Самосознание:
- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника
- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя
- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.
- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность
- Разв.Способность мотивировать оценку
- появл.осознание себя во временм, личное сознание
Роль взрослого:
- общение реб со взр. (выражает свое отнош. К окр.и оценочный подход, организует Д Р, обеспечивая накопление опыта; предоставляет образцы Д и тем самым дает руб.критерии правильности, организует совм.со сверстниками Д, кот помогает Р в сверстнике увидеть личность)
- доброжелательное, нежное отношкение к Р, внимание к его достижениям
- дать возможность реализовать свое намерение, уважение к реб. (разв.сам-ть)
- адекватно оценивать реб. (оценки: позитивные, побуждающие, негативные) Только уравновешенное сочетание пол. И отр. Оценок создает благоприятные условия для разв.личности, самосознания.
Воображение в раннем . Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов (использование предметов-заместителей).
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер (работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или рисунке).
Воображение в дошкольном: воббражение отличается от взр. Бедностью, схематичностью, стереотипностью образов. Сначала воображение осущ.только с опорой на предмет. В 4-5 лет – опора – представление, выраженное в слове. Воображение в основном непосредственно, постепенно формируется замысел, онон становиться произвольным, целенаправленным.
Функции: познавательная: воссоздание реальности , получение новых впечатлений;
Аффективная:
1.проигрываение травмирующ.воздейстивй, 2. созд.вообр.сит, в кот.Р м.утвердить себя.
- Агглютинация - соединение несоединимого в жизни: качеств, свойств, частей /русалка, избушка на курьих ножках/
- Гиперболизация - преувеличение особенностей объекта: увеличение, уменьшение предмета, количества частей /великан, гном, дракон/.
- Заострение - подчеркивание какого-либо признака, черты /шаржи, карикатуры/
- Схематизация - способ, при котором индивидуальные черты сглаживаются, а черты сходства выходят на первый план /создание художественного орнамента из элементов растительного и животного мира/.
- Типизация - характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе /литературные герои: Онегин, Печорин/.
- Аналогия - способ создания образа на основе природных предметов и явлений /корабль - кальмар, троллейбус - газель, самолет - птица/.
Руководство: 2г.ж. – вкл.ребенка в мнимые ситуации, на кот.основаны забавы, разыгрыши.
- обучение детей использованию предметов-зам.в игре и построению вообр.ситуации.
- созд.проблемной ситуации, кот.побужд.реб.искать.
Игровая Д. яв-ся мощным стимулом воображения
- организ. Предметной среды.
-опыт реб. (обогащать)
-формирование критичности мышления (Так бывает или нет)
разв.Л Дошк. (самосознание):
- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника
- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя
- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.
- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность
- Разв.Способность мотивировать оценку
- появл.осознание себя во временм, личное сознание
Мотивы: Мотив – побуждение к какому-либо действию. Формирование мотивов напрямую будет зависеть от доминирующей потребности ребенка.
На протяжении дошкольного детства основными мотивами являются следующие:
1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, желание быть похожим на взрослого.
2. Игровые мотивы. Игра удовлетворяет многие потребности детей: в общении, автономии, любопытство, потребность выплеснуть энергию, познать окружающий мир.
Игра выступает не только как деятельность, внутри которой формируются мотивы, но и сама является мотивом, например, когда ребенок собирает кубики, мотив для него не достроить, а именно строить. «Не выиграть, а играть» – формула мотивационной игры.
Игровые мотивы также часто связаны с желанием быть похожим на взрослого.
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (связаны с потребностью получать одобрение и слышать похвалу).
4. Мотивы самолюбия и самоутверждения, то есть отделение себя от взрослого, противопоставление себя ему. Эти мотивы часто являются причинами упрямства, капризов, негативизма, приписывания себе несуществующих качеств («Я самый сильный»).
5. Познавательные мотивы. Обычно проявляются в детских вопросах, причем ответ на вопрос ребенку нужен не всегда, важно общение.
6. Нравственные мотивы. Выражают отношение к другим людям. Появляются мотивы общественного характера, когда ребенок что-то делает для других (рисунок для мамы, поделка для малышей).
7. Просоциальные мотивы – мотивы сопереживания, стремления помочь другим.
В дошкольном возрасте присутствуют и другие мотивы, определяющие поведение ребенка: мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и др.
Самый важный личностный механизмом в дошкольном возрасте является соподчинение мотивов, их иерархия и выделение доминирующих мотивов.
Наиболее важный мотив – поощрение, получение награды, более слабый – наказание, еще слабее – собственно общение ребенка.
Эмоциональное:
- Р осваивает соц.формы выражения чувств
- Изменяется роль эмоций в Д Р, форм.эмоц предвосхищение
- чувтсва становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произв, внесит.
-форм-ся высшие чувтсва – нрав, интеллект, эстет.
1.Эм. Р.* с появлением новых интересов, Потребностей, мотивовÞболее глубоки
3.Осваиваются высшие формы экспрессии: интонации, мим,
4.Вкл речи в саморегуляциюЭÞосзнание, переживание (3-4)
5.Р нрав, эст,позн чувв * с Р коллектив д-ти, овладением норм поведения
6.Р гуман чувв * с Р с-р игры, труд д-тью
7. Симпатия становится действ-й
8.Появл чувство долга
9.Переживает не из-за оценки взр-го, но и самого себя.
10.Р интел. чувв * с Р позн. Д-ти
11.Р нрав и эст чувв * с Р худ-тв Д
Особ-ит:
- у дет.форм.целеполагание, борьба и соподч.мотивов, планир, самоконтроль в Д и повед
- разв.способность к волев.усилию
-склад.произвольн в сфере движ, действ, позн.проц, и О со взр.
На 1х этап. Р учиться подчиняться взр, затем сам регулир.свое повед.
Исслед:
1. Говор.,что воля разв.в палне целенапр.действий (видит игруш, тянется к ней)
2. Др. – установл.завис.м-у. мотивом и целью
3. возрастание регулир.роли речи. Лурия пишет, что механизмы произв.регул, форм-ся к 4-5 г. В этом возр.созревают лобные доли мозга, кот ответвены за произв.поведение, лежащ в осн.волевого.
Рук-во:
Во всех видах Д, где Р д.сдерживать своим побуждения и достигать постав.цели.
- дид.и подв.игры. Правила становятся точкой опоры, кот пом.Р осознавать, контр-ть и оц-ть свои Дейст.
Речевое О если оно вкл. В Д детей, отвечает их интересам и насовп. С сиюминутн.действ. (и ср-во орг.жизни детей)
Темперамент
Темперамент – совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических особенностей.
Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности.
В первые 7 лет жизни для деетй хар-на слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром утомлении. Стереотипы поведения у Р. Неустойчивы и легко разрушаются. На протяж.дошк.возр. процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый, поэтому Р. Напоминает холерика.
Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Задача каждого педагога – выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не ломали бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны.
Сангвиник - - формировать устойчивые интересы
- учить доводить начатое дело до конца и добиваться хорошего качества работы
- формировать критичное отношение к результатам своего труда
- предлагать игры и здания, требующие сосредоточенности, точности, сдержанности
- формировать чувство постоянства, устойчивости, целеустремленности
ХОЛЕРИК -- развивать способность считаться с чувствами других
- направлять энергию на полезные дела
- организация спокойных настольных игр, рисования, лепки, постоянных трудовых обязанностей (все, что требует сосредоточенности внимания)
- недопустимы наказания с лишением движения
- развивать сдержанность и умение управлять собой
- организовывать игры, в которых ребенок должен выполнять приказы, а не только руководить
ФЛЕГМАТИК _- развивать двигательную активность в любом деле (во избежание безволия и лени), включая в игры с малой, затем средней и высокой подвижностью
- учитывать низкий темп выполнения заданий (не торопить ребенка, проявлять терпение)
- включать детей в общение, но при этом регулировать взаимоотношения и менять роли в играх
МЕЛАНХОЛИК -- чаще давать положительную оценку, подбадривать
- щадить от шума, в активные игры включать постепенно
- создавать ситуацию успеха
- включать в соревновательные игры, приобщать к спорту
- организовывать совместную деятельность с успешными детьми
- формировать правильные навыки (так как трудно переучиваются)
- помогать действиями и советами
ХОЛЕРИЧЕСКИЙ – проявляется в быстроте, чрезмерной подвижности, неуравновешенности, возбудимости. Все психические процессы протекают быстро и интенсивно. Тип Н. С. – сильный, подвижный, неуравновешенный.
САНГВИНИЧЕСКИЙ –характеризуется некоторой двойственностью. Человек деятельный, но при длительной монотонной работе могут быстро утомляться. Тип Н. С. – сильный, подвижный, уравновешенный.
МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ – проявляется в медлительности и замкнутости. Психические процессы протекают медленно. В работе обычно пассивны, часто малозаинтересованы, легко уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения. Процессы возбуждения и торможения слабые. Тип Н. С. – слабый.
ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ – проявляется в медлительности, неторопливости, уравновешенности. В деятельности проявляют основательность, упорство, продуманность. Все психические процессы протекают замедленно. Тип Н. С. - сильный, уравновешенный, инертный.
Кризис 7лет
-возраст вытягив,утрата дет.непосред, капризность, натянут.повед, споры, раздраж. Главн черта криз – начало дифференц.внешней и внутр.стороны Л. В 7 л.возн. структура преживания, когда Р. Нач-л понимм, что значит !Я радуюсь,добрый» т.е возн.осмыслен.ориентировка собств.переживаний, пережив.обощаются появ-ся «логика чув-в». Для Р измен-ся среда, отнош.к ней, изменяется ход разв, потребн. Р.
На современном этапе выделяются три основные направления психологической готовности к школе, на основании которых можно сделать вывод о школьной
зрелости.
1.Личностная готовность (мотивационная, социально-психологическая):
- Готовность ребенка принять новую социальную позицию – положение школьника, имеющего круг прав и обязательств;
- Внутренняя мотивация (идет в школу потому, что хочет много знать), а не внешняя (атрибуты школьной жизни);
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками, действовать совместно с другими.
2.Интеллектуальная готовность:
- Развитый кругозор, запас конкретных знаний, ориентировка в окружающем;
- Сенсорное развитие;
- Развитие мыслительных процессов (логические операции) и речи;
- Развитие разных типов памяти (образная, слуховая, механическая, смысловая и др.);
- Развитие произвольного внимания;
- Развитие тонких движений руки и зрительно - двигательной координации.
3. Эмоционально-волевая готовность:
- Хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно протекание и развитие учебной деятельности;
- Развитие произвольного поведения, способности к подчинению правилам и требованиям взрослого;
- К 7 годам ребенок должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действия, выполнять задания по образцу и по инструкции взрослого.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Во многих исследованиях, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта:
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ: группа здоровья ребенка и степень физиологической зрелости всех систем организма
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ: навыки чтения, письма и счета
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Понятие роста и развития в психологии.
Рост – количественное изменение или усовершенствования каких-либо функций. Это колич.нарастание и накопление веса, увел.физ.роста, изменение функций речи.
Развитие же хар-ся кач-нымипрогрессирующими преобразованиями, необратимостью и движением по спирали. Развитие – систематичный процесс, охватывающий все уровни его организации, прояв-ся в кач.изменении психич. Функции и приводящий к прогрессивному изменению поведения Р.
Основные закономерности психического развития:
1. Неравномерность и гетерохронность психич.развити: психич.функции имеют свой темп и ритм становления. Выдел-т сензетивные периоды: млад – разв.органов чувств, Ран – р.р, дошк – разв.памяти.
2. Стадиальность – стадии психич.развития следуют одна за другой, их нельзя перестроить, но и сокращать их не следует
3. В проц.псих. развития происходит дифференц,и интеграция процессов, св-в, кач-в.
4. на протяжении псих.развития происходит смена детерминант(причин),кот его оп-т.
5. Психика отличается пластичностью (изменяется)
Диагностика – это система исследовательских приемов, направленных на определение уровня развития, достигнутого ребенком.
|
Предметом психологической диагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей; причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
В работе педагогами и психологами образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:
I. Скрининговая диагностика – проводится с группой детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
II. Углубленная психологическая диагностика – проводится индивидуально или малых группах уже после выделения детей, имеющих какие-либо особенности развития (нуждающиеся в коррекционной работе).
III. Динамическое обследование – прослеживается динамика развития, эффективность коррекционно-развивающих мероприятий (может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса).
IV. Итоговая диагностика, цель которой – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
При проведении любого вида диагностики должны соблюдаться следующие принципы:
¨ Комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик.
¨ Изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения.
¨ Педагогическая направленность: диагностика не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем.
¨ Оценка развития с учетом данных истории жизни.
Участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родители, воспитатели, педагоги)
Эпоха ран.детств
Эпоха детства
Возрастная периодизация. Краткая характеристика стадий возрастного развития.
Самосознание:
- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника
- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя
- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.
- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность
- Разв.Способность мотивировать оценку
- появл.осознание себя во временм, личное сознание
Роль взрослого:
- общение реб со взр. (выражает свое отнош. К окр.и оценочный подход, организует Д Р, обеспечивая накопление опыта; предоставляет образцы Д и тем самым дает руб.критерии правильности, организует совм.со сверстниками Д, кот помогает Р в сверстнике увидеть личность)
- доброжелательное, нежное отношкение к Р, внимание к его достижениям
- дать возможность реализовать свое намерение, уважение к реб. (разв.сам-ть)
- адекватно оценивать реб. (оценки: позитивные, побуждающие, негативные) Только уравновешенное сочетание пол. И отр. Оценок создает благоприятные условия для разв.личности, самосознания.
Воображение в раннем . Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов (использование предметов-заместителей).
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер (работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или рисунке).
Воображение в дошкольном: воббражение отличается от взр. Бедностью, схематичностью, стереотипностью образов. Сначала воображение осущ.только с опорой на предмет. В 4-5 лет – опора – представление, выраженное в слове. Воображение в основном непосредственно, постепенно формируется замысел, онон становиться произвольным, целенаправленным.
Функции: познавательная: воссоздание реальности , получение новых впечатлений;
Аффективная:
1.проигрываение травмирующ.воздейстивй, 2. созд.вообр.сит, в кот.Р м.утвердить себя.
- Агглютинация - соединение несоединимого в жизни: качеств, свойств, частей /русалка, избушка на курьих ножках/
- Гиперболизация - преувеличение особенностей объекта: увеличение, уменьшение предмета, количества частей /великан, гном, дракон/.
- Заострение - подчеркивание какого-либо признака, черты /шаржи, карикатуры/
- Схематизация - способ, при котором индивидуальные черты сглаживаются, а черты сходства выходят на первый план /создание художественного орнамента из элементов растительного и животного мира/.
- Типизация - характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе /литературные герои: Онегин, Печорин/.
- Аналогия - способ создания образа на основе природных предметов и явлений /корабль - кальмар, троллейбус - газель, самолет - птица/.
Руководство: 2г.ж. – вкл.ребенка в мнимые ситуации, на кот.основаны забавы, разыгрыши.
- обучение детей использованию предметов-зам.в игре и построению вообр.ситуации.
- созд.проблемной ситуации, кот.побужд.реб.искать.
Игровая Д. яв-ся мощным стимулом воображения
- организ. Предметной среды.
-опыт реб. (обогащать)
-формирование критичности мышления (Так бывает или нет)
разв.Л Дошк. (самосознание):
- возникает критическое отношение к оц.взр.и сверстника
- оценивание сверстника помогает реб.оц-ть самого себя
- дошк.осознает свои физ. Возможности, умения, нрав.кач, пережив, некот.психич.проц.
- к концу дошк.возр.склад.прав.дифференцированная самооценка, самокритичность
- Разв.Способность мотивировать оценку
- появл.осознание себя во временм, личное сознание
Мотивы: Мотив – побуждение к какому-либо действию. Формирование мотивов напрямую будет зависеть от доминирующей потребности ребенка.
На протяжении дошкольного детства основными мотивами являются следующие:
1. Мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, желание быть похожим на взрослого.
2. Игровые мотивы. Игра удовлетворяет многие потребности детей: в общении, автономии, любопытство, потребность выплеснуть энергию, познать окружающий мир.
Игра выступает не только как деятельность, внутри которой формируются мотивы, но и сама является мотивом, например, когда ребенок собирает кубики, мотив для него не достроить, а именно строить. «Не выиграть, а играть» – формула мотивационной игры.
Игровые мотивы также часто связаны с желанием быть похожим на взрослого.
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (связаны с потребностью получать одобрение и слышать похвалу).
4. Мотивы самолюбия и самоутверждения, то есть отделение себя от взрослого, противопоставление себя ему. Эти мотивы часто являются причинами упрямства, капризов, негативизма, приписывания себе несуществующих качеств («Я самый сильный»).
5. Познавательные мотивы. Обычно проявляются в детских вопросах, причем ответ на вопрос ребенку нужен не всегда, важно общение.
6. Нравственные мотивы. Выражают отношение к другим людям. Появляются мотивы общественного характера, когда ребенок что-то делает для других (рисунок для мамы, поделка для малышей).
7. Просоциальные мотивы – мотивы сопереживания, стремления помочь другим.
В дошкольном возрасте присутствуют и другие мотивы, определяющие поведение ребенка: мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества и др.
Самый важный личностный механизмом в дошкольном возрасте является соподчинение мотивов, их иерархия и выделение доминирующих мотивов.
Наиболее важный мотив – поощрение, получение награды, более слабый – наказание, еще слабее – собственно общение ребенка.
Эмоциональное:
- Р осваивает соц.формы выражения чувств
- Изменяется роль эмоций в Д Р, форм.эмоц предвосхищение
- чувтсва становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произв, внесит.
-форм-ся высшие чувтсва – нрав, интеллект, эстет.
1.Эм. Р.* с появлением новых интересов, Потребностей, мотивовÞболее глубоки
3.Осваиваются высшие формы экспрессии: интонации, мим,
4.Вкл речи в саморегуляциюЭÞосзнание, переживание (3-4)
5.Р нрав, эст,позн чувв * с Р коллектив д-ти, овладением норм поведения
6.Р гуман чувв * с Р с-р игры, труд д-тью
7. Симпатия становится действ-й
8.Появл чувство долга
9.Переживает не из-за оценки взр-го, но и самого себя.
10.Р интел. чувв * с Р позн. Д-ти
11.Р нрав и эст чувв * с Р худ-тв Д
Эмоц.небл.деетй и его причины: -отрицательное самочувствие Р.
1. неудовл.Р О со взр., прежде всего с родит.и сверстниками
2. недостаток тепла, ласки, разлад м-у чл.семьи, отсутств.тесных эмоц.контактов с родит.
3. затруднение с общением с др.детьми
4. инд.особ.Р, специф.его внут.мира и др. Их проявление прямо зависит от жизненного опыта Р, степени развития сам-ти, вообр, эмоц.чув-ти, склонности к беспкойству, тревожности, робости. Неуверенности.
На протяжении дощк.возр.О детей др.с.др.сущ-но изменятеся: по сод-ю потребности, мотивам, средствам О.
от 2-7 лет – 2 переломн.мом: 1.в 4 года – возр.значимость сверстника; 2.в 6лет, связ.с появ.избир.привязан.,появл.дружбы.
ф.о: 1. эмоц-практич (2-4 гола) – ждет от сверст.соучастия в забаве (сверст.-невид.зерк,в кот Р видит только себя) 2. сит-дел (к 4 г) возр.интерес к сверстнику – период разв ролевой игры (дети играют вместе а не в одиночку)
у дет набл.скачки с одного Ур.на др(ролевых взимоотнош. И реальн.взаимоотнош).
Воля : - спообность идти к осознанию поставленной цели, несмотря на трудности. Воля это наличие уст.и осозн.желаний, а так же мотивов поведения. Воля это прежде всего преодоление препятствий. Выг: вол.повед Р соц.по своему сод-ю и механизму, а источн.разв воли яв. Взаимоотн.с окр.имром.
Показатели волевых проявлений: идти к цели,несмотря на трудности;
Преодол.отвлек.воздейтв.; длит-ть достиж.цели; брать задание,несмортя на сложность; выдерживать дискомфорт; дейт-ть в соотв.с разн.дйетс.взр.
Элементы воли заклад в первые годы жизни.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.