Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций, для текущей аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Текущая аттестация знаний и умений обучающихся - это форма оценивания учебных достижений обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины в течение семестра.

Основными видами контроля уровня образовательных достижений обучающихся (знаний, умений, навыков и личностных качеств - компетенций) являются:

текущий контроль;

рубежный контроль по дисциплинарному модулю.

Текущий контроль проводится с помощью систематического наблюдения преподавателя за работой учебной группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверки знаний и умений, приобретаемых в ходе изучения нового материала, его повторения и практического применения. В рамках дисциплинарных модулей при организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в установленные по расписанию сроки преподаватель оценивает образовательные достижения обучающихся при:

- опросе (сплошном или выборочном, письменном или устном и др.);

- проверке выполнения индивидуальных домашних заданий;

- проведении собеседования (в том числе во время еженедельных консультаций);

- различных видах коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

- подготовке эссе и рефератов;

- других формах (по усмотрению преподавателя).

При оценке учитываются:

- активность, содержательность и результативность участия в дискуссиях, тренингах, круглых столах и др.;

- участие в подготовке и проведении ролевых и деловых игр.

Рубежный контроль - проверка качества теоретических знаний, степени сформированности практических навыков и умений обучающихся по освоенному дисциплинарному модулю.

Рубежный контроль по модулю осуществляется по завершении дисциплинарного модуля в течение одной учебной недели. В семестре рубежный контроль может проводится не более двух раз в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса, причем последний рубежный контроль - в течение последней учебной недели семестра.

В качестве форм рубежного контроля учебного модуля можно использовать:

•   тестирование (в том числе компьютерное);

•   собеседование;

•   контрольную работу;

•   деловую игру;

•   другие формы (по усмотрению преподавателя).

4.2.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций для текущей аттестации

Задания для рубежного контроля по дисциплине

Тестовые задания по дисциплине «Судоустройство и правоохранительные органы»

1. К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Федеральные суды общей юрисдикции;

3) Мировые судьи;

4) Третейские суды.

                         

2. Конституционный Суд РФ состоит:

1) из двух палат;

2) из трех палат;

3) из одной палаты;

4) из Президиума и одной палаты.

 

3. Какие правоохранительные органы относятся к государственным?

1) судебные органы;

2) органы прокуратуры;

3) органы внутренних дел;

4) адвокатура;

5) административные комиссии при органах местного самоуправления;

6) нотариат.

 

4. В каких формах осуществляется судебная власть?

1) дознание;

2) предварительное следствие;

3) правосудие;

4) конституционный контроль;

5) толкование Конституции РФ.

 

5. По каким основаниям прекращаются полномочия судьи?

1) по заявлению судьи об отставке;

2) по состоянию здоровья;

3) по прекращению гражданства РФ;

4) по религиозным побуждениям;

5) в случае невыхода на работу по больничному листу.

 

6. Какие суды включаются в судебную систему Российской Федерации?

1) Конституционный Суд РФ;

2) суды общей юрисдикции;

3) арбитражные суды;

4) товарищеские суды;

5) третейские суды.

 

7. Какие судебные коллегии действуют в составе Верховного Суда РФ?

1) по гражданским делам;

2) по уголовным делам;

3) по экономическим спорам;

4) военная коллегия;

5) надзорное производство;

6) Пленум;

7) Президиум;

8) судебная коллегия по делам военнослужащих.

 

8. Каковы полномочия Верховного Суда РФ?

1) рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции;

2) рассматривает дела в порядке надзора и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам;

3) дает толкование Конституции РФ;

4) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ.

 

9. Какие звенья образуют систему военных судов РФ?

1) основное звено;

2) среднее звено;

3) высшее звено;

4) кассационное производство;

5) надзорное производство;

6) апелляционное производство.

 

10. Каковы полномочия районного суда?

1) рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции;

2) в случаях, установленных федеральным законом, рассматривает дела об административных правонарушениях;

3) дает разъяснения по вопросам судебной практики;

4) разрешает споры, возникшие из гражданских и иных правоотношений.

 

11. Кто имеет право на обращение в Конституционный суд РФ по вопросам толкования Конституции РФ?

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации РФ;

3) Государственная Дума РФ;

4) Губернатор края (области);

5) Генеральный прокурор РФ;

6) Министр юстиции РФ.

 

12. В каких случаях Конституционный Суд РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению?

1) разрешение вопроса не подведомственно КС РФ;

2) по предмету обращения КС РФ ранее было вынесено постановление;

3) рассмотреть приговор суда в качестве вышестоящей инстанции;

4) рассмотреть споры, возникшие из гражданских и иных правоотношений.

 

13. Какие основные функции осуществляет прокуратура?

1) прокурорский надзор (общий);

2) дознание;

3) правосудие;

4) контроль за рассмотрением дел судами;

5) контроль за проведением оперативно-розыскной деятельности.

 

14. Какие полномочия имеет прокурор?

1) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ;

2) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений;

3) вносить представления в суды высшей инстанции с требованием устранить нарушения закона;

4) приглашать депутатов Совета Федерации и Государственной Думы РФ для дачи объяснений по поводу возбуждения против них уголовных дел и административного производства.

 

15. Какие требования предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров?

1) принятие Присяги прокурора;

2) стаж работы не менее пяти лет;

3) возраст не моложе 25 лет;

4) присвоение классного чина старший советник юстиции;

5) обучение в юридическом вузе государственного образца.

 

16. Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены к работникам прокуратуры?

1) строгий выговор;

2) предупреждение о неполном служебном соответствии;

3) перевод на вышестоящую должность в прокуратуру субъекта РФ;

4) присвоение классного чина;

5) увольнение из органов прокуратуры.

 

17. Каковы наиболее распространенные формы координации деятельности правоохранительных органов?

1) организация и проведение межведомственных совещаний;

2) проведение профилактических рейдов в субъекте РФ;

3) выявление укрытых преступлений (сообщений) от учета в органах внутренних дел;

4) составление планов по организации борьбы с преступностью специальными службами;

5) составление информационных писем и методических рекомендаций по борьбе с преступностью органами судебной системы.

 

18. Какие основные задачи решает Совет безопасности РФ?

1) разработку основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ;

2) подготовку предложений Президенту РФ о введении чрезвычайного положения в стране;

3) подготовку предложений Президенту РФ о введении в стране призыва в Российскую Армию;

4) подготовка предложений Президенту РФ о введении в РФ «военного положения».

 

19. Какие полномочия имеет Правительство РФ в сфере обеспечения безопасности?

1) выполняет целевые федеральные программы в сфере безопасности;

2) осуществляет финансирование и материально-техническое обеспечение спецслужб;

3) осуществляет координацию правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

4) решает вопросы о призыве военнообязанных на действительную службу;

5) решает вопросы введения «ЧП» на территории РФ.

 

20. Регулярность проведения заседаний Президиума Верховного Суда РФ?

1) по мере необходимости;

2) 1 раз в месяц;

3) 1 раз в квартал;

4) 1 раз в полугодие.

 

21. Регулярность проведения заседаний Пленума Верховного Суда РФ?

1) 1 раз в месяц;

2) 1 раз в квартал;

3) 1 раз в 4 месяца;

4) 1 раз в полугодие.

 

22. Каковы принципы организации деятельности ФСБ России?

1) законности;

2) сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности;

3) охрана общественного порядка на территории РФ (в городах и населенных пунктах);

4) пожарная безопасность;

5) контроль за работой уголовно-исполнительных учреждений.

 

23. Какие полномочия осуществляют органы внешней разведки?

1) взаимодействуют с контрразведывательными органами Российской Федерации;

2) обеспечивают безопасность заграничных учреждений РФ и командированных за границу российских граждан;

3) обеспечивают безопасность зданий администрации субъектов РФ;

4) осуществляют личную охрану Президента РФ, Председателя Правительства РФ;

5) осуществляют прослушивание телефонных переговоров президентов республик и губернаторов краев (областей).

 

24. Какие высшие должностные лица государства подлежат охране ФСО России?

1) Председатель Правительства;

2) Президент;

3) Губернаторы;

4) Глава администрации города (района);

5) Министры правительства республик, краев, областей.

 

25. Какие основные задачи решает МВД России?

1) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

2) руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

3) руководство органами уголовно-исполнительной системы;

4) руководство Государственной противопожарной службой.

 

26. Каковы основные направления деятельности полиции?

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение административных правонарушений;

3) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

4) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

5) выявление и расследование тяжких и особо тяжких преступлений.

 

27. Каковы обязанности полиции?

1) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях;

2) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений;

3) участвовать в налоговых проверках;

4) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия;

5) выявление и расследование тяжких и особо тяжких преступлений.

 

28. Каковы требования при поступлении на службу в полицию?

1) гражданин Российской Федерации;

2) имеющий вид на жительство в Российской Федерации;

3) имеющий документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории Российской Федерации или территории государства члена Таможенного союза;

4) является подозреваемым по уголовному делу.

 

29. Кто в праве осуществлять контроль и надзор за деятельностью полиции?

1) Президент Российской Федерации;

2) общественные объединения;

3) граждане Российской Федерации;

4) Генеральный прокурор Российской Федерации;

5) Министерство юстиции Российской Федерации.

 

30. Каковы основные задачи внутренних войск?

1) охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

2) конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

3) организуют и осуществляют государственный пожарный надзор;

4) организуют и осуществляют контроль за лицензионно-разрешительной системой;

5) осуществляют взыскания штрафа за нарушения правил управления транспортным средством.

 

31. Какие функции осуществляет Федеральная таможенная служба России?

1) разрабатывает правовой, экономический и организационные механизмы реализации таможенной политики РФ;

2) организует взимание таможенных пошлин и налогов;

3) организует взыскание штрафов по линии ГИБДД;

4) осуществляет взыскание штрафов за нарушение общественного порядка по КоАП РФ;

5) осуществляет взыскание штрафов за нарушение правил пожарной безопасности.

 

32. Какие полномочия имеет Федеральная таможенная служба России?

1) ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны;

2) выполнять функции государственного заказчика продукции (работ, услуг);

3) проводить толкование законов в РФ;

4) организует и осуществляет меры по предупреждению административных правонарушений;

5) выявляет и расследует преступления по тяжким и особо тяжким преступлениям.

 

33. Какие задачи поставлены перед органами предварительного следствия в органах внутренних дел РФ?

1) руководство над расследованием преступлений;

2) контроль за исполнением законодательства об административных правонарушениях;

3) контроль за исполнением законодательства о гражданском судопроизводстве;

4) контроль за определением мер пресечения.

 

34. Какие функции имеет Следственный комитет МВД РФ?

1) анализирует, изучает и обобщает следственную практику;

2) организует взаимодействие следственных структур с оперативно-розыскными и другими подразделениями по раскрытию и расследованию преступлений;

3) осуществляет толкование законов РФ;

4) контролирует работу органа дознания;

5) выступает в судах общей юрисдикции в качестве государственного обвинителя.

 

35. Кто осуществляет функции органа дознания в Вооруженных силах РФ?

1) генерал;

2) командир воинской части;

3) командир роты;

4) командир взвода;

5) прапорщик.

 

36. Какие полномочия имеет президиум коллегии адвокатов?

1) организует юридические консультации и руководит их деятельностью;

2) обобщает вопросы судебно-уголовной практики;

3) обобщает вопросы судебно-гражданской практики;

4) осуществляет контроль за деятельностью ИВС и СИЗО;

5) контролирует работу судебных приставов.

 

37. Какие права имеют члены коллегии адвокатов?

1) принимать личное участие во всех обсуждениях органами коллегии вопросы деятельности или поведения;

2) контролировать работу адвокатов в суде;

3) оказывать содействие потерпевшим в установлении истины по уголовному делу;

4) решать вопросы о вынесении протеста в кассационное производство;

5) принимать участие в рассмотрении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

38. Каковы обязанности адвоката?

1) он не в праве разглашать сведения, которые ему стали известны в ходе предварительного следствия;

2) подавать протест в кассационное производство по не вступившим в силу приговорам;

3) контролировать действия следователя при вынесении обвинительного заключения;

4) контролировать работу наряда ИВС по содержанию в камере его подзащитного;

5) посещать на дому родителей или родственников подзащитного.

 

39. Какие органы управления входят в состав Федеральной нотариальной палаты?

1) собрание представителей нотариальных палат;

2) коллегия адвокатов;

3) уголовно-исполнительная система;

4) служба приставов;

5) органы ЗАГСа.

 

40. Какие полномочия имеет нотариальная палата?

1) представляет и защищает интересы нотариусов;

2) контролирует работу ЗАГСа;

3) контролирует работу коллегии адвокатов;

4) осуществляет контроль за работой приставов;

5) осуществляет контроль за паспортно-визовой службой.

Итоговое занятие по дисциплине «Судоустройство и правоохранительные органы» с применением методов «мозговой штурм» и «работа в малых группах»

 

План занятия:

 

1.Организационная часть: формулирование задач, пояснение правил, разделение на группы, раздача материалов.

2.Выполнение группами заданий, оценка экспертной группой, пояснение оценок.

3.Подведение итогов: суммирование оценок участников групп, анализ типичных ошибок, формулирование рекомендаций обучающимся.

 

Цель использование методов: активизация памяти обучающихся, развитие навыков работы в группе, навыков работы с нормативными актами, решения практических правовых вопросов. Работа в группе сочетается с индивидуальными ответами члена каждой группы, что позволяет сделать оценку более объективной.

Система оценок позволяет подойти дифференцированно к оценке работы обучающихся и одновременно решает задачу рубежного контроля по дисциплине в рамках балльно-рейтинговой системы.

Обеспечение занятия: преподаватель готовит перечень ситуаций и задания к ним (по три к каждому) в виде компьютерной презентации, демонстрируемой с помощью проектора. Жюри получает разноцветные карточки для индивидуальной оценки отвечающих.

Организация и ход занятия:

Обучающиеся группы делятся на три команды количеством 7-9 участников, из числа обучающихся преподаватель с учетом мнения обучающихся выбирает жюри из 3 человек.

Команды знакомятся с общим заданием и своим вопросом, на который необходимо подготовить командный ответ. Время на подготовку ответа: от 2 до 4 минут.

1. Каждый участник команды должен принять участие в обсуждении и хотя бы один раз выступить с ответом - решением задачи от имени команды.

2. Члены жюри могут задать отвечающему дополнительные вопросы, связанные с заданиями. Если отвечающий не может ответить на дополнительный вопрос жюри, члены команды помогают ему.

3. Жюри выставляет оценку за ответ:

команде - от 0 до 1 балла (в десятых долях);

отвечавшему участнику команды: зеленую (отлично), желтую (хорошо) или красную (удовлетворительно) карточку. В случае неудовлетворительного ответа карточка не выдается.

4. В случае спора об оценке жюри обосновывает ее. Преподаватель может вмешаться и обоснованно скорректировать оценку.

5. В конце занятия подводятся командные итоги. Команда, занявшая первое место, получает 6 баллов, второе – 5 баллов, третье – 4 балла. Участнику команды ставится командная оценка с поправкой на его индивидуальную оценку. При наличии зеленой карты добавляется 1 балл, желтой – 0,5 балла, красной – 0 баллов, при отсутствии карточки – минус 1 балл.

6. Список участников команд с командными и индивидуальными оценками составляется жюри и преподавателем.

Текущая аттестация знаний и умений обучающихся по дисциплине

 

Модуль 1 «Судебная власть»

 

1. На основе анализа литературы и основных нормативных источников, сформулируйте свой ответ на вопрос: является суд правоохранительным органом? Выделите признаки правоохранительного органа.

 

2. На основе анализа положений Конституции РФ и Концепции судебной реформы ответьте на вопрос: какое место занимает суд в правоохранительной деятельности?

 

3. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судопроизводство определяется как регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.

Как соотносится такое определение судопроизводства с содержанием этого термина в ст. 118 Конституции РФ? Какое из определений шире? Почему?

 

4. Соотнесите понятия: «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство», выявите сущность и отличия.

 

5. Реализуются ли в действующем законодательстве положения ст. 32 Конституции РФ в той мере, в какой они позволяли бы сделать вывод о том, что граждане РФ действительно имеют право участвовать в отправлении правосудия?

 

6. Найдите в Бюллетене Верховного Суда РФ примеры нарушений принципов правосудия, допущенные судами или органами, осуществляющими предварительное расследование.

 

7. Подсудимый К., татарин по национальности, в судебном заседании заявил ходатайство о предоставлении ему возможности выступать на родном языке и обеспечить его помощью переводчика.

Подлежит ли безусловному удовлетворению заявленное ходатайство?

Если нет, то при каких условиях оно должно быть удовлетворено?

 

8. На пресс-конференции руководитель УМВД по области заявил, что громкое преступление – умышленное убийство – раскрыто, установлены лицо, виновное в его совершении, и назвал его имя и фамилию. При этом расследование уголовного делаю еще продолжалось и оно не было передано в суд.

Нарушен ли в данной ситуации принцип презумпции невиновности?

Могут ли представители правоохранительных органов разглашать информацию о ходе расследования преступлений?

 

9. В судебном заседании по уголовному делу подсудимый В. на вопросы председательствующего судьи отвечать отказался, в нецензурной форме оскорбил судью, ударил сек­ретаря судебного заседания. С помощью судебных приставов председательствующий удалил В. из зала судебного заседания и вынес постановление о воз­буждении уголовного дела в отношении В., а также постановление об избрании в качестве меры пресечения В. заключения под стражу.

Правомерны ли действия судьи с точки зрения соответствия их принципу состязательности судопроизводства?

Как следовало судье поступить в данной ситуации?

 

10. Составьте схему судебной системы РФ.

    Используя схему, укажите:

§ какие подсистемы (ветви) можно условно выделить в судебной системе РФ.

§ дайте общую характеристику каждой из них, указав, какие суды в нее входят и как они связаны отношениями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и деятельность данной группы судов (суда)?

§ Определите:

§ какие суды относятся к федеральным, а какие — к судам субъектов РФ?

§ по каким критериям осуществляется деление судов, образующих судебную систему РФ, на федеральные и суды субъектов РФ?

 

11. Каковы признаки чрезвычайных судов? В чем отличие чрезвычайных судов от специализированных?

Что означает термин «специализированные суды»? Какие можно выделить виды специализированных судов, известные мировой практике? Действуют ли специализированные суды в России?

12. Объясните сущность правила о недопустимости «поворота к худшему» при пересмотре судебных решений по уголовным делам? Чем можно обосновать наличие такого принципа?

 

13. Изучите законодательство одного из субъектов РФ по выбору (либо по указанию преподавателя), литературу и иные источники и подготовьте обзор о мировых судьях в данном субъекте РФ:

§ Каков порядок формирования корпуса мировых судей (назначение на должность или избрание)?

§ Сформирован ли корпус мировых судей в данном субъекте РФ?

§ Основные сведения о деятельности мировых судей (статистические сведения о количестве и характере рассмотренных дел, наиболее интересные решения и др.).

 

14. Составьте схему верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, указав на схеме структуру, состав и полномочия структурных подразделений.

 

15. Составьте схему судов общей юрисдикции. Укажите структуру судов и полномочия структурных подразделений.

 

16. Выберите из журнала «Бюллетень Верховного Суда РФ» или иного источника судебное постановление (решение, приговор, определение, постановление) по уголовному или гражданскому делу.

§ Отметьте на схеме судов общей юрисдикции «движение» выбранного дела по звеньям системы судов общей юрисдикции и судебным инстанциям.

§ Аналогичное задание для арбитражных судов РФ.

 

17. Проанализируйте материалы в периодике, касающиеся происшедшего в 2014 году слияния ВАС и Верховного Суда РФ. Выделите преимущества и проблемы, связанные с этим, проанализируйте различные точки зрения.

 

18. Изучите постановление Конституционного Суда РФ по вашему выбору. Ответьте на вопросы:

§ Что послужило поводом для рассмотрения дела Конституционным Судом РФ?

§ В каком составе рассматривалось дело Конституционным Судом РФ?

§ Кем были представлены стороны?

§ Рассматривалось ли дело в открытом или закрытом заседании?

§ В каких официальных изданиях органов государственной власти РФ было опубликовано данное постановление?

§ Когда постановление вступило в силу?

 

19. Правомерно ли считать Конституционный Суд РФ высшим органом судебной власти?

20. Полномочен ли Конституционный Суд РФ или иной судебный орган проверять (пересматривать) решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ? При ответе сделайте ссылки на нормы Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

 

21. Изучив нормы Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», литературу и иные источники, проведите сравнительный анализ организации и деятельности Конституционного Суда РФ и органа судебного конституционного контроля другого государства.

 

22. Изучите законодательство одного из субъектов РФ, литературу и иные источники и подготовьте сообщение о конституционном (уставном) суде данного субъекта РФ, ответив на вопросы:

§ Предусматривает ли Конституция (Устав) избранного Вами субъекта РФ создание конституционного (уставного) суда?

§ Принят ли закон о конституционном (уставном) суде в данном субъекте РФ?

§ Действует ли конституционный (уставный) суд в данном субъекте РФ?

§ Каковы полномочия данного суда?

§ Какие субъекты правомочны обращаться в суд?

§ В каком составе суд рассматривает подведомственные ему дела?

§ Какова структура суда?

§ Какие требования предъявляются к кандидатам на должность судьи? Каков порядок наделения судей полномочиями? Каков срок полномочий судей?

§ Иные сведения об организации и деятельности суда (количество и характер рассмотренных дел, наиболее интересные решения, официальное издание суда и др.).

 

23. Проверками квалификационной коллегии судей установлено, что в судебных заседаниях судья И. допускал грубость, пренебрежительные высказывания в адрес участников процесса. При рассмотрении гражданского дела судья И. перемигивался и перешептывался с ответчицей по делу, допускал по отношению к свидетелям истца несдержанность, выразившуюся в обвинении их в клевете и даче ложных показаний, нравоучениях в их адрес. Представитель стороны, участвовавшая в судебном процессе, вместе с судьей удалилась в совещательную комнату и оставалась наедине несколько минут.

Какое решение по результатам этой проверки следует вынести квалификационной коллегии судей в отношении судьи И.? Обоснуйте ответ ссылками на положения Закона РФ «О статусе судей в РФ» и Кодекса судейской этики.

24. Общие требования к кандидатам на должность судей закреплены в ст. 119 Конституции РФ и ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ». Универсальными являются требования гражданства РФ и наличия высшего юридического образования. Остальные требования, в том числе возраст и стаж работы по юридической специальности, могут различаться для различных судов.

Укажите требования к кандидатам на должность судьи для конкретных судов судебной системы РФ.

 

25. Подготовьте сообщение об основаниях и порядке привлечения судей к дисциплинарной и уголовной ответственности по российскому законодательству. В сообщении сделайте ссылки на Конституцию РФ, Закон РФ «О статусе судей в РФ», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, иные правовые акты, а также результаты работы квалификационных коллегий судей, размещенные на официальных сайтах коллегий. Приведите сведения о практике привлечения судей к ответственности.

 

26. Изучите текст Европейской хартии «О законе о статусе судей» от 10 июля 1998 г. и аргументируйте ответ на вопрос: реализованы лив действующем Законе «О статусе судей в РФ» положения хартии?

 

27. Региональный журнал опубликовал статью журналиста З. «На суд и суда нет?». В ней автор указал, что система назначения судей на в регионе не прозрачна для общества и это вызывает различные подозрения. Публикация, в частности, содержала следующие утверждения: «В храме нашей сверхзасекреченной Фемиды все кадровые перестановки и назначения под густым покровом служебных тайн»; «Сегодня в Сочи уже навязли в зубах разговоры о том, что судейскую должность на юге России менее чем за 50 000 долларов не купишь».

Квалификационная коллегия судей и Совет судей региона сочли приведенные в публикации сведения порочащими честь, достоинство и умаляющими авторитет судебной власти и обратились в суд с требованием о взыскании в бюджет Краснодарского края в качестве компенсации морального вреда судейскому сообществу 150 тысяч рублей (100 — с газеты, 50 — с автора).

Призваны ли органы судейского сообщества выражать интересы судей? В каких формах органы судейского сообщества выражают интересы судей? Наделены ли органы судейского сообщества полномочием обращаться в суд за защитой «чести и достоинства судебной власти»? Какое решение должен вынести суд?

 

28. Начертите схему системы Судебного Департамента при Верховном Суде РФ. Укажите структуру и полномочия Судебного Департамента и подотчетных ему управлений (отделов) в субъектах РФ.

 

29. Сравните правовой статус администратора арбитражного суда и администратора суда общей юрисдикции.

 

30. К какой ветви государственной власти можно отнести Судебный департамент при Верховном Суде РФ?

 

Модуль 2. «Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата»

 

1. Как вы понимаете термины «раскрытие» и «расследование» преступлений? Выявите отличия оперативно-розыскной деятельности от предварительного расследования?

 

2. Распространяется ли действие принципов правосудия на оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование?

 

3. В дежурную часть отдела полиции УМВД по городу обратился гражданин с заявлением о том, что соседи по дому, пытаясь его убить, натравили электрических червей. По его словам, лишь бдительность и осторожность позволи­ли ему спастись. В заявлении указаны лица, которые подозревают­ся в покушении на его жизнь.

Как следует отреагировать на поступившее заявление?

 

4. Проанализируйте Конституцию РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», ч. 1 ст. 114, п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела». Сформулируйте и обоснуйте свое мнение.

 

5. В судебном заседании по уголовному делу по обвинению Р. в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, государственный обвинитель заявил о полном отказе от дальнейшего поддержания обвинения в связи с тем, что по его убеждению #G0представленные и исследованные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. В., будучи потерпевшим по данному делу, возразил и заявил, что желает самостоятельно поддерживать обвинение перед судом.

Оцените действия прокурора?

Как должен поступить суд в этой ситуации?

 

6. К прокурору области обратился гражданин М. с заявлением о том, что следователь, производивший предварительное следствие по уголовному делу об изнасиловании его несовершеннолетней дочери, незаконно вынес постановление о прекращении этого дела. М. утверждал, что следователь получил крупную сумму денег от обвиняемых в качестве взятки за прекращение уголовного дела.

Как должен отреагировать прокурор на заявление гражданина К.?

Какие полномочия предоставлены прокурору для устранения нарушений закона в деятельности органов предварительного расследования?

7. В каких случаях принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение опротестованного акта, а в каких нет? Ответ обоснуйте ссылками на нормы Федерального закона «О прокуратуре РФ».

 

8. Гражданин Н. обратился в адвокатское бюро с просьбой составить ему исковое заявление по делу о восстановлении на работе. Он пояснил, что является пенсионером и не имеет достаточных средств на оплату юридической помощи.

Имеет ли Н. право на оказание ему юридической помощи бесплатно? Должен ли он доказывать те или иные обстоятельства для получения такой помощи? Из каких средств оплачивается работа адвоката в этом случае? Обоснуйте ответ ссылками на положения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

 

9. В подготовительной части судебного заседания подсудимый Л. на вопрос мирового судьи о том, желает ли он пригласить защитника, ответил, что у него нет средств на оплату помощи адвоката, и заявил ходатайство о допуске в качестве защитника своего друга – В., который имеет высшее юридическое образование и работает юрисконсультом в коммерческой организации. Постановлением судьи В. был допущен в качестве защитника.

Какие лица могут быть допущены в качестве защитников по уголовному делу? Правильны ли действия судьи?

 

10. В ходе проверки за исполнением профессиональных обязанностей нотариусом, занимающимся частной практикой, было установлено, что нотариус принимал у клиентов деньги наличными, записывал одну сумму, а в действительности брал большую.

Какие органы (должностные лица) осуществляют контроль:

а) за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

б) за соблюдением нотариусами налогового законодательства?

Какие меры могут быть приняты в отношении указанного нотариуса в связи с его незаконной деятельностью?

Полномочны ли органы юстиции обратиться в суд с ходатайством о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью?

 

Тематика письменных работ

 

Письменные работы являются дополнительным заданием для обучающихся, имеющих значительное количество пропущенных занятий и желающим получить дополнительные баллы.

Письменные работы в виде эссе и рефератов объемом 12-15 страниц обучающийся готовит после получения задания и согласования темы. Темы работ могут касаться отдельных аспектов изучаемой дисциплины, представлять собой углубленный анализ теоретических или практических проблем.

Примеры возможных тем письменных работ:

1. Концепция судебной реформы 1991 года: общая характеристика.

2. Система органов расследования по концепции судебной реформы 1991 года.

3. Принципы правосудия и концепция судебной реформы 1991 года

4. Структура судебной системы в соответствии с концепцией судебной реформы 1991 года.

5. Общая характеристика степени реализации концепции судебной реформы 1991 года в современной российском законодательстве о судебной и правоохранительной системе.

6. Проблемы реализации принципов правосудия в судебной и правоохранительной деятельности РФ (анализ одного принципа по согласованию с преподавателем).

7. Анализ компетенции отдельного правоохранительного органа (по согласованию с преподавателем).

8. Обзор практики судебного органа на основе данных, представленных на его Интернет-странице (по согласованию с преподавателем).

9. Обзор профессиональных публикаций о деятельности правоохранительного органа, адвокатуры, нотариата (по согласованию с преподавателем).

 

Типовые контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующие этапы формирования компетенций, для рубежного контроля

1. С какого возраста гражданин РФ согласно Конституции может стать судьей?

А. с 40 лет

Б. с 35 лет

В. с 30 лет

Г. с 25 лет

2. Какие требования предъявляются к лицам, назначаемым на должности прокуроров?

А. принятие Присяги прокурора;

Б. стаж работы не менее пяти лет;

В. возраст не моложе 25 лет;

Г. присвоение классного чина старший советник юстиции;

Д. обучение в юридическом вузе государственного образца.

 

3. Конституционный суд РФ состоит из:

А. двенадцати судей

Б. шестнадцати судей

В. девятнадцати судей

Г. двадцати судей

 

4. ../cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=2875&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=24650147680885730307&lst=0&REFDST=100566&rmark=1 Каковы обязанности адвоката?

А. он не в праве разглашать сведения, которые ему стали известны в ходе предварительного следствия;

Б. подавать протест в кассационное производство по не вступившим в силу приговорам;

В. контролировать действия следователя при вынесении обвинительного заключения;

Г. контролировать работу наряда ИВС по содержанию в камере его подзащитного;

Д. посещать на дому родителей или родственников подзащитного.

 

5. ../cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=166122&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=24708147681863110472&lst=0&REFDST=100268&rmark=1Районный суд рассматривает дела в качестве суда

А. в качестве суда первой инстанции

Б. в качестве суда ../cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=166122&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=1655147681881019524&lst=0&REFDST=100271&rmark=1апелляционной инстанции

В. в качестве суда кассационной инстанции

Г. в качестве суда надзорной инстанции

Д. ../cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=166122&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=5651147681900432308&lst=0&REFDST=100202&rmark=1по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

 

6. На каком языке ведется ../cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=158706&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=5153147681006227401&lst=0&REFDST=100053&rmark=1судопроизводство и делопроизводство у мировых судей?

А. на русском языке

Б. на государственном языке республики, на территории которой находится судья

В. на русском или на государственном языке республики, на территории которой находится судья

 

7. Какие основные функции осуществляет прокуратура?

А. прокурорский надзор (общий);

Б. дознание;

В. правосудие;

Г. контроль за рассмотрением дел судами;

Д. контроль за проведением оперативно-розыскной деятельности.

 

8. В структуре ../cgi/online.cgi?req=query&REFDOC=166122&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=5645147681942915948&lst=0&REFDST=10&rmark=1Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа отсутствует:

А. судебная коллегия по административным делам

Б. судебная палата по гражданским делам

В. президиум суда

Г. пленум суда

 

9. Верховный Суд РФ: структура и полномочия.

10. В судебном заседании по уголовному делу подсудимый В. на вопросы председательствующего судьи отвечать отказался, в нецензурной форме оскорбил судью, ударил сек­ретаря судебного заседания. С помощью судебных приставов председательствующий удалил В. из зала судебного заседания и вынес постановление о воз­буждении уголовного дела в отношении В., а также постановление об избрании в качестве меры пресечения В. заключения под стражу.

Правомерны ли действия судьи с точки зрения соответствия их принципу состязательности судопроизводства?

Как следовало судье поступить в данной ситуации?

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.