С церковной точки зрения, завершилась эпоха Вселенских соборов, утвердилось антропоморфное искусство. После иконоборчества споры еще велись, но уже вокруг Святого Духа, а не вокруг Христа человеческая природа утвердилась, но как запечатлеть присутствие святого Духа). Торжество иконопочитания сопровождалось восстановлением церковных росписей, видимо, уже к 2п 9в сложилась новая иконографическая система декорации. Окончательная победа над иконоборцами связана с именем патриарха Фотия, 9в (в 843г иконопочитателей восстановили в правах). Фотий интеллектуал, в Константинополе основал академию (во главе Константин-Кирилл, тот самый, что на Руси ввел кирилицу), верил, что одного благочестия мало, что нужны знания. Фотий созвал «съезд художников и богословов» для обсуждения того, как надо декорировать храмы. Всю систему декорации мы можем только домысливать, так как нет полностью сохранившихся храмов 9в (источники также речи). В иконографии устанавливается канон, но возможны и вариации (и художественный, и литургический канон). В 6в еще не было строго порядка расположения фигур в храме. Богородица глава земной церкви, поэтому помещается в конхе апсиды, но она никогда не может помещаться выше образа Христа, так как он глава небесной и вообще всей церкви.
Повествовательные моменты не играют главной роли, расположение сцен зависит от литургии, священной топографии, календаря, небесной и земной иерархии. Скуфья – Пантократор (Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов очень редко, окружен ангелами, в простенках барабана пророки (12/16) или 12 апостолов (провозвестники или глашатаи), евангелисты в парусах («столпы» евангельского учения). Конха – Богоматерь (Оранта или на троне с Христом-младенцем), рядом Михаил и Гавриил, в виме Этимасия (Христов трон для Суда). Под конхой, с 11в Евхаристия, ниже отцы церкви (исторические представители земной церкви) просто стоят или их служба (тогда они повернуты к центру). В нижних поясах по всему храму группами целители, преподобные, гимнографы, мученики и др. «Праздничный» цикл на сводах и стенах, Страшный Суд на западной стене. Последовательность росписи прочитывается сверху вниз. Перед алтарем два столба. На них всегда изображается Благовещение, Гавриил слева, Богородица справа. Чаще Гавриил шагает, но может и лететь. Богородица иногда у колодца, иногда она ткет; может стоять или сидеть. В теологическую программу входят и иконы, размещаются внизу вдоль стен.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Купол – Вознесение, 8 ангелов, до окон вроде апостолы, а по центральной оси там Богоматерь-Оранта и 2 архангелы, в простенках попарно пророки. Стеночки между парусами: на восточной Христос на убрусе, на западной Христос на чрепии; дальше арки и на профиле восточном Христос Эммануил. Дальше что-то вроде вимы, там небольшое Преображение, потом еще небольшая арочка, там Этимасия, а по сторонам Богоматерь и Иоанн Креститель (они как бы горизонтальны). В конхе Христос на троне, то есть получается деисус. В парусах евангелисты. Евхаристия: над престолом киворий, композиция симметрична, апостолы довольно сильно наклоняются. Ниже отцы церкви. На западе Сошествие Святого Духа на апостолов. На стенах еще Рождество (воплощение Господа), Успение (создание Церкви), сошествие Святого Духа (будущее торжество и рай праведников).
В любом храме всегда превалирует какая-либо тема, причем не всегда она совпадает с посвящением храма. Тема христианского календаря, искупительной жертвы Христа (страстная), тема космоса, спасения человечества (апеллирует к страстной) и тд – это основные такие большие темы. Например, в Софии Константинопольской – там в конхе сидит Богоматерь с младенцем на троне – кто-то предположил, что там основная – это тема защиты от землетрясения.
Есть три варианта понимания росписей (византийских центрических):
· Космическая (небо, святая земля –рай, земной мир).
· Храм – изображение мест, связанных с изображением мест земной жизни Христа. В храме есть довольно детальное типографическое разделение, благодаря которому каждое место в храме ассоциируется с местом Святой земли.
· Понимает структуры росписи. Основанное на христианском календаре. Изображение соответствует литургической последовательности событий. Изображения слагаются в повторный магический смысл.
София в Фесалониках. В куполе выжил мозаичный декор, который сделали в к9в. Это Вознесение (поддерживают 2 ангела). В простенках окон скорее всего стояли пророки, но до нас это не дошло. По кругу расположены апостолы, в центре внизу Богородица, по бокам от нее два ангела повернуты к апостолам.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 396.