Обоснование управленческих решений на базе прогнозного анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управленческое решение — результат управленческого анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели управления. Всякое управленческое решение по своей природе является прогнозным. В процессе функционирования любое предприятие сталкивается с проблемой выбора альтернативных вариантов дальнейшей деятельности. Действенным инструментом обоснования выбора является экономический анализ в целом и отдельные его составляющие в частности. Одна из таких составляющих — анализ «объем — издержки — прибыль», с помощью которого могут быть приняты следующие виды решений:

- определение точки безубыточности в деятельности предприятия, зоны безопасности, необходимого объема производства для обеспечения нормы прибыли на базе маржинального анализа;

- выбор варианта машин и оборудования;

- выбор собственного производства или закупки изделий со стороны;

- обоснование варианта технологии производства;

- аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня;

- обоснование варианта цены на новое изделие.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «затраты — объем производства (реализации) продукции — прибыль» — и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ позволяет выбрать более оптимальный вариант управленческих решений при наличии альтернатив. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности.

Рассмотрим основы маржинального анализа на изготовлении люминесцентной лампы на предприятии ОАО «ЭнергоТранс» (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Данные ОАО «ЭнергоТранс» предназначенные для маржинального анализа

Показатели Значение показателя
1. Производственная мощность предприятия (VРП) , шт. 1000
2. Цена люминесцентной лампы (р), руб. 20
3. Выручка (В), руб. стр. 1 × стр. 2 20000
4. Постоянные затраты (А), руб. 4000
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), руб. 12
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер ), руб. стр. 5 × стр. 1. 12000
7. Прибыль от реализации продукции (П), руб. стр. 3 - стр. 4 - стр. 6 4000
8. Маржинальная прибыль (маржа покрытия) (МП), руб. стр. 3 - стр. 6 8000
9. Доля маржинальной прибыли в выручке (УДмп) стр. 8 / стр. 3 0,4
10. Ставка маржинальной прибыли (Смп), руб. стр. 2 - стр. 5 8
11. Планируемая прибыль от реализации продукции (П), руб. стр. 7 + 10% 4400

 

С использованием исходных данных определим точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:

VPП  или (Т ) = = = 500 шт.

В =  =  10000 руб.

VPП  или (Т ) в % =  100 = ×100 = 50%

 

Далее определим зону безопасности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:

ЗБ = VPП - VPП = 1000 – 500 = 500 шт.

ЗБ = В - В  = 20000 – 10000 = 10000 руб.

ЗБ = 100 = 100 = 50%

ЗБ = ×100 = ×100 = 50%

 

Определим, сколько предприятию потребуется производить и реализовывать люминесцентную лампу в натуральном и стоимостном выражении, чтобы получить планируемую прибыль:

VРП = = = 1050 шт.

       В = = = 21000 руб.

 

 При изготовлении люминесцентной лампы на предприятии ОАО «ЭнергоТранс» точка безубыточности расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции, т.е. это составит 500 единиц продукции или 10000 руб. Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

После достижения точки безубыточности каждая последующая произведенная единица продукции будет приносить предприятию прибыль: ставка маржинальной прибыли (СМП) = 8 руб. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, т.е. в пределах 500 шт. или 10000 руб. предприятие может сократить объем продаж без риска получения убытков. Для достижения фактически имеющейся суммы прибыли (4000 руб.) предприятию необходимо производить 1000 шт., а для достижения суммы прибыли в 4400 руб. предприятию необходимо производить 1050 шт., т.е. на 50 единиц продукции больше.

 Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта системы машин и оборудования. Допустим, что выполнить какую-либо операцию или процесс можно, применив один из трех вариантов оборудования (табл.3.2).

Таблица 3.2.

Исходные данные ОАО «ЭнергоТранс» для выбора оптимального варианта решения

Вариант Постоянные затраты, тыс.руб. Переменные затраты на изделие, тыс.руб. Общая сумма затрат
Станок 16 К20 2000 2 ЗА = 2000 + 2х
Станок 20 Т30 5000 1 ЗВ = 5000 + 1х
Станок 10Д 30М 8000 0,5 ЗС = 8000 + 0,5х

 

По данным примера определим, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования. Для этого найдем объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми, для этого затраты по одному из них приравнивают к затратам по другому.

Для станка 16 К20 и станка 20 Т30:

200+2х = 5000 + 1х;

   х = = 3000 ед.

Аналогично рассчитывается объем производства для станка 20 Т30 и станка 10Д 30М:

5000 – 1х = 8000 + 0,5х;

х = = 6000 ед.

Следовательно, при годовом объеме производства до 3000 ед. выгоднее использовать станок 16 К20, от 3000 до 6000 ед. — станок 20 Т30, а свыше 6000 ед. — более целесообразным является станок 10Д 30М.

Обоснование управленческого решения при выборе: собственное производство или закупка со стороны, являются альтернативными формами получения предприятием необходимых продуктов и услуг. Оптимизация выбора между собственным производством и приобретением комплектующих деталей, запасных частей, полуфабрикатов, услуг и т.п. содействует минимизации затрат и увеличению прибыли.

     Рассмотрим методику обоснования управленческого решения. Для ремонта автопогрузчик требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 тыс. руб. в год, а переменные расходы на единицу продукции — 100 руб. Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу. Для определения какое решение более выгодно необходимо приравнять затраты по обоим вариантам.

  Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:

                                                    З = bх,                                                       (3.1)

где b — цена одной детали;

х — требуемое количество деталей в год.

    Себестоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты:

                                                З = А + bх                                                  (3.2)

   Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:

b х = А + b х ;

150х = 200000 + 100х;

50х = 200000;

х = 4000 ед.

Расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 4000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать. Аналогичным образом можно обосновать выгодность  создания собственной ремонтной, строительной базы, собственных маркетинговых исследований рынка.

 Рассмотрим методику обоснования управленческого решения при выборе варианта технологии производства.

Вариант технологии производства А. Компания приобретает детали, производит сборку токарного станка, а затем их продает. Затраты при этом составляют:

· постоянные — 400 млн руб. в год;

· переменные — 170 тыс. руб. на единицу продукции.

Вариант технологии производства В. Компания покупает дополнительно оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции для производства комплектующих запчасти для сборки токарного станка в собственных помещениях. При этом затраты составят: постоянные — 925 млн руб., переменные — 100 тыс. руб. на единицу продукции.

Максимально возможная производственная мощность по двум вариантам — 10000 изделий в год. Цена реализации одного токарного станка — 250 тыс. руб.

   Как видно, вариант А имеет более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затраты по варианту В включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений, а также расходы на выплату процентов по облигациям, которые были выпущены для мобилизации средств на закупку оборудования. Расчетный объем производства не дан. Максимальный спрос ограничен производственной мощностью 10000 ед. Можно определить по каждому варианту максимальную прибыль и порог рентабельности (табл.3.3).

Таблица 3.3.

Исходные данные ОАО «ЭнергоТранс» по вариантам А и В

Показатель Вариант А Вариант В
1. Производственная мощность, шт. 10000 10000
2. Цена реализации, тыс. руб. 250 250
3. Удельные переменные затраты, тыс. руб. 170 100
4. Маржа покрытия на изделие, тыс. руб. стр. 2 - стр. 3 80 150
5. Маржа покрытия на весь выпуск, млн руб. стр. 2 × стр. 1 - стр. 3 × стр. 1 800 1500
6. Постоянные затраты, млн руб. 400 925
7. Прибыль, млн руб. (стр. 2 × стр. 1) - (стр. 3 × стр. 1 + стр. 6) 400 575
8. Безубыточный объем продаж, шт. =500 = 6167

 

Вариант В обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса  вариант А дает более высокую прибыль или меньшие убытки. Если вариант А более доходный при малых объемах реализации, а вариант В — при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции.

  Для этого допустим, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен х единицам. Сумма операционной прибыли (П) есть суммарная маржинальная прибыль (МП) минус постоянные затраты (А), а суммарную маржинальную прибыль можно представить в виде ставки маржинальной прибыли на единицу продукции (С ), умноженной на x единиц:

                                  П = МП – А = С × х - А                                             (3.3)

Отсюда прибыль равна:

- по варианту А: 80х - 400000;

- по варианту В: 150х - 925000.

       С учетом того, что при объеме реализации х единиц прибыль одинаковая, получим:

80х – 400000 = 150х – 925000;

70х = 525000;

х = 7500 ед.

                                                                                                               Таблица 3.4.

Сводные данные ОАО «ЭнергоТранс» по результатам анализа

Показатели Станок 16 К20 Станок 20 Т30
Маржинальная прибыль (80 × 7500) = 600000 (150 × 7500) = 1125000
Постоянные затраты                400000 925000
Прибыль 200000 200000

 

Таким образом, вариант А является более выгодным до 7500 ед. Если же ожидается, что спрос превысит 7500 ед., то более выгодным будет вариант В. Поэтому нужно изучить и оценить спрос на этот вид продукции.

Необходимость принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции может возникнуть при спаде производства, если предприятие не сумело сформировать портфель заказов и его производственные мощности используются недостаточно полно. Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж приведены в таблице 3.5.

Таблица 3.5.

Исходные данные предприятия ОАО «ЭнергоТранс» для расчета безубыточного объема продаж

Показатель Значение показателя
1. Производственная мощность, шт. 100000
2. Цена пускатель ПМЕ - 211, руб. 200
3. Удельные переменные затраты, руб. 90
4. Постоянные затраты, тыс. руб. 7200

 

При таких условиях полная себестоимость одного изделия (C), прибыль (П), безубыточный объем продаж (VРПбезубыт.) будут следующими:

 

С = + b =  + 90 = 72 + 90 = 162 руб.

П = VРП ×(р - b) – А = 100000 × (200 – 90) – 7200000 = 3800 тыс.руб.

VРП  = = = 65454 шт.

ЗБ = = 100 = 34,5%

 

В связи с потерей рынков сбыта портфель заказов завода уменьшился до 30000 изделий. Постоянные и переменные затраты в сопоставимых ценах остались на том же уровне. Рассчитаем прибыль (П), безубыточный объем продаж (VРПбезубыт.) и зону безопасности (ЗБ) продаж в изменившейся ситуации:     

С = + b = + 90 = 330 руб.

П = VРП × (р – b) – А = 30000 × (200 – 90) – 7200000 = - 3900 тыс. руб.

VРП = = = 65454 шт.

ЗБ = = ×100 = - 118%

 

Такой результат объясняется высоким удельным весом постоянных расходов в сумме выручки. При снижении объема продаж постоянные расходы стали непосильными для предприятия. Для достижения безубыточного объема продаж  пускателя ПМЕ-211 на предприятии ОАО «ЭнергоТранс» необходимо увеличить выпуск продукции на 118% или на 35454 единицы. Чтобы избежать убытков, предприятие будет искать выход из сложившейся ситуации. И если в это время поступит предложение от заказчика на выпуск продукции, которая требует несколько иной технологии и соответственно дополнительных постоянных затрат, то менеджеры предприятия могут принять такой заказ даже по ценам ниже критического уровня.

Допустим, заказчик согласился разместить заказ на 50000 изделий по цене 180 руб., которая ниже рыночного ее уровня. При этом предприятие должно дополнительно израсходовать на конструкторско-технологическую подготовку производства этой партии продукции 160 тыс. руб. На первый взгляд кажется, что предприятию ОАО «ЭнергоТранс» это не выгодно, так как цена реализации ниже себестоимости единицы продукции. Кроме того, потребуются дополнительные затраты на подготовку производства.

Сделаем экономическое обоснование решения о принятии дополнительного заказа на таких условиях:

 

С = b = 90 = 182 руб.;

П = VРП × (р – b) – A = 30000 × (200 – 90) + 50000 – 7360000 = 440 тыс.руб.;

VPП = 75487 шт.;

ЗБ = = 100 = 5,64%.

 

Это доказывает, что даже на таких невыгодных условиях принятие дополнительного заказа экономически оправдано. Дополнительный заказ позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции за счет наращивания объемов производства и вместо убытка получить прибыль.

 Важным фактором, от которого зависит прибыль предприятия, является обоснование управленческого решения для выбора варианта цены на новое изделие.

Допустим, что ОАО «ЭнергоТранс» стоит перед выбором варианта цены на станок 16 К20, которое конкурент продает по цене 250 тыс. руб. Чтобы завоевать рынок сбыта, нужно обеспечить или более высокое качество продукции, или продавать ее по более низким ценам. Постоянные расходы, связанные с производством и сбытом этого изделия, составляют 2400 млн. руб., переменные — 80 тыс. руб. на единицу.

Если улучшить качество станка 16 К20, то можно продать его по цене 100 тыс. руб., но при этом постоянные затраты увеличатся на 25% и составят 3000 млн. руб. Переменные расходы также возрастут на 25% и составят 100 тыс. руб. на единицу продукции.

Необходимо проанализировать возможность установления цены в 300 и 200 тыс. руб. Для этого сделаем расчет прибыли и точки критического объема реализации продукции для этих двух вариантов (табл.3.6.)

Таблица 3.6.

Исходные данные ОАО «ЭнергоТранс» для расчета прибылей и точки критического объема реализации продукции

 

Показатель

Вариант

Первый Второй
1. Цена реализации станка 16 К20, тыс. руб. 300 200
2. Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. 100 80
3. Постоянные затраты периода, млн. руб. 3000 2400
4. Маржа покрытия на единицу продукции, тыс. руб. 200 120
5. Точка безубыточности (критический объем продаж), шт. 15000 20000
6. Мощность предприятия, шт. 25000 25000
7. Прибыль, млн. руб. 2000 600

 

Как видно из таблицы 3.6, более выгоден для предприятия первый вариант, так как он обеспечивает наиболее высокую сумму прибыли и более низкий порог рентабельности. Чтобы обеспечить такую же сумму прибыли по второму варианту, необходимо производственную мощность увеличить до 36666 ед. ((2400000 + 2000000): 120).

Выбор того или иного варианта зависит от конъюнктуры рынка. Во время производственного бума предприниматели стремятся увеличить объем производства и реализации продукции «любой ценой», а в периоды спада детально изучается каждая статья затрат, осуществляется поиск резервов экономии постоянных и переменных расходов. В условиях конкуренции предприятиям часто приходится идти на снижение уровня цен, чтобы не снизить оборот по реализации.

Рассмотрим показатели до изменения цены и после ее изменения  (табл.3.7.).

Таблица 3.7.

Исходные  данные  ОАО  «ЭнергоТранс»  до  изменения  цены  и  после  ее изменения

Показатель До изменения цены После изменения цены
1. Выручка, млн руб. 7500 6750
2. Сумма переменных затрат, млн руб. 2500 2500
3. Постоянные затраты, млн руб. 3000 3150
4. Маржа покрытия, млн руб. 5000 4250
5. Доля маржи покрытия в выручке 0,666 0,62963

 

Необходимая сумма выручки от реализации продукции для компенсации суммы постоянных затрат и получения той же прибыли определяется делением возросшей суммы постоянных затрат и суммы прежней прибыли на долю маржи покрытия в изменившейся ситуации:

 

B =  =  = 8180 млн.руб.

Предприятие в этой ситуации должно произвести 30300 изделий, чтобы при цене 270 тыс. руб. получить выручку в сумме 8180 млн руб.:

VРП = = 30300 шт.

При этом его переменные издержки составят 3030 млн. руб., постоянные — 3150 млн. руб., а прибыль — 2000 млн. руб.

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование критических и предельных величин позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные прогнозы.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

В практике работы предприятия ОАО «ЭнергоТранс» рекомендуется использование обоснованных управленческих решений на базе прогнозного анализ, это будет способствовать более эффективному управлению процессом формирования затрат и финансовых результатов.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 288.