Возник.цели, борьба мотивов, принятие решения, выбор способов действия, реализ.пост.целей и борьба с препятств., выполненеие.
Особ-ит:
- у дет.форм.целеполагание, борьба и соподч.мотивов, планир, самоконтроль в Д и повед
- разв.способность к волев.усилию
-склад.произвольн в сфере движ, действ, позн.проц, и О со взр.
На 1х этап. Р учиться подчиняться взр, затем сам регулир.свое повед.
Исслед:
1. Говор.,что воля разв.в палне целенапр.действий (видит игруш, тянется к ней)
2. Др. – установл.завис.м-у. мотивом и целью
3. возрастание регулир.роли речи. Лурия пишет, что механизмы произв.регул, форм-ся к 4-5 г. В этом возр.созревают лобные доли мозга, кот ответвены за произв.поведение, лежащ в осн.волевого.
Рук-во:
Во всех видах Д, где Р д.сдерживать своим побуждения и достигать постав.цели.
- дид.и подв.игры. Правила становятся точкой опоры, кот пом.Р осознавать, контр-ть и оц-ть свои Дейст.
Речевое О если оно вкл. В Д детей, отвечает их интересам и насовп. С сиюминутн.действ. (и ср-во орг.жизни детей)
Темперамент
Темперамент – совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических особенностей.
Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности.
В первые 7 лет жизни для деетй хар-на слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром утомлении. Стереотипы поведения у Р. Неустойчивы и легко разрушаются. На протяж.дошк.возр. процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый, поэтому Р. Напоминает холерика.
Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Задача каждого педагога – выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не ломали бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны.
Сангвиник - - формировать устойчивые интересы
- учить доводить начатое дело до конца и добиваться хорошего качества работы
- формировать критичное отношение к результатам своего труда
- предлагать игры и здания, требующие сосредоточенности, точности, сдержанности
- формировать чувство постоянства, устойчивости, целеустремленности
ХОЛЕРИК -- развивать способность считаться с чувствами других
- направлять энергию на полезные дела
- организация спокойных настольных игр, рисования, лепки, постоянных трудовых обязанностей (все, что требует сосредоточенности внимания)
- недопустимы наказания с лишением движения
- развивать сдержанность и умение управлять собой
- организовывать игры, в которых ребенок должен выполнять приказы, а не только руководить
ФЛЕГМАТИК _- развивать двигательную активность в любом деле (во избежание безволия и лени), включая в игры с малой, затем средней и высокой подвижностью
- учитывать низкий темп выполнения заданий (не торопить ребенка, проявлять терпение)
- включать детей в общение, но при этом регулировать взаимоотношения и менять роли в играх
МЕЛАНХОЛИК -- чаще давать положительную оценку, подбадривать
- щадить от шума, в активные игры включать постепенно
- создавать ситуацию успеха
- включать в соревновательные игры, приобщать к спорту
- организовывать совместную деятельность с успешными детьми
- формировать правильные навыки (так как трудно переучиваются)
- помогать действиями и советами
ХОЛЕРИЧЕСКИЙ – проявляется в быстроте, чрезмерной подвижности, неуравновешенности, возбудимости. Все психические процессы протекают быстро и интенсивно. Тип Н. С. – сильный, подвижный, неуравновешенный.
САНГВИНИЧЕСКИЙ –характеризуется некоторой двойственностью. Человек деятельный, но при длительной монотонной работе могут быстро утомляться. Тип Н. С. – сильный, подвижный, уравновешенный.
МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ – проявляется в медлительности и замкнутости. Психические процессы протекают медленно. В работе обычно пассивны, часто малозаинтересованы, легко уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения. Процессы возбуждения и торможения слабые. Тип Н. С. – слабый.
ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ – проявляется в медлительности, неторопливости, уравновешенности. В деятельности проявляют основательность, упорство, продуманность. Все психические процессы протекают замедленно. Тип Н. С. - сильный, уравновешенный, инертный.
Кризис 7лет
-возраст вытягив,утрата дет.непосред, капризность, натянут.повед, споры, раздраж. Главн черта криз – начало дифференц.внешней и внутр.стороны Л. В 7 л.возн. структура преживания, когда Р. Нач-л понимм, что значит !Я радуюсь,добрый» т.е возн.осмыслен.ориентировка собств.переживаний, пережив.обощаются появ-ся «логика чув-в». Для Р измен-ся среда, отнош.к ней, изменяется ход разв, потребн. Р.
На современном этапе выделяются три основные направления психологической готовности к школе, на основании которых можно сделать вывод о школьной
зрелости.
1.Личностная готовность (мотивационная, социально-психологическая):
- Готовность ребенка принять новую социальную позицию – положение школьника, имеющего круг прав и обязательств;
- Внутренняя мотивация (идет в школу потому, что хочет много знать), а не внешняя (атрибуты школьной жизни);
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками, действовать совместно с другими.
2.Интеллектуальная готовность:
- Развитый кругозор, запас конкретных знаний, ориентировка в окружающем;
- Сенсорное развитие;
- Развитие мыслительных процессов (логические операции) и речи;
- Развитие разных типов памяти (образная, слуховая, механическая, смысловая и др.);
- Развитие произвольного внимания;
- Развитие тонких движений руки и зрительно - двигательной координации.
3. Эмоционально-волевая готовность:
- Хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно протекание и развитие учебной деятельности;
- Развитие произвольного поведения, способности к подчинению правилам и требованиям взрослого;
- К 7 годам ребенок должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действия, выполнять задания по образцу и по инструкции взрослого.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Во многих исследованиях, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта:
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ: группа здоровья ребенка и степень физиологической зрелости всех систем организма
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ: навыки чтения, письма и счета
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Понятие роста и развития в психологии.
Рост – количественное изменение или усовершенствования каких-либо функций. Это колич.нарастание и накопление веса, увел.физ.роста, изменение функций речи.
Развитие же хар-ся кач-нымипрогрессирующими преобразованиями, необратимостью и движением по спирали. Развитие – систематичный процесс, охватывающий все уровни его организации, прояв-ся в кач.изменении психич. Функции и приводящий к прогрессивному изменению поведения Р.
Основные закономерности психического развития:
1. Неравномерность и гетерохронность психич.развити: психич.функции имеют свой темп и ритм становления. Выдел-т сензетивные периоды: млад – разв.органов чувств, Ран – р.р, дошк – разв.памяти.
2. Стадиальность – стадии психич.развития следуют одна за другой, их нельзя перестроить, но и сокращать их не следует
3. В проц.псих. развития происходит дифференц,и интеграция процессов, св-в, кач-в.
4. на протяжении псих.развития происходит смена детерминант(причин),кот его оп-т.
5. Психика отличается пластичностью (изменяется)
Диагностика – это система исследовательских приемов, направленных на определение уровня развития, достигнутого ребенком.
|
Предметом психологической диагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей; причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
В работе педагогами и психологами образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
I. Скрининговая диагностика – проводится с группой детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
II. Углубленная психологическая диагностика – проводится индивидуально или малых группах уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития (нуждающиеся в коррекционной работе).
III. Динамическое обследование – прослеживается динамика развития, эффективность коррекционно-развивающих мероприятий (может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса).
IV. Итоговая диагностика, цель которой – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
При проведении любого вида диагностики должны соблюдаться следующие принципы:
¨ Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик.
¨ Изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения.
¨ Педагогическая направленность: диагностика не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем.
¨ Оценка развития с учетом данных истории жизни.
Участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родители, воспитатели, педагоги)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.