1. метафизическая – как процесс количественных изменений. Считали, что Р отличается от взр.знаниями и опытом
2. диалектико-материальные – развитие не только количественных, но и качественных изменений
Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского: Мир предметов не дан Ру изначально, он застает готовым язык; Р в проц.развития усваивает этот опыт, кот.накоплен предшествующим поколением и делает его своим.
Принципы, методы психологии:
Принципы: гуманизма и пед.оптимизма – треб-е «не навреди».Педагог и психолог Д.чув-тьответст.за то.чтоони делают.Остродно подходить к рез-там и прогнозам на будущее; эффективности и научности – польз-ся понятиями данной науки. Прежде чем заним.проф.Д,Ч д.проработать И, идеи психол.науки; детерминизма- что развитие психики зависти от внутр.и внеш.причин (условиями жизни,соц.окружением,хар0ом О,Д); единстваи сознания и Д – развтия сознания в Д – введен рубинштейном С.Л. Если не постоянно не усложнять Д, то развитие сознания не происходит; возр.инд и личностного подхода – подразумевает, что общие законы психич.разв.прояв-ся у каждого Ч инд-но, но общие законы для всех одинаковы; комплексности,систематичности,системности – предполагает необходимость прослеживать все стороны психики в системе, неоднократно с помощью разных методов:
Метод – способ, при котором собираются научные факты. Основные: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ прод.дет.Д.
Наблюдение – целенаправленное восприятие и фиксация психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о Л Р. Виды: полное, неполное; включенное, невключенное; (полное – исслед.все п.п.п., частичное – одно…)
Эксперимент – спец.созданн.условия для изучения психики Р. Оно сод-т цель, описание м-ла, ход исследования, критерии по обработке данных. В эксперименте ис-ль имеет дело только с одной стороной психики. Виды- лабораторный и естественный, конст и формир (наиб. – естеств – Лазурский)конст- фикс. У детей Ур.разв.изучаемого проц.,формир-предпологает созд.у детей тех или иных особенностей психич.проц, качеств и св-в.
Беседа – вкл-ся в эксперимент или ис-ся как сам.метод. Она имеет четко осознанную цель и систему вопросов, которые четко формулируются.
Метод анализ дет.работ- (сказки, стихи, рис,констр,аппл) – отражение внутр.мира, мысли, переживаний Р.
Вывод: только комплексное использование разл.методов исследования м.дать полное, объективное представление о психических особенностях Р.
Понятие возраста и возрастной периодизации в психологии. Основные понятия (эпохи, стадии, кризис, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, новообразования).
Возраст – качественно своеобразный период физ, психич.и поведенческого развития (время жизни, достижение чел-ком уровня психич.развития).
Возрастная периодизация – система разделения жизни человека на этапы, эпохи, периоды, стадии по к-л признаку. Периодизхац.много, но условно их м.поделить на 3 группы: 1. по биол.признаку – смена зубов (болнский), кривая роста костей, половое созревание, педагогическая; 2. по одному кач.признаку – Пиаже (по мышлению напр), Фрейда (мотивац-потреб.сфера я сам); 3. по неск. Кач.психич.показателям.
В основе периодизации лежит смена ВВД. Вся жизнь чел-ка делиться на эпохи (ран.дет, дет,подр). Каждая эпоха состоит из 2х стадий развития – хар-ся ф.о. и с.с.р.
ВВД – такая Д, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике Р и в рамках которой возникает такие новообразования, кот.подготав.Р к новому этапу празвития с новым ВВД (1. на мир предметов, 2. на мир людей)
ССР- соотношение внешних и внутренних условий разв.психики. Она оп-т отношение Ч к миру. М-у этапами – кризисы – скачкообразные изменения связанные с появлен.новообразований – кач.нов.св-ва Л, психич.функций, физ.кач-в, кот.меняют весь ход психич.развития.
Эпоха ран.детств
Эпоха детства
Возрастная периодизация. Краткая характеристика стадий возрастного развития.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.