Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для исследования проекта нового Основного закона. Такого рода проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, однако он носил идеологизированный вид.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан другой проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, что в конце лета был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы наиболее 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей)[6].
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с времени опубликования его итогов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период формирования российской государственности.
Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.
Конституция Российской федерации состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Сущность преамбулы Конституции не содержит правового характера. В ней сформулированы намерения о целях принятиях Конституции . Среди них необходимо заметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. постепенно проведен классический принцип государственности — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, что представлены самостоятельными (ст. 10). Важной конституционной новеллой представляется положение об особой охране установленной системы государственной власти.
В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. в Конституции Российской Федерации нет особой главы, стабилизирующей финансовую систему. Тем не менее данные проблемы отыскали собственное отображение в закреплении института частной собственности, в том числе и на землю, определено признание и равная охрана частной, государственной, муниципальной и других форм собственности[7].
В целях недопущения господства той либо другой идеологии в обществе, Конституция Российской Федерации 1993 г определяет принцип идеологического многообразия. В соответствии с ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной либо обязательной. Данный принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.
Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. определяет светский вид Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной либо обязательной. Религиозные объединения отделены от страны и равны перед законом.
Россия провозглашена правовым государством. В данной связи к основам конституционного режима определены положения о высшей юридической силе Конституции РФ и ее прямом действии на всей территории страны, о соответствии Конституции законов и других правовых актов, об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов регионального самоуправления, официальных лиц, граждан и их объединений.
Впервые в Конституции зафиксировано положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации представлены составляющий частью ее правовой системы.
Важное значение содержит кроме того впервые зафиксированный в Конституции принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод.
В Конституции 1993 г. содержится ряд главных утверждений, обращенных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение России как единого федеративного государства. Принципиальный вид носят утверждения статей 4 и 5 Конституции, в которых зафиксировано, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию[8].
Конституция 1993 г. включает ряд новых утверждений в области организации и работы системы органов государственной власти. Зафиксировав принцип разделения властей, Конституция 1993 . выводит Президента из системы исполнительной власти и определяет его на особенное независимое положение в системе федеральных органов государственной власти. По сути Президент как глава государства, гарант конституционного режима стоит над ветвями власти. Это выражается кроме того в том, что на него возложены определение ключевых направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти федерации и др.
Конституция РФ 1993 г. определяет различный порядок развития, численность, особый статус, сферу полномочий, порядок работы Федерального Собрания Российской Федерации. По сути, в Конституции РФ проведено классическое разделение на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству парламентов стран мира.
Значительные изменения привнесены в законодательный процесс. Конституция вводит прежде неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и определяет особый порядок его принятия.
1.3. Анализ альтернативных вариантов проектов Конституции Российской Федерации
Конституционная комиссия создала несколько вариантов проекта новой Конституции. Первый из них появился уже спустя четыре месяца после начала ее работы и предусматривал парламентскую форму правления с президентом как номинальным главой государства. Проект был опубликован в печати и был внесен в октябре 1991 г. на рассмотрение V (Внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР. После доработки проект был повторно опубликован в печати в марте 1992 г. и по решению Верховного Совета РФ вынесен на рассмотрение VI Съезда народных депутатов[9].
Как отмечал в своих воспоминаниях С.С. Алексеев, несмотря на то что вопрос с новой конституцией назрел и даже перезрел, "по официальной линии" практическое дело по подготовке проекта демократической Конституции не двигалось с места[10]. Камнем преткновения стал ряд ключевых вопросов, касающихся определения полномочий и баланса ветвей власти, как на федеральном уровне, так и в отношениях Центра и регионов. В качестве ответа на этот вызов стали возникать авторские варианты новой российской Конституции. Среди них - опубликованный в апреле 1992 г. "Вариант ноль" С.М. Шахрая[11] и появившийся чуть ранее проект С.С. Алексеева и А.А. Собчака[12], подготовленный от имени Российского движения демократических реформ. В целом практически все конституционные проекты того времени напоминали друг друга в разделах, касающихся прав и свобод человека и гражданина, но заметно отличались от варианта Конституционной комиссии по части принципов разграничения компетенции между ветвями власти.
На VI Съезде народных депутатов Российской Федерации проект новой Конституции фактически не обсуждался. Съезд ограничился принятием Постановления "О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним"[13], которым одобрил общую концепцию конституционных реформ, а гл. XVI - "Федеральная законодательная власть" и XVII - "Президент Российской Федерации, федеральная исполнительная власть" поручил доработать с учетом предложений и замечаний Президента РФ.
Одновременно продолжался процесс модернизации действующей Конституции РСФСР. 21 апреля 1992 г. в текст Основного Закона были внесены изменения, связанные с фактом распада СССР и существования России как самостоятельного государства, в частности введено новое название государства - "Российская Федерация - Россия"[14]. Кроме того, в Конституцию был включен ряд норм, подчеркивающих приоритет представительных органов власти, и одновременно расширены полномочия Президента РФ; изменены, расширены и уточнены характеристика и полномочия Конституционного Суда РФ; к тексту Конституции приложен подписанный 31 марта 1992 г. Федеративный договор.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 217.