Вопрос. Периодизация развития психологии. Два подхода к выделению периодов развития.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос. Периодизация развития психологии. Два подхода к выделению периодов развития.

1 ПОДХОД

1 этап ФИЛОСОФСКИЙ- период развития психологии начинается от античности и до 1879г.

Вильгельм Вундт в Лейпциге организовал 1 в мире лабораторию экспериментальной психологии.

2 этап это развитие психологии как самостоятельной науки с 1779 г до настоящего времени

2 ПОДХОД

Основывается на критерии изменения изменения предмета психологии.

Вопрос. Этапы становления и формы существования психологического знания

1 это психология как наука о душе от античности до начала нового времени 17 век.

 Душой считалось -материальное идеальное божественная субстанция, с помощью которого человек становился активно действующим существом. ( воля характер темперамент разум и т.д. в античности началось накопление эмпирического (донаучного) знания.

2 это психология как наука о сознании.

Сознанием -назвали мир внутренней реальности человека проявляющийся способностью думать чувствовать желать. Основным методом осознания человека считалось наблюдение за самим собой -метод интроспекции.

3 это  психология наука о поведении. В начале 20 века до 60г 20 века.

 Наука о поведении это БИХЕВИОРИЗМ на этом этапе психология естественная наука для изучения поведения человека основал Джон Уотсон. Главная задача психологии проведение экспериментов и наблюдение за тем что можно непосредственно увидеть реакцию. Реакции это мотивы ,установки.

4 это современный период в психологии.

Современный этап психологии, и ее тесно связывают с медициной и неврологией .Успехи достигнутые в неврологии позволили связать деятельность мозга такие как пробуждение мечтание ,и сознание вновь вернулось в психологию. Современная психология- это наука изучающая объективность с закономерностью проявления и механизм в психике.

Вопрос. Особенности психологических теорий средневековья- вклад в развитие психологических знаний АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО, ФОМА АКВМНСКОГО, арабских философов.

В эпоху средневековья утверждалось представление что душа является божественным сверхъестественным  началом и поэтому изучение душевной жизни должно подчинятся богословием. Величайшие таинства души считались достигнутыми лишь в религиозном мистическом опыте.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ считал душу самобытной субстанцией созданной богом и бессмертной.

ФОМА АКВИНСКИЙ говорит о личностном единстве души и тела считал что тело соучаствует в душевной деятельности. Считал что у кого тонкое тело душа большая.

Арабская психология. Авиценна Ибн Сина автор более 100 книг, медицинский канон, установил пороги чувствительности один из первых говорил о стрессах , проводил опыты, изучал влияние стресса на организм (опыт 2 овцы 1 волк). Впервые подверг экспериментальной проверке взаимосвязей и душевных переживаний человека. Пытаясь определить по вегетативным изменениям (частоте пульса) душевное состояние людей.

Вопрос. Специфика психологических знаний в эпоху Возрождения. ПИКО ДЕЛА МИРАНДОЛА, НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ, ЭРАЗМ РОТЕРДАМСКИЙ. Ренессанс 14-16 век.

 Пико дела Мирандола- итальянский философ полагал что человек выше всех смертных существ свободен и творит свою собственную природу , но свобода воли человека ограничена " мировым порядком" и если человек переступает его то теряет свое достоинство.

Никколо Макиавелли- представитель антропологического пессимизма. Первый поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности. трактат государь.

Эразм Ротердамский- гуманист сравнивал библию с философией Сократа и Платона считал человека странным животным состоящим из 2ух ДУШИ и ТЕЛА или из 3ех разных частей ДУШИ ДУХА и ТЕЛА высмеивал пороки и нравы современного общества.

Билет 19

Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — это стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности. Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека. Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции. Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности. Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к

превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация

НЕОФРЕЙДИЗМ

 НЕОФРЕЙДИЗМ – направление в современном психоанализе, получившее распространение гл.о. в США. Наиболее известные представители: К.Хорт, Г.С.Салливан, Э.Фромм и др. Возник в 1920–30 гг. Лидеры неофрейдизма, подвергнув критике некоторые фундаментальные утверждения З.Фрейда (в частности, теорию либидо), акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с трудами американских социальных антропологов (в частности, школой культурантропологии). Р.Бенедикт (1887–1948) показала, напр., что каждая культура обладает твердой идеологической структурой, оказывающей определяющее воздействие как на воспитание детей, так и на общественные функции взрослых людей. Абрахам Кардинер, психиатр и этнолог, совместно с антропологом Ральфом Линтоном разработал концепцию «базовой личности» в развитие тезиса Рут Бенедикт о культурном этосе. По мнению К.Хорни, осознание громадной важности влияния культурных факторов на неврозы оттесняет на задний план те биологические и физиологические условия, которые рассматривались Фрейдом как лежащие в их основе. В частности, она выделяет характерное для современной западной культуры противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью – с другой. У Э.Фромма и формирование невроза, и избавление от него детерминируется социальной реальностью.

Центр тяжести переносится с внутрипсихических на межличностные отношения. По мнению Э.Фромма, человек в процессе исторического развития утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению экзистенциальных и социальных противоречий. Фромм развивает учение о характере как «второй природе» человека, заменившей недостающие ему инстинкты, а его ядром являются черты, обусловленные социальной средой. Он вводит понятие социального характера как совокупности черт, общей для большинства членов данного общества и способствующей его функционированию; характер задает способ

восприятия идей и ценностей, отношения к миру и другим людям. Неофрейдизм не представляет собой единого целостного учения. Если для Э.Фромма на первом плане стояли социальные проблемы современного американского общества, которые он пытался решить путем соединения фрейдистской психологии и неомарксистской социологии, то для психологов К.Хорни и Г.Салливана главными были вопросы психопатологии и психотерапии. При этом Г.Салливан рассматривает личность лишь как сумму отношений между искаженными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения, тогда как К.Хорни признает наличие в человеке «стремления к самореализации».

вопрос. Периодизация развития психологии. Два подхода к выделению периодов развития.

1 ПОДХОД

1 этап ФИЛОСОФСКИЙ- период развития психологии начинается от античности и до 1879г.

Вильгельм Вундт в Лейпциге организовал 1 в мире лабораторию экспериментальной психологии.

2 этап это развитие психологии как самостоятельной науки с 1779 г до настоящего времени

2 ПОДХОД

Основывается на критерии изменения изменения предмета психологии.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 215.