Прогнозные значения коэффициентов с учетом их изменения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показатели деловой активности позволяют оценить финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы, как использует предприятие свои активы для получения доходов и прибыли.

К общим показателям деловой активности относят, прежде всего, показатели оборачиваемости.

Для расчета показателей деловой активности необходимо подготовить исходную информацию, по мере возможности используя не абсолютные значения оборотных средств, а среднеарифметические, для чего необходимо знать значения оборотных активов на начало предыдущего периода (см. табл. 21)

Проведем расчеты применительно к оборотным активам на будущий период.

Таблица 21- Расчет средних значений оборотных активов

Виды оборотных активов На начало предыдущего периода, тыс. руб.. На начало отчетного периода, тыс. руб.. На конец отчетного периода, тыс. руб.. Среднеариф-метическое за базовый период, тыс. руб.[столб.5= (столб.2+столб.3)/2]. Среднеариф- метическое за отчетный период, тыс. руб.[столб.6= (столб.3+столб.4)/2]. Абсолютное отклонение [столб.7=столб.6-столб.5].
Сырье и материалы 12 000 13 500 17 870 12 750 15 685 +2 935
МБП 700 690 1 240 695 965 +270
Незавершенное производство 0 0 0 0 0 0
Расходы будущих периодов (РБП) 1 060 1 840 1 190 1 450 1 515 +65
Готовая продукция 870 910 15 420 890 8 165 +7 275
Прочие 280 370 370 325 370 +45
Всего оборотных активов 14 910 17 310 36 090 16 110 26 700 +10 590

 

После того как определены средние значения оборотных активов (в нашем случае это 16110 тыс. руб. на начало периода и 26 700тыс. руб. на конец периода), только эти значения будут использованы для оценки эффективности использования оборотных активов. Оценка эффективности использования оборотных активов представлена в табл. 22.[13]

Таблица 22 - Расчет эффективности использования оборотных активов.

Показатели На начало отчетного периода На конец отчетного периода Отклонение  (+;-)
1. Прибыль от реализации, тыс. руб. (П) 12 150 64 950 +52 800
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.( РПСБ) 101 250 433 000 +331 750
3. Средние остатки оборотных активов, тыс. руб.(ср.ООА) 16 110 26 700 +10 590
4. Рентабельность продукции, % ((п. 1 / п. 2) х 100)(РЕНРП) 12 15 +3
5. Коэффициент оборачиваемости (п. 2 / п. 3)( Кобор) 6,285 16,217 +9,932
6. Оборачиваемость, дни (п. 3 / п. 2 х 360 дн.) 57,279 22,199  –35,08
7. Рентабельность оборотных активов, % (РЕНОА)((п. 5 х п. 4) или (п. 1 / п. 3)) 75,419 243,258 +167,839

 

Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле:

Кобор = РПСБ / ср.ООА,

где ср. ООА – средние остатки оборотных активов;

РПСБ – реализованная продукция в оценке по себестоимости (себестоимость реализованной продукции);

Кобор. на н.отч.п = 101 250/16 110 = 6,285;

Кобор. на к.отч.п.= 433 000/26 700 = 16,217

Этот показатель характеризует количество оборотов, совершенных оборотными активами, т.е. показывает, какую долю себестоимости обеспечивает один рубль, вложенный в среднегодовые остатки оборотных активов. [13]

Вывод:  Как видно из таблицы 22, в анализируемый период произошло ускорение оборачиваемости оборотных активов примерно на 35 дней, как результат увеличилось количество циклов (оборотов) текущих активов примерно на десять (+9,932) оборотов. Также отмечается увеличение рентабельности продукции на 3 % и рентабельности оборотных активов на 167,839%.

Факторный анализ показателей оборачиваемости (см. табл. 23 и 24) проводится способом цепной подстановки, в основу которого положен принцип элиминирования. При этом в первую очередь учитывается влияние средней стоимости оборотных активов и всех факторов, с ним связанных, а затем – влияние себестоимости продукции. Причиной такой последовательности является их место в кругообороте средств предприятия, т.к. сначала формируются запасы, затем они передаются в производство и переходят в запасы готовой продукции, после чего отгружаются покупателям и заказчикам, а счета предъявляются к оплате.

Таблица 23 - Факторный анализ оборачиваемости в днях

Причины (факторы), повлиявшие на изменение оборачиваемости ОА в днях за период Расчет влияния Величина влияния, дней
Изменение оборачиваемости ОА в днях, всего 22,199 – 57,279  –35,08
в т.ч.:    
1.1 за счет изменения стоимости остатков ОА (+10 590 х 360) / 101 250 37,65
из них за счет изменения средней стоимости:    
1.1.1 сырья и материалов (2 935 х 360) / 101 250 10,4
1.1.2 МБП (270 х 360) / 101 250 0,96
1.1.3 расходов будущих периодов (65 х 360) / 101 250 0,231
1.1.4 готовой продукции (7 275 х 360) / 101 250 25,87
1.1.5 прочие (45 х 360) / 101 250 0,16
1.2 за счет себестоимости реализованной продукции 22,199 – ((26 700 х 360) / 101 250) –72,73

 

Балансовая увязка(проверка): 37,65 + (–72,73) = –35,08.

Наиболее весомыми причинами увеличения операционного цикла послужили (см. табл. 23):

рост остатков сырья и материалов вызвал увеличение операционного цикла на 10 дней;

увеличение остатков нереализованной готовой продукции – на 26 дней.

Эти факторы можно рассматривать как резервы сокращения длительности нахождения средств предприятия в оборотных активах. [13]

Таблица 24 - Факторный анализ коэффициента оборачиваемости

Причины (факторы), повлиявшие на изменение коэффициента оборачиваемости ОА за период Расчет влияния Величина влияния, тыс. руб.
Изменение коэффициента оборачиваемости ОА, всего 16,217 – 6,285 +9,932
в т.ч.:    
1.1.за счет изменения средней стоимости остатков ОА (101 250 / 26 700) – 6,285 = 3,792 – 6,285 –2,493
из них за счет изменения средней стоимости:    
сырья и материалов (101 250 / (15 685 + 695 + 1 450 + 890 + 325)) – 6,285 =5,316– 6,285 –0,969
1.1.2 МБП (101 250 / (15 685+ 965 + 1 450 + 890 + 325)) – 5,316 = 5,242 – 5,316 –0,074
1.1.3 расходов будущих периодов (101 250 / (15 685+ 965 + 1 515 + 890 + 325)) – 5,242 = 5,224 – 5,242 –0,018
1.1.4 готовой продукции (101 250 / (15 685+ 965 + 1 515 + 8 165 + 325)) – 5,224 = 3,797– 5,224 –1,427
1.1.5 прочие (101 250 / (15 685+ 965 + 1 515 + 8 165 + 370)) – 3,797 =3,797– 3,797 0
1.2.за счет себестоимости продукции 16,217 – (101 250 / 26 700) =16,217 –3,797 +12,42

 

Вывод: Таким образом, увеличение количества оборотов текущих активов произошло за счет опережения темпов роста объема реализации над темпами роста средних остатков оборотных активов (см. табл. 24)

Результаты проведенного анализа применяются при оценке процесса оборачиваемости оборотных активов с точки зрения рублевой отдачи в виде объема реализованной продукции, полученной предприятием с одного рубля средств, вложенных в оборотных активов. Это позволяет использовать итоги факторного анализа коэффициента оборачиваемости и для измерения полученной предприятием отдачи с рубля оборотных активов в виде прибыли, т.е. для измерения рентабельности оборотных активов

В процессе анализа рентабельности оборотных активов (см. табл. 25) необходимо использовать данные столбца 2 табл. 24. Определим влияние факторов на изменение рентабельности оборотных активов, для чего используем следующую факторную модель:

РенОА = Кобор х РенРП .(4)

Таблица 25 - Факторный анализ рентабельности оборотных активов

Причины (факторы), повлиявшие на изменение величины рентабельности ОА за период Расчет влияния, тыс. руб. Величина влияния, тыс. руб.
1 Изменение рентабельности реализованной продукции [табл.22: п.5 столб.3 х п.4 столб.4] 16,217х (+3) 48,651
2 Изменение коэффициента оборачиваемости ОА, всего [табл.22: п.5 столб.4 х п.4 столб.2] (+9,932) х 12 +119,2
в т.ч.:    
2.1 за счет изменения средней стоимости ОА [табл.24: п.1.1 столб.2х табл.22 п.4 столб.2] (–2,493) х 12 –29,9
из них за счет изменения средней стоимости:    
2.1.1 сырья и материалов [табл.24: п.1.1.1 столб.2х табл.22 п.4 столб.2] (–0,969) х 12 –11,63
2.1.2 МБП [табл.24: п.1.1.2 столб.2х табл.22 п.4 столб.2] (–0,074) х 12 –0,89
2.1.3 расходов будущих периодов [табл.24: п.1.1.3 столб.2х табл.22 п.4 столб.2] (–0,018) х 12 –0,22
2.1.4 готовой продукции [табл.24: п.1.1.4 столб.2х табл.22 п.4 столб.2] (–1,427) х 12 –17,12
2.1.5 прочие [табл.22: п.1.1.5 столб.2х табл.22 п.4 столб.2] 0 0
2.2 себестоимости реализованной продукции [табл.24: п.1.2. столб.2х табл.22 п.4 столб.2] (+12,42) х 12 149,04
Отклонение рентабельности ОА, всего [табл.22] 75,419 – 243,258 +167,839*

 

* Балансовая увязка за счет округлений может отличаться на небольшую величину.

В столб. 3 табл. 25 представлены размеры влияния основных групп факторов на рентабельность ОА.

Вывод: Результаты факторного анализа позволяют сделать вывод, что рост рентабельности ОА произойдет за счет изменения следующих показателей:

-  коэффициента оборачиваемости (на +119,18%):

Д Кобор РенРП ПЛАН = (+9,932) х 12 = +119,18;

-  рентабельности продукции (на + 48,65%):

Кобор факт х Д РЕНРП = 16,217 х (+3) =+48,65.

Определим экономический эффект от изменения оборачиваемости ОА, который измеряется следующими показателями:

- величиной дополнительно вовлекаемых или высвобождаемых ОА при замедлении или ускорении оборачиваемости:

Д ОА = ((Д1 – Д0) / ДК) х РПСБ, (5)

где Д1 – оборачиваемость на конец отчетного периода;

Д0 – оборачиваемость на начало отчетного периода;

Дополнительное высвобождение ОА в результате ускорения оборачиваемости примерно на 35 дней составило ((22,199 – 57,279) / 360 х 433 000)= – 42 001 тыс. руб.

- величина дополнительной прибыли, получаемой предприятием в результате ускорения оборачиваемости, или величина теряемой прибыли в результате замедления оборачиваемости.

Прирост прибыли от реализации продукции составил 52 800 тыс. руб. (см. табл.22)

 Для того чтобы установить причины роста прибыли, проведем углубленный факторный анализ финансового результата по следующей факторной модели:

Д П = ООА х Кобор х РЕНРП = ООА х ((РПСБ / ООА) х (П / РПСБ)) = П.

Таблица 26 - Анализ прибыли от реализации продукции

Факторы Алгоритм Расчет, тыс. руб.
Общее изменение прибыли Д Побщ +52 800
в т.ч.:    
За счет изменения стоимости ОА Д ООА х Кобор0 х РЕН0 (+10 590) х 6,285 х 12 % = 7 987
За счет изменения коэффициента оборачиваемости ООА1 х Д Кобор х РЕН0 26 700 х (+9,923) х 12 % = +31 793,3
За счет изменения рентабельности реализованной продукции ООА1 х Кобор1 х Д РЕН 26 700 х16,217 х (+3 %) = 12 990

 

Вывод: Таким образом, увеличение оборотов текущих активов примерно на десять (Д К =+9,932)оборотов (или, с другой стороны, уменьшение сроков оборачиваемости текущих активов привело к увеличению прибыли на +31 793,3тыс. руб.). Рентабельность продукции при этом увеличилась на 3 %. Необходимо отметить темпы роста остатков ОА 1,66 раза(26 700 / 16 110), что положительно повлияло на рост прибыли от реализации продукции (увеличение на 7 987 тыс. руб.).

Предложенная методика позволит более полно раскрыть внутренние механизмы формирования показателей эффективности использования ОА, измерить влияние основных групп факторов и оценить дополнительные внутренние резервы и неиспользованные возможности для принятия правильных и обоснованных управленческих решений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы по вопросу управления оборотными активами, могу сформулировать следующие выводы.

Во-первых, с точки зрения финансового менеджера структура оборотного капитала претерпевает некоторые изменения в силу того, что для менеджера важна величина денежных средств, вложенных в эти активы и получение чистой экономической прибыли. Поэтому были рассмотрены такие важнейшие компоненты чистого оборотного капитала, как производственные запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства (с учетом краткосрочных пассивов).

Во-вторых, без эффективное управление оборотными активами невозможно реализовать долгосрочные финансовые стратегии предприятия.

 В-третьих, если величина оборотного капитала занижена, то такое предприятие будет постоянно испытывать недостаток денежных средств, иметь низкий уровень ликвидности, перебои в производственном процессе, потерю прибыли. Наоборот, чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем выше ликвидность предприятия, однако, увеличение величины оборотных средств по сравнению с оптимальной потребностью в них приводит к замедлению их оборачиваемости и также снижает величину прибыли.

С учетом вышеизложенного, можно выделить  две стратегии управления оборотными активами: стратегию минимизации периода обращения и стратегию минимизации риска. В теории финансового менеджмента разработаны различные варианты воздействия на уровни рисков. Основными из них являются следующие: минимизация текущей кредиторской задолженности, минимизация совокупных издержек финансирования и максимизация капитализированной стоимости фирмы.

 Стратегия управления оборотными средствами направлена на обеспечение платежеспособности предприятия и базируется на определении оптимального объема и структуры оборотных средств, что связано с решением задачи выбора оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств.

Таким образов, при некотором оптимальном уровне чистого оборотного капитала и его компонентов прибыль становится максимальной, а любое отклонение от него в принципе нежелательно. Следовательно, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Эта цель сводится к решению двух важных задач: обеспечением платежеспособности (предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности) и обеспечением приемлемого объема, структуры и рентабельности активов.

В заключение отмечу, что различные уровни оборотных активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов. Таким образом, каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции оптимальной величины данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных средств в целом.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство Дело и Сервис, 2007. 

2.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. 2008.

3. Булатова З.Г., Булатов М.А. Бухгалтерский учет товарных и кассовых операций в торговых организациях. Учебное пособие, М: Экономика, 2008.

 4.Бланк И.А. Управление активами и капиталом предприятия. Киев, Ника-Центр, Эльга, 2003.

5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – Киев: Издательство «Ника-Центр», 1999. – 2010.

6. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник, ИНФРА-М – 2006.
7.Бухгалтерский учет в торговле /Под ред. Белоусова. - М.: Экономика, 2009.
8.Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Издательство ПРИОР,                2008.

9. Бреслав Финансовое прогнозирование // http://www.intalev.ru

10.ГребневА. И., Баженов Ю. К. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1997.
11.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. M.: Издательство Дело и сервис,                                                                               2002. 

12.Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Финансы и статистика,                                                    2003.

13. Ковалев В.В. Управление активами фирмы. Учебно-практическое пособие.-М. Издательство проспект, 2008.
14.Ковалев В.В.,Вит.В.Ковалев. Финансы предприятия. Учебник. Изд. Проспект.М. 2003.
15.Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния: Учебное и практическое пособие. – М.: Издательство Дело и сервис, 1998.
16. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000.
17. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: Приор, 1998.
18. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1997.
19. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
20. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. /Под ред. Л.П. Белых.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

21. Романовский М. Н., Финансы предприятий, Учебник – М.: Финансы и статистика, 2000.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Новое знание, 2001.

23. Сорокина Е.М Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. Москва «Финансы и статистика», 2002..

23. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. М., Юнити, 2003.
24. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 1998.
25. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Перспектива, 2003.

26. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Зеркало, 1998.

27. Уткин Э.А. Управление фирмой.- М.: ИНФРА-М, 2005.
28. финансовое положение предприятия. – М.: ВЛАДОС, 2003.
29. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под. ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Перспектива, 2004.
30. Финансы / Под ред. Дробозиной Л.А. –М.: Финансы, 1999.
31. Финансы / Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Финансы и статистика, 1998.
32. Финансы / Под ред. Романовского М.В.и др. – М.: Юрайт, 2000.
33. Хонгрен Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Банки и биржи, 2000.
34. Хорин А.Н. Анализ оборотного капитала// Бух. учет. - 2004. - №6. - с.23-26.
35. Шеремет А. Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие.- М: ИНФРА-М, 2001.
36. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2000.
37. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА- М, 2001.
38. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 1999.

39.Шатунова Г.А., Корнеева Т.А. Основы бухгалтерского учета/ Под ред. В.С.Плотникова. М., ФБК, 2005.

40.Шишкин А. К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. - М., 1996.

 

 


 


 

 



























Дата: 2019-12-10, просмотров: 282.