Различные версии проекта новой Конституции России, создаваемые рабочей группой Конституционной комиссии в 1990 - 1993 гг., также занимали много времени и внимания народных депутатов, членов Верховного Совета. Причем интерес к ним то загасал, то вспыхивал в зависимости от общеполитической ситуации в стране. Естественно, что чувство нового, а так воспринимались, по крайней мере, первые версии проекта 1990 - 1991 гг., втягивало в процесс их обсуждения и критики. Такое отношение затем повторилось в связи с VI Съездом народных депутатов, где рассматривался проект новой Конституции, и, наконец, после апреля 1993 г., когда "румянцевский" проект большинством Верховного Совета стал использоваться в борьбе против "президентского" проекта Конституции.
Опубликование в конце апреля 1993 г. "президентского" проекта Конституции Российской Федерации и созыв достаточно представительного Конституционного совещания для его доработки и обсуждения фактически "реанимировали" вялотекущий до того конституционный процесс. В повестке дня возникли вопросы об участии Верховного Совета РФ в Конституционном совещании, о порядке принятия новой Конституции, об организационных формах участия субъектов Федерации в новом направлении конституционного процесса, учитывать ли проект Конституционной комиссии в создании окончательного текста проекта Конституции. С точки зрения содержательной стали дискуссионными вопросы об инкорпорации ФД в Конституцию, о гражданском обществе, социальном государстве, президентской власти, Высшем судебном присутствии и ряд других.
При общем сопротивлении большинства Верховного Совета Комитет по законодательству поддержал идею Конституционного совещания, многие члены Комитета стали его участниками. Заместители председателя И.А. Безруков и Б.А. Золотухин были рекомендованы в Рабочую комиссию по доработке проекта Конституции РФ[15]. Незадолго до прекращения деятельности Верховного Совета автор был включен в состав группы по рассмотрению проекта Конституции Российской Федерации, одобренного Конституционным совещанием, и подготовке предложений по выработке единого согласованного проекта Конституции Российской Федерации[16].
К актам конституционного звучания в начале 90-х годов относился и Федеративный договор (ФД). Его идея родилась в условиях обострения межнациональных отношений в стране и "соперничества" с Союзным договором, как предполагаемым инструментом сохранения и обновления "большой федерации" - СССР, и благих надежд на создание реальной Российской Федерации. В умах многих политиков и юристов того времени была уверенность, что принятие ФД остановит "парад суверенитетов", распад государства.
Эта идея была запущена в политический обиход первым Съездом народных депутатов РСФСР. Первоначально она реализовывалась параллельно с работой над проектом Союзного договора. Это обусловливало определенную конкуренцию в предполагаемых сроках принятия каждого из упоминаемых договоров, подписантах их и, наконец, содержании актов. С распадом Советского Союза часть из этих моментов перестала иметь значение. В результате дискуссий 1990 г. - начала 1992 г. верх взяло мнение, что ФД должен быть соглашением федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предметах ведения и разграничении полномочий, причем с каждым видом субъектов Федерации отдельно (таким образом появилось три договора, в совокупности получивших название "Федеративный договор"[17]). С подписанием его 31 марта 1992 г. стали обсуждаться проблемы реализации ФД[18], и в том числе его инкорпорации в Конституцию. К этому времени относится и первая попытка создать федеральную программу законопроектных работ[19].
12 мая 1993 г. Президент РФ издает Указ "О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации"[20], которым для рассмотрения и завершения подготовки проекта Конституции Российской Федерации созывалось 5 июня 1993 года в городе Москве Конституционное совещание.
12 июля 1993 г. на пленарном заседание Конституционного совещания его участникам был роздан одобренный ими проект Конституции Российской Федерации[21]. В результате деятельности Конституционного совещания, по словам О.Г. Румянцева, "был разработан в некотором роде новый проект Конституции Российской Федерации - гораздо больше напоминавший "консолидированный" вариант"[22].
21 сентября 1993 г. Президент РФ принимает печально известный Указ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"[23], в соответствии с которым деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ была прервана и были назначены выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11 - 12 декабря 1993 года.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 214.