исторической науки, её методологии, имеет представление о современном состоянии и перспективах развития исторической науки (СК – 2).

- способен проводить под научным руководством исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области исторической науки с формулировкой аргументированных заключений и выводов (СК-6);

- готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7);

- готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

- готов к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные эпохи и важнейшие события новой истории стран Азии и Африки;

- место и роль Востока во всемирном историческом процессе;

- основные комплексы источников по новой истории стран Азии и Африки;

- аспекты всех сторон исторического развития восточных зарубежных стран;

- особенности модернизационных процессов на Востоке периода колониализма; уметь:

- анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике;

- использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем;

- использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов;

- соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира

владеть:

 - навыками синтеза знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории;

 - навыками сравнения и выделения закономерных и частных особенностей развития стран Азии и Африки, Европы и Америки;

- умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников.

II . СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание Лекции Практич. СРС
Модуль 1. «Введение. Страны Азии и Африки в Новое время». Тема 1. Восток как геополитическое явление. Общая характеристика Нового времени. Введение в предмет Новая история стран Азии и Африки. История изучения стран Востока в Европейской и Российской историографии. Проблема периодизации Азиатских и Африканских государств. Проблема «отставания» Востока или «опережения» Запада (историография вопроса). Политическая карта стран Востока к началу XVIII века. Восточная деспотия. Периоды колонизации стран Востока. Колониальные процессы в ХVIII—ХIХ веках. 4 20
Модуль 2. Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции. Ближний Восток в конце XVIII – первой половине XIX века. Восточный вопрос. Реформы (низам-и джедид, танзимат) в Османской империи XVIII–XIX вв. Египетский, балканский, малоазиатский регионы. Сравнительный анализ развития. Иран в политике держав Запада XVIII – конец Х1Х в. Афганистан в Новое время. Китай в XVII – первой половине XIX века. Вторжение Запада в Китай. Опиумные войны в Китае. Движение тайпинов. Япония в Новое время. Эволюция сёгуната. Британская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны». Юго-Восточная Азия в Новое время. 4 2 52
Модуль 3. Страны Востока на рубеже XIX – начала ХХ в. Колониальная (торгово-промышленная и военно-финансовая) экспансия великих держав на Ближнем Востоке на рубеже XIX–XX вв. Младотурецкая революция. Иран в политике держав Запада XVIII – начала ХХ в. Реформы и революция в Иране в 1840е – 1910е гг. Афганистан в Новое время. Революция Мэйдзи и ее последствия во внутренней и внешней политике империи. Ихэтуаньское движение в Китае. Синьхайская революция. Сунь Ятсен и идеология гоминдана. Подъем национального самосознания в Индии начала ХХ в. 4 6 52
Модуль 4. Страны Азии и Африки накануне и во время Первой мировой войны. Завершение колониального раздела Африки. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны. Вовлечение стран Азии и Африки в мировые экономические и военно-политические планы держав 1890е–1910е годы. Первая мировая война и страны афро-азиатского мира. Распад колониальных империй на Востоке. Новые формы освободительной борьбы в Азии и Африке на рубеже Нового и Новейшего времени. Насильственное втягивание зависимых стран в мировую войну. Страны Азии и Африки в войне: военные действия на их территориях, призыв огромных контингентов населения в сражающиеся армии метрополий, организация трудовых армий, приспособление экономики зависимых стран к военным нуждам держав. Участие Турции в Первой мировой войне на стороне германского блока. Нарушение нейтралитета Ирана обеими воюющими коалициями. Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в Китае, Индии и других странах в годы войны. Арабские страны и страны Африки в годы Первой мировой войны. Социально-экономические последствия войны в странах Востока. 2 2 8

ВВЕДЕНИЕ

В основе предлагаемой тематики курса семинарских занятий по истории стран Азии и Африки в новое время лежит изучение процесса взаимодействия Востока (афро-азиатского мира) и Запада (западно-европейского мира), проявившегося во многих измерениях – структур, институтов, народов, культур, систем ценностей и представлений на протяжении XVI – начала XX века.

Поворотным моментом во взаимоотношении Востока и Запада стали Великие географические открытия, интенсификация международной торговли, становление в Европе капиталистического общества, колониальная экспансия и универсализация капитализма, приведшие в конечном итоге к втягиванию неевропейских обществ, зачастую помимо их воли, в мировые интеграционные процессы, к лишению их политического и экономического суверенитета, к становлению мирового рынка, возникновению единой мировой системы.

Для отдельных субъектов исторического процесса радикально изменились условия функционирования и соотношение эндогенных и экзогенных факторов эволюции в пользу последних. На смену в значительной степени изолированного самодостаточного развития пришёл период активного культурного диалога, беспрецедентных по своим масштабам межцивилизационных и межкультурных контактов, которые продолжают оставаться реалиями нашего времени и важнейшей составляющей жизни социумов в условиях набирающей темпы глобализации.

Всё это накладывало отпечаток на понимание и изучение характера, особенностей и последствий взаимодействия восточных и западных обществ и культур. Стоит вкратце отметить, что изучение колониального варианта взаимодействия Востока и Запада за истекшие полтора века прошло знаменательный путь от классической трактовки «цивилизаторской миссии» Европы и вестернизации до восприятия колониальной эпохи как «многомерного», «сложного», «нелинейного», «многонаправленного» и так далее, процесса. В последнее десятилетие исследователи пришли к радикальному пересмотру исследовательских приоритетов и подходов в изучении европейского колониализма, к открытию новых, прежде игнорировавшихся пластов в колониальных контактах и столкновениях. Фокус исследований сместился с социально-экономической и политической истории на изучение культуры. Особое внимание уделяется проблемам соотношения культуры и колониализма, колонизации сознания, инвенции разработанных европейцами знаний в сознание самих колонизованных, а также анализ различных проявлений обратных реакций на все инновации со стороны колонизуемых. В результате получался своеобразный «диалог» различных культур и цивилизаций в ходе колониального контакта.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Изучение курса «История стран Азии и Африки в новое время» студентом осуществляется тремя видами работ: лекционные занятия, семинарские занятия и самостоятельная работа.

Задача лекционного курса - познакомить студентов с устоявшимися представлениями по истории народов Востока с XVII до начала XX в., учитывая не только многомерность исторического процесса и альтернативность научных подходов к его изучению, но и основные исторические концепции, которые лежат в основе познания прошлого. Для эффективного усвоения курса, необходимо, чтобы перед лекцией Вы обязательно ознакомились с материалом соответствующей темы, изложенной в учебниках. Для этого можно пользоваться учебной литературой.

Однако учтите, что указанные в рабочей программе учебники есть минимум для определения круга проблем, которые Вам необходимо знать. Для анализа дискуссионных проблем, требующих ознакомления студентов с различными, в основном противоположными, точками зрения к каждой лекции прилагается необходимый перечень литературы, требующей дополнительного изучения. Для ознакомления с новыми трактовками, представлениями и даже теориями необходимо регулярно знакомиться с различными точками зрения, как правило, в первую очередь изложенными в журналах «Восток», «Азия и Африка сегодня», «Вопросы истории», и других изданиях, публикующих новые, аргументированные взгляды на отдельные проблемы истории Востока. Помните! Историк обязан знать не только литературу по теме, но и источники, отражающие проблему. Особое внимание при самостоятельной работе обратите на анализ источников. Всякая точка зрения имеет право на существование, если она аргументирована источниками, их анализом, если ее носитель не отбрасывает отдельные блоки источников, а пытается их научно интерпретировать.

Семинарские занятия по курсу истории стран Азии и Африки в новое время проводятся в соответствии с учебным планом на дневном и вечернем отделениях исторического факультета.

Тематика семинарских занятий построена таким образом, что она включает в себя основное содержание новой истории стран Азии и Африки, призванная дополнить основной лекционный курс и дать возможность студентам наиболее глубоко изучить ключевые проблемы афро-азиатских стран: характерные цивилизационные черты восточных обществ, европейское колониальное проникновение на Восток, реакцию афро-азиатского мира на колониальную политику Запада, утверждение и развитие капиталистических отношений в странах Азии и Африки, освободительные движения и революции в этих странах и их идеологии. Учитывая результаты новейших научных исследований, студенты должны выявить принципиальные особенности исторического пути Востока, проанализировать механизм идеологической подготовки восточных обществ к принятию капитализма, процессы реформации и модернизации на Востоке. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется ознакомиться со всем спектром точек зрения по анализируемым проблемам, поскольку основная задача данного семинарского цикла заключается в дальнейшем развитии у студентов самостоятельного и независимого подхода к анализу проблем востоковедческого характера. Именно поэтому особенно важным является обращение к источникам, которыми обеспечены практически все темы.

Кроме того, студенты не должны ограничиваться приведенным списком рекомендуемой литературы к темам семинарских занятий. Остро необходим самостоятельный поиск новых материалов и научных исследований. Без этого невозможно провести полноценную работу по данной тематике.

Семинарские занятия являются важной формой учебного процесса, способствующей усвоению куpca. Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, изжить имеющиеся штампы и способствовать расширению общей исторической культуры. В ходе занятий студент должен научиться применять выработанную методику в практике конкретно-исторических исследований. Научная работа студента также начинается с практических занятий.

При подготовке к семинарским занятиям помните:

Во-первых, необходимо четко усвоить поставленную проблему, определенную темой и вопросами занятия. При чтении литературы и источников не отвлекайтесь от этих вопросов, усвойте выводы исследователя, то, как он к ним пришел, какие аргументы использовал.

Во-вторых, конспект не должен занимать много места, необходимо, чтобы он был кратким, удобным для использования и содержал в себе следующие моменты:

•     вывод исследователя;

•     его аргументы в подтверждение данного вывода;

•     какими источниками он пользовался (определите их полноту и достоверность);

•     ваше отношение к проблеме, аргументы, подтверждающие его.

Главное - Ваше мнение должно быть четко аргументировано.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 264.