Для современного футбола необходимо постоянное совершенствование квалификации спортсменов. Вместе с тем, как отмечает П.Н. Казаков, повышение спортивного мастерства футболистов различной квалификации находится в прямой зависимости от планомерного и качественного обучения игре. Таким образом, только в результате использования эффективных методик обучения и тренировки с учетом закономерностей возрастного развития систем организма можно в полной мере решить задачу подготовки футболистов высокого спортивного мастерства[8].
Успех учебно-тренировочной работы с занимающимися, зависит от
знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это
положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту, который В.Н. Мельников считает переломным. Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности подростка и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в форме взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности, тренера [20].
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики, изменением условий жизни и деятельности.
Итак, чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психологического развития. Подростковый период - это период бурного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела (за эти годы у девочек максимум роста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. До 10 лет у мальчиков и девочек темпы роста примерно одинаковые. В 11-12 лет девочки опережают мальчиков в темпах роста. Но уже через 1-2 года мальчики догоняют девочек и сохраняют преимущество в темпах роста до периода зрелости [25].
У подростков отмечаются угловатость и скованность в действиях и движениях. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения
приобретают плавность и гармоничность. Этот результат совершенствования
функций центрального и периферического аппарата движений. В 11-14 летнем возрасте отмечаются высокие показатели скоростных качеств (темпа педалирования, частоты движений, высоты прыжка). К этому же возрасту достигают совершенства отдельные характеристики пространственной ориентировки, например, различение амплитуды и точности движений. Однако без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 12-14 лет и у мальчиков после 15-17 лет не наблюдается.
По мнению Фомина Н.А. и Вавилова Ю.Н., в пубертатном периоде интенсивные перестройки происходят во всех составных элементах опорно-двигательного аппарата и системе регуляции его функций. Однако полной морфологической и функциональной зрелости они достигают только к моменту достижения половой зрелости. Следовательно, физические упражнения до наступления половой зрелости должны рассматриваться как факторы не только совершенствования опорно-двигательного аппарата, но и [возможных его расстройств при нерациональных занятиях[26].
Темпы функционального созревания аппарата регуляции движений опережают морфологические перестройки, от которых зависят прогрессивные изменения двигательной функции. Это и позволяет достичь высоких результатов в сложных координационных видах спорта задолго до выступления половой зрелости, иначе говоря, до того, как опорно-двигательный аппарат станет и функционально, и морфологически совершенным.
Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечнососудистой системы. Сердце в это время значительно увеличивается в объеме, оно становится сильным, работает более мощно, а диаметр Кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым (ременным расстройствам кровообращения, возрастному повышению дровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего
являются наблюдающиеся порой у некоторых подростков головокружения,
сердцебиение, головные боли, временная слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т.д.
Отмеченные особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, что иногда выражается в бурных и резких реакциях типа эффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Так могут действовать на подростка обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события и т.д. Одни подростки под влиянием этого тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными. Другие - раздражительными, нервозными, начинают нарушать дисциплину, совершать иногда абсолютно несвойственные им (а порой и вообще бессмысленные) поступки, что ставит в тупик учителя, воспитателя.
Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте, по мнению Шабурина А.Л., является половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от различных факторов: состояния здоровья, перенесенных болезней, питания, режима труда и отдыха, окружающей обстановки и т.д. С этими поправками начало полового созревания у мальчиков можно отнести к 12-1З годам, у девочек - к 11-12 годам. Большинство мальчиков созревает теперь в половом отношении к 15-16 годам, а девочки - к 13-14 годам[33].
В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность
характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и
резкие смены настроения. Разумеется, все эти черты не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков иная. Но бодрость, жизнерадостность, оптимизм в сочетании активностью делают подростков очень подвижными, шутливыми, импульсивными.
Относительно равномерное развитие детского организма в младшем школьном возрасте сменяется периодом, характеризующимся, прежде всего, значительными физиологическими сдвигами, изменениями в психике. В возрасте 12-13 лет в организме происходит интенсивная перестройка функций желез внутренней секреции, идет значительный рост тела в длину, отмечается быстрый рост сердца, легочной и мышечной ткани. Меняется состояние нервной системы подростков, в их поведении отмечается повышенная нервозность и неустойчивость эмоциональных реакций.
Между приведенными выше физиологическими и психическими изменениями В.М. Волков приводит примеры взаимосвязи, имеющие непосредственное отношение к тренировочному процессу: временные трудности в образовании условных рефлексов; повышенная возбудимость и Эмоциональность; напряжение, появление психической неуравновешенности [4].Выявлены особенности, присущие детям 12-13 лет, которые можно сформулировать следующим образом: детям этого возраста трудно выполнять движения быстро и точно. При установке на точное выполнение они замедляют темп движений, при установке на быстроту - выполняют их не точно; у детей наблюдается стремление как можно быстрее овладеть многими сложными двигательными навыками. При этом часто закрепляется неправильное выполнение движений . [24]. Эффективность тренировочного процесса зависит от своевременности применения различных средств
Тренировочного воздействия и целесообразной дозировки. Своевременность в свою очередь, определяется вступлением замедленного или ускоренного развития физических качеств.
Традиционно к ним относят координационные способности, скоростные и скоростно-силовые качества, выносливость, силу.
Рассматривая возрастное развитие координационных способностей и ловкости, следует заметить, что уже у 11-14 летних их уровень достигает уровня взрослых.
К развитию силы в возрасте 12-13 лет следует подходить строго индивидуально. Это связано с возрастными изменениями сердечнососудистой системы. Приспособление к нагрузкам в этом возрасте идет за счет частоты сердечных сокращений. Интенсивный рост сердца опережает рост сосудов. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление:
нагнетательная сила сердца возросла, но она встречает сопротивление со стороны еще относительно узких кровеносных сосудов[26].
Рассмотренные периоды развития физических качеств дают основание считать возраст 12-14 лет как благоприятный для целенаправленного развития физической подготовленности. Отсюда следует, что выполнение специальных упражнений в тренировочных режимах, будет помогать решать задачи обучения техническим приемам и повышения функциональных возможностей организма.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.