Проведение референдума по вопросу принятия Конституции Российской Федерации. Итоги и значение референдума
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Идея вынести проект Конституции РФ на всенародное голосование в день выборов в Государственную Думу была высказана профессором Лессажем послу России во Франции Ю.А. Рыжову, который, в свою очередь, поделился ею с руководителем Администрации Президента РФ в 1993 - 1996 годах С.А. Филатовым. Президент РФ Б.Н. Ельцин согласился с этой идеей[40]. 15 октября 1993 года был принят Указ Президента РФ N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации", которым на всенародное голосование 12 декабря 1993 года выносился проект Конституции РФ, одобренный Конституционным совещанием. Этим же Указом было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года[41].

С этого времени началась активная деятельность по доработке проекта Конституции РФ. Но Конституционное совещание более не созывалось, а над проектом Конституции Российской Федерации продолжали работать органы, созданные распоряжениями Президента Российской Федерации, - Общественная палата, Государственная палата, Рабочая комиссия по доработке проекта Конституции РФ, Конституционный арбитраж. Учитывая, что в состав указанных органов в значительной мере входили участники совещания, их нередко именуют органами Конституционного совещания.

3 ноября 1993 года состоялась встреча Президента РФ Б.Н. Ельцина с руководителями представительных и исполнительных органов власти республик, краев и областей. На совещании был роздан проект Конституции РФ по состоянию на 2 ноября 1993 года[42]. Совещание в основном одобрило проект новой Конституции Российской Федерации, и для разрешения спорных вопросов была создана согласительная комиссия во главе с руководителем Администрации Президента РФ С.А. Филатовым[43]. О.Г. Румянцев, ответственный секретарь Конституционной комиссии, отмечает: "Вплоть до 8 ноября текст проекта продолжали править по предложениям Президента и органов Конституционного совещания в Администрации Президента. На практике внесение изменений в текст проекта осуществлялось небольшой группой приближенных к Президенту лиц, куда входили прежде всего С.А. Филатов, С.М. Шахрай, А.А. Котенков, а также А.Я. Слива"[44].

Одновременно работала группа по техническому редактированию проекта Конституции Российской Федерации, образованная распоряжением Президента РФ от 5 ноября 1993 года[45]. На группу было возложено стилистическое и технико-юридическое редактирование проекта Конституции РФ, и ей разрешено вносить в проект изменения и дополнения, не имеющие концептуального характера. В сопроводительной записке от 8 ноября 1993 г. к проекту Конституции РФ руководитель Администрации Президента РФ отмечал, что "вместе с редакционными, языковыми правками приняты уточнения по ряду статей, дополняющие и усиливающие их содержание"[46].

8 ноября 1993 года проект Конституции РФ был представлен Президенту РФ. В тот же день Б.Н. Ельцин собственной рукой внес в проект ряд поправок, наиболее значимыми из которых явились: 1) из части второй статьи 6 исключено второе предложение, которое однозначно позволяло республикам, входящим в состав Российской Федерации, иметь собственное гражданство ("Гражданин Российской Федерации обладает всеми правами гражданина республики, на территории которой он проживает"); 2) из части второй статьи 32 исключены слова "достигшие 18 лет" (первоначально Б.Н. Ельцин вычеркнул слова "и быть избранными", но очевидно, что какие-то слова нужно было исключить, в противном случае могли возникнуть сложности при реализации на практике пассивного избирательного права. Представляется, что Президент РФ выбрал лучший вариант); 3) в статью 83 включен пункт следующего содержания: "б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации", соответственно пункты "б" - "л" стали пунктами "в" - "м"; в этой же статье изменена редакция пункта "ж" ("з") (первоначальная редакция: "ж) утверждает основные положения Военной доктрины Российской Федерации"); 4) из части первой статьи 90 исключены слова "во исполнение полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами"; 5) часть вторая статьи 95 дополнена словами: "по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти" (первоначальная редакция: "2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации"); 6) в части первой статьи 115 слова "указов Президента Российской Федерации" заменены на слова "нормативных указов Президента Российской Федерации"; 7) сокращено количество судей Конституционного Суда Российской Федерации с 21 до 19 (часть первая статьи 125 Конституции РФ); 8) пункт 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" дополнен частью второй следующего содержания: "Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе"[47].

8 ноября 1993 года в 15 часов 15 минут первый Президент РФ на титульном листе проекта Конституции Российской Федерации сделал надпись: "В печать"[48].

Рассмотрев изменения в проекте Конституции РФ, внесенные лично Президентом РФ 8 ноября 1993 года, имея проекты Конституции РФ, одобренные Конституционным совещанием и его органами, по состоянию на 12 июля 1993 г. (далее - проект от 12 июля) и 2 ноября 1993 г. (далее - проект от 2 ноября) и действующую Конституцию Российской Федерации, мы можем установить, какие поправки были предложены или одобрены органами Конституционного совещания (Общественной палатой, Государственным советом, Комиссией конституционного арбитража, рабочей комиссией по доработке проекта Конституции Российской Федерации) 15 октября - 2 ноября 1993 года, а какие - лицами, приближенными к Президенту Российской Федерации, и группой по техническому редактированию проекта Конституции Российской Федерации 3 - 8 ноября 1993 года.

Сравнение проекта от 12 июля и действующей Конституции РФ показывает, что появилась нумерация частей статей и только в 18 статей проекта не вносились поправки (статьи 2, 12, 14, 15, 23, 25, 30 (31 действующей редакции), 31 (32), 44 (45), 51, 57, 58, 91, 93 (94), 112, 118, 119, 121 (122)), из проекта были исключены три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, получившие название Федеративного договора, раздел третий проекта "Заключительные положения" стал разделом вторым и получил название "Заключительные и переходные положения". В проекте от 2 ноября подверглись правке около 80 из 137 статей Основной части Конституции, преамбула и раздел второй "Заключительные и переходные положения".

Большинство поправок носили стилистический, технико-юридический характер. Некоторые понятия стали более точными по содержанию, например, термины "федеральные органы" (статья 5), "государственные органы" (статьи 24, 40, 46, 53, 80) были заменены соответственно на "федеральные органы государственной власти", "органы государственной власти", термин "исполнительные органы власти" (статья 77) на "исполнительные органы государственной власти", термин "заседатели" (ст. ст. 20, 47, 123) на "присяжные заседатели". В отдельных случаях уточнение термина имеет принципиальное значение. Так, в статьях 36, 37, 105, 107, 122, 126, 127 термин "закон" был заменен на "федеральный закон", что очень важно, ибо термином "закон" охватываются не только "федеральные законы", но и законы субъектов Российской Федерации. Следует также иметь в виду, что внесение изменения в часть 2 статьи 95 о том, что Совет Федерации не избирается, а формируется, повлекло внесение поправок в целый ряд статей проекта Конституции Российской Федерации (статьи 82, 84, 96 - 99, 104, 105, 107, 108, 134, 135).

Принципиальные изменения, которые претерпел проект Конституции Российской Федерации на последнем этапе его разработки (15 октября - 8 ноября 1993 года), были выражением как объективной потребности в укреплении российской государственности, так и субъективного видения новой Конституции Российской Федерации Президентом РФ и приближенных к нему лиц.

1. Изменен порядок наделения полномочиями депутатов (членов) Совета Федерации (еще в проекте от 2 ноября часть 2 статьи 95 имела следующий вид: "В Совет Федерации избираются по два депутата от каждого субъекта Российской Федерации").

2. Изменена компетенция Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125) (в проекте от 12 июля полномочия Конституционного Суда включали, в частности, проверку конституционности создания и деятельности общественных объединений, а также проверку по индивидуальным жалобам конституционности правоприменительной практики по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина).

6. Упрощена процедура изменения границ муниципальных образований (в соответствии с частью 2 статьи 130 проекта от 12 июля изменение границ территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление, допускалось "только с согласия населения соответствующих территориальных единиц").

7. Изменен ряд положений главы 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" раздела первого Конституции Российской Федерации (в проекте от 12 июля к числу глав, которые не могли быть пересмотрены Федеральным Собранием, была отнесена только глава 1, в проекте от 2 ноября - главы 1 и 9, в окончательном тексте - главы 1, 2 и 9. В проекте от 12 июля новая Конституция Российской Федерации могла быть принята лишь самим Конституционным Собранием. Только в проекте от 12 июля имелась норма о порядке формирования Конституционного Собрания).

Итак, последний этап создания Конституции Российской Федерации можно разделить на два периода. Первый период охватывает время с 15 октября по 2 ноября 1993 года, когда совершенствованием Конституции Российской Федерации занимались органы, созданные Президентом РФ, - Общественная палата, Государственная палата, Комиссия конституционного арбитража, Рабочая комиссия по доработке проекта Конституции Российской Федерации. Во второй период, с 3 по 8 ноября 1993 года, поправки в Конституцию Российской Федерации вносили лица, приближенные к Президенту РФ, группа по редактированию проекта Конституции Российской Федерации и собственноручно Президент РФ Б.Н. Ельцин.

Таким образом, за короткое время проект Конституции Российской Федерации был значительно усовершенствован в технико-юридическом отношении, а некоторые его положения существенно изменились и содержательно, в первую очередь в направлении укрепления российского федерализма, расширения полномочий Президента РФ, сужения компетенции палат Федерального Собрания РФ.

Зная драматическую историю последнего этапа создания Конституции России, можно с уверенностью сказать, что классические воззрения Ф. Лассаля на конституцию подтвердились и российская Конституция явилась записью фактического соотношения общественных (политических) сил на момент ее принятия.



Заключение

Конституция РФ – это общий, обладающий особенными юридическими особенностями нормативно – правовой акт, посредством которого народ учреждает ключевые основы устройства общества и государства, устанавливает субъекта государственной власти, механизм ее исполнения, фиксирует оберегаемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране возник другой этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную значимость в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в области федеративных взаимоотношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории государства полноценная конституция, признающая неотчуждаемость ключевых прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой вид. Главная проблема - реализовать данный потенциал, гарантировав соответственную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и социальной жизни.

Конституция представляется фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На базе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе исполняется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие абсолютно всех отраслей законодательства на основе новой Конституции гарантирует наилучшие обстоятельства для развития демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в собственном роде правовая гарантия устойчивости политического и социального режима, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать заключение: юридическая природа Конституции РФ выражается в ее чертах и юридических свойствах, что отображают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ определяет конкретный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.



Библиографический список

«Нормативные правовые акты»

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014  г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017 г. № 31. Ст. 4398.

2. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. № 2689-1 "О Федеративном договоре" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992 г. № 17. Ст. 898.

3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008 г.) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 г. № 49. Ст. 4868.

4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2014 г. Ст. 1146.

5. Постановление Конституционного Суда РФ  от  31 октября 1995 г. по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ // СЭ РФ. 1995 г. № 45. Ст.  4408.

6. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992 г. 111 с.

 

«Научная и методическая литература»

7. Анна Закатнова // «Россия «юрского периода» // «Российская газета» (Федеральный выпуск) №4810 от 11 декабря 2008 г.

8. Баглай М.В. // Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 2007 г. 6-е изд. 784 с.

9. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б. // Конституционное право Российской Федерации. 2007 г. 445 с.

10. Митюков М.А. Конституционное совещание 1993 года: рождение Конституции России. М., 2014 г. 344 с.

11. Митюков М.А. Наказуемо исполнением // Невское время. 1993 г. 24 февраля.

12. Митюков М.А. Предисловие // Сборник нормативных актов о референдуме Российской Федерации. 16 октября 1990 г. - 14 января 1993 г. М., 1993 г. 29 с.

13. Некрасов С.И. // Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. 2009 г. 162 с.

14. Никулин В.В. // Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. ТГТУ. 2006 г. 2-е изд. 92 с.

15. Нудиенко Л.А. // Конституционное право России. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт. 2014 г. 615 с.

16. Петренко А.В. // Теория государства и права. Конспект лекций. 2010 г. 160 с.

17. Проблемы конституционного развития Российской Федерации: Сборник статей, посвященных 90-летию проф. Б.С. Крылова. М.: ИЦ Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2013 г. 241 – 251 с.

18. Радько Т.Н. // Основы конституционного права России. – М.: Проспект. 2014 г. 32 с.

19. Радько Т.Н. // Теория государства и права – М.: Проспект. 2010 г. 752 с.

20. Ромашева Р.А. // История Конституции России. Хрестоматия – СПБ: СПБГУ. 2010 г. 572 с.

21. Соколов И.А. // Конституционное право Российской Федерации. МГИУ; 2010 г. 260 с.

22. Соколов И.А. // Конституционное право Российской Федерации. МГИУ. 2010 г. 260 с.

23. учеб. для вузов / М.В.Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007 г. –76 – 115 с.

24. Шевчук Д.А. // Теория государства и права. Конспект лекций. 2009 г. 299 с.

25. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989 – 1995 г.). М., 1997 г. 248 с.


[1] Петренко А.В. // Теория государства и права. Конспект лекций. 2010. С. 160

[2] Никулин В.В. // Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. ТГТУ. 2006. 2-е изд. С. 92

[3] Нудиенко Л.А. // Конституционное право России. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт. 2014. С 615

[4] Проблемы конституционного развития Российской Федерации: Сборник статей, посвященных 90-летию проф. Б.С. Крылова. М.: ИЦ Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2013. С. 241 - 251.

[5] Радько Т.Н. // Основы конституционного права России. – М.: Проспект. 2014. С 32.

[6] Некрасов С.И. // Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. 2009

[7] Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992. 111 с.

[8] Радько Т.Н. // Основы конституционного права России. – М.: Проспект. 2014. С 32.

[9] Постановление Верховного Совета РФ от 19 марта 1992 г. № 2542-1 "О проекте Конституции Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 771.

[10] Алексеев С.С. Конституция: надежды и действительность // Известия Уральского гос. ун-та. 1998. № 8. С. 4 - 72.

[11] Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты) // Обозреватель. Спецвыпуск. 1993. № 17 - 18 (21 - 22). Т. I. С. 74 - 93.

[12] Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.). В 6 т. М., 2009. Т. 5. С. 609 - 651.

[13] Постановление Съезда народных депутатов РФ от 18 апреля 1992 г. N 2697-1 "О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 979.

[14] Закон РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 20. Ст. 1084.

[15] Распоряжение Президента РФ от 12 мая 1993 г. № 334-рп // САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1828.

[16] Распоряжение Президента РФ от 8 сентября 1993 г. № 621-рп // САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3482.

[17] Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. № 2689-1 "О Федеративном договоре" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 898.

[18] Распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 347-р я был включен в Комиссию по подготовке предложений по разработке механизма реализации ФД (см.: САПП РФ. 1993. № 10. Ст. 904).

[19] Для формирования этой программы и обеспечения ее реализации Президентом РФ была образована Комиссия во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ В.Ф. Шумейко. В состав комиссии включены руководители правовых ведомств, ученые, главы администраций ряда субъектов, представители Верховного Совета РФ, в числе которых и председатель Комитета по законодательству (см.: распоряжение Президента РФ от 13 октября 1992 г. № 575-рп "О федеральной программе законопроектных работ" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2383).

[20] САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1757.

[21] Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 4. Книга третья (июль - декабрь 1993 года). С. 140 - 176.

[22] Румянцев О.Г. Вступительная статья // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 4. Книга третья (июль - декабрь 1993 года). С. 45.

[23] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

[24] Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992. 111 с.

[25] Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

[26] Стенограмма заседания Комитета по законодательству от 13 апреля 1993 г. // Архив автора.

[27] Митюков М.А. Российская Федерация. О работе Комитета по законодательству // Закон. 1992. № 2. С. 84.

[28] Бужкевич М. О чем спорят народные витии? // ДМ. 1993. 6 июля. С. 1.

[29] Лацис О. Власть есть тайна, или Аппаратная игра в исполнении спикера российского парламента // Известия. 1992. 28 августа. С. 3.

[30] Митюков М.А. Я против шумовых скандалов вокруг персоналий // Абакан. 1992. 16 октября. С. 1; Он же. Парламент новый. А декорации... // Российская газета. 1992. 27 ноября. С. 1 - 2.

[31] Такая информация опубликована Интерфаксом в московском вечернем выпуске "Известий" на следующий день.

[32] Бюллетень № 14 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей 5 ноября 1992 г. С. 4 - 10.

[33] Бюллетень № 18 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей 13 ноября 1992 г. С. 14 - 16.

[34] Митюков М.А. Конституционное совещание 1993 года. С. 297 - 298.

[35] Бюллетень № 41 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей 24 июня 1993 г. С. 34 - 53.

[36] Митюков М.А. Я придворный закона // Вечерняя Москва. 1993. 29 июня. С. 2; Он же. Новое лицо парламента // НВ. 1993. 2 июля; Он же. Кулуарные страсти // Общая газета. 1993. 9 - 16 июля. С. 2; Он же. Чистка по-парламентски // Человек и право. 1993. № 14 (32). С. 1 - 2.

[37] НВ. 1993. 26 июня.

[38] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

[39] Митюков М.А. В России кризис власти, а депутаты решают личные проблемы // Абакан. 1993. 23 июля. С. 1 - 2; Он же. Парламент нагнетает обстановку // Абакан. 1993. 24 августа. С. 1 - 2.

[40] Филатов С.А. Как создавалась Конституция 1993 года // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2010. Т. 6. С. 959 - 960.

[41] САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3995.

[42] Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 5. С. 1043 - 1080.

 

[43] Митюков М.А. Из дневников, блокнотов, интервью и заметок на полях (некоторые записи о конституционном процессе и событиях 1989 - 1993 годов) // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т. 6. С. 896.

[44] Румянцев О.Г. Вступительная статья // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 4. Книга третья (июль - декабрь 1993 года). С. 73.

[45] Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 ноября 1993 г. № 717-рп "О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации" // СААП РФ. 1993. № 45. Ст. 4378.

[46] Сопроводительная записка С.А. Филатова Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину к проекту Конституции Российской Федерации, подготовленному для опубликования (от 8 ноября 1993 г.) // Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 471.

[47] Конституция Российской Федерации. Проект одобрен Конституционным совещанием. Представлен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование // Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 2 - 66 (Текст проекта Конституции Российской Федерации имеет в т. 20 отдельную нумерацию страниц).

[48] Там же. С. 1.


Дата: 2019-12-09, просмотров: 183.