Раскройте разные аспекты содержания понятия «групповая динамика».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2. Какие факторы лежат в основе образования формальных и неформальных малых групп?

3. Кратко охарактеризуйте основные подходы к выделению этапов развития малой группы.

4. Сравните между собой стратометрическую и параметрическую концепции коллективообразования. Определите их общие положения и различия.

5. Раскройте основное содержание двухфакторных моделей развития группы. Сравните их с концепциями коллективообразования.

6. В чем основные отличия частных моделей развития группы.

7. Раскройте основное содержание психоаналитической теории развития группы.

8. Опишите модель групповой социализации. Как она соотносится с процессом развития группы?

9. Раскройте суть основных механизмов групповой динамики.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите примеры групп (членом которых Вы являетесь или которые близко наблюдаете), находящихся на разных стадиях развития. Обоснованно определите их стадии развития.

2. Подробно опишите стадии своей социализации в какой-либо группе.

Рекомендуемые темы сообщений

1. Стадии развития группы школьного класса.

2. Стадии развития групп в замкнутых системах обитания.

3. Стадии развития тренинговой группы.

4. Проблемы и этапы командообразования.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 12. п. Образование малой группы, Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. П. 3.7. Развитие и сплочение малой группы, п. 4. Психокоррекционная группа: особенности функционирования и развития., п. 5. Школьный класс как малая группа.

3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 15: п.1. Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма, п. 2. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы.

4. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 4.3. Развитие малой группы.

5. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. Глава 2. Генезис и развитие малой группы, Глава 6: п. 6.2. Группа сверстников как институт социализации.

6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.4. Развитие малой группы.

Тема 4. Структурные характеристики малой группы

Основные понятия: структура группы, официальные деловые отношения, неофициальные деловые отношения, неофициальные эмоциональные отношения, статус, социометрия, социометрические звезды, популярные, пренебрегаемые, отвергаемые и изолированные члены группы; феномен генерализации статуса, групповая роль, ролевой конфликт, коммуникативная сеть, централизованная и децентрализованная коммуникативные сети, психологическая власть. 

План

1. Уровни анализа групповой структуры.

2. Формально-статусное измерение групповой структуры.

3. Социометрическое измерение групповой структуры.

4. Групповые роли.

5. Коммуникативная структура группы.

6. Структура психологической власти в малой группе.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие принято выделять уровни анализа групповой структуры?

2. Раскройте понятие «формальный статус». Как формальный статус индивида влияет на взаимоотношения в группе?

3. Раскройте понятие «эмоциональный статус». По каким параметрам характеризуется эмоциональная структура группы?

4. Дайте определение групповой роли. Охарактеризуйте основные виды ролей в группе.

5. Опишите наиболее распространенные варианты коммуникативных сетей. Как разные коммуникативные сети влияют на эффективность деятельности группы.

6. Какие аспекты составляют структуру власти в группе? Кратко охарактеризуйте их.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте структуру группы, членом которой вы являетесь, по параметрам, обсуждавшимся в лекции.

2. Опишите социальные роли, которые Вы играете в разных группах, дав им названия.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 276.