План
а) Общественно-экономическое развитие Турции в конце XIX - начале XX вв.
б) Зарождение младотурецкого движения. Младотурецкие организации. Идеологи младотурок.
в) Этапы младотурецкой революции 1908-1909 гг.
г) Внутренняя политика младотурок 1909-1918 гг.
Источники и литература к разработке третьего вопроса
1. Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. - М., 1972.
2. Васильев Л. С. История Востока. - Т. 2. - М., 1998.
3. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А. Н. Новая история стран Азии и Африки. - М., 1987.
4. Новая история стран Азии (вторая половина XIX - начало XX вв.). - М., 1995.
5. Петросян И. Е., Петросян Ю. А. К оценке опыта борьбы за реформы в Османской империи // Народы Азии и Африки. - 1989. - №6.
6. Розалиев Ю. Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. - М., 1987.
Методические рекомендации:
Цель данного занятия: определить характер событий 1908-1909 гг. в Османской империи и их роль в турецком обществе, почему, несмотря на большие усилия младотурок, империя развалилась.
Рабирая первый вопрос, обратите внимание на усиление внутренней напряженности в стране в первой половине 1908 г., на политическую обстановку, сложившуюся вокруг Османской империи. Расскажите о деятельности младотурецких комитетов в Македонии и усилении респрессий со стороны властей. Объясните, почему младотурки выбрали тактику военного давления и требовали восстановления Конституции 1876 г. Каковы были причины быстрого отступления султана, в чем выразился и чем были вызваны компромисс между младотурками и султаном. Каким образом младотурки ликвидировали режим «зулюм», какое значение для развития страны имело провозглашение буржуазно-демократических свобод и выборы в парламент. Какую оценку этим событиям дал В.И. Ленин.
Расскажите о движении младотурков, когда и кем были созданы их первые организации, охарактеризуйте деятельность общества «Иттихад ве терраки» («Единение и прогресс»). Постарайтесь объяснить, почему основной силой движения стала турецкая военно-чиновничья интеллигенция, выходцы из городской буржуазии, помещиков Анатолии.
Раскрывая вопрос о попытке султана Абдул Хамида II совершить переворот, объясните его причины, сложившуюся расстановку политических сил, действия младотурок, обратите внимание на их отношение к росту политической активности народных масс, к национальным движениям. Проанализируйте действия султана Абдул Хамида II и покажите, почему ему не удалось, несмотря на довольно сильную поддержку части армии, восстановить свою абсолютную власть не удалось, какие силы поддержали младотурок. Объясните, почему наиболее политически активной силой в Османской империи были военные.
Освещая внутреннюю политику младотурков, расскажите об их реформах (реорганизация армии, жандармерии и полиции, аграрные законы, о собственности, об обществах и др.). Обратите внимание на то, что особое значение младотурки придавали армии и репрессивным органам.
Дайте характеристику национальной политике младотурков, объясните, почему они выбрали панисламизм своей главной доктриной, покажите, что их действия по сути продолжили политику Абдул Хамида II и тем самым усугубили центробежные тенденции в империи. Покажите роль триполитанской и балканских войн в установлении диктатуры трех младотурецких лидеров (Энвера, Талаата, Джамаля). Охарактеризуйте их внутреннюю и внешнюю политику.
Раскрывая последний вопрос, покажите, почему младотурки с первого для войны поддерживали Германию, хотя правительство султана объявило о нейтралитете Османской империи. Расскажите, почему и каким образом империя вступила в войну, о последствиях этой войны для народов империи, принесших разруху и проивол властей. Обратите внимание на то, что своими действиями младотурецкое правительство по сути отказалось от тех принципов и свобод, за которые оно выступало в недавнем прошлом. Действия тайной полиции, закон о «депортациях», подчинение армии немецким генералам и офицерам, немецкая цензура и подчинение экономики страны интересам Германии, тяжелые поражения турецкой армии отвратили от младотурков даже самых ярых сторонников. В октябре 1918 г. правительство вынуждено было уйти в оставку, а Мудросское соглашение, и последовашие за ним события разрушили Османскую империю.
Разбирая эти вопросы, постарайтесь понять, как изменилось турецкое общество за это драматическое десятилетие, какие новые социальные силы пришли в движение, что нового появилось в менталитете общества, в образе жизни.
Методические рекомендации по изучению источников.
Документы № 1-3,5 отражают период младотурецкой революции. При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить экономический раздел программы младотурок и выделить те пункты, которые при осуществлении их на практике могли способствовать буржуазному развитию страны. Извлечения из конституции 1876 года, восстановленной в ходе младотурецкой революции изложены в документе № 7. Процесс зарождения тюркизма, как главного направления общественной мысли и идеологической основы Турецкой республики отражён в документе № 6.
Рекомендованные источники.
№ 1. УЛЬТТИМАТУМ СУЛТАНУ АБДУЛ ХАМИДУ II , НАПРАВЛЕННЫЙ САЛОНИКСКИМ КОМИТЕТОМ «ОСМАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЕДИНЕНИЕ И ПРОГРЕСС».
23 июля 1906 г.
Его Величеству августейшему повелителю.
Покорнейше просим издать соответствующее ираде о восстановлении конституции, дарованной Вами своим подданным. В случае издания указанного ираде, мы по-прежнему будем верой и правдой служить Вам. Однако если до воскресенья не будет издан высочайший ферман о созыве Палаты депутатов, все находящиеся ныне в вилайете Монастыр государственные служащие, офицеры и солдаты, улемы и шейхи, люди разных сословий, богатые и бедные, словом все без исключения выступят в едином союзе против своего августейшего повелителя.
Uzuncarsili I.H. 1908 Yilinda Ikinci Mesrztiyetin nc Sekilde Пап Edileeegi'ne Dair Vesikalar. - Bellelen. Ankara, 1956, Cill XX, №77. S.122 (перевод M.C. Мейера)
В данном документе речь идёт о воскресенье 26 мюля 1908года.
№ 2. ТЕКСТ СУЛТАНСКОГО ИРАДЕ, РАЗОСЛАННОГО ГУБЕРНАТОРАМ ПРОВИНЦИЙ ЗА ПОДПИСЬЮ ЕГО ЛИЧНОГО АДЪЮТАНТА.
Июля 1908 г.
По желанию народа и приказу Его Величества султана конституция, дарованная 23 декабря 1876 г. и отсроченная по некоторым причинам, вновь восстанавливается. Парламент может быть созван в законный срок. Доведите об этом до всеобщего сведения.
№ 3. ОБРАЩЕНИЕ ПРИНЦА САБАХЕДДИНА ПО СЛУЧАЮ ПОБЕДЫ МЛАДОТУРЕЦКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Извлечения
Дорогие сограждане!
Я поздравляю вас всех со вторичным провозглашением конституции выражаю самую искреннюю признательность участникам восстания.
Суть воспитания нации должна состоять в отказе от следования традиции в пользу инициативы. Если бы тирания не обрела в нашей стране действительно благоприятной почвы, то она не укрепилась бы в столь значительном масштабе. То, что огромная нация в течение стольких лет оставалась в плену нескольких изменников, доказывает не силу тех изменников, но слабость этой огромной нации. Не следует оправдывать эту слабость только нашим невежеством и отсталостью. Отсталость является лишь одной из причин, но основная причина, порождающая тиранию, коренится в самом образе нашего существования, который одновременно способствует и сохранению отсталости... Научные наблюдения со всей определенностью показывают, что свобода и тирания берут свое начало в способе производства. Самая главная сила, обеспечивающая развитие способностей членов общества - частная инициатива. Между тем воспитание, которое мы получаем, как в семье, так и в школах вскармливает инерцию и привычки. Если же мы хотим ускорить развитие способностей нашего населения, то для достижения этой цели нет другого средства кроме направления национального воспитания по пути развития частной инициативы, а не следования традиции, в противном случае какими бы справедливыми и гарантирующими свободу законами не располагала наша страна, мы будем обречены на крайнюю нищету и тиранию.
Наше требование: пусть наши школы обретут силу благодаря независимости, которую мы им предоставляем! Пусть растят инициативных и предприимчивых людей, которые будут без устали трудиться во всех сферах человеческой деятельности! Пусть сутью воспитания нации будет не следование традициям, а инициатива, поворот от прошлого к будущему.
О, мудрость знаний! все наше бытие должно быть залогом
их существования!
№ 4. ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПАРТИИ «ЕДИНЕНИЕ И ПРОГРЕСС»
Июня 1909г.
1. Следует добиваться, чтобы в тексте конституции, наряду с установлением гражданской власти и принятием принципа разделения властей в качестве неизменного правила, была бы четко определена индивидуальная и коллективная ответственность министров перед Палатой депутатов.
3. Необходимо требовать изъятия последней фразы из статьи 113 конституции.
5. Наряду с сохранением принципа двухступенчатых выборов при избрании депутатов парламента, следует определить средства, которые обеспечивали бы полную свободу при проведении выборов.
6. Каждый, вне зависимости от расы и веры, обладает равными правами и свободами и обязан нести одинаковые повиности. Все османцы должны быть равны перед лицом закона и в своих правовых обязанностях перед страной, все подданные должны приниматься на службу в соответствии с их квалификацией и способностями.
7. Право всех османцев на участие в собраниях является условием сохранения спокойствия населения и общественного порядка. Чтобы положение первой статьи конституции соблюдалось, необходимо добиться разработки специального закона об образовании политических обществ.
8. Следует издать особое положение о свободе прессы. Однако в любом случае пресса не должна подчиняться правилам предварительной цензуры.
9.Воспитание [в духе] свободы - основной принцип нашей партии.
11. Надлежит рекомендовать к разработке законодательное положение относительно взаимоотношений рабочих с предпринимателями.
12. Необходимо добиваться, чтобы все налоги устанавливались на основе сочетания общих интересов с потребностями экономики и правовыми нормами, а порядок их взимания был исправлен и улучшен.
15. Надлежит настаивать на издании особых законов, которые помогли бы обеспечить на практике расширение административных полномочий вилайетских центров, а также добиваться, чтобы при организации нахий принимались во внимание склонности населения и местные потребности.
№ 5. ПРОГРАММА МЛАДОТУРОК, ПРИНЯТАЯ НА СЪЕЗДЕ ПАРТИИ 1913 г. ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА
Статья 18. Для подъема и развития сельского хозяйства необходимо предоставлять земледельцам долгосрочные кредиты под низкий процент, поэтому надлежит приложить усилия для организации и открытия в нашей стране ипотечного банка, который предоставлял бы кредиты под недвижимость.
Статья 19. Следует добиваться смягчения законодательных положений, которые сдерживают и ограничивают торговые операции, что препятствует удовлетворению существующих цивилизованных потребностей.
Статья 20. Разработать проект специального закона о сельскохозяйственных кассах, создаваемых для защиты, с государственной помощью, общественных интересов от сельскохозяйственных торгово-скупочных ширкетов и обеспечения общими усилиями спроса на сельскохозяйственную продукцию.
Статья 22. Признать цеховые общины в качестве самостоятельных профессиональных объединений и добиваться предоставления им достаточных полномочий для решения их внутренних вопросов.
Статья 23. Добиваться уменьшения ашара на 10%, как только позволит состояние государственных финансов.
Статья 24. Путем проведения кадастра превратить ашар в поземельный налог, а до этого времени отменить существующие акты на его взимание в виде пятой части урожая или иным каким образом и тем самым удовлетворить жалобы налогоплательщиков по этому вопросу.
Статья 25. Разработать специальный закон, чтобы добиться превращения нынешнего очень несправедливого и непропорционального подоходного налога в справедливо-пропорциональный и распространения во что бы то ни стало положений этого закона на иностранцев.
Статья 28. Добиваться издания закона, который должен установить и упорядочить взаимоотношения между земледельцами, издольщиками, сезонными работниками и испольщиками.
Статья 30. Следует ускорить издание и вступление в силу закона о поощрении промышленности.
Статья 31. Необходимо принять меры для умножения числа бирж, торговых и промышленных палат, их самостоятельного образования и доходной деятельности.
Статья 32. Следует добиваться упорядочения и смягчения, в соответствии с нынешними потребностями, закона о торговле и особенно его положений об анонимных ширкетах.
Tunaya T.Z. Turkiye'de Siyasi Partiler, 1859 1952 Istanbul, 1952. S.216-217 (перевод М.С. Мейера).
1. Ширкеты - акционерные общества.
2 Ашар - средневековый налог на сельскохозяйственную продукцию
опись земельных владений.
№ 6. СТАТЬЯ ЗИИ ГЕКАЛПА «ТРИ ТЕЧЕНИЯ МЫСЛИ», ОПУБЛИКОВАННАЯ В ЖУРНАЛЕ «ТЮРК ЮРДУ» 1913 г.
Извлечения
В нашей стране существуют три течения мысли. Когда мы обращаемся к их истории, те видим, что первоначально наши идеологи осознали необходимость модернизации. За берущими свое начало в годы правления Селима III соображениями по этому поводу позже последовали другие замыслы, обращенные на этот раз к исламизации. Совсем недавно обозначилось третье направление идейных исканий – тюркизм.
Сегодня как Запад, так и Восток вполне определенно демонстрируют, что мы живем в эпоху наций. Идеал национализма доминирует в сознании нашего века. Если игнорировать этот важный социальный фактор, то государство, стремящееся положить в основу управления национальное самосознание, не добьётся успеха. Пока наши государственные деятели и партийные лидеры не воспримут этот идеал, они не смогут достичь духовной власти над общинами и народами Османского государства.
№ 7. КОНСТИТУЦИЯ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ 1876 г.
Извлечения
Хатт 2 его императорского величества султана, провозглашающий Оттоманскую конституцию.
Дано 23 декабря 1876 г.
Провидению угодно было предоставить нашему царствованию осуществление этого счастливого преобразования, составляющего высшую гарантию благосостояния наших народов. Воздаю хвалу небу за то, что оно сделало меня орудием этого преобразования. Сделалось очевидно, что принцип нашего правления стал несовместим с постепенными изменениями, введенными в наши внутренние порядки, и с возрастающим развитием наших внешних сношений. Наше глубочайшее желание состоит в том, чтобы навсегда заставить исчезнуть все препятствия, мешавшие народу и стране пользоваться правами, принадлежащими цивилизованному обществу.
ТЕКСТ КОНСТИТУЦИИ ОБ ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Ст.1. Оттоманская империя заключает в себе нынешние страны и владения и привилегированные провинции. Она составляет одно нераздельное целое, от которого никогда не может быть отделена никакая часть по какому бы ни было поводу.
Ст. 4. Его величество султан, в силу звания халифа, есть покровитель мусульманской религии. Он повелитель и падишах всех оттоманов.
Ст.5. Его величество султан неответственен; личность его священна и неприкосновенна.
Ст. 7. Его величество султан, в числе своих верховных прав, пользуется следующими прерогативами: он назначает и сменяет министров; он жалует чины, должности и знаки своих орденов; он дает инвеституру (юридический акт введения в права) главам привилегированных провинций, согласно содержанию предоставленных им привилегий; он повелевает чеканить монету; имя его произносится в мечети во время общественной молитвы; он заключает договоры с державами; он объявляет войну; он заключает мир; он начальствует над сухопутными и морскими армиями; он распоряжается движениями войск; он повелевает приводить в исполнение постановления шери (священного закона) и законов; он издает постановления об общественной администрации; он милует или изменяет наказания лиц, осужденных уголовными судами; он созывает и закрывает национальное собрание; он распускает, если признает это нужным, палату депутатов, под условием назначения новых выборов депутатов.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ ОТТОМАНОВ
Ст. 8. Все подданные империи безразлично называются оттоманами, какова бы ни была исповедываемая ими религия. Качество оттомана приобретается и теряется в случаях, определенных законом.
Ст. 9. Все оттоманы пользуются личною свободою, под условием не наносить ущерба свободе других.
Ст. 10. Личная свобода вполне неприкосновенна. Никто, ни под каким предлогом, не может быть подвергнут какому-нибудь наказанию, помимо случаев, определенных законом и согласно предписываемым им формам.
Ст. 11. Ислам есть государственная религия. Держась этого принципа, государство, тем не менее, покровительствует свободному отправлению всех исповеданий, признанных в империи, и сохраняет религиозные привилегии, предоставленные разным общинам, при том условии, чтобы не наносилось никакого ущерба общественному порядку и добрым нравам.
Ст. 15. Преподавание свободно. Каждый оттоман может устраивать публичные или частные курсы, под условием сообразоваться с законами.
Ст. 17. Все оттоманы равны перед законом. Они имеют одинаковые права и одинаковые обязанности по отношению к стране, без нарушения того, что относится до религии.
Ст. 18. Допущение к общественным должностям обусловлено знанием турецкого языка, который составляет официальный язык государства.
Ст. 19. Все оттоманы допускаются к общественным должностям, смотря по их способностям, заслугам и познаниям.
Ст. 21. Недвижимая и движимая собственность, законно закрепленная, гарантирована. Не может быть никакого отчуждения собственности иначе, как только для общественной пользы, должным образом удостоверенной и после предварительной уплаты, согласно закону, стоимости отчуждаемой недвижимости.
Ст. 22. Жилище неприкосновенно. Общественная власть не может силою проникать в жилище кого бы то ни было, иначе, как в случаях, определенных законом.
. 25. Никакая сумма денег не может быть взимаема в виде налога, или пошлины, или под всяким другим наименованием, иначе, как в силу закона.
Ст. 26. Пытки и пытания, под каким бы то ни было видом, совершенно и безусловно воспрещены.
О МИНИСТРАХ
Ст. 27. Его величество султан вверяет должности великого везира и шейх-уль-ислама ( высший мусульманский авторитет в Османской империи) тем лицам, которых его высокое доверие признает нужным призвать к исполнению этих должностей. Назначение остальных министров производится императорскими ираде.
Ст. 28. Совет министров собирается под председательством великого везира. Круг ведения совета министров обнимает собою все важные внутренние и внешние государственные дела. Решения совета, долженствующие быть представленными на утверждение его величества султана, подлежат исполнению в силу императорского ираде.
О НАЦИОНАЛЬНОМ СОБРАНИИ
Ст. 42. Национальное собрание состоит из двух палат: палаты господ, или сената, и палаты депутатов.
Ст. 44. Его величество султан может, смотря по требованиям обстоятельств, ускорить время открытия палат и сократить или продолжить их сессию.
Ст. 50. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
Ст. 54. Проекты законов, изготовленных государственным советом, вносятся сначала в палату депутатов, а потом в сенат. Проекты эти имеют силу закона только тогда, когда, будучи приняты обеими палатами, они получают утверждение императорского ираде. Всякий проект закона, окончательно отвергнутый одною из двух палат, не может быть внесен на рассмотрение в течение той же сессии.
О СЕНАТЕ.
Ст. 60. Председатель и члены сената назначаются непосредственно его величеством султаном
Ст. 61. Для того чтобы иметь право быть назначенным в сенаторы, необходимо сделаться достойным, своими действиями общественного доверия или оказать государству отменные заслуги и иметь не менее сорока лет от роду.
Ст. 64. Сенат рассматривает проекты законов и бюджет, переданные в него палатою депутатов. Если, при рассмотрении какого-нибудь проекта закона, сенат усмотрит распоряжение, противное державным правам его величества султана, свободе, конституции, территориальной целостности империи, внутренней безопасности страны или добрым нравам, то окончательно отвергает его мотивированным решением, или возвращает его, вместе со своими замечаниями. Проекты законов, принятые сенатом, должны быть облечены его одобрением и переданы великому везиру. Сенат рассматривает представленные ему петиции; он пересылает великому везиру те из этих петиций, которые он признает заслуживающими этой пересылки, сопровождая их своими замечаниями.
Ст. 67. Полномочия депутата несовместимы с занятием государственной должности, исключая министров. Всякий другой государственный чиновник, выбранный в депутаты, свободен принять или отказаться от этого звания, но, в случае принятия его, он должен оставить свою службу.
Ст. 68. Не могут быть избраны депутатами:
1)не принадлежащие к подданным Оттоманской империи,
2) те, которые, в силу действующего особого положения, временно пользуются преимуществами, связанными с исполняемою ими иностранной службою;
3) не знающие турецкого языка;
4) не достигшие тридцатилетнего возраста;
5)лица, состоящие на службе у частного лица;
6) не состоятельные должники
7)лица, открыто предосудительного поведения;
8) лица, на которых наложено судом задержание, пока оно не снято с них.
9) не пользующиеся гражданскими правами;
10) лица, претендующие на принадлежность к чужой национальности.
По истечении первого четырехлетнего периода одним из условий для избираемости в депутаты будет знание: читать по турецки и, насколько это возможно, писать на этом языке.
Статья 76. Каждому депутату будут ассигнованы казённые деньги для возмещения путевых издержек. Цифра этих издержек будет установлена согласно положению о возмещении путевых расходов гражданским государственным чиновникам и исчислена на основании ежемесячного жалования в размере 5000 пиастров.
Ст. 78. Заседания палаты депутатов публичны. Однако палата может иметь и тайные заседания, если предложение об этом будет сделано министрами или пятнадцатью членами палаты и если предложение это будет принято в непубличном заседании.
Статья 79. Никакой депутат не может быть, в течение сессии подвергнут задержанию или преследованию судом, кроме случаев поимки с поличным, иначе, как по решению, принятому большинством палаты, дозволяющему начать расследование.
Статья 80. Палата депутатов обсуждает внесенные в нее проекты законов. Она принимает, изменяет или отвергает постановления, касающиеся финансов или конституции. Она подробно рассматривает общие расходы государства, заключающиеся в бюджетной смете и определяет общую сумму по соглашению с министрами. Она также по соглашению с министрами определяет общую сумму и способ распределения доходов, назначенных на покрытие расходов.
О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.
Статья 81. Судьи, назначенные согласно с особым о них законом и снабжённые бератом (разрешение на осуществление судебной практики) несменяемы, но могут подавать в отставку. Повышение судей в иерархическом порядке, перемещение их, отставка, отрешение их от должности по судебному приговору подчинены постановлениям то же закона. Законом этим определяются условия и качества, требуемые для исполнения должности судьи или других должностей судебного ведомства.
Статья 82. Заседания всех судов публичны. Опубликование судебных приговоров дозволено. Однако в случаях, указанных законом, заседание суда может происходить при закрытых дверях.
Статья 86. Никакого постороннего вмешательства не может быть в судах.
Статья 87. Дела, касающиеся шерри (мусульманское право) подлежат ведению судов шерри, разбирательство гражданских дел подлежит гражданским судам.
Статья 90. Никакой судья не может совмещать должность судьи с другими должностями, оплачиваемые государством.
О ФИНАНСАХ.
Статья 96. Никакой налог в пользу государства не может быть устанавливаем, распределяем, и взимаем иначе, как в силу закона.
Статья 97. Бюджет есть закон, заключающий в себе предположение о государственных доходах и расходах. Налоги в пользу государства определяются этим законом в том, что касается их размера, распределения и взимания.
РАЗНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 113. В случаях проявления фактов или признаков, заставляющих предвидеть волнения на каком-нибудь пункте территории империи, императорское правительство имеет право объявить в этом пункте осадное положение. Последствия осадного положения состоят во временном прекращении действия гражданских законов. Способ управления местностями, подверженными осадному положению, будет установлен особым законом. Его величеству султану принадлежит исключительное право изгонять из пределов территории империи тех лиц, которые, на основании сведений, заслуживающих доверия и собранных полицейским управлением, будут признаны наносящими ущерб безопасности государства.
Убичини А.. Куртейль П. Современное состояние Оттоманской империи. СПб. 1877. С.214-234.
Текст конституции дан в переводе 1877 года, поэтому оставлено принятое в то время название подданных империи - «оттоманы».
Практическое занятие № 5 (2 часа)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 340.