Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н.
Социальная психология. Часть 2: Психология групп, социальная психология личности. –М.: Издательство РУДН, 2005. - 26 с.
Для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
Подготовлено на кафедре педагогики и психологии
Учебно-методическое пособие к курсу «Социальная психология» для студентов-психологов. Часть 2 включает разделы «психология малых групп», «психология больших групп», «социальная психология личности».
© Издательство Российского университета дружбы народов, 2005
© Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н. 2005
Предисловие
Данный курс является продолжением курса «Социальная психология». Оба эти курса вместе составляют базовый учебный курс по социальной психологии, обязательный для изучения на всех факультетах психологии. Дальнейшее более глубокое изучение различных направлений социальной психологии предполагается на спецкурсах, спецсеминарах и практикумах.
Данный курс посвящен преимущественно изучению социальной психологии больших и малых групп. Так как большинство исследований психологии групп проводилось на материале малых групп, большая часть курса посвящена именно этой проблематике. На примере малых групп рассматриваются все основные психологические явления, наблюдаемые в группах. Психология больших групп изучается менее подробно. Кроме того, в рамках этого курса студенты изучают проблему межгрупповых отношений, кратко знакомятся с социальной психологией личности. Весь материал в целом разбит на 14 тем.
По каждой теме приводится перечень основных понятий, которые студенты должны усвоить. План изучения темы позволит студентам ориентироваться в многообразии имеющейся информации по данной дисциплине, планировать свою самостоятельную работу. Вопросы для обсуждения также дадут представление о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется, читая литературу, искать ответы на поставленные вопросы.
Для более прочного усвоения знаний необходимо выполнять задания для самостоятельной работы. Эти задания направлены на то, чтобы студенты научились применять абстрактные теоретические знания в реальной жизни, чтобы у них формировалось профессиональное психологическое восприятие, умение анализировать наблюдаемые в реальной жизни явления с психологической точки зрения.
В этом методическом пособии также предлагаются некоторые темы сообщений. Подготовка сообщений студентами дает возможность всей группе расширить свой кругозор по изучаемой дисциплине или более глубоко исследовать какую-то проблему, которая их заинтересовала. Список тем сообщений далеко не полный, студенты могут сами предлагать те темы, которые их интересуют, и согласовывать их с преподавателем. Списки литературы по темам указаны в рекомендованных учебниках, их большой объем не позволяет воспроизвести их в данном пособии.
Раздел 1. Социальная психология групп
Тема 1. Понятие группы в социальной психологии
Основные понятия: социальная группа, малая группа, большая группа, состав группы, структура группы, групповые процессы (динамика), групповые ожидания, статус, роль, норма, санкция, условная группа, реальная группа, естественная, лабораторная, формальная (официальная), неформальная (неофициальная), организованная, неорганизованная, открытая, закрытая, стационарная, временная, референтная группы, группа членства.
План
1. Подходы к определению социальной группы.
2. Основные характеристики группы.
3. Виды групп.
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте содержание понятия «социальная группа» с социологической, общепсихологической и социально-психологической точек зрения.
2. Перечислите основные признаки социальной группы.
3. Сформулируйте определение малой группы.
4. По каким параметрам обычно характеризуются группа как целое и отдельный человек как член группы?
5. Какие Вы знаете виды групп? Подберите примеры для каждого из видов групп.
Задания для самостоятельной работы
Перечислите социальные группы, членом которых Вы являетесь. Опишите, как членство в этих группах влияет на Ваше поведение, образ мыслей и т.п. Какие из этих групп являются для Вас референтными и почему?
2. Проанализируйте одну из групп, членом которой Вы являетесь по параметрам, обсуждавшимся в лекции. Т.е. обоснованно определите вид группы по разным классификациям, опишите основные характеристики группы в целом и Вас как члена группы.
3. Выберите тест, изучающий какие-либо психологические особенности малой группы или отдельного члена группы, проведите его, обработайте результаты и сделайте в группе сообщение об этой методике.
Литература
Статья Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. // Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. или Социальная психология в трудах отечественных психологов. Сост. А.Л. Свеницкий.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 8. Проблема группы в социальной психологии, Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 3. Социальная психология групп: п.п. 1, 2.1.
3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 14. Малая группа как социально-психологический феномен.
4. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 4.1. Понятие и виды малых групп.
5. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. п. 1.1. Понятие малой группы.
6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.1. Виды и структура малой группы.
Вопросы для обсуждения
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии: п.п. К истории вопроса, Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.
2. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. п.п. 1.2. История социально-психологических исследований малой группы, 1.3. Методологические аспекты исследования малой группы.
План
1. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
2. Образование малой группы.
3. Этапы развития малой группы.
3.1. Модели коллективообразования.
3.2. Двухмерные (двухфакторные) модели развития группы.
3.3. Частные модели группообразования.
3.4. Психоаналитическая теория развития группы.
3.5. Социализационный аспект группового развития (теория групповой социализации).
4. Механизмы групповой динамики.
Вопросы для обсуждения
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 12. п. Образование малой группы, Глава 13. Социально-психологические аспекты развития группы.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. П. 3.7. Развитие и сплочение малой группы, п. 4. Психокоррекционная группа: особенности функционирования и развития., п. 5. Школьный класс как малая группа.
3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 15: п.1. Характеристика понятия «групповая динамика» и сущность ее механизма, п. 2. Элементы групповой динамики и основные концепции механизма развития малой группы.
4. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 4.3. Развитие малой группы.
5. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. Глава 2. Генезис и развитие малой группы, Глава 6: п. 6.2. Группа сверстников как институт социализации.
6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.4. Развитие малой группы.
План
1. Уровни анализа групповой структуры.
2. Формально-статусное измерение групповой структуры.
3. Социометрическое измерение групповой структуры.
4. Групповые роли.
5. Коммуникативная структура группы.
6. Структура психологической власти в малой группе.
Вопросы для обсуждения
1. Какие принято выделять уровни анализа групповой структуры?
2. Раскройте понятие «формальный статус». Как формальный статус индивида влияет на взаимоотношения в группе?
3. Раскройте понятие «эмоциональный статус». По каким параметрам характеризуется эмоциональная структура группы?
4. Дайте определение групповой роли. Охарактеризуйте основные виды ролей в группе.
5. Опишите наиболее распространенные варианты коммуникативных сетей. Как разные коммуникативные сети влияют на эффективность деятельности группы.
6. Какие аспекты составляют структуру власти в группе? Кратко охарактеризуйте их.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте структуру группы, членом которой вы являетесь, по параметрам, обсуждавшимся в лекции.
2. Опишите социальные роли, которые Вы играете в разных группах, дав им названия.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 8.: п. Основные характеристики группы.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 3. Социальная психология групп: П.2. Социальная психология малой группы: структурные характеристики.: п.п. 2.2, 2.3., 2.4., 2.8., 2.11; П.3. п. 4. Психокоррекционная группа: п. «структура психокоррекционной группы»; Часть 2: Раздел 3: Этюд 9. Социометрический метод в школьной практике.
3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 15: п. 3. Социометрия как метод изучения групповой динамики.
4. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. П. 4.2. Структура малой группы.
5. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. Глава3: п.3.1. Структурные характеристики малой группы.
6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.1. Виды и структура малой группы.
Понятие групповой нормы.
2. Нормативное влияние большинства.
3. Нормативное влияние меньшинства.
4. Последствия отклонения от групповых норм.
Вопросы для обсуждения
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 8. Проблема группы в социальной психологии: п. Основные характеристики группы. Глава 12. Динамические процессы в малой группе: п. Феномен группового давления.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 3. Социальная психолгия групп: п.п. 3.2. – 3.6.
3. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 4.5. Взаимодействие индивида и малой группы.
4. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. П. 3.2. Нормативное поведение в группе.
5. Майерс Д. Социальная психология. Глава 7. Конформизм.
6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.3. Конформизм и групповое давление.
Тема 6. Групповая сплоченность
Основные понятия: сплоченность, совместимость, сработанность, межличностная аттракция, индекс групповой сплоченности, мотивация группового членства, уровень сравнения, побудительные свойства группы, ценностно-ориентационное единство, предметно-ценностное единство.
План:
1. Понятие групповой сплоченности. Совместимость и сработанность в группе.
2. Сплоченность как межличностная аттракция.
3. Сплоченность как результат мотивации группового членства.
4. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство.
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятий «сплоченность», «совместимость», «сработанность». Какие выделяются виды совместимости?
2. Проанализируйте основные положения теорий, трактующих сплоченность как межличностную аттракцию.
3. Проанализируйте основные положения теории групповой сплоченности Д.Картрайта.
4. Как трактуется сплоченность в стратометрическом подходе? В чем заключается основное отличие этого подхода к изучению сплоченности от указанных выше?
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте сплоченность в одной из групп, членом которой Вы являетесь с точки зрения трех изученных подходов.
Литература
Статья Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности.// Социальная психология: Хрестоматия. Сост. Белинская, Тихомандрицкая.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 12. Динамические процессы в малой группе. п. Групповая сплоченность.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 3. Социальная психология групп: п. 3.7. Развитие и сплочение малой группы.
3. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 4.4. Групповая сплоченность.
4. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. П. 3.3.Групповая сплоченность.
План
1. Феноменологический аспект изучения принятия группового решения.
2. Групповая задача.
3. Прагматический аспект изучения принятия группового решения.
4. Эффективность групповой деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Опишите и объясните феномены, проявляющиеся при групповом принятии решения.
2. Кратко охарактеризуйте основные типы групповых задач. По каким параметрам можно описывать групповую задачу?
3. Опишите основные технологии принятия группой эффективного решения.
4. Какие факторы определяют эффективность групповой деятельности?
Задание для самостоятельной работы
Проведите эксперимент по принятию решений по значимым для вас вопросам в 2-3 группах, членом которых Вы являетесь. Опишите, как происходило принятие решений в каждой группе, какие проявлялись феномены. Объясните, почему в разных группах этот процесс происходил по-разному.
Литература
Статья: Костинская А.И. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с риском. // Социальная психология: Хрестоматия. Сост. Белинская, Тихомандрицкая.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 12. Динамические процессы в малой группе. п. Процесс принятия группового решения.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 3. Социальная психология групп: п. 3.8. Процесс принятия групповых решений.
3. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. П. 4.4. Процесс принятия группового решения.
4. Майерс Д. Социальная психология. Глава 9 Влияние группы.
Тема 8. Управление групповым процессом
Основные понятия: лидерство, руководство, инструментальный (деловой) лидер, экспрессивный (эмоциональный) лидер, ценностный вклад, теория черт (харизматическая теория), ситуационная теория, имплицитная теория, прототип лидерства, «большая пятерка», синтетическая (системная) теория, идентификация, вероятностная модель эффективности руководства, вертикальная диадическая модель обмена, принуждение, вознаграждение, традиции, харизма, экспертная власть, авторитарный, демократический, попустительский стили руководства, директивный и кооперативный стили руководства.
План
1. Понятия лидерства и руководства.
2. Лидерство в малой группе.
2.1. Структурный аспект лидерства.
2.2. Личностный аспект лидерства.
2.3. Теории происхождения лидерства.
2.4. Механизм влияния в лидерстве.
3. Руководство в малой группе.
3.1. Личностная модель руководства.
3.2. Руководство как системный феномен.
3.3. Источники влияния руководителя.
3.4. Стили руководства.
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятий «лидерство» и «руководство». Перечислите основные различия лидера и руководителя.
2. Какие сферы обычно выделяются в структуре лидерства в группе? Какие типы лидерства можно выделить?
3. Какие личностные особенности обычно приписываются лидерам?
4. Проанализируйте основные теории происхождения лидерства.
5. Опишите действие основного механизма влияния в лидерстве.
6. Перечислите основные личностные черты, отличающие эффективных руководителей.
7. Проанализируйте основные положения изученных теоретических моделей руководства.
8. Охарактеризуйте основные механизмы влияния руководителя на подчиненных.
Задание для самостоятельной работы.
Проанализируйте в какой-либо из групп структуру лидерства, стиль руководства, личные качества лидера (лидеров) и руководителя с точки зрения их соответствия групповым задачам.
Литература
Статьи: 1. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Лидерство как структурный феномен.// Социальная психология: Хрестоматия. Сост. Белинская, Тихомандрицкая.
2. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Стиль руководства и основные направления его исследования.// Социальная психология: Хрестоматия. Сост. Белинская, Тихомандрицкая.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 12. Динамические процессы в малой группе. п.п. Лидерство и руководство в малых группах, Теории происхождения лидерства, Стиль лидерства.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 3. Социальная психолгия групп: п.п. 2.4, 2.5, 2.6.
3. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 4.6. Лидерство в малых группах.
4. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы. Глава 5. Феномены управления групповым процессом.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.2. Лидерство в малых группах.
План
1. Общее представление о больших социальных группах.
2. Уровни развития больших социальных групп.
3. Элементы социальной психологии больших групп.
4. Формы проявления психологии больших групп.
5. Психология классов.
6. Психология этнических групп.
Вопросы для обсуждения
1. Когда и с чего начиналось изучение психологии больших групп?
2. Какие в настоящее время существуют точки зрения на предмет психологии больших групп?
3. Кратко охарактеризуйте основные виды больших групп по разным классификациям.
4. Охарактеризуйте выделяемые уровни больших групп. Подберите примеры для каждого из уровней.
5. На какие сферы принято подразделять психологию больших групп с целью ее изучения? Какие явления изучаются в каждой из этих сфер?
6. Кратко охарактеризуйте основные формы проявления психологии больших групп. Подберите примеры каждой из форм.
7. Охарактеризуйте три основные линии исследования психологии классов. Какие основные явления исследуются в психологии классов?
8. Раскройте содержание основных понятий, изучаемых психологией этнических групп.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп.
2. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 18. Большая группа как социально-психологический феномен. п. 1, 2,3.
3. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. П. 6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп.
4. Ольшанский Д.В. Психология масс. Глава 1.1. Массы и массовое сознание, Глава 1.2. Человек в массе.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. Глава22. Психология больших социальных групп и массовых явлений. п. 22.1. Психология больших социальных групп.
6. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Глава 7. Социальная психология культуры.
Тема 10. Массовые психические состояния и проявления
Основные понятия: масса, массовое сознание, стихийное поведение, циркулярная реакция, «эмоциональное кружение», заражение, подражание, внушение, убеждение, толпа: случайная, экспрессивная, конвенциальная, действующая, агрессивная, паническая, стяжательская; мятежная (повстанческая) толпа, собранная публика, несобранная публика, массовая паника, массовая агрессия: экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная, инструментальная.
План
1. Понятие массы и массового сознания.
2. Общие механизмы стихийного поведения.
3. Основные субъекты стихийного поведения.
3.1. Психология толпы.
3.2. Психология собранной публики.
3.3. Психология несобранной публики.
4. Основные формы стихийного поведения: массовая паника и агрессия.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы основные отличительные особенности массы по сравнению с классическими большими социальными группами? Что происходит с человеком в массе?
2. Опишите основные механизмы формирования стихийного поведения.
3. Назовите основные отличительные признаки толпы. Охарактеризуйте основные виды толпы.
4. Назовите основные отличительные признаки собранной публики.
5. Назовите основные отличительные признаки несобранной публики.
6. Что собой представляет массовая паника? Какие факторы способствуют ее возникновению? Какие существуют способы ее прекращения?
7. Какие факторы способствуют возникновению и снижению массовой агрессии?
8. Охарактеризуйте основные виды массовой агрессии.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте свой опыт пребывания в толпе с точки зрения:
- механизмов стихийного поведения толпы;
- собственных ощущений и поведения.
2. Опишите характеристики несобранной публики, к которой Вы себя относите.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 10. Стихийные группы и массовые движения.
2. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 19. Психология стихийных социальных групп: психология масс, Тема 20. Психология стихийных социальных групп: психология толпы.
3. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 6.2. Психология толпы, 6.3.3., 6.3.4. Психология паники, Психологические особенности поведения людей в условиях паники.
4. Ольшанский Д.В. Психология масс. Глава 1.3. Массовые психические состояния и проявления, Глава 1.4. Механизмы массовой психологии.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. Глава22. Психология больших социальных групп и массовых явлений. п.п. 22.2. Психология толпы, 22.3. Массовые явления в больших диффузных группах.
Тема 11. Массовые социально-психологические явления
Основные понятия: массовые настроения, брожение, кристаллизация, действенное разрешение, угасание, религия, вера, религиозный культ, суеверия, предрассудки, мода, слухи, сплетни, слух- «желание», слух –«пугало», «агрессивный слух», нелепый слух, массовая коммуникация, реклама, PR (общественные отношения).
План
1. Массовые настроения.
2. Психология религии.
3. Психология моды.
4. Психология слухов и сплетен.
5. Психология массовой коммуникации.
6. Психология рекламы и PR – воздействия.
Вопросы для обсуждения
1. Какие функции выполняют массовые настроения? В каких ситуациях они возникают? Какие существуют способы воздействия на массовые настроения?
2. Опишите цикл развития массовых настроений.
3. Какие социально-психологические функции выполняет религия?
4. Опишите основные механизмы формирования и поддержания религиозной веры.
6. Охарактеризуйте основные мотивы обращения людей к религии.
7. Опишите основные психологические механизмы следования моде.
8. Какие социально-психологические функции выполняет мода?
9. Какие факторы способствуют распространению слухов и сплетен?
10. Какие социально-психологические функции выполняют слухи и сплетни?
11. Охарактеризуйте основные виды слухов.
12. Какие социально-психологические функции выполняет массовая коммуникация? Какие явления изучаются социальной психологией в массовых коммуникациях?
13. Опишите основные механизмы воздействия на людей рекламы и PR.
Задание для самостоятельной работы
Проведите эксперимент по распространению слухов. Распространите в какой-либо группе слух, созданный Вами на основе знания психологических закономерностей распространения слухов. Проведите наблюдение за тем, как Ваш слух повлияет на настроения и поведение группы, как слух будет трансформироваться в процессе его распространения. Опишите результаты наблюдения, проанализируйте обнаруженные Вами явления. Определите, к какому виду относился Ваш
Литература
1. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 6.3. Массовые явления в больших диффузных группах.
2. Ольшанский Д.В. Психология масс. Глава 2.2. Психология массовых настроений, Часть 3. Массовые социально-психологические явления.
3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. Глава22. Психология больших социальных групп и массовых явлений. П. 22.3. Массовые явления в больших диффузных группах.
Тема 12. Психология межгрупповых отношений
Основные понятия: внешнегрупповая враждебность, этноцентризм, этноцентрическая личность, генерализация агрессии, минимальная межгрупповая дискриминация, матрицы Тэджфела, внутригрупповой фаворитизм, социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение, межгрупповая интеграция, внутригрупповое уподобление, внешнегрупповое обособление.
План
1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.
2. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции.
3. Факторы детерминации межгрупповых отношений.
Вопросы для обсуждения
1. Сравните между собой три основных подхода к исследованию межгрупповых отношений.
2. Охарактеризуйте основные явления, описанные в теории социальной идентичности.
3. Как проявляются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, как они соотносятся между собой?
4. Какие факторы определяют межгрупповые отношения?
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте процессы межгрупповой дифференциации и интеграции на примере своей учебной группы и других групп факультета.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 14. Психология межгрупповых отношений.
2. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. Глава 5. Психология межгрупповых отношений.
3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 21.5. Психология межгруппового взаимодействия.
План
1. Понимание личности в социальной психологии.
2. Содержание процесса социального развития личности.
3. Этапы социального развития личности.
Вопросы для обсуждения
1. В чем заключается отличие социально-психологического подхода к изучению личности от социологического и общепсихологического?
2. Какие проблемы исследуются социальной психологией личности?
3. Как соотносятся между собой понятия «социализация», «развитие личности» и «воспитание»?
4. Опишите основные психологические механизмы социального развития личности.
5. Каким образом происходит процесс социализации в сферах деятельности, общения и самосознания?
6. Охарактеризуйте основные стадии социализации личности.
7. Охарактеризуйте основные институты социализации.
8. Посредством чего происходит процесс индивидуализации в социальном развитии личности?
9. Какие качества личности относятся к социально значимым? Каким образом они обычно формируются?
10. Кратко охарактеризуйте основные этапы социального развития личности.
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте один из периодов Вашего социального развития.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 15. Проблема личности в социальной психологии, Глава 16. Социализация, Глава 18. Личность в группе.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 4. Социальная психология личности: п. 1. Социально-психологическая характеристика личности.
3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 6. Психология социализации личности.
4. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. Глава 2. Социальная психология личности.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Части 1. Личность в социальной психологии: историко-гносеологическая перспектива, 2. Социальное влияние: уровни, содержание, феноменология.
Тема 14. Социальная установка
Основные понятия: социальная установка, установка, направленность, личностный смысл, аттитьюд, установка на объект, установка на ситуацию, диспозиция, диспозиционная концепция регуляции социального поведения, элементарные фиксированные установки, социальные фиксированные установки, базовые социальные установки, ценностные ориентации личности.
План
1. Понятие установки в общей и социальной психологии.
2. Иерархическая структура диспозиций личности.
3. Изменение социальных установок.
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание понятия «социальная установка». Как оно соотносится с понятиями «установка», «аттитьюд», «направленность» и т.п.?
2. Какие функции выполняют социальные установки?
3. Какие выделяются виды социальных установок?
4. В чем заключаются основные идеи диспозиционной концепции регуляции социального поведения, разработанной В.А. Ядовым?
5. Как рассматривается проблема изменения социальных установок с позиций бихевиористского и когнитивистского подходов?
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте установки, определяющие Ваше поведение в рамках вашей учебной деятельности.
Литература
Статьи: Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 8. Проблема группы в социальной психологии, Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. Раздел 4. Социальная психология личности: п. 2. Социально-психологические регуляторы поведения человека.
3. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Тема 3. Социальное мышление.
4. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. п. 2.3. Социальная установка личности, п. 2.6. Социальное поведение личности и его регуляция.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н.Дружинина. п. 19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности.
6. Майерс Д. Социальная психология. Глава 4. Поведение и установки.
7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Часть 3 Регуляция социального поведения.
Содержание
Предисловие……………………………………………………… | 3 | |
Раздел 1. Социальная психология групп | ||
Тема 1. | Понятие группы в социальной психологии …….…….…… | 4 |
Тема 2. | Исторические и методологические аспекты исследования малой группы ……………...………………………………… | 5 |
Тема 3. | Динамические процессы в малой группе ………..………… | 7 |
Тема 4. | Структурные характеристики малой группы ………………... 9 | |
Тема 5. | Нормативное поведение в группе …………………………….10 | |
Тема 6. | Групповая сплоченность……………………………….……....12 | |
Тема 7. | Процесс принятия группового решения …………………… 13 | |
Тема 8. | Управление групповым процессом ………………………….. 14 | |
Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н.
Социальная психология. Часть 2: Психология групп, социальная психология личности. –М.: Издательство РУДН, 2005. - 26 с.
Для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
Подготовлено на кафедре педагогики и психологии
Учебно-методическое пособие к курсу «Социальная психология» для студентов-психологов. Часть 2 включает разделы «психология малых групп», «психология больших групп», «социальная психология личности».
© Издательство Российского университета дружбы народов, 2005
© Чеботарева Е.Ю., Каменева Г.Н. 2005
Предисловие
Данный курс является продолжением курса «Социальная психология». Оба эти курса вместе составляют базовый учебный курс по социальной психологии, обязательный для изучения на всех факультетах психологии. Дальнейшее более глубокое изучение различных направлений социальной психологии предполагается на спецкурсах, спецсеминарах и практикумах.
Данный курс посвящен преимущественно изучению социальной психологии больших и малых групп. Так как большинство исследований психологии групп проводилось на материале малых групп, большая часть курса посвящена именно этой проблематике. На примере малых групп рассматриваются все основные психологические явления, наблюдаемые в группах. Психология больших групп изучается менее подробно. Кроме того, в рамках этого курса студенты изучают проблему межгрупповых отношений, кратко знакомятся с социальной психологией личности. Весь материал в целом разбит на 14 тем.
По каждой теме приводится перечень основных понятий, которые студенты должны усвоить. План изучения темы позволит студентам ориентироваться в многообразии имеющейся информации по данной дисциплине, планировать свою самостоятельную работу. Вопросы для обсуждения также дадут представление о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется, читая литературу, искать ответы на поставленные вопросы.
Для более прочного усвоения знаний необходимо выполнять задания для самостоятельной работы. Эти задания направлены на то, чтобы студенты научились применять абстрактные теоретические знания в реальной жизни, чтобы у них формировалось профессиональное психологическое восприятие, умение анализировать наблюдаемые в реальной жизни явления с психологической точки зрения.
В этом методическом пособии также предлагаются некоторые темы сообщений. Подготовка сообщений студентами дает возможность всей группе расширить свой кругозор по изучаемой дисциплине или более глубоко исследовать какую-то проблему, которая их заинтересовала. Список тем сообщений далеко не полный, студенты могут сами предлагать те темы, которые их интересуют, и согласовывать их с преподавателем. Списки литературы по темам указаны в рекомендованных учебниках, их большой объем не позволяет воспроизвести их в данном пособии.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.